Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 мая 2015 4 просмотра

Дополнение к вопросу № 555045: Мы санаторий, продаем путевки и курсовки без НДС, но есть необходимость применения гостиничного тарифа. Некоторые применяют цену с НДС и без НДС, Почему????? - это был мой вопрос, а не про ГСМ. Ответа не получила вовсе!!!!!!!!!!!!!!!!(((((((

Не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация услуг организаций отдыха, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (письмо МИНФИНА РОССИИ от 17.07.2014 № 03-07-07/35059).

При этом посреднические услуги по реализации путевок (курсовок), в том числе оформленных бланками строгой отчетности, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (п. 7 ст. 149 НК РФ, письмо МИНФИНА РОССИИ от 17.07.2014 № 03-07-07/35059).

Так же по нашему мнению, санаторно-курортная организация при оформлении санаторно-курортной путевки не может включать в нее только услуги по питанию или проживанию или только услуги по питанию и проживанию (письмо ФНС РОССИИ от 17.01.2008 № ШС-6-03/28, письмо МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 02.11.2007 № 32262/МЗ-14).

Следовательно, если в путевку включено только проживание, то такие операции облагаются НДС, т.е. такая путевка-курсовка в санаторий.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Какие операции освобождены от НДС

<…>

Перечень операций, при выполнении которых НДС начислять не нужно, зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Не начисляйте НДС по операциям:

Операции, которые не являются объектом обложения НДС, перечислены в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • реализация земельных участков (долей в них) (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • передача имущества и имущественных прав правопреемникам при реорганизации организации (подп. 2 п. 3 ст. 39, подп. 1 и 7 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • безвозмездная передача объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления (подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • выполнение работ (оказание услуг) в рамках мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, реализуемых по решениям Правительства РФ (подп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ), и т. д.
  • реализация имущества (имущественных прав) банкротов (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ). Обратите внимание: от налогообложения освобождается только реализация имущества и имущественных прав. Если организация-банкрот выполняет работы или оказывает услуги, то с этих операций она должна платить НДС на общих основаниях (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-07-14/19390).

Кроме того, не является объектом обложения НДС передача имущества в качестве вклада в уставный капитал других организаций (подп. 1 п. 2 ст. 146 и подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).

В отличие от вкладов в уставный капитал имущественные вклады участников обществ с ограниченной ответственностью НДС облагаются. Если в соответствии со статьей 27 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ участники вносят в имущество ООО какие-либо активы (кроме денежных средств), они должны начислять налог как при безвозмездной передаче. Это следует из положений пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 15 июля 2013 г. № 03-07-14/27452.

Перечень операций, которые льготируются (освобождены от налогообложения), приведен в пунктах 1, 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • предоставление денежных займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. на одну единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах (подп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • образовательные услуги, оказываемые некоммерческими организациями. Льгота распространяется на услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, а также дополнительных образовательных услуг, указанных в лицензии (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги организаций культуры (театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, зоопарков, музеев, парков культуры и отдыха и т. п.). В частности, прокат аудио- и видеоносителей из собственных фондов, изготовление копий с печатной продукции, экспонатов и документов таких организаций, звукозапись театрально-зрелищных мероприятий, сдача в аренду концертных и сценических площадок, предоставление музейных предметов и коллекций, показ зрелищных программ (спектаклей, концертов) в рамках гастрольной деятельности и т. д. (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, связанные с социальным обслуживанием несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы в рамках религиозной деятельности (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • безвозмездные услуги по производству (распространению) социальной рекламы (подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

При осуществлении операций, которые не являются объектом налогообложения и которые освобождаются от налогообложения, счета-фактуры не выставляйте (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Для ведения некоторых операций, перечисленных в статье 149 Налогового кодекса РФ, нужна лицензия. В таком случае НДС не платите, только если у организации есть лицензия на соответствующие виды деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ, абз. 3 письма Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-04-11/321).

Льготы по НДС, предусмотренные статьей 149 Налогового кодекса РФ, не применяются в отношении вознаграждений по агентским договорам, договорам поручения и комиссии (п. 7 ст. 149 НК РФ). Исключением из этого правила являются только вознаграждения за оказание посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ). Среди них – некоторые виды медицинских товаров, ритуальные услуги, изделия народных художественных промыслов.

Порядок начисления НДС в отдельных ситуациях приведен в таблице.

По операциям, перечисленным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, организация может отказаться от льготы и платить НДС в обычном порядке.

Если организация осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от обложения, то организуйте раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Налоговый кодекс РФ Часть вторая:Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

<…>

18) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;

<…>

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.07.2014 № 03-07-07/35059: О применении налога на добавленную стоимость при оказании профсоюзной организацией сторонним организациям и физическим лицам услуг по организации отдыха

Вопрос
Первичная профсоюзная организация обращается за разъяснением по поводу исчисления и уплаты НДС в бюджет.
Организацией, в чьей собственности находятся два объекта: база отдыха и туристическая база, заключен договор на оказание услуг по организации отдыха в данных учреждениях, а именно: нашей организации поручено осуществлять продажу путёвок и оказывать услуги по организации отдыха работникам организации-собственника. Также нашей организацией планировались продажа питания, путёвок и организация отдыха для сторонних организаций и физических лиц. Вопрос состоит в следующем:
- Является ли продажа данных продуктов облагаемой НДС услугой, так как мы являемся некоммерческой организацией на общем режиме налогообложения?
- Имеет ли значение форма договора на реализацию путёвок (агентский договор, договор на оказание услуг, договор поручения и т.п.)?
- Нужно ли облагать НДС стоимость путёвок, питания, услуг на данных объектах, переданных нашей организации договорами аренды?
- Какого вида должен быть бланк путёвки?
Счета на оплату, счета-фактуры и накладные выписываются от имени нашей организации.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо с различными вопросами применения налога на добавленную стоимость при оказании профсоюзной организацией сторонним организациям и физическим лицам услуг по организации отдыха и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 июня 2012 года № 82н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и экспертизе договоров в Департаменте не рассматриваются.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) одним из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость являются операции по реализации товаров, работ, услуг организациями, в том числе некоммерческими.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. Услуги, не оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, оказываемые данными организациями, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Согласно пункту 7 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с положениями указанной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пунктом 1 статьи 156 Кодекса установлено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
Согласно пункту 2 указанной статьи Кодекса на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Таким образом, не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация услуг организаций отдыха, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. При этом посреднические услуги по реализации путевок (курсовок), в том числе оформленных бланками строгой отчетности, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающимся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.06.2014 № 02-06-10/27554: О применении бланка строгой отчетности "Путевка" (код формы по ОКУД 0791616) в целях освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг санаторно-курортных организаций

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос по вопросу применения бланка строгой отчетности "Путевка" (код формы по ОКУД 0791616) в целях освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг санаторно-курортных организаций и сообщает.
На основании подпункта 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 (далее - Положение), установлено, что срок действия бланков строгой отчетности, утвержденных до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171, ограничен 01.12.2008. Следовательно, срок действия формы документа "Путевка" (код формы по ОКУД 0791616), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации, истек 01.12.2008.
Вместе с тем пунктом 3 Положения установлен перечень обязательных реквизитов, которые должны быть отражены в бланке строгой отчетности.
Таким образом, если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6 Положения, в целях применения указанного освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость организация, оказывающая услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный документ, содержащий обязательные реквизиты, установленные пунктом 3 Положения.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации в рамках своих бюджетных полномочий осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н установлены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее - Инструкция).
Применяемые в настоящее время формы первичных учетных документов установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
В случае отсутствия необходимой формы первичного учетного документа в соответствии с пп.6 и 7 Инструкции субъект учета в целях организации бухгалтерского учета в рамках формирования своей учетной политики, утверждаемой правовым актом субъекта учета, может утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией.
Одновременно обращаем внимание, что в случае применения формы документа, имеющей гриф утверждения нормативным правовым актом, она должна соответствовать оригиналу по составу обязательных реквизитов и их расположению.

5. ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 17.01.2008 № ШС-6-03/28: По вопросу деятельности санаторно-курортных и других оздоровительных организаций и освобождения их от налогообложения

Федеральная налоговая служба направляет для сведения копию письма* Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития России от 02.11.2007 № 32262/МЗ-14 по вопросу деятельности санаторно-курортных и иных оздоровительных организаций и освобождения их от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

6. ПИСЬМО МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 02.11.2007 № 32262/МЗ-14: Об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость оздоровительных организаций и об оказываемых ими услугах

Департамент развития медицинской помощи и курортного дела по вопросу деятельности санаторно-курортных и иных оздоровительных организаций и освобождения их от налогообложения сообщает следующее.
В соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации.

1. Об услугах, оказываемых санаторно-курортными организациями, и услугах, оказываемых организациями отдыха.
Статьей 15 Федерального закона от 23.02.95 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" установлено, что санаторно-курортными организациями являются организации, осуществляющие лечебный процесс, имеющие статус лечебно-профилактических организаций и функционирующие на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке.
То есть санаторно-курортные организации являются организациями здравоохранения, осуществляющими свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность, выданной в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2007 № 30.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 22.01.2007 № 30.".

Конкретные виды работ (услуг), которые санаторно-курортная организация вправе осуществлять на основании лицензии, указаны в Порядке организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 № 323 (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2007 № 9613).
Что касается иных оздоровительных организаций, то они в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие постановлением Госстандарта от 06.11.2001 № 454-ст, могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха, заповедников, спортивно-оздоровительных организаций и иных формах, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность.

2. О том, какие услуги могут быть включены санаторно-курортной организацией в стоимость санаторно-курортной путевки.
Санаторно-курортная путевка, форма которой утверждена приказом Минфина России от 10.12.99 № 90н, выдается лицу только при наличии медицинских показаний, что подтверждается предъявлением соответствующей медицинской справки.
Подгруппой 85.11.2 Раздела N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности проживание и питание рассматриваются как обеспечение условий пребывания в санаторно-курортной организации.
Таким образом, санаторно-курортная организация как медицинская организация оказывает прежде всего услуги по медицинской помощи, а услуги по питанию и проживанию являются сопутствующими, неразрывно связаны с первыми и являются необходимыми для надлежащего оказания услуг по медицинской помощи.
В связи с этим, по нашему мнению, санаторно-курортная организация при оформлении санаторно-курортной путевки не может включать в нее только услуги по питанию или проживанию или только услуги по питанию и проживанию.

3. О правомерности санаторно-курортной организации продавать путевки и курсовки на питание и (или) проживание не по форме санаторно-курортной путевки, а по иным формам путевок в оздоровительные учреждения, утвержденным приказом Минфина России от 10.12.99 № 90н.
В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий деятельность санаторно-курортной организации и определяющий объем ее полномочий. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предмет, цели и направления деятельности санаторно-курортной организации определены в ее учредительных документах.
В связи с этим в зависимости от того, какие виды деятельности прописаны в уставе санаторно-курортной организации, например: деятельность молодежных туристских лагерей, кемпингов, детских лагерей на время каникул, пансионатов, танцплощадок, библиотек, спортивных объектов, деятельность по организации отдыха и развлечений и иные, и при наличии в случае необходимости на их осуществление специальных разрешений (лицензий, сертификатов и др.), санаторно-курортные организации могут предоставлять услуги только по питанию и (или) проживанию и использовать в своей деятельности путевки и курсовку по формам № 1-3, утвержденным приказом Минфина России от 10.12.99 № 90н.

29.05.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка