Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
30 июня 2015 48 просмотров

У меня вопрос по-поводу НДС при аренде гос.имущества. Уже не первый год заключаем трехсторонний договор аренды государственного имущества. Предыдущие годы в договоре арендодатель указывал, что мы, являясь, налоговыми агентами обязаны НДС самостоятельно перечислить в бюджет. Была указана сумма, реквизиты, куда следует перечислить сумму НДС (в бюджет по месту нахождения предприятия). Вопросы не возникали, перечисляли нужную сумму. За 2015г. арендодатель на подпись присылает договор аренды имущества, где отсутствует информация о том, кто обязан перечислять НДС.Мной как обычно сдана уже декларация по НДС за 1 квартал 2015г., зная, что ничего не изменится. Договора у них подписываются очень долго, в данном случае, подписан 29.04.2015г. Получив договор, я засомневалась, обязаны ли мы платить НДС как налоговый агент? Предприятие наше на УСН.Если есть необходимость, могу скан. договора на эл. адрес скинуть.Спасибо.

По общему правилу, организации на УСН не освобождаются от исполнения функций налоговых агентов по НДС.

Являетесь Вы налоговым агентом, или нет – ответ будет зависеть от содержания договора аренды.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет

Обоснование

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке

Налоговые агенты

Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация на упрощенке включить в расходы НДС, удержанный и уплаченный в бюджет при аренде государственного (муниципального) имущества

Да, может.

Организации (в т. ч. автономные учреждения), арендующие государственное или муниципальное имущество, являются налоговым агентом по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). Переход на упрощенку не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). При этом суммы фактически уплаченного НДС по расходам, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу, тоже можно учесть при налогообложении (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Арендные платежи можно отнести на расходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому и НДС по ним также учитывается при расчете единого налога при упрощенке. Такого же мнения придерживается налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 17 июня 2005 г. № 18-11/3/42465).*


<…>

Из рекомендации Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

<…>

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.*

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.*

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12, от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529, от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка