Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 июля 2015 31 просмотр

Неполная уплата налога как налоговая правонарушение. Состав правонарушения и ответственность, предусмотренная НК РФ. Возможность применения ответственности при наличии у налогоплательщика переплаты по соответствующему виду налогов.

Случаи привлечения организации к налоговой ответственности за неуплату налога рассмотрены в файле ответа.
Пунктом 83 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 признано утратившим силу.

При этом согласно пункту 20 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 по смыслу взаимосвязанных положений норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

– на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;

– на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

Обоснование

Из рекомендации Как организации перечислить налог в бюджет

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организации перечислить налог в бюджет

Уточнение платежа

При заполнении реквизитов платежных поручений на перечисление налогов не исключены ошибки. Некоторые можно уточнить, исправить, и тогда перечислять налог заново не придется. А есть такие ошибки, которые уточнить не получится. Подробнее об этом читайте далее.

Когда уточнить платеж нельзя

Уточнить нельзя неправильно указанные номера счета Казначейства России и наименования банка получателя средств (п. 4 ст. 45 НК РФ).

Если допустили такие ошибки, то платеж вообще не будет проведен банком или же средства поступят на счет казначейства, но другого региона. В любом случае налог придется заплатить заново. За возвратом первоначально уплаченной суммы обращайтесь:

В налоговую инспекцию по месту учета подайте заявление. В течение 10 рабочих дней с момента получения этого заявления инспекторы письменно обратятся в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению они приложат копию заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России перешлет их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

Бывает, что к моменту подачи заявления в налоговой инспекции еще нет сведений о том, зачислен ли платеж на счет казначейства в другом регионе. Тогда в течение двух рабочих дней с момента поступления заявления инспекция направит в региональное УФНС России соответствующий запрос. Ответить на этот запрос (подтвердить зачисление платежа) региональное УФНС России должно в течение двух рабочих дней с момента его получения. После этого возврат ошибочно зачисленной суммы произведут в том же порядке.

Такие разъяснения есть в письмах Минфина России от 2 ноября 2011 г. № 02-04-10/4819, от 10 августа 2011 г. № 02-04-09/3641 и ФНС России от 6 сентября 2013 г. № ЗН-3-1/3228.

Когда уточнить платеж можно

Если ошибка не повлияла на зачисление налога в бюджет, организация может уточнить:

  • основание платежа. Например, заменить значение «ТП» в поле 106 платежного поручения значением «АП»;
  • принадлежность платежа. В частности, исправить ошибочные КБК или ОКТМО;
  • налоговый период – поле 107 платежного поручения;
  • статус плательщика. Например, заменить значение 01 (налогоплательщик) в поле 101 платежного поручения значением 02 (налоговый агент);
  • ИНН, КПП плательщика и получателя.

Перечень ошибок, которые можно исправить, приведен в пункте 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ и уточнен в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 2 апреля 2007 г. № ММ-3-10/187.

Чтобы уточнить реквизиты платежа, подайте в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме и документы, которые подтвердят перечисление налога в бюджет. На основании этих документов инспекторы примут решение об уточнении платежа. В итоге пени организации пересчитают с учетом фактической даты уплаты налога или же совсем аннулируют их. Для принятия решения инспекторы могут потребовать сверки расчетов с бюджетом. Вы также вправе ее заказать. Такие правила установлены пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Решение об уточнении платежа налоговые инспекторы обязаны принять в течение 10 рабочих дней. Этот срок начинают отсчитывать с даты, когда инспекторы получили ваше заявление на уточнение платежа или со дня подписания акта совместной сверки расчетов (если сверка проводилась). Это следует из абзаца 2 пункта 4, пункта 8 статьи 78 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Об этом же сказано в письме Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-324.

Налоговые инспекторы обязаны уведомить о принятом решении организацию в течение пяти рабочих дней (абз. 6 п. 7 ст. 45, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Внимание: уточнить платежи, перечисленные до 1 января 2012 года, можно только до 1 июля 2015 года

После 1 июля 2015 года налоговые инспекции переходят на новую автоматизированную информационную систему, в которой данные о платежах будут храниться только за последние три года. Например, в текущем году – за период с 2012-го по 2014 год включительно. Поэтому, если у вас остались платежки, оформленные до 1 января 2012 года, в которых нужно уточнить какие-либо реквизиты, поторопитесь. После 1 июля сделать это будет невозможно. Такое предупреждение содержится в письме ФНС России от 2 апреля 2015 г. № ЗН-4-1/5411.

Главбух советует: Чтобы не ошибиться при заполнении платежного поручения и правильно определить КБК, БИК, корсчет, ИНН и КПП налоговой инспекции, воспользуйтесь программой, опубликованной на сайте налоговой службы. Эта программа разработана ФНС России специально для налогоплательщиков. С ее помощью можно быстро и правильно составить платежку.

Пени за просрочку

Если налог (включая авансовые платежи) перечислили позже установленных сроков, налоговая инспекция начислит организации пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени = Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) ? Количество календарных дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки

Пени начислят за каждый календарный день просрочки платежа. В том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. В расчет возьмут весь период – со следующего дня после крайнего числа для уплаты налога до даты, когда недоимку погасят. За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляют. Это связано с тем, что их взимают только с задолженности перед бюджетом. В день же, когда в банк предъявили платежное поручение (провели зачет и т. д.), задолженность по налогу считают уже погашенной. Вот и получается, что начислять пени не из чего: база для расчета в этот день равна нулю.

Такой порядок следует из пункта 3 статьи 45 пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляют, если недоимка возникла по следующим причинам:

  • имущество организации арестовано по решению налоговой инспекции;
  • операции по счетам организации приостановлены, деньги и прочее имущество арестованы по решению суда как обеспечительная мера.

В этих случаях пени не начисляют за весь период, в котором такие решения действуют.

Подав заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита, организация не приостановит начисление пеней с недоимки. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляют, если недоимка возникла из-за того, что при расчете налогов организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств и (или) придерживалась указаний (мотивированного мнения) налоговой инспекции, направленных ей в процессе налогового мониторинга (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция начислить пени за несвоевременную уплату налога, если она не уведомила организацию об изменении реквизитов счета, на который следует перечислять налог

Нет, не может.

Ведь если организацию не уведомили об изменении реквизитов, она вправе перечислять налог по прежним реквизитам счетов Казначейства России. Вообще налоговая инспекция обязана информировать организации об изменении реквизитов счетов Казначейства России. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/776. Этот документ – письменное разъяснение налоговой инспекции. А исполнение таких документов освобождает организацию от ответственности и пеней (подп. 6 п. 1 ст. 32, п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена и в письме Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 03-02-07/1-60.

Штрафы за неуплату налогов

Внимание: за неуплату налогов организацию и ее должностных лиц накажут. За это правонарушение предусмотрена налоговая, административная и даже уголовная ответственность.

Налоговая ответственность

Налоговые инспекторы вправе оштрафовать организацию. Однако сделать это они могут исключительно за полную или частичную неуплату налога по итогам налогового периода. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штраф составит 20 процентов от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов. Это следует из статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Если организация не перечислит налог, выступая в роли налогового агента, то оштрафуют ее также на 20 процентов от суммы (ст. 123 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Административная ответственность

Бывает, налог не заплатили из-за грубого нарушения правил бухучета: когда налог неправильно начислили и его сумма была искажена не менее чем на 10 процентов. Тогда суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновного в правонарушении устанавливают индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Обычно виновным признают главного бухгалтера или того, кому его обязанности переданы. Руководителя же организации признают виновным в следующих случаях:

На практике налоговая ответственность в отношении организации может применяться одновременно с административной ответственностью к ее должностным лицам. То есть за одно и то же нарушение организацию штрафуют по статье 122 или 123 Налогового кодекса РФ, а директора или главбуха – по статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В дальнейшем штрафы могут быть оспорены в суде. И если арбитражный суд отменит налоговую ответственность в отношении организации, то мировой суд, в который обратится директор или бухгалтер, должен снять ответственность и с этих должностных лиц. Основание: подтвержденное арбитражным судом отсутствие состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). К такому выводу пришел Верховный суд РФ в постановлении от 1 декабря 2014 г. № 80-АД14-8.

Уголовная ответственность

Если инспекция докажет, что неуплата налога стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статьям 199 и 199.1 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут признать не только руководителя и главного бухгалтера организации, но и других лиц. Тех, что содействовали преступлению. Говоря по-простому, пособников и подстрекателей. Например, бухгалтеров, умышленно искажавших первичные документы, или налоговых консультантов, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Ситуация: могут ли оштрафовать организацию за неуплату налога, который был отражен в декларации, но не перечислен в бюджет

Нет, не могут. Но даже если такие претензии возникнут, вы сможете их оспорить в суде. Помните, если увеличили налог, подав уточненку, и возникла недоимка, вас оштрафуют.

Вообще налоговые инспекторы штрафуют организации на 20 процентов от суммы недоимки, которая возникла по причине:

  • заниженной налоговой базы;
  • неправильного расчета налога;
  • других неправомерных действий или же, наоборот, бездействия.

Такие правила установлены в статье 122 Налогового кодекса РФ.

Исходя из этих норм несвоевременную уплату налога, отраженного в декларации, могут признать бездействием организации. Поэтому некоторые налоговые инспекторы в таких обстоятельствах штрафуют организации.

Однако арбитражные суды толкуют положения статьи 122 Налогового кодекса РФ иначе. Они исходят из того, что штрафовать можно лишь тех, кто неправильно начислял налог. Так, по мнению судей, несвоевременная уплата налога (т. е. непринятие мер к погашению уже возникшей задолженности) состава правонарушения не образует. За нарушение сроков уплаты начисленных налогов, отраженных в декларациях, законодательством предусмотрено только начисление пеней. Обосновывают свою позицию судьи положениями пункта 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, пункта 2 статьи 57 и статьи 122 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого вывода подтверждает и постановление Президиума ВАС РФ от 8 мая 2007 г. № 15162/06, а также окружная арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2011 г. № КА-А40/4149-11).

Если же вы подадите уточненный расчет или декларацию, и в результате ваши обязательства по налогам возрастут, вас оштрафуют. Ведь в данном случае недоимка возникла именно из-за неверно рассчитанного налога. То есть требования, установленные статьей 122 Налогового кодекса РФ, выполняются.

Например, организация сдала декларацию, в которой сумма налога к уплате в бюджет отражена в размере 10 000 руб. Не перечислив в бюджет эту сумму, организация подала уточненную декларацию, в которой отразила налог к уплате в размере 12 000 руб. В такой ситуации штраф за неуплату налога инспекция должна рассчитать исходя из разницы между первоначально заявленными и уточненными налоговыми обязательствами. То есть база для начисления штрафа равна 2000 руб. (12 000 руб. – 10 000 руб.).

Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: можно ли оштрафовать организацию за неуплату налога, выявленную при изучении документов ее контрагентов. Документы были представлены по требованию налоговой инспекции, проводившей камеральную проверку контрагента

Нет, нельзя.

Если в самой организации налоговая проверка не проводилась, то оштрафовать ее по статье 122 Налогового кодекса РФ невозможно. Оснований привлекать организации к ответственности за неуплату налога, которая была выявлена в ходе налоговой проверки ее контрагента, нет. Такой вывод сделал Президиум ВАС РФ в постановлении от 26 июня 2007 г. № 1580/07.

Свою позицию суд обосновал так. Организация не сдавала в налоговую инспекцию декларации и другие документы, камеральная проверка которых могла бы подтвердить факт налогового правонарушения. Следовательно, у инспекции не было оснований привлекать ее к ответственности. Даже несмотря на то что неуплата налога действительно имела место.

Ранее такой же позиции придерживались и окружные арбитражные суды. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2006 г. № Ф04-8291/2006(29273-А27-42) отмечено, что налоговые инспекции не вправе проводить камеральные проверки по тем налогам, по которым у них нет деклараций. В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2006 г. № А19-10771/06-9-Ф02-6091/06-С1 сказано, что информация о движении денежных средств не может являться основанием для привлечения организации к ответственности, если инспекция не смогла подтвердить факты правонарушений иными доказательствами. А ФАС Московского округа в постановлении от 18 апреля 2002 г. № КА-А40/2171-02 отметил, что организация не может быть привлечена к ответственности по результатам проверок третьих лиц. Это нарушает положения статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка