Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
9 июня 2015 19 просмотров

Нет ответа на первую часть вопроса -соблюдение норм валютного законодательства. Допустимы ли такие расчеты и как правильно оформить документы.

В данной ситуации соблюдаются все нормы валютного законодательства, т.е. такие расчеты допустимы (подробно см. 1. Рекомендация). Но для того, чтобы ИФНС признала правомерным применение ставки НДС 0%, т.е. чтобы экспорт был подтвержденным необходимо, как и сообщалось ранее, - вмести со стандартным пакетом документов, нужно предоставить договор поручения на оплату товара между иностранным покупателем и фактическим плательщиком (абз. 7 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ). При отсутствии договора поручения организация –экспортер вправе использовать иные документы и доказательства для идентификации поступившего платежа в качестве экспортной выручки от реализации конкретного товара. Такую возможность подтвердил и Президиум ВАС РФ в постановлении от 02.02.2010 № 4588/08. Главное, чтобы документы позволяли идентифицировать поступивший платеж как экспортную выручку от реализации конкретного товара с учетом предусмотренных гражданским законодательством оснований возникновения у сторон прав и обязанностей. В том числе подтверждающим документом может служить само соглашение о поставке, где предусмотрена оплата со счета третьего лица (например, постановление ФАС Уральского округа от 13.07.2009 № Ф09-4692/09-С2)».

Договор поручения это - договор, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить определенные юридические действия от имени и за счет другой стороны (доверителя). Договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок (ст. 971 ГК РФ). Все действия поверенный совершает на основании доверенности. Права и обязанности по сделке, которую он совершил, возникают у доверителя. За услуги поверенного доверитель уплачивает ему вознаграждение (ст. 972 ГК РФ). Т.е. данный договор оформляется в соответствии со ст. 971 ГК РФ.

В пакет стандартных документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза, входят:

• договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);

• заявление покупателя (исключение – вывоз в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада) с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС (письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338). Если информация о заявлениях поступает в налоговую инспекцию в рамках отдельных международных межведомственных договоров, сведения о них нужно включить в перечень заявлений. Перечень заявлений подайте в налоговую инспекцию вместо отдельных заявлений. Его можно составить на бумаге или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Форма и формат перечня заявлений, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 6 апреля 2015 г. № ММВ-7-15/139;

• копия таможенной декларации (при вывозе в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада). В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров не представляется;

• транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны – участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);

• иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС (например, посреднические договоры, если российская организация экспортирует товары через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ)).

Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Как правильно оформить данные документы см. 3. Рекомендация.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Какие валютные операции могут проводить российские организации

<…>

Все валютные операции можно условно разделить на две группы:

  • запрещенные;
  • разрешенные.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Запрещенные валютные операции

По законодательству запрещено проводить валютные операции с резидентами (ч. 1 ст. 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Это означает, что российская организация не вправе:

  • продавать иностранную валюту резиденту;
  • приобретать иностранную валюту у резидента;
  • использовать иностранную валюту в расчетах с резидентом.

Такой порядок установлен подпунктом «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Приобретать и продавать иностранную валюту можно только в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 11 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Из общего запрета на проведение валютных операций с резидентами есть исключения.

Ответственность за совершение незаконных валютных операций

Внимание: за совершение незаконных валютных операций предусмотрена ответственность.

Незаконными считаются запрещенные валютные операции. За их совершение Росфиннадзор может оштрафовать организацию, руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составляет от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Это следует из части 1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Ситуация: могут ли организацию оштрафовать налоговая инспекция или таможня за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Нет, не могут.

Привлекать к ответственности за нарушения валютного законодательства могут только органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП РФ). Налоговые инспекции и таможня отнесены к агентам валютного контроля (ч. 3 ст. 22 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Они вправе проводить проверки, запрашивать документы и информацию по валютным операциям, однако штрафовать организации за нарушения валютного законодательства они не могут. Такой вывод следует из перечня прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, утвержденных частями 1 и 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Вместе с тем, налоговые инспекции и таможни вправе возбуждать дела об административных правонарушениях. Если должностное лицо этих ведомств установит факт того, что организация не выполняет требования валютного законодательства, будет составлен протокол (ч. 1 ст. 28.1, п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Однако рассматривать дела об этих правонарушениях вправе только органы валютного контроля – Росфиннадзор (ст. 23.60 КоАП РФ, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77). Все необходимые документы и информацию агенты валютного контроля передают в Росфиннадзор в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 166, и Положением ЦБ РФ от 20 июля 2007 г. № 308-П.

Разрешенные валютные операции

К разрешенным валютным операциям относятся:

  • операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
  • операции с нерезидентами.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Представление документов в банк

Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:

Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.

Ответственность за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях и подтверждающих документов

Внимание: за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях, о подтверждающих документах предусмотрена ответственность.

Эти документы отнесены к формам учета по валютным операциям (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). За нарушение порядка их представления Росфиннадзор может оштрафовать:

  • организацию – на 40 000 – 50 000 руб.;
  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

Штраф за нарушенные сроки представления отчетов зависит от количества дней просрочки.

Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:

  • для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.

Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 2000 до 3000 руб.

Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 4000 до 5000 руб.

Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.

Репатриация валютной выручки

В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
  • возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.

Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:

  • получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
  • исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.

Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Выполнять требование о репатриации не нужно в следующих случаях:

  • если валютная выручка зачисляется на счета в банках за рубежом в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • если заказчик (нерезидент) оплачивает местные расходы резидентов, связанные с сооружением объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • если организация использует иностранную валюту, получаемую от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории России, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий;
  • если валютная выручка зачисляется на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом в целях оплаты возникающих у таких организаций расходов, связанных с оплатой обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории России транспортных средств и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Обратите внимание, что исходя из положений валютного законодательства зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в четырех случаях:

  • по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории России резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги по заключенным с ними агентским договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги резидентам по заключенным с ними договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;
  • по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.

Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.

Такой порядок следует из части 2 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в письме ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217.

Ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки

Внимание: за нарушение требования о репатриации валютной выручки предусмотрена административная и уголовная ответственность.

За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке Росфиннадзор может оштрафовать организацию и руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составит:

  • 1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;
  • от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.

Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию и руководителя организации (главного бухгалтера) составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.

Это следует из частей 4 и 5 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:

  • от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.

Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.

Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:

  • сумма невозвращенных средств превысит 30 млн руб.;
  • нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;
  • будут использованы подложные документы;
  • операции проводятся через фирмы-однодневки.

Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.

Главбух советует: Чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).

В частности:

  • предусмотрите в контракте способ обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
  • выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
  • предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.

Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).

<…>

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья:Исчисление налогов по экспортным операциям

<…>

Мнение эксперта

О.Е. Черевадская, директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит»:

«Обоснованность применения ставки 0% при экспорте товаров (припасов) подтверждается документами, перечисленными в пункте 1 статьи 165 НК РФ. В том числе необходимо представлять выписку банка (ее копию), свидетельствующую о фактическом поступлении выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. Но выручка может поступить не только от покупателя-иностранца, но и от третьего лица. Для этого случая в статье 165 НК РФ предусмотрен особый порядок подтверждения нулевой ставки: в налоговые органы наряду с выпиской банка (ее копией) представляется договор поручения на оплату товара (припасов), заключенный между иностранным лицом и плательщиком.

В то же время требование подтверждать поступление экспортной выручки в рассматриваемой ситуации исключительно договором поручения ограничивает действия продавца. Согласно статье 313 ГК РФ исполнение денежного обязательства может быть возложено должником на третье лицо и кредитор обязан принять такое исполнение. Причем гражданское законодательство не устанавливает каких-либо жестких предписаний по документальному оформлению данных операций.

Рассматриваемая норма пункта 1 статьи 165 НК РФ, существенно ограничивающая возможности налогоплательщика отстаивать свои права, была признана неконституционной (постановление Конституционного суда РФ от 23.12.2009 № 20-П). Следовательно, налогоплательщик может подтвердить факт поступления на его счет выручки за проданный товар любыми другими документами. Такую возможность подтвердил и Президиум ВАС РФ в постановлении от 02.02.2010 № 4588/08. Главное, чтобы документы позволяли идентифицировать поступивший платеж как экспортную выручку от реализации конкретного товара с учетом предусмотренных гражданским законодательством оснований возникновения у сторон прав и обязанностей. В том числе подтверждающим документом может служить само соглашение о поставке, где предусмотрена оплата со счета третьего лица (например, постановление ФАС Уральского округа от 13.07.2009 № Ф09-4692/09-С2)»

2.Выписка банка (ее копия), в которой отражено поступление выручки от реализации экспортного товара иностранному лицу на счет продавца в российском банке. Если речь идет о внешнеторговой товарообменной сделке, вместо выписки представляются документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров по бартеру на территорию РФ и их оприходование (либо встречное выполнение и принятие на учет работ, услуг). А если в рамках товарообменных операций контрагент передал товары за пределами российской территории либо эти товары изначально находились в России и через границу не перемещались? С 1 января 2011 года в подобной ситуации экспорт можно подтвердить, представив документы, удостоверяющие получение товаров и их принятие к учету (абз. 5 и 6 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Бывает, что экспортная выручка поступает налогоплательщику не от покупателя, а через третье лицо. Тогда экспортер должен представить в налоговую инспекцию вместе с выпиской банка договор поручения на оплату товара между иностранным покупателем и фактическим плательщиком (абз. 7 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ). Возможности предоставления других доказательств поступления экспортной выручки при такой схеме расчетов в Налоговом кодексе не предусмотрено. Конституционный суд РФ в постановлении от 23.12.2009 № 20-П признал данное ограничение антиконституционным. Суд указал, что до внесения в налоговое законодательство необходимых изменений налогоплательщик при отсутствии договора поручения вправе использовать иные документы и доказательства для идентификации поступившего платежа в качестве экспортной выручки от реализации конкретного товара. Согласно пункту 2 постановления № 20-П оно вступило в силу немедленно после провозглашения, то есть с 23 декабря 2009 года.

<…>

Глебова О. П.,

эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Журнал «Российский налоговый курьер», № 6, март 2011

3. Рекомендация:Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза

<…>

Как обосновать нулевую ставку

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна выполнить следующие действия:

Какие документы собрать

В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза, входят:

  • договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);
  • заявление покупателя (исключение – вывоз в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада) с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС (письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338). Если информация о заявлениях поступает в налоговую инспекцию в рамках отдельных международных межведомственных договоров, сведения о них нужно включить в перечень заявлений. Перечень заявлений подайте в налоговую инспекцию вместо отдельных заявлений. Его можно составить на бумаге или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Форма и формат перечня заявлений, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 6 апреля 2015 г. № ММВ-7-15/139;
  • копия таможенной декларации (при вывозе в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада). В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров не представляется;
  • транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны – участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС (например, посреднические договоры, если российская организация экспортирует товары через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ)).

Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Какие документы нужны, если вывозят продукты переработки давальческого сырья

Для такой ситуации пакет документов включает в себя:

  • договор (контракт) на переработку давальческого сырья;
  • транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие ввоз сырья для переработки и вывоз продуктов переработки;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (например, акт о переработке давальческого сырья);
  • заявление о ввозе продуктов переработки в страну – участницу Таможенного союза и другие документы, подтверждающие вывоз товаров с территории России. Если информация о заявлениях поступает в налоговую инспекцию в рамках отдельных международных межведомственных договоров, сведения о них нужно включить в перечень заявлений. Перечень заявлений подайте в налоговую инспекцию вместо отдельных заявлений. Его можно подать на бумаге или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Форму перечня заявлений и порядок заполнения устанавливает ФНС России. Если продукты переработки вывозятся в страны, находящиеся за пределами Таможенного союза, заявление (перечень заявления) не представляется;
  • копию таможенной декларации, заверенную государством – участником Таможенного союза, на территорию которого ввозятся продукты переработки, – при реализации продуктов переработки в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада. В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров (перечень заявлений) не представляется;
  • таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки за пределы территории стран – участниц Таможенного союза (если продукты переработки вывозятся в другую страну за пределами Таможенного союза);
  • иные документы.

Об этом говорится в пункте 32 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Главбух советует: оперативно отслеживать поступление копий заявлений зарубежных партнеров о ввозе товаров и уплате НДС можно на сайте ФНС России. Там есть электронный сервис для экспортеров, которые реализуют продукцию в страны Таможенного союза.

Ситуация: какие транспортные и (или) товаросопроводительные документы можно использовать, чтобы подтвердить факт экспорта товаров из России в страны – участницы Таможенного союза

Для подтверждения экспорта товаров в страны – участницы Таможенного союза представьте в налоговую инспекцию документы, составленные по формам из приложений к письму Минтранса России от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460. Для каждого способа перевозки есть свои.

Автомобильным транспортом. Можно использовать товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т. Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Также можно применять международную товарно-транспортную накладную (CMR), поскольку по своему содержанию она аналогична форме № 1-Т. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 мая 2013 г. № ЕД-3-3/1928.

Воздушным транспортом. Подтверждающими транспортными (товаросопроводительными) документами могут быть:

  • нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Ее форму разрабатывает Транспортная Клиринговая Палата;
  • грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Ее форму разрабатывает сам перевозчик.

Железнодорожным транспортом. Подтверждением могут служить документы, приведенные в Служебной инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении. Например, оригинал накладной (для получателя), лист выдачи груза, лист уведомления о прибытии груза.

Это следует из письма Минтранса России от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 8 июня 2010 г. № ШС-37-3/3693).

Транспортом покупателя (или непосредственно представителями иностранных организаций). В этом случае транспортных документов, свидетельствующих о международной перевозке груза, у экспортера может не быть. Тогда подтвердить факт передачи товаров, чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, можно товарной накладной (форма № ТОРГ-12), оформленной на имя иностранного покупателя. Об этом сказано в письмах Минфина России от 19 июля 2012 г. № 03-07-13/01-42 и от 18 мая 2011 г. № 03-07-13/01-17.

Самовывоз без использования дополнительного транспорта. Бывает, что товаросопроводительные документы не оформляются по условиям перевозки. Например, если продавец продает автомобиль, который перемещается на территорию другой страны своим ходом, без использования другого транспорта. В подобных случаях отсутствие товаросопроводительных документов само по себе не может являться основанием для отказа в применении нулевой ставки НДС. Инспекция должна рассмотреть любые доказательства (обоснования, сведения), представленные организацией либо полученные в ходе налоговых проверок. Об этом сказано в письме ФНС России от 2 июня 2014 г. № ГД-4-3/10441.

Главбух советует: если товары вывозит иностранный покупатель в Республику Казахстан, налоговые инспекции требуют, чтобы российские организации подтверждали факт экспорта международными товарно-транспортными накладными. При этом они руководствуются письмом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15167. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Выполнить такое требование можно, если в качестве перевозчика в международной товарно-транспортной накладной указан иностранный покупатель. При самовывозе именно он принимает на себя ответственность за перевозку груза и все возможные риски повреждения (утраты) груза в пути.

Главбух советует: если товары вывозит иностранный покупатель на своем транспорте в Республику Беларусь, то российская организация может подтвердить экспорт международной товарно-транспортной накладной Республики Беларусь либо международной товарно-транспортной накладной России.

У организации может отсутствовать эта накладная. Например, в ситуации, когда товары доставляет сотрудник иностранного покупателя на личном автомобиле. Тогда подтвердить экспорт могут письменные объяснения покупателя, приказы о направлении сотрудников в командировку и т. д.

Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 14 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17067. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Как инспекторы проверят факт экспорта

Получив от экспортера пакет документов вместе с налоговой декларацией, инспекторы проводят камеральную проверку. По результатам такой проверки они принимают одно из следующих решений:

  • подтвердить факт экспорта и возместить (зачесть) суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт;
  • не подтвердить факт экспорта, то есть отказать в нулевой ставке и начислить с реализации налог по ставке 18 или 10 процентов.

Проверяющие могут не подтвердить факт экспорта, если сведения, которые подала организация, не совпадают с теми, которые есть в инспекции. Речь идет о сведениях о перемещении товаров и уплате косвенных налогов, которые поступают в российскую налоговую инспекцию от инспекции другой страны, в которую были экспортированы товары. Когда есть расхождения, инспекторы начислят НДС по обычным ставкам – 10 или 18 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в нулевой ставке НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза. Организация не представила в инспекцию заявление покупателя о ввозе товара и уплате косвенных налогов (копию таможенной декларации)

Да, может.

Заявление покупателя о ввозе экспортированных товаров и уплате косвенных налогов входит в состав документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза. Причем на заявлении должна быть отметка налоговой инспекции страны-импортера. Так предусмотрено пунктом 4 приложения 18 и, в частности, подпунктом 3 пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Исключение – когда организация вывозит товары в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада. В этом случае вместо заявления организация должна подать копию таможенной декларации, заверенную государством – участником Таможенного союза, на территорию которого ввозятся товары.

Поэтому если организация подала неполный комплект документов, в частности не представила заявление или копию таможенной декларации, то инспекция вправе отказать в применении нулевой ставки НДС (п. 5 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4. Справка статьи: Договор поручения

Договор поручения – договор, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить определенные юридические действия от имени и за счет другой стороны (доверителя). Договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок (ст. 971 ГК РФ). Все действия поверенный совершает на основании доверенности. Права и обязанности по сделке, которую он совершил, возникают у доверителя. За услуги поверенного доверитель уплачивает ему вознаграждение (ст. 972 ГК РФ).

5. Рекомендация:Как оформить паспорт сделки

<…>

Когда оформляется паспорт сделки

Паспорт сделки оформите, если одновременно выполняются следующие условия:

  • организация проводит валютную операцию с нерезидентом;
  • расчеты (переводы) по операции проходят через счета организации, открытые в уполномоченном банке или через счета в банке-нерезиденте;
  • между сторонами валютной операции заключен внешнеторговый контракт на импорт или экспорт товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу информации или результатов интеллектуальной деятельности) или договор займа (кредита);
  • сумма контракта или кредитного договора равна или превышает эквивалент 50 000 долл. США.

Такие условия содержатся в пунктах 5.1, 5.2 и 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И.

Оформлять паспорт сделки не придется, если общая сумма контракта или кредитного договора в эквиваленте менее 50 000 долл. США. Чтобы определить, соответствует ли сделка данному условию, возьмите курс иностранных валют к рублю, установленный Банком России на дату заключения, изменения и дополнения контракта (кредитного договора). Сначала переведите сумму, указанную в контракте (кредитном договоре), в рубли, затем – в доллары США. Это следует из пункта 5.2 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И.

В письмах Банка России даны дополнительные разъяснения, когда нет необходимости составлять паспорт сделки. Например:

<…>

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

10.06.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка