Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
3 июля 2015 478 просмотров

Как в рамках выездной налоговой проверки налоговая испекция может проводить инвентаризацию, по каким документам и на какую дату?

Сам порядок проведения инвентаризации в ходе налоговой проверки Налоговым кодексом РФ не установлен. Однако, он определен в Положении, которое утверждено приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39. Инспекция инвентаризирует имущество проверяемой организации на основе распоряжения, форма которого утверждена приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39. Распоряжение издает руководитель (заместитель руководителя) инспекции, в которой организация состоит на учете (как по своему местонахождению, так и по местонахождению недвижимого имущества или транспортных средств) (п. 1.2 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).
В письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» сказано, что инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки (подпункт 6 пункта 1 статьи 31, пункт 13 статьи 89 НК РФ). Инвентаризацию целесообразно проводить в случаях, когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, и (или) осмотра территорий и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика.
Инвентаризация имущества налогоплательщика включает в себя инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов.
Таким образом, в ходе инвентаризации могут быть затребованы документы как по имуществу, так и по расчетам общества. По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты. Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица, в целях инвентаризации имущества, может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица.
Согласно п. 2.5 Положения в ходе проведения инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества и расчетов заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. А по результатам ревизии составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, ее подписывает председатель комиссии (п. 5.1 Положения). При отсутствии таких документов суд, скорее всего, признает инвентаризацию неподтвержденной и отменит решение налоговиков, основанное на ее результатах (Постановление ФАС Уральского округа от 19.10.2006 № Ф09-9269/06-С1).
Данные инвентаризации необходимы для обоснования результатов проверки. Поэтому при инвентаризации определяют ту дату, на которую может быть получена необходимая информация для правильности расчетов налоговых обязательств за проверяемый период.

Обоснование

Из рекомендации Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке

Инвентаризация имущества

При необходимости в ходе выездной налоговой проверки инспекция может инвентаризировать имущество проверяемой организации (п. 13 ст. 89 НК РФ). Налоговое законодательство не уточняет, в каких случаях возникает такая необходимость, поэтому вопрос о проведении инвентаризации проверяющие решают по своему усмотрению.

Порядок проведения инвентаризации в ходе налоговой проверки Налоговым кодексом РФ не установлен. Он определен в Положении, которое утверждено приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.

Документальное оформление

Инспекция инвентаризирует имущество проверяемой организации на основе распоряжения, форма которого утверждена приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39. Распоряжение издает руководитель (заместитель руководителя) инспекции, в которой организация состоит на учете (как по своему местонахождению, так и по местонахождению недвижимого имущества или транспортных средств) (п. 1.2 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).

В распоряжении руководитель инспекции (его заместитель) указывает:

  • наименование проверяемой организации, ее адрес;
  • состав инвентаризационной комиссии во главе с ее председателем;
  • имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение;
  • сроки проведения инвентаризации;
  • причина проведения налоговой инвентаризации.

Это следует из приложения 1 к Положению, утвержденному приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.

Перечень инвентаризируемого имущества

В рамках выездной налоговой проверки инспекция вправе проинвентаризировать следующие виды имущества:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • производственные запасы;
  • готовую продукцию;
  • товары;
  • прочие запасы;
  • денежные средства;
  • кредиторскую задолженность;
  • иные финансовые активы.

Об этом говорится в пункте 3 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.

Конкретный перечень имущества, в отношении которого инспекция будет проводить инвентаризацию, устанавливает руководитель инспекции (его заместитель) и отражает это в распоряжении (п. 2.1 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).

Обязанности инвентаризационной комиссии

В ходе проведения инвентаризации в рамках выездной налоговой проверки члены инвентаризационной комиссии обязаны:

Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, в которых хранятся ценности, на время своего отсутствия члены комиссии вправе опечатать (п. 2.11 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).

По итогам инвентаризации составленные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а также материально-ответственные лица со стороны организации. В конце каждой описи материально-ответственные лица также должны дать расписку в том, что они присутствовали при проверке имущества, и об отсутствии (наличии) каких-либо претензий к членам комиссии (п. 2.10 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).

Результаты инвентаризации

На основании составленных описей председатель инвентаризационной комиссии составляет ведомость результатов инвентаризации, форма которой утверждена приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39). Впоследствии результаты инвентаризации имущества отражаются в акте налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки. Об этом говорится в пункте 5.1 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты инвентаризации, проведенной с нарушениями

Нет, не вправе.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Порядок проведения инвентаризации в ходе налоговой проверки определен в Положении, которое утверждено приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39. Указанное Положение разработано и утверждено во исполнение Налогового кодекса РФ (абз. 1 приказа Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39). Исходя из этого, следует, что если при проведении инвентаризации инспекция нарушила требования Положения, то результаты инвентаризации не могут быть использованы в качестве доказательства при рассмотрении материалов проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19 октября 2006 г. № Ф09-9269/06-С1, Северо-Кавказского округа от 24 июня 2003 г. № Ф08-2112/2003-790А).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка