Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
8 июня 2015 14 просмотров

В нашей организации проходила выездная налоговая проверка по результатам которой нам доначислен налог на прибыль. Инспекторы сославшись на п.1 ст.252,п.1 пп.1 ст.264 НК РФ из расходов исключили сумму транспортного налога за периоды 2011-2013гг., по автомобилям переданным по договору лизинга (мы являемся лизингодателями). В договоре лизинга указано, что предмет лизинга регистрируется в органах ГИБДД на имя "лизингополучателя" (в ПТС-временная регистрация за лизингополучателем). При этом в паспорте транспортного средства обязательно указываются сведения о "лизингодателе" как собственнике. Кто должен платить транспортный налог с транспортного средства, находящегося в лизинге,- лизингодатель или лизингополучатель? Правомерно ли в данном случае привлечение организации (лизингодатель) к налоговой ответственности?

 В данной ситуации обязанность по уплате транспортного налога определяется 2 факторами:

-условиями договора лизинга. Это условие у Вас выполняется.

-фактом постоянной регистрации в ГИБДД предмета лизинга. А именно, был ли предмет лизинга изначально зарегистрирован на имя лизингодателя, а затем на временной основе зарегистрирован на имя лизингополучателя либо он изначально был зарегистрирован на срок договора лизинга на имя лизингополучателя. Такая позиция подтверждена письмами Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-05-05-04/12, от 24 марта 2009 г. № 03-05-05-04/01 и ФНС России от 11 декабря 2013 г. № БС-4-11/22368. При этом, собственником в ПТС в обоих случаях указывается лизингодатель.

Таким образом, если изначально предмет лизинга был зарегистрирован на имя Вашей организации, а затем на временной основе зарегистрирован на лизингополучателя, Вы должны были уплачивать налог и учитывать его в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Если же предмет лизинга сразу был зарегистрирован на лизингополучателя, то Вы не должны были уплачивать налог.

Правомерность привлечения к налоговой ответственности определяется указанным выше условиям. Суммы налога, уплаченные лицом, не являющимся его плательщиком, не относятся к расходам по налогу на прибыль (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2005 N 18-11/78182).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуациякто должен платить транспортный налог с транспортного средства, находящегося в лизинге, – лизингодатель или лизингополучатель

Транспортный налог должна платить та сторона договора лизинга, на которую зарегистрировано транспортное средство (ст. 357 НК РФ)*.

Зарегистрировать транспортное средство, переданное по договору лизинга, можно как на лизингодателя, так и на лизингополучателя. Этот вопрос стороны согласовывают при заключении договора лизинга. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 20 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ и пункта 48.1 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001*

При этом возможен один из двух вариантов.

1. Транспортное средство регистрируется на лизингодателя (п. 48.1 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

При этом варианте обязанность по уплате транспортного налога возлагается на него как на срок действия договора лизинга, так и по его окончании (если договором не предусмотрен выкуп лизингового имущества).

2. Транспортное средство регистрируется на лизингополучателя. Для этого варианта предусмотрено два способа оформления регистрации автомобиля в ГИБДД:

  • при покупке транспортное средство сначала ставится на учет на имя лизингодателя, а затем временно (на срок действия договора) передается и регистрируется за лизингополучателем. В этом случае налог перечисляет лизингодатель как в течение срока действия договора, так и по его окончании (если договором лизинга не предусмотрен выкуп лизингового имущества);
  • при покупке транспортное средство сразу регистрируется за лизингополучателем (временно на срок действия договора) без предварительной регистрации на лизингодателя. В этом случае платить транспортный налог в течение срока действия договора должен лизингополучатель.

Такой порядок следует из пункта 48.2 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001, а также писем Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-05-05-04/12, от 24 марта 2009 г. № 03-05-05-04/01 и ФНС России от 11 декабря 2013 г. № БС-4-11/22368*.

После окончания действия договора лизинга транспортное средство, зарегистрированное на лизингополучателя, снимается с временного учета. При этом, если лизингополучатель был плательщиком транспортного налога в течение срока действия договора (т. е. транспортное средство изначально было зарегистрировано на него), обязанность по уплате налога перейдет к лизингодателю после перерегистрации автомобиля в ГИБДД.

В случае когда договором лизинга предусмотрен выкуп лизингового имущества по окончании срока действия договора, при уплате транспортного налога учитывайте следующие особенности.

Если транспортное средство изначально было зарегистрировано только на лизингополучателя (т. е. он был плательщиком транспортного налога), то и после окончания договора лизинга обязанность по уплате налога останется за ним. При этом лизингополучатель обязан снять транспортное средство с временного учета и зарегистрировать его на себя на постоянной основе.

Если в период действия договора лизинга плательщиком транспортного налога был лизингодатель, то обязанность заплатить налог появится у лизингополучателя после перерегистрации транспортного средства в ГИБДД.

Это следует из положений статьи 357 Налогового кодекса РФ и пункта 48.5 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: К какой ответственности может быть привлечена организация (ее должностные лица) по результатам налоговой проверки

По результатам налоговой проверки инспекция может применить к организации и ее должностным лицам налоговую или административную ответственность. В некоторых случаях материалы проверки инспекция может передать в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.

Размеры санкций могут меняться в зависимости от обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину плательщика, допустившего нарушения.

Налоговая ответственность

По результатам налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Исключениями из этого правила являются обстоятельства, при которых организации освобождаются от налоговой ответственности. К таким обстоятельствам относятся:
истечение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение;
отсутствие вины организации в совершении налогового правонарушения.

Об этом говорится в статье 109 Налогового кодекса РФ.

<…>

Обстоятельства, исключающие вину

Организация признается невиновной в налоговом правонарушении, если причиной его совершения является:

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований, исключающих вину организации в совершении налогового нарушения, открыт, поэтому налоговая инспекция или суд могут принять во внимание и иные обстоятельства, исключающие, по их мнению, вину организации (подп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ).

<…>

Ситуация: может ли инспекция по итогам проверки привлечь организацию к ответственности за неуплату налога. На момент образования недоимки за организацией числится переплата по другому налогу того же вида, превышающая недоимку

Сложившаяся арбитражная практика позволяет сделать однозначный вывод о том, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога при одновременном выполнении двух условий:

  • если на момент возникновения задолженности у нее имелась переплата по тому же налогу в части, зачисляемой в бюджет того же уровня;
  • если размер этой переплаты превышал или был равен сумме недоимки.*

Такой вывод содержится, например, в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15 июня 2009 г. № Ф04-3487/2009(8708-А75-40), Московского округа от 27 апреля 2009 г. № КА-А40/3229-09-2, Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А19-475/07-51-04АП-1146/07(5)-Ф02-446/09, Северо-Западного округа от 5 июня 2008 г. № А21-7514/2006.

В то же время в арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога и в том случае, если у нее имелась переплата по другому налогу того же вида в размере, превышающем (равном) сумму недоимки. Принимая такие решения, судьи исходят из того, что начиная с 1 января 2008 года налоговое законодательство позволяет делать зачет между разными налогами одного вида (федеральными, региональными, местными) (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Поэтому при наличии переплаты по одному налогу и недоимки по другому налогу того же вида фактической задолженности (по налогам этого вида) у организации не возникает. А значит, основания для привлечения ее к ответственности за неуплату налога отсутствуют. Такая позиция нашла отражение в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 7 августа 2009 г. № А56-45665/2008, от 7 августа 2009 г. № А56-15151/2006, от 21 мая 2008 г. № А42-6421/2007 и Западно-Сибирского округа от 14 января 2009 г. № Ф04-10/2009(19087-А03-34). Не исключено, что следование второй позиции повлечет за собой спор с налоговой инспекцией, который придется разрешать в судебном порядке.

<…>

Смягчающие обстоятельства

Привлекая организацию к налоговой ответственности, инспекция обязана учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Перечень смягчающих обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. При наличии хотя бы одного из них сумма штрафа должна быть уменьшена по крайней мере в два раза. Об этом сказано в пункте 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ.

Если при назначении штрафа проверяющие не учли имеющиеся у плательщика смягчающие обстоятельства, есть смысл обратиться к руководству инспекции с ходатайством о снижении размера санкции.

Ситуация: можно ли изменить решение инспекции. По результатам проверки инспекция привлекла организацию к ответственности без учета смягчающих обстоятельств

Да, можно, в части привлечения организации к ответственности.

Налоговый кодекс РФ прямо обязывает инспекцию при принятии решения по итогам проверки учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Если инспекция нарушает процедуру рассмотрения материалов проверки, в частности не учитывает смягчающие обстоятельства, то это может стать основанием для изменения ее решения в судебном порядке в части привлечения организации к ответственности (п. 14 ст. 101 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2009 г. № А65-12335/2008, Западно-Сибирского округа от 5 августа 2009 г. № Ф04-4603/2009(12011-А67-34), Московского округа от 18 марта 2008 г. № КА-А40/1662-08, Северо-Западного округа от 12 мая 2008 г. № А56-27789/2007).

Ситуация: может ли инспекция при принятии решения по проверке учитывать смягчающие обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ

Да, может.

Налоговый кодекс РФ обязывает инспекцию при принятии решения по итогам проверки учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Их перечень приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. Данный перечень не является исчерпывающим, поэтому при принятии решения по проверке инспекция по своему усмотрению может учитывать и иные смягчающие обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

На практике инспекции редко пользуются этим правом и в качестве смягчающих учитывают только те обстоятельства, которые прямо прописаны в Налоговом кодексе РФ. Однако организация, которая считает, что при назначении штрафа должны быть учтены другие смягчающие обстоятельства, может обратиться в арбитраж. Окончательное решение по этому вопросу примет суд (подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых смягчающими признавались следующие обстоятельства:

<…>

Олег Хороший

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка