Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 мая 2015 9 просмотров

Если мы выступаем платежными агентами для нескольких интернет-магазинов, сколько нам надо открывать спец.счетов?

Законодательство обязывает платежных агентов открывать специальный расчетный счет для приема денежных средств от физических лиц, однако не устанавливает обязанность открывать отдельный расчетный счет по каждому поставщику.
Хотя отдельных разъяснений контролирующих органов по данному вопросу нет, буквальное толкование положений Закона № 103-ФЗ позволяет сделать вывод, что на единственном специальном счете организации можно аккумулировать все денежные средства, полученные организацией в качестве платежного агента, и в дальнейшем передавать их нескольким поставщикам. Главное - чтобы внутри организации существовал аналитический учет расчетов с каждым поставщиком.
Это связано с тем, что специальный расчетный счет требуется, чтобы собственные денежные средства организации не смешивались с денежными средствами, фактически принадлежащими контрагентам. Со специального счета платежного агента деньги перечисляются получателям по тому же принципу, что и с обычного расчетного счета организации, который не требуется открывать отдельно по каждому контрагенту.
За получением исчерпывающих объяснений по вопросу необходимости открытия платежным агентом нескольких специальных счетов организация может обратится к контролирующим органам.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Как вести кассовые операции платежным агентам
Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 1, 3 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).*
Применение ККТ
Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны:
устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;
регистрировать ККТ в налоговой инспекции. При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);
применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
выдавать кассовый чек;
вести и хранить документацию по ККТ;
обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее.
Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, частями 1, 3 статьи 6 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.
Модели ККТ, которые можно применять, включены в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39.
Перечень моделей ККТ, которые вправе применять платежные агенты (субагенты), приведен в письме ФНС России от 15 апреля 2014 г. № ЕД-4-2/7212.
Правила ведения кассовых операций
Платежные агенты обязаны соблюдать общие правила ведения кассовых операций. Но есть и особенности:
при определении лимита остатка наличных средств по общей кассе принятые от граждан платежи учитываться не должны (п. 1.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
принятые от граждан платежи приходуются в кассу отдельным приходным кассовым ордером по форме № КО-1(п. 3.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
для учета платежей граждан нужно вести отдельную кассовую книгу по форме № КО-4 (п. 5.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П, письмо ФНС России от 21 декабря 2011 г. № АС-4-2/21794).
Ситуация: как платежным агентам устанавливать лимит кассового остатка: с учетом или без учета средств, принятых от населения
При расчете лимита кассового остатка учитывается только объем поступлений (ожидаемый объем поступлений) наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги илиобъем выданных наличных денег. При этом платежный агент не должен включать в расчет средства, полученные от граждан в качестве платежей. Таким образом, лимит кассового остатка по средствам граждан платежный агент устанавливать не должен.
Если платежный агент взимает за свои услуги комиссию, то при расчете лимита остатка кассы само комиссионное вознаграждение учитывать надо.
Лимит кассового остатка за расчетный период определите исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги по формуле:
Объем наличной выручки, принимаемый для расчета лимита = Объем поступлений наличной выручки по всем видам деятельности за расчетный период (с учетом комиссионного вознаграждения) Объем поступлений от деятельности платежного агента
При расчете лимита, если нет наличной выручки, используйте только объем выданных наличных денег за расчетный период.
Такой вывод следует из положений пункта 1.3 Положения, пункта I и II приложения к Положению Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.
Сумму принятых от населения платежей определяйте на основании отдельно оформленных приходных кассовых ордеров. Это следует из пункта. 3.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.
Ситуация: как часто платежный агент должен сдавать в банк принятые от граждан платежи
Принятые от граждан платежи сдавайте в банк для зачисления на специальный счет ежедневно.
Объясняется это следующим.
Платежный агент обязан сдавать полученные от населения наличные денежные средства для зачисления на свой специальный банковский счет в полном объеме (ч. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Накапливать и хранить в кассе их нельзя. Данные суммы будут считаться сверхлимитными, так как не учитываются при расчете лимита кассового остатка. Поэтому сдавайте их в банк ежедневно. Такой порядок следует из пунктов 1.2–1.4, 3.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.
Если платежи граждан поступают в дни, когда банк не работает, денежные средства сдайте в ближайший банковский день (см., например, решение Арбитражного суда Ярославской области от 12 марта 2013 г. № А82-59/2013).
Главбух советует: есть факторы, позволяющие сдавать в банк платежи граждан не в день их поступления. Они заключаются в следующем.
Положения Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не устанавливают для платежных агентов сроков сдачи полученных наличных денег для их зачисления на специальный банковский счет. Не указаны такие сроки и в Положении Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П. Причем пункт 1.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П фактически предоставляет возможность накапливать денежные средства. Это связано с тем, что деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита кассового остатка.
По общему правилу периодичность сдачи сверхлимитной выручки не должна быть больше семи рабочих дней. Указанный срок может быть увеличен до 14 рабочих дней при условии, что в населенном пункте по местонахождению предпринимателя или организации отсутствует банк. Такой порядок следует из абзаца 8 пункта I и абзаца 8 пункта II приложения к Положению Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.
В арбитражной практике имеются решения, подтверждающие данный подход (см., например, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 февраля 2013 г. № А75-7786/2012).
<…>
Внимание: платежный агент может быть привлечен к административной ответственности, если перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).
За такое нарушение платежному агенту грозит штраф:
для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.
Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждаетсяписьмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984,Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
<…>
«Статья 4. Условия осуществления приема платежей
1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком*, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.
3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.
<…>
5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.*
<…>
14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:
1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;
2) списание денежных средств на банковские счета.
20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.*
21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка