Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 июля 2015 190 просмотров

Предприятие является застройщиком и заказчиком по строительству жилого дома с целью реализации квартир по договорам долевого участия в строительстве дольщикам. Строительство осуществляется на земле, находящейся в собственности застройщика. Кроме того, заключен короткий договор аренды (на 11 месяцев) на зем.участка с администрацией города с целью строительства на этом участке автомобильной дороге. Эта дорога будет проходить не по территории нашего жилого массива, но она улучшит инфраструктуру нашего жилого района и сделает его привлекательнее для покупателей. Можно ли включить данные затраты в стоимость нашего жилого фонда и по вводу жилья в эксплуатацию?

В данной ситуации имеет место создание организацией объектов благоустройства по своей собственной инициативе. Так как:

- такое благоустройство не связано с требованием законодательства или местных властей;

- а оно происходит в целях улучшения комфортабельности и эстетического вида прилегающей к зданию территории и носит характер внешнего благоустройства.

Поэтому включить данные затраты в стоимость вашего жилого фонда и по вводу жилья в эксплуатацию в БУ – можно, а в НУ – нельзя. Так как такие расходы признаются экономически не обоснованными (т.е. не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ), и, соответственно, при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в расходы не включаются.

Подробно см. Рекомендации, Статья.

Обоснование

Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете и при налогообложении затраты на создание объектов благоустройства при строительстве объектов недвижимости
<…>

Причины создания объектов благоустройства

Создание объектов благоустройства при строительстве объектов недвижимости может быть:

  • обязательным в силу закона (требования законодательства в сфере охраны окружающей среды, промышленной безопасности и т. д.);
  • обязательным в силу договора с местными властями (например, как обязательное условие получения разрешения на строительство);
  • инициативным (например, добровольное решение организации по улучшению комфортабельности и эстетического вида прилегающих к зданию территорий).

В большинстве случаев объекты благоустройства создаются в силу требований законодательства об охране окружающей среды, а также нормативно-технических документов в области промышленной безопасности. Такое благоустройство осуществляется в целях восстановления территорий, нарушенных строительством, а также в целях безопасной эксплуатации основного объекта строительства.

В отдельных отраслях экономики формирование таких объектов благоустройства прямо вменяется в обязанности организаций. В частности, это относится к организациям, которые эксплуатируют опасные производственные объекты:

Проводить работы по благоустройству территории обязаны и другие организации, которые ведут на земельных участках строительные работы (п. 3 ст. 37 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, ст. 12 Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 25 сентября 2007 г. № 74, п. 3.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 8 апреля 2003 г. № 34, Правил, утвержденные приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153, СНиП III-10-75, утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 25 сентября 1975 г. № 158). Например, в соответствии с положениями Закона г. Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 в случае уничтожения деревьев организация обязана за свой счет осуществить компенсационное озеленение.

Нередко благоустройство является обязательным условием для получения разрешения на строительство или прав на земельный участок. Условие об этом прописывается в договоре с местными властями. В такой ситуации создаются объекты внешнего благоустройства, которые являются обременением для организации, заключившей с местными властями договор. Подробнее о том, как отразить в учете такие объекты, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на обременения, возникающие при строительстве.

Благоустраивать территорию после строительства организация может и по своей собственной инициативе (инициативе инвестора). Такое благоустройство не связано с требованием законодательства или местных властей. Как правило, оно происходит в целях улучшения комфортабельности и эстетического вида прилегающей к зданию территории и носит характер внешнего благоустройства.

Бухучет

Порядок отражения в бухучете расходов на благоустройство зависит от связи их с основным объектом строительства. А именно:

Если строительство ведется за счет средств привлеченного инвестора, то результаты работ по благоустройству застройщик передает ему. При этом в учете застройщика расходы по благоустройству отражаются следующим образом.

Если расходы по благоустройству неразрывно связаны с основным объектом строительства (произведены до ввода его в эксплуатацию), относите их на увеличение расходов по строительству основного объекта:

Дебет 08-3 Кредит 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76)
– отражены в составе расходов на строительство основного объекта расходы на благоустройство.

Как правило, такое благоустройство носит обязательный характер в силу закона, и без него основной объект строительства нельзя вводить в эксплуатацию. Поэтому такие расходы увеличивают капитальные вложения в основной объект (п. 8 ПБУ 6/01).

Нередко запланированное в смете благоустройство приходится вести уже после ввода объекта в эксплуатацию из-за сезонного характера работ. Например, озеленение, устройство верхнего покрытия отмосток, подъездов к зданию и тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, установка малых архитектурных форм, а также отделка и расколеровка элементов фасадов зданий может быть перенесена на ближайший весенне-летний период. В этом случае заложенные в смету расходы для выполнения таких работ застройщик включает в стоимость строящегося объекта путем формирования оценочного обязательства по счету 96. Для создания резерва к счету 96 откройте субсчет, например «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству». Выполненные работы будут списаны за счет созданного резерва.

Эти операции в учете отразите проводками:

Дебет 08 Кредит 96 субсчет «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству»
– отражены в составе расходов на строительство основного объекта расходы на проведение сезонных работ по благоустройству (до их осуществления);

Дебет 96 субсчет «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству» Кредит 20 (60)
– фактически осуществленные расходы на проведение сезонных работ по благоустройству списаны за счет созданного резерва.

В процессе благоустройства могут создаваться и самостоятельные объекты (объекты внешнего благоустройства). Определение объектов внешнего благоустройства в законодательстве отсутствует. Минфин России в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/203 предлагает руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Согласно этому письму под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации. К ним относятся, например, устройство дорожек, скамеек, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов.

Расходы на такие объекты застройщик должен формировать обособленно по каждому объекту внешнего благоустройства. Расходы отражаются проводкой:

Дебет 08-3 субсчет «Создание объекта внешнего благоустройства» Кредит 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76)
– отражены капитальные вложения в создание объекта внешнего благоустройства.

У инвестора после передачи застройщиком такие объекты учитываются в зависимости от характера их использования.

Если объекты внешнего благоустройства инвестор использует в своей основной деятельности и они отвечают определенным условиям, он учитывает их в составе основных средств:

Дебет 01 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
– отражен в составе основных средств объект внешнего благоустройства.

Если полученный объект инвестор планирует сдавать в аренду (аренда не является основным видом деятельности), то такой актив учитывается как доходное вложение в материальные ценности:

Дебет 03 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
– отражен в составе доходных вложений в материальные ценности объект внешнего благоустройства.

Стоимость таких активов списывается на расходы через амортизацию (абз. 1 п. 17 ПБУ 6/01). Если в налоговом учете объект внешнего благоустройства не амортизируется, при признании указанных расходов в бухучете возникает постоянная разница, приводящая к образованию постоянного налогового обязательства, сумма которого отражается:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство.

Такие правила установлены пунктом 3 ПБУ 18/02.

Пример отражения в бухучете расходов по озеленению территории вокруг построенного здания. Озеленение территории произведено с целью компенсации вырубленных в ходе строительства зеленых насаждений. Расходы на благоустройство относятся на расходы по строительству основного объекта

ОАО «Производственная фирма "Мастер"» (инвестор) финансирует строительство офисного центра, предназначенного для сдачи в аренду. Затраты на строительство офисного центра составили 60 062 000 руб. (в т. ч. НДС – 9 162 000 руб.), куда входят расходы на посадку 50 деревьев и кустарников – 1 062 000 руб. (в т. ч. НДС – 162 000 руб.). Денежные средства были перечислены застройщику в марте 2011 года.

В июне 2012 года строительство офисного центра было завершено. В этом же месяце застройщик приступил к обязательному озеленению территории.

Затраты на озеленение застройщик включил в расходы на строительство основного объекта (офисный центр), так как такой вид благоустройства является обязательным (требование законодательства в сфере охраны окружающей среды).

В этом же месяце застройщик передал построенный объект «Мастеру» по акту, и здание было введено в эксплуатацию.

Для отражения операций с застройщиком бухгалтер «Мастера» использует открытый к счету 76 субсчет «Расчеты с застройщиком».

В бухучете «Мастера» операции по строительству офисного центра отражены следующими проводками.

В марте 2011 года:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» Кредит 51
– 60 062 000 руб. – перечислены денежные средства застройщику на строительство офисного центра.

В июне 2012 года:

Дебет 08-3 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
– 50 900 000 руб. – принят от застройщика офисный центр, включая расходы на благоустройство;

Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
– 9 162 000 руб. – отражен НДС, предъявленный застройщиком;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 9 162 000 руб. – принят к вычету НДС по построенному зданию.

Пример отражения в бухучете расходов по благоустройству территории вокруг построенного здания. В результате внешнего благоустройства создается отдельный объект

ОАО «Производственная фирма "Мастер"» (инвестор) финансирует строительство офисного центра, предназначенного для собственных нужд. Согласно проекту благоустройство территории включает строительство автостоянки. Затраты на строительство офисного центра составили 59 000 000 руб. (в т. ч. НДС – 9 000 000 руб.), расходы на строительство автостоянки – 1 062 000 руб. (в т. ч. НДС – 162 000 руб.). Денежные средства были перечислены застройщику в марте 2011 года.

В июне 2012 года строительство офисного центра было завершено. В этом же месяце застройщик передал построенный объект «Мастеру» по акту, и здание было введено в эксплуатацию.

В июле 2012 года застройщик закончил строительство автостоянки и передал данный объект внешнего благоустройства «Мастеру». В этом же месяце автостоянка введена в эксплуатацию.

Для отражения операций с застройщиком бухгалтер «Мастера» использует открытый к счету 60 субсчет «Расчеты с застройщиком».

В бухучете «Мастера» операции по строительству офисного центра отражены следующими проводками.

В марте 2011 года:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» Кредит 51
– 60 062 000 руб. – перечислены денежные средства застройщику на строительство офисного центра и благоустройство территории.

В июне 2012 года:

Дебет 08-3 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
– 50 000 000 руб. – принят от застройщика офисный центр;

Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
– 9 000 000 руб. – отражен НДС, предъявленный застройщиком;

Дебет 01 Кредит 08-3
– 50 000 000 руб. – введен в эксплуатацию офисный центр;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 9 000 000 руб. – принят к вычету НДС по построенному зданию.

В июле 2012 года:

Дебет 08-3 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
– 900 000 руб. – принят от застройщика объект внешнего благоустройства (автостоянка);

Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
– 162 000 руб. – отражен НДС, предъявленный застройщиком;

Дебет 01 Кредит 08-3
– 900 000 руб. – введена в эксплуатацию автостоянка;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 162 000 руб. – принят к вычету НДС по автостоянке.

Порядок учета расходов по благоустройству территории при расчете налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Средства инвестора, полученные застройщиком для осуществления благоустройства, являются средствами целевого финансирования. Следовательно, при расчете налога на прибыль отражать их в доходах не нужно (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, связанные с этим расходы также не будут учитываться при расчете налога на прибыль (п. 17 ст. 270 НК РФ).

Порядок отражения у инвестора расходов на благоустройство при расчете налога на прибыль зависит от нескольких факторов. А именно:

  • в качестве какого актива учтен основной объект строительства (основное средство или готовая продукция);
  • связь расходов на благоустройство с основным объектом строительства (неразрывная связь или создан отдельный объект внешнего благоустройства) исходя из условий договора.

Расходы на благоустройство, не создающие отдельных объектов, как правило, неразрывно связаны с основным объектом строительства и носят обязательный характер (требование законодательства в сфере охраны окружающей среды и промышленной безопасности). Учитывайте такие расходы в следующем порядке.

Если объект строительства будет учитываться у инвестора в составе основных средств, то включите расходы на благоустройство в его первоначальную стоимость (п. 1 ст. 257 НК РФ). Если построенный объект инвестор принимает к учету в качестве готовой продукции, то эти расходы формируют ее стоимость. При дальнейшей реализации объекта строительства затраты на приобретение этого объекта, в том числе и на благоустройство, включите в состав расходов в соответствии с пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

Если в процессе благоустройства территории создаются самостоятельные объекты, то при соблюдении определенных условий отразите их в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). При этом объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Подробнее об этом см. Что относится к амортизируемому имуществу в налоговом учете.

Ситуация: можно ли инвестору принять к вычету НДС по расходам на благоустройство территории при строительстве

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Официальная точка зрения по этому поводу контролирующими ведомствами не высказывалась.

Однако обширная арбитражная практика, имеющаяся по данному вопросу, свидетельствует, что при проверках инспекторы выступают против вычета НДС по таким расходам. Но судьи нередко оказываются на стороне организаций (см. постановления ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08, от 11 января 2008 г. № КА-А40/13672-07, Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-23561/2008, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2008 г. № Ф04-5628/2008(11555-А46-15), Уральского округа от 23 августа 2007 г. № Ф09-6737/07-С2, Центрального округа от 25 марта 2008 г. № А-62-2027/2007, Поволжского округа от 20 августа 2010 г. № А55-36402/2009, от 16 января 2008 г. № КА-А41/14082-07, от 7 мая 2007 г. № КА-А40/3156-07, Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2007 г. № А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, Поволжского округа от 20 августа 2010 г. № А55-36402/2009).Так, судьи признают правомерным вычет НДС в случае, когда:

  • благоустройство территории вокруг строящегося здания предусмотрено действующим законодательством;
  • объекты благоустройства используются в производственных целях и способствуют извлечению дохода.

Таким образом, организация должна самостоятельно принять решение о применении вычета по НДС с расходов на благоустройство. При этом необходимо предварительно оценить все обстоятельства хозяйственной ситуации, а также проанализировать первичные документы по ее оформлению (договоры, протоколы, проекты, сметы и т. д.).

<…>

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Что относится к амортизируемому имуществу в налоговом учете


<…>

Имущество, не подлежащее амортизации

Не все имущество, которое соответствует признакам амортизируемого, может амортизироваться. Исключения из общего правила установлены пунктом 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Стоимость такого имущества не учитывается при расчете налога на прибыль (кроме книг, брошюр и других изданий, стоимость которых включается в прочие расходы, связанные с производством и реализацией). Перечень имущества, по которому нельзя начислять амортизацию, приведен в таблице.

Ситуация: можно ли в налоговом учете начислять амортизацию на объекты внешнего благоустройства (тротуары, внешнее освещение, клумбы и вазоны)

Нет, нельзя.

Понятие «объект внешнего благоустройства» в налоговом законодательстве не определено. Контролирующие ведомства поясняют, что под объектами внешнего благоустройства подразумеваются объекты, которые:

  • не связаны с коммерческой деятельностью организации;
  • не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям;
  • предназначены для создания удобного, эстетически обустроенного пространства на территории организации.

Расходы, связанные с благоустройством территории (в т. ч. амортизационные отчисления по объектам внешнего благоустройства), не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, а следовательно, налоговую базу по налогу на прибыль они не уменьшают. Об этом сказано в письмах Минфина России от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278, от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745, УМНС России по Московской области от 8 декабря 2003 г. № 04-24/АА885.

В письмах от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63, от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487, от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 Минфин России отрицает возможность начисления амортизации по таким объектам внешнего благоустройства, как:

  • асфальтированные участки вокруг магазинов и промышленных предприятий;
  • погрузочно-разгрузочные площадки;
  • парковки для грузового и легкового автотранспорта;
  • подъездные пути;
  • тротуары и пешеходные дорожки;
  • внешнее электрическое освещение (в т. ч. установки наружного освещения);
  • газоны, клумбы, деревья и кустарники;
  • лестницы, декоративные фонтаны, скульптуры, вазоны и т. п.

Свою позицию финансовое ведомство аргументирует тем, что первоначальную стоимость основных средств, с сооружением которых связаны эти объекты, расходы на их обустройство не увеличивают. В Общероссийском классификаторе основных фондов они не упомянуты. Следовательно, такие объекты не отвечают критериям основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ), а являются самостоятельными видами амортизируемого имущества, не подлежащими амортизации. Некоторые суды поддерживают эту точку зрения (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1, от 10 марта 2006 г. № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1).

Следует отметить, что в некоторых хозяйственных ситуациях Минфин России соглашается с возможностью амортизации объектов внешнего благоустройства либо с включением затрат на благоустройство в первоначальную стоимость других основных средств. В частности, финансовое ведомство допускает начисление амортизации по объектам, которые имеют признаки объектов внешнего благоустройства, но при этом соответствуют критериям основного средства (п. 1 ст. 257 НК РФ). Например, это возможно в организациях, деятельность которых связана с организацией отдыха (санаториях, пансионатах и т. п.), выставок и культурно-массовых мероприятий. Расходы на благоустройство и озеленение своей территории такие организации могут квалифицировать как затраты, непосредственно связанные с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с деятельностью, направленной на получение доходов. При расчете налога на прибыль эти затраты включаются в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если в ходе работ по благоустройству создаются объекты, соответствующие критериям основных средств (например, спортплощадки, теннисные корты, автомобильные парковки и т. п.), стоимость этих объектов можно амортизировать на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-03-06/1/386, от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443, от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94.

Кроме того, амортизация объектов внешнего благоустройства либо включение затрат на их создание в первоначальную стоимость других основных средств возможны, если эти объекты создаются в силу требований законодательства, а также нормативно-технических документов в области промышленной безопасности. В отдельных отраслях экономики формирование таких объектов прямо вменяется в обязанности организаций. Поэтому их тоже можно амортизировать (письмо Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362). Арбитражная практика подтверждает этот вывод (см., например, постановления ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. № КА-А40/2263-08, от 27 сентября 2007 г. № КА-А40/9456-07, от 20 марта 2006 г. № КА-А40/1706-06, Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29, Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1, Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие амортизировать объекты внешнего благоустройства и в некоторых других ситуациях. Но чтобы воспользоваться этими аргументами, организации, скорее всего, придется обращаться в суд.

Иногда расходы на благоустройство неразрывно связаны с сооружением основных средств. Такая ситуация может возникнуть, если в проекте на строительство здания изначально заложено создание объектов внешнего благоустройства. Например, когда внешнее благоустройство является элементом единого дизайна возводимого строения или когда договором предусмотрено, что подрядчик при строительстве здания должен заасфальтировать прилегающую к нему территорию. Такие расходы не приводят к созданию самостоятельных объектов внешнего благоустройства, а включаются в первоначальную стоимость возводимых зданий, сооружений и т. п. После ввода этих объектов в эксплуатацию расходы организации на благоустройство будут постепенно уменьшать налогооблагаемую прибыль через амортизацию. При рассмотрении подобных ситуаций некоторые суды встают на сторону организаций (см., например, постановления ФАС Московского округа от 21 января 2009 г. № КА-А40/12910-08, Северо-Западного округа от 13 июля 2009 г. № А56-48313/2008, от 7 июня 2004 г. № А56-28373/03).

Кроме того, иногда начисление амортизации по объектам внешнего благоустройства признается правомерным из-за неоднозначной формулировки, которая содержится в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Исходя из его буквального толкования можно сделать вывод, что амортизировать запрещено лишь объекты лесного и дорожного хозяйства, сооруженные с привлечением бюджетного (целевого) финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты. Поскольку иных ограничений в отношении амортизации объектов внешнего благоустройства Налоговый кодекс РФ не содержит, некоторые суды принимают решения в пользу организаций именно по этой причине (см., например, постановления ФАС Московского округа от 12 октября 2010 г. № КА-А40/12233-10, от 2 апреля 2010 г. № КА-А40/2846-10, Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008). Подробнее об этом см. Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования.

Ситуация: можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования

Да, можно, если обустройство таких объектов обусловлено требованиями законодательства.

По общему правилу независимо от источников финансирования асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам внешнего благоустройства, и, следовательно, амортизация по ним не начисляется (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63, от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745, от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487, от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 и от 13 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/73.

В то же время для отдельных отраслей экономики обустройство производственных площадок с асфальтовым и другими видами покрытий рядом с производственными объектами является обязательным в силу законодательства, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В таких случаях организация может начислять на них амортизацию. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие начислять амортизацию по асфальтовым (бетонным, тротуарным) покрытиям, созданным без привлечения бюджетных средств, независимо от того, обусловлено ли их обустройство нормами законодательства или нет. Они заключаются в следующем.

Асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам дорожного хозяйства. Буквальное прочтение подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что если при строительстве объектов дорожного хозяйства не было использовано бюджетное или другое целевое финансирование, то амортизацию по таким объектам начислять можно. Главное, чтобы обустройство таких объектов было связано с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008, от 14 января 2008 г. № А56-4910/2007, от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04 и от 25 октября 2004 г. № А56-32626/03, Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29, Московского округа от 23 июля 2008 г. № КА-А40/6654-08, Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3, Поволжского округа от 13 июня 2012 г. № А55-19091/2011).

Кроме того, организация может включить такие объекты (стоимостью более 40 000 руб.) в состав амортизируемого имущества:

  • в качестве сооружения;
  • в качестве капитальных вложений в арендованные основные средства.

Учесть твердые декоративные покрытия в качестве сооружений можно по следующим основаниям. Во-первых, они улучшают доступ к организации, способствуют привлечению дополнительных клиентов, а значит, положительно влияют на увеличение продаж. Во-вторых, наличие твердого покрытия позволяет сократить время погрузочно-разгрузочных работ, что также повышает эффективность бизнеса. Из этого следует, что твердое покрытие используется в деятельности, связанной с получением доходов, и соответствует определению амортизируемого имущества, указанному в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 1 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Если твердое покрытие обустроено на арендованной земле, затраты на его строительство можно классифицировать как капитальные вложения в арендованные основные средства (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791). При этом в договоре аренды земли (дополнительном соглашении к нему) должно быть отражено согласие арендодателя (право арендатора) на производство неотделимых улучшений в виде асфальтового (бетонного, тротуарного) покрытия (абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ, ст. 615 ГК РФ). Кроме того, таким договором (дополнительным соглашением) должно быть предусмотрено, что арендодатель не возмещает арендатору стоимость капитальных вложений (абз. 4 п. 1 ст. 258 НК РФ, ст. 623 ГК РФ). Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 4 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 14 декабря 2007 г. № 20-12/119684, от 17 марта 2006 г. № 18-11/20791). О применении амортизационной премии при амортизации неотделимых улучшений арендованного имущества см. Как рассчитать амортизацию по арендованным объектам основных средств в налоговом учете.

Не исключено, что при проверке налоговая инспекция не согласится с включением расходов на устройство (укладку) твердых покрытий в расчет налогооблагаемой прибыли. В таком случае свою позицию организации придется отстаивать в суде.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении асфальтированной автостоянки, оборудованной на арендуемой территории. Организация-арендатор применяет общую систему налогообложения

В январе ООО «Торговая фирма "Гермес"» (арендатор) заключило с ООО «Альфа» (арендодатель) договор аренды земельного участка, на котором расположен торговый комплекс. Срок действия договора аренды – 25 лет.

Условиями договора предусмотрено:

  • любые работы на арендованном участке арендатор вправе проводить только с согласия арендодателя;
  • арендодатель не возмещает вложения арендатора в арендуемое имущество.

В апреле «Гермес» решил оборудовать на арендуемом участке асфальтированную автостоянку. Для этого он заключил с «Альфой» дополнительное соглашение к договору, в котором было отражено согласие арендодателя на обустройство стоянки. Работы по асфальтированию стоянки были выполнены подрядной организацией в мае. Стоимость работ составила 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС – 360 000 руб.).

Бухгалтер «Гермеса» руководствовался разъяснениями УФНС России по г. Москве и включил оборудованную автостоянку в состав основных средств.

Согласно Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, данный объект входит в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно.

Объект принят к бухгалтерскому и налоговому учету по первоначальной стоимости 2 000 000 руб. со сроком полезного использования 10 лет.

Доходы и расходы для расчета налога на прибыль «Гермес» определяет методом начисления. Амортизация начисляется линейным методом.

В бухучете «Гермеса» сделаны следующие записи.

В мае:

Дебет 08 Кредит 60
– 2 000 000 руб. – отражена стоимость работ по оборудованию автостоянки;

Дебет 19 Кредит 60
– 360 000 руб. – отражен НДС со стоимости работ по оборудованию автостоянки;

Дебет 60 Кредит 51
– 2 360 000 руб. – оплачены работы, выполненные подрядной организацией;

Дебет 01 Кредит 08
– 2 000 000 руб. – введена в эксплуатацию оборудованная автостоянка;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 360 000 руб. – принят к вычету НДС, начисленный при выполнении работ по оборудованию автостоянки.

С июня в течение 10 лет бухгалтер «Гермеса» ежемесячно начисляет амортизацию по введенному в эксплуатацию объекту основных средств в размере 16 667 руб.:

Дебет 44 Кредит 02
– 16 667 руб. – начислена амортизация по автостоянке за текущий месяц.

В налоговом учете ежемесячно начиная с июня бухгалтер включает в расходы сумму начисленной амортизации в размере 16 667 руб.

<…>

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 9, май 2014

Минфин отказывает компаниям и в учете расходов на благоустройство территории, и в вычете НДС по ним

Чиновники считают такие расходы необоснованными

Они против амортизации объектов благоустройства, являющихся ОС

В ряде случаев Минфин разрешает учесть расходы на ремонт таких ОС

Необходимость расходов на благоустройство территории, прилегающей к офисным или производственным зданиям, после зимы очевидна. Причем нередко благоустройство и озеленение территории не является прихотью компании, а бывает продиктовано требованиями регионального законодательства или иными нормативно-правовыми актами.

Несмотря на это, налоговики нередко исключают такие расходы, утверждая, что они напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью организации (см. врезку ниже). Кроме того, они отказывают в вычете «входного» НДС по ним. Посмотрим, как Минфин России относится к отражению в налоговом учете подобных затрат и допускает ли принятие НДС к вычету.

Минфин исходит из того, что благоустройство прилегающей территории обычно не связано с получением дохода

Проблема в том, что расходы на обустройство территории в главе 25 НК РФ не упоминаются. Более того, Налоговый кодекс вообще не содержит понятия «благоустройство территории». Поэтому Минфин России предлагает руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства (письма от 10.08.12 № 03-03-06/4/83, от 03.08.12 № 03-03-06/1/386 и от 17.07.12 № 03-03-06/2/81).

Расходы некапитального характера

По мнению ведомства, под текущими расходами на внешнее благоустройство прежде всего понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Речь, в частности, идет о расходах на прокладку дорожек и мощение их тротуарной плиткой, установку скамеек и урн, устройство газонов и цветников, посадку деревьев, кустарников, цветов и газонной травы.

Минфин России почему-то считает, что подобные расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации (письма от 03.08.12 № 03-03-06/1/386, от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 19.06.08 № 03-03-06/1/362). Поэтому чиновники чаще всего утверждают, что в налоговом учете организация не может признать расходы на благоустройство прилегающей территории.

Расходы на благоустройство можно обосновать ссылкой на санитарные правила

Впрочем, ведомство разрешило учесть расходы на озеленение территории организации, основным видом деятельности которой является предоставление санаторно-курортных услуг (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443). Дело в том, что согласно действовавшим в тот период Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам территория лечебного учреждения должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена. Причем площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% от общей площади участка (п. 2.7 СанПиН 2.1.3.1375-03)1.

Видимо, поэтому Минфин России признал, что расходы санатория на озеленение своей территории являются обоснованными и могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Ведь они напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с ведением деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Представляется, что аналогичные аргументы могут использовать компании, занимающиеся другими видами деятельности. Главное, чтобы требование о благоустройстве или озеленении территории было прописано в соответствующих санитарных правилах.

Например, автозаправочные станции и автомойки обязаны создавать санитарно-защитную зону (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Значит, расходы на озеленение площадей таких зон являются для них обоснованными. Вместе с тем налоговики могут посчитать, что расходы на содержание санитарной зоны должны нести специальные организации, эксплуатирующие дороги. Такой же вывод содержится в одном из писем Минфина России (письмо от 08.05.09 № 03-03-06/1/317).

Расходы на создание амортизируемого имущества

Многие компании, помимо текущих расходов на благоустройство прилегающей территории, осуществляют расходы капитального характера, то есть создают объекты внешнего благоустройства стоимостью более 40 000 руб. за единицу и сроком полезного использования свыше 12 месяцев (п. 1 ст. 256 НК РФ). К таким объектам, в частности, относятся контрольно-пропускные пункты около здания, автостоянки, железобетонные заборы и ограждения, системы освещения территории.

Минфин России признает, что подобные объекты внешнего благоустройства являются амортизируемым имуществом. Ведь срок их полезного использования обычно превышает 12 месяцев и первоначальная стоимость составляет более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Тем не менее амортизация по таким объектам не начисляется. Это прямо прописано в Налоговом кодексе (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Поэтому ведомство отмечает, что капитальные расходы на создание или приобретение подобных объектов при расчете налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 03.08.12 № 03-03-06/1/386, от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 20.05.11 № 03-03-06/4/49).

Компаниям приходится отмывать фасады собственных или арендуемых зданий не только после окончания зимнего периода. Такая необходимость может возникнуть в любой момент в течение года, например из-за появления на здании либо тротуаре или ограждении около него самовольной рекламы или граффити.

Налоговики обычно утверждают, что организация не вправе признавать в налоговом учете расходы на мойку фасадов зданий и очистку прилегающей к ним территории от самовольных надписей, рекламы и рисунков. Однако судебная практика свидетельствует, что налогоплательщики находят веские аргументы, чтобы обосновать такие расходы и доказать их необходимость для коммерческой деятельности. Подробнее об этом читайте в статье «Очищать фасады зданий и тротуары от самовольных надписей рискованно с налоговой точки зрения»

Ведомство не разрешает принимать к вычету НДС по расходам на благоустройство территории

Минфин России считает, что расходы организации на благоустройство и озеленение прилегающей к ее зданию территории не связаны с осуществлением операций, облагаемых НДС. Следовательно, «входной» НДС по этим расходам к вычету не принимается (письма от 09.11.11 № 03-03-06/1/736, от 18.10.11 № 03-07-11/278 и от 15.03.11 № 03-03-06/1/136).

Рискованно принимать к вычету НДС по текущим расходам на благоустройство

Аналогичные выводы ведомство сделало и относительно НДС, предъявленного исполнителем при приобретении услуг по уборке снега или мусора (письмо Минфина России от 15.03.11 № 03-03-06/1/136):

«<…> Поскольку указанные <…> услуги (уборка снега, мусора, благоустройство газонов), по нашему мнению, не используются для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, то суммы налога, предъявленного по таким услугам, к вычету не принимаются».

Впрочем, можно предположить, что Минфин России не стал бы возражать против вычета НДС по расходам на благоустройство и озеленение территории, осуществление которых предписано санитарными правилами. Ведь выполнение этих требований напрямую связано с ведением облагаемой НДС деятельности, например с реализацией санаторно-курортных услуг (при условии, что санаторий отказался от освобождения указанных услуг от НДС), продажей ГСМ на автозаправке или услуг по мойке автотранспорта (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Однако писем Минфина России с подобными выводами найти не удалось. В письме, в котором чиновники разрешили санаторию признать расходы на озеленение территории, речь шла исключительно о налоге на прибыль, вопросы вычета НДС в нем не рассматривались (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443).

К сожалению, не нашли мы разъяснений ведомства и о том, как отражать «входной» НДС по приобретенным объектам внешнего благоустройства, являющимся амортизируемым имуществом. Скорее всего, Минфин России откажет в вычете НДС по таким объектам, однако не будет против включения «входного» налога в стоимость объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ). Тем более что в налоговом учете подобные объекты не подлежат амортизации, и, значит, организация все равно не сможет списать их стоимость в расходы (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Минфин считает, что расходы на ремонт объектов внешнего благоустройства можно учесть, если они созданы по требованию закона

Объекты внешнего благоустройства, как и любые другие активы, нуждаются в периодическом ремонте и техническом обслуживании. Особенно это заметно после окончания зимнего периода.

Можно учесть расходы на ремонт объекта, превышающие его стоимость

Несмотря на то что в налоговом учете амортизация по таким объектам не начисляется, Минфин России разрешает организациям признавать расходы на их ремонт. Но только при условии, что объекты внешнего благоустройства были созданы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Как, например, в следующей ситуации (письмо Минфина России от 02.04.07 № 03-03-06/1/203):

«<…> Производственные объекты благоустройства компрессорной станции и промплощадки газораспределительной станции (асфальтирование и посадка газонной травы) созданы в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности и технической эксплуатации магистральных газопроводов, и, следовательно, расходы на ремонт и техническое обслуживание указанных объектов <…> могут быть учтены в составе прочих расходов налогоплательщика».

Ведомство считает, что при подобных обстоятельствах расходы на ремонт объектов внешнего благоустройства признаются в налоговом учете в месяце их осуществления без каких-либо ограничений (п. 1 ст. 260 и п. 5 ст. 272 НК РФ). Для оформления таких расходов целесообразно составить дефектную ведомость, подтверждающую необходимость проведения ремонтных работ (письма Минфина России от 30.10.07 № 03-03-06/1/745 и от 02.04.07 № 03-03-06/1/203).

Более того, чиновники считают, что компания вправе признать расходы на ремонт амортизируемого имущества, даже если эти расходы соразмерны или превышают первоначальную стоимость самого объекта (письмо Минфина России от 28.10.08 № 03-03-06/1/609).

В ситуации, рассмотренной в этом письме, компания планировала провести капитальный ремонт асфальтового покрытия на территории склада. При этом здание склада было приобретено за 3 млн. руб., а стоимость ремонта подрядная организация оценила в 2,8 млн. руб. Указанные суммы не смутили чиновников. Главное, по их мнению, чтобы расходы соответствовали требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Впрочем, ведомство отметило в том же письме, что для обеспечения равномерного учета расходов на ремонт основных средств организация вправе сформировать в налоговом учете резерв под предстоящие расходы на такой ремонт (п. 3 ст. 260 и ст. 324 НК РФ).

1 Указанные санитарные правила утратили силу. С 17 сентября 2010 года применяются СанПиН 2.1.3.2630-10. В них сохранено аналогичное требование к озеленению территории, но минимальная площадь зеленых насаждений и газонов сокращена до 50% от общей площади участка

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 9, май 2015

ТОП-10 расходов на благоустройство: какие налоговые риски таит в себе весеннее обновление

<…>

Какие мероприятия не привлекут внимания налоговиков

Только 3% компаний рискнут учесть расходы на установку фонтанов

Расходы безопасны, если они обусловлены предписаниями закона

С приходом весны настает время субботников не только для дачников, но и для компаний. Организациям предстоит провести ряд мероприятий по благоустройству, чтобы повысить свою привлекательность в глазах клиентов. Да и городские власти вежливо просят содержать прилегающую территорию в опрятном виде. Но налоговики не жалуют стремление компании к красоте и отказываются признавать расходы на благоустройство, доначисляя налог на прибыль.

Редакция журнала РНК подготовила список расходов на благоустройство территории, которые на практике зачастую приводят к спорам с налоговиками. Такие «весенние» затраты мы разместили в порядке возрастания возможных налоговых рисков начиная с самого безопасного, по мнению опрошенных экспертов (их список приведен ниже), до наиболее рискованного.

Эксперты

Благодарим за содействие в подготовке материала

Надежду Абакумову, главного юрисконсульта по налоговому праву сети кофеен «Шоколадница»

Елену Кайль, главного бухгалтера ООО «Элснаб», налогового консультанта, члена Палаты налоговых консультантов

Ирину Козлову, налогового консультанта ООО «АДВ Консалтинг»

Дениса Колесникова, начальника отдела налогового учета энергетической компании

Алексея Кузнецова, директора Центра энергоэффективности ГНЦ РФ ОАО «НИИ Теплоприбор»

Евгению Левенец, старшего аудитора компании «2К Аудит — Деловые консультации/ Морисон Интернешнл»

Марию Лисицыну, эксперта по налогообложению ООО «Консультант: ИС»

Людмилу Лукьянченко, преподавателя-эксперта по налоговому, трудовому и гражданскому законодательству, независимого налогового консультанта, советника налоговой службы II ранга

Сергея Рязанова, партнера ООО «ЮК ТаксАрбитр»

Дениса Савина, старшего юриста налоговой практики юридической фирмы «Базаров, Голиков и партнеры»

Ольгу Черевадскую, аудитора, победителя Всероссийского конкурса «Лучший аудитор России»

3. Ремонт подъездной дороги

После ухода зимних холодов и снежных сугробов наружу выплывают ямы, канавы и потрескавшийся асфальт. Иногда это просто портит внешний вид и впечатление о компании. Уж больно неприглядно смотрятся разбитые дорожки на фоне солидных стеклянно-бетонных зданий. Но в ряде случаев подъезд автотранспорта к офису или складу действительно затруднителен. Поэтому ремонт подъездной дороги, по мнению Ольги Черевадской, аудитора, победителя Всероссийского конкурса «Лучший аудитор России», безусловно, связан с производственной деятельностью организации.

Во-первых, необходимость ремонта дороги можно обосновать требованиями пожарной безопасности — для обеспечения путей эвакуации и подъезда спецтехники необходима очищенная от нагромождений и мусора площадка вокруг здания (ст. 80 Федерального закона от 22.07.08 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Во-вторых, к мероприятиям по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков относится в том числе устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников (п. 27 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.12 № 181н).

Раз перечисленные расходы направлены на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, их можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Минфин России в письме от 09.08.11 № 03-03-06/4/95 отметил, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 ТК РФ).

Судебная практика подтверждает, что, если проведение ремонта подъездных путей направлено на обеспечение нормальной производственной деятельности, такие расходы можно учесть при налогообложении прибыли (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.13 № А40-32264/12-90-153, ФАС Московского от 05.12.12 № А40-47856/10-107-250 и от 12.10.10 № КА-А40/12233-10, Уральского от 01.06.10 № Ф09-3938/10-С3 округов).

Чтобы минимизировать претензии инспекторов к компании по расходам на ремонт дорог, Ольга Черевадская советует документально обосновать такие расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Это могут быть бумаги, оформленные сторонними организациями (договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры), или внутренние документы компании, из которых ясно видна необходимость ремонта (служебные записки, акт осмотра дороги, дефектная ведомость, приказ руководителя о проведении ремонта).

При этом ремонтные работы не приводят к капитальным вложениям. А значит, не увеличится стоимость уже имеющихся основных средств и не возникнет нового имущества.

7. Обустройство собственной парковки

Наличие собственной парковки повышает количество клиентов и привлекательность компании. Но расходы на ее обустройство рискованно учитывать при исчислении налога на прибыль. Так решили 53% участников опроса.

При строительстве нового объекта расходы на обустройство парковки увеличивают первоначальную стоимость здания и включаются в расходы путем начисления амортизации. Денис Савин, старший юрист налоговой практики юридической фирмы «Базаров, Голиков и партнеры», пояснил, что сложности с учетом расходов возникают, когда организация обустраивает парковку вне здания.

Как правило, ведомства считают парковки объектами внешнего благоустройства, которые нельзя амортизировать в налоговом учете (письма Минфина России от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и УФНС России по г. Москве от 18.11.05 № 18-11/85322). Иногда Минфин России признает парковки, используемые для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, амортизируемым имуществом (письма от 03.08.12 № 03-03-06/1/386 и от 15.11.06 № 03-03-04/2/241).

Но с этим можно поспорить. ФАС Поволжского округа в постановлении от 15.07.09 № А55-17802/2008 посчитал расходы на создание парковки обоснованными в налоговом плане. Компания, обустраивая асфальтированную площадку под парковку, руководствовалась пунктом 2.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.01 № 23).

Там сказано, что на территории организации торговли рекомендуется обустраивать площадку для временного размещения автотранспорта персонала и посетителей. Значит, компания правомерно приняла парковку к учету в качестве ОС (п. 1 ст. 256 НК РФ). Так как асфальтированные площадки для стоянки автомашин не включены ни в одну из амортизационных групп, компания использовала для расчета срок полезного использования, указанный в справке подрядчика.

При возникновении претензий налоговиков Денис Савин порекомендовал приводить следующие аргументы:

— такие расходы направлены на обеспечение пожарной безопасности;
— парковкой пользуются клиенты и представители контрагентов;
— подъездные и парковочные площади необходимы для привлечения большего числа покупателей и клиентов, так как, например, на близлежащих улицах введена платная парковка;
— часть парковочных мест на территории компании платная (для клиентов) либо компания продает абонементы на парковку своим сотрудникам.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка