Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин сообщил, кого накажут за ошибки в декларациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
25 июня 2015 4 просмотра

Мы АО. Из ОАО переименовались в АО (непубличное акционерное общество),так как признаки публичности у нас отсутствовали. Должны ли мы публиковать сообщение в СМИ и сообщать об этом ЦБ.

Нет, такой обязанности нормы действующего законодательства не предусматривают.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист.

1. Рекомендация: АО не намерено становиться публичным: как выбрать между преобразованием в ООО и переоформлением в непубличное АО

<…>

Как выбрать оптимальную форму ведения бизнеса

Если общество не размещает акции путем открытой подписки и не намерено это делать, то акционерам стоит проанализировать, целесообразно ли продолжать вести деятельность в форме АО. Может оказаться, что на самом деле эта организационно-правовая форма влечет для компании неоправданные риски и издержки.

Примеры недостатков ведения бизнеса в форме АО

1. Неопределенность в законодательном регулировании

Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ предусматривает лишь общие положения об акционерных обществах. Многие из них нуждаются в уточнении (например, появятся ли у общества и его акционеров новые права и обязанности, какое сокращенное наименование можно будет использовать и т. д.).

Общие положения будут детализированы в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), но поправки в него пока не внесены. В частности, сейчас Закон об АО по-прежнему разделяет все акционерные общества на открытые и закрытые, не учитывая новое деление на публичные и непубличные.

2. Расходы на оплату услуг регистратора

До 2 октября 2014 года все акционерные общества обязаны передать ведение реестра регистратору, то есть профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему соответствующую лицензию (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», письмо Банка России от 31 июля 2014 г. № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором»).

Затраты на оплату услуг такого регистратора могут оказаться для общества весьма существенными.

3. Наличие государственного регулятора в лице Банка России

Банк России осуществляет:*

  • регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;*
  • контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.

Такие полномочия предусмотрены в пунктах 10–10.2 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

На практике это порождает для АО много дополнительных обязанностей и увеличивает риск привлечения к ответственности.

Например, акционерные общества должны раскрывать установленную законодательством информацию (ст. 92 Закона об АОраздел VII Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»). За нарушение такой обязанности общество могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).*

Еще один существенный риск – возможность акционера подать в Банк России жалобу на общество (например, если, по мнению акционера, АО нарушило его права). В итоге общество может столкнуться с рядом проверок, предписаний и иных негативных последствий вплоть до привлечения к ответственности. В ООО же такой «корпоративный шантаж» крайне затруднителен. Разумеется, участник ООО вправе обратиться за защитой своих интересов в суд, однако это может стать для общества гораздо менее серьезной проблемой, чем проверки со стороны Банка России.

4. Расходы на оплату аудиторских услуг

Для всех акционерных обществ предусмотрен обязательный аудит (п. 5 ст. 67.1 ГК РФп. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). А это дополнительные затраты времени и средств.

5. Невозможность исключить из общества недобросовестного участника

При наличии ряда условий из ООО можно исключить участника, который:

  • грубо нарушает свои обязанности либо
  • своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Такое правило установлено в статье 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Закон об АО такой возможности не предусматривает.

В частности, акционеры могут придерживаться следующей логики. Если общество намерено разместить акции среди неопределенного круга лиц, бизнес в любом случае необходимо вести в форме публичного акционерного общества (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). В этой ситуации все недостатки и издержки, свойственные АО, оправданны. Если же акционеры намерены ограничивать и контролировать число новых участников (в т. ч. при помощи преимущественного права покупки акций), возникает проблема выбора:

  • сменить организационно-правовую форму на ООО, то есть на более простую и «понятную» форму ведения бизнеса, которая лишена рисков и недостатков, свойственных АО;
  • продолжить вести деятельность в форме АО (непубличного общества), сохранив все недостатки, свойственные этой организационно-правовой форме. При выборе такого варианта порядок действий, которые потребуется совершить для переоформления в непубличное АО, будет различаться в зависимости от существующей формы общества – ОАО или ЗАО.

Возможен и третий вариант – ликвидировать существующее АО и при необходимости создать новую организацию в более простой форме, например, ООО. Но вряд ли этот вариант покажется акционерам оптимальным.

<…>

Как переоформить ОАО в непубличное АО

Во-первых, устав общества нужно изменить таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон предъявляет к уставу непубличного АО. При этом имеет смысл включить в фирменное наименование АО слово «непубличное» и убрать слово «открытое».

Обоснование

Формально наименование ОАО можно и не менять. Так, закон не обязывает:

  • включать в наименование слово «непубличное»;
  • исключать из него слово «открытое».

Однако, если ОАО не сменит наименование, могут возникнуть следующие проблемы.

1. Государственные органы, контрагенты, иные лица могут посчитать, что общество является публичным, а значит, оно должно соблюдать установленные требования для публичных АО. В итоге могут возникнуть недопонимание и споры.

2. В уставе не удастся предусмотреть преимущественное право акционеров на приобретение акций, отчуждаемых иными акционерами (абз. 3 п. 2 ст. 7 Закона об АО). В связи с этим не получится ограничить вступление в общество новых (нежелательных) участников.

Совет

До тех пор пока Закон об АО не приведут в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ, изменить наименование ОАО имеет смысл следующим образом:

  • предусмотреть в уставе новое полное наименование общества (например, «непубличное акционерное общество "Альфа"»);
  • исключить из сокращенного наименования АО формулировку «ОАО» (если она была указана). При этом можно либо вообще не предусматривать сокращенное наименование общества, либо использовать для этого наименования формулировку «акционерное общество» или просто «АО». Аббревиатуру «НАО» включать не стоит.

Обоснование

Новые положения Гражданского кодекса РФ будут детализированы в Законе об АО, но поправки в него пока не внесены. Из-за этого возникает неопределенность при применении некоторых норм и изменении отдельных положений устава.

Так, в настоящее время закон не конкретизирует, какие слова должно включать в себя сокращенное наименование акционерного общества. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит лишь общие положения о фирменном наименовании, а Закон об АО пока предусматривает старые аббревиатуры «ЗАО» и «ОАО».

Вместе с тем, ФНС России разъяснила, что сокращенное фирменное наименование непубличного АО должно содержать:

  • полное или сокращенное наименование общества;
  • слова «акционерное общество» или «АО».

Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@.

Если включить в устав общества аббревиатуру «НАО» (например, указать, что сокращенное наименование непубличного общества – «НАО "Альфа"»), возникнет следующий риск: налоговая инспекция откажется регистрировать изменения в уставе, поскольку закон и разъяснения ФНС России не позволяют использовать упомянутую аббревиатуру.

В то же время можно и вовсе убрать из устава сокращенное наименование АО. Ведь указывать его в уставе необязательно (п. 3 ст. 98 ГК РФп. 1 ст. 4 Закона об АО).

Примеры положений о фирменном наименовании непубличного АО

Вариант 1

1.3. Полное фирменное наименование Общества – непубличное акционерное общество «Торгово-развлекательный центр "Альфа"».

Сокращенное фирменное наименование Общества – АО «ТРЦ "Альфа"».

Вариант 2

1.3. Полное фирменное наименование Общества – непубличное акционерное общество «Торгово-развлекательный центр "Альфа"».

Сокращенное фирменное наименование Общества – акционерное общество «ТРЦ "Альфа"».

Во-вторых, стоит предусмотреть в уставе положения, которые в наибольшей степени отвечали бы интересам акционеров. В некоторых случаях для этого требуется единогласное решение всех участников (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Можно ли включить в устав ОАО, не обладающего признаками публичного общества, положение о преимущественном праве акционеров на приобретение акций, отчуждаемых другими акционерами

Да, можно.

Если ОАО решило продолжить деятельность в форме непубличного общества, в уставе разрешено:

  • продублировать порядок осуществления преимущественного права на покупку акций, установленный в абзаце 4 пункта 3 статьи 7 Закона об АО, либо
  • предусмотреть иной порядок осуществления этого права.

Обоснование

Закон запрещает предусматривать преимущественное право приобретения акций в уставе публичного АО (п. 5 ст. 97 ГК РФ).

В отношении непубличных обществ такой запрет не установлен. Выходит, непубличному АО ничто не мешает включить в свой устав положение о преимущественном праве акционеров на покупку акций, продаваемых другими акционерами.

Причем совсем необязательно дублировать порядок осуществления этого права, предусмотренный в Законе об АО в отношении закрытых обществ. Ведь закон не содержит указания на то, что бывшее ОАО, которое стало непубличным, должно регулироваться по аналогии с ЗАО. Напротив, нормы о закрытых обществах применяются к ЗАО до тех пор, пока это общество не внесет первые изменения в свой устав после 1 сентября 2014 года (ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; далее – Закон № 99-ФЗ).

Решение о включении в устав положений о преимущественном праве необходимо принять большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (подп. 1 п. 1 ст. 48п. 4 ст. 49 Закона об АО).

ОАО, не обладающее признаками публичного общества, переоформлено в непубличное АО. Нужно ли внести изменения в иные документы помимо устава (договоры с другими компаниями, внутреннюю документацию, свидетельства, трудовые договоры с сотрудниками и т. д.)

По общему правилу не нужно, однако на практике этот вопрос стоит решить в зависимости от конкретных документов.

Закон устанавливает, что организация, изменившая наименование в связи с реформой юридических лиц, не обязана вносить изменения:

  • в правоустанавливающие документы;
  • в другие документы, содержащие прежнее наименование организации.

На это указано в части 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ. Некоторые госорганы подтвердили действие такой нормы и дали соответствующие разъяснения.

Вместе с тем, на практике возможны иные ситуации:

  • в документы, содержащие прежнее наименование АО, необходимо внести изменения;
  • в такие документы изменения вносить не обязательно, но все же желательно это сделать.

Не требуется вносить изменения

Отдельные госорганы подтвердили, что организация, изменившая наименование в целях его соответствия новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ, не обязана вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы. В частности, не требуется:

Необходимо внести изменения

По мнению Роспатента, это должны сделать правообладатели зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности либо организации, подавшие заявки на регистрацию таких объектов(информационное письмо от 2 февраля 2015 г. «О внесении изменений, связанных с изменением наименования юридического лица в части указания его организационно-правовой формы, в материалы заявок и реестры зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности в связи с изменениями в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Вместе с тем, выводы, приведенные в таком информационном письме, по сути противоречат правилам части 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ. Поэтому ничто не мешает обществу придерживаться следующей тактики:

  • не вносить никаких изменений, касающихся объектов интеллектуальной собственности;
  • в случае нарушения прав на такие объекты либо при возникновении спора с Роспатентом сослаться на то, что Закон № 99-ФЗ не обязывал правообладателя обращаться в Роспатент в связи со сменой наименования.

В то же время для общества может оказаться важнее в максимальной степени снизить риски, касающиеся признания и охраны исключительного права на объект интеллектуальной собственности. В таком случае все же имеет смысл внести изменения, на которых настаивает Роспатент (пусть по закону это и не обязательно). Другими словами, АО может занять следующую позицию: лучше лишний раз обратиться в Роспатент и оплатить госпошлину, чем потом столкнуться с проблемами при подтверждении статуса обладателя исключительного права.

Желательно внести изменения

На практике различие между наименованием общества, указанным в уставе, и наименованием в других документах может вызвать вопросы у контрагентов и иных лиц. Чтобы избежать такого недопонимания и возможных споров, имеет смысл:

  • указать новое наименование в фирменных бланках, объявлениях, на вывесках и на интернет-сайтах АО;
  • изменить сведения о наименовании во внутренних документах общества (например, в положениях о договорной работе, о генеральном директоре, о филиале и т. д.);
  • уведомить о смене наименования контрагентов, в том числе потенциальных.

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Максим Козлов

заместитель начальника юридического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

2. Рекомендация: Как провести преобразование АО

<…>

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования

После принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий:

  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 7576 Закона об АО);
  • представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.*

Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.

АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:

  • копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
  • выписку из такого протокола.

Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка