Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
15 июля 2015 452 просмотра

Как рассчитать размеры окладов работников централизованной бухгалтерии?В приложении №1 к Примерному положению об оплате труда работников муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия" указан рекомендуемый размер минимального оклада. Каким образом он был рассчитан? Где взять рекомендуемый размер минимального оклада для работников централизованной бухгалтерии,не относящейся к сфере образования?

Система оплаты труда в казенном учреждении устанавливается коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами. Такие документы составляются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми в отношении муниципальных учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях.

Система оплаты труда сотрудников федерального казенного учреждения устанавливается Положением об оплате труда, которое утверждает учредитель по согласованию с Минтрудом России. Разработанное учредителем положение носит обязательный характер. Соответственно размеры окладов, выплат стимулирующего и компенсационного характера в учреждении устанавливаются такие же как и у учредителя. Вам, как казенному учреждении, следует запросить примерное Положение об оплате труда Вашего учредителя. В соответствии с ним установить размер окладов.

Обоснование

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как установить систему оплаты труда в казенном учреждении


Система оплаты труда в казенном учреждении устанавливается коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами. Такие документы составляются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми:

  • на федеральном уровне – для федеральных учреждений;
  • на федеральном уровне и уровнях субъектов РФ – для учреждений субъектов РФ;
  • на федеральном, региональном и местном уровнях – в отношении муниципальных учреждений.*

Об этом сказано в пунктах 34 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ и статье 144 Трудового кодекса РФ.

Системы оплаты труда в учреждениях Республики Крым и г. Севастополя рекомендовано устанавливать по отраслевому принципу. Для этих целей соответствующие органы власти могут утвердить перечни видов выплат компенсационного характера и стимулирующего характера по аналогии с федеральными выплатами. Об этом сказано в пункте 37 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 11.

Порядок установления системы оплаты

Для федеральных казенных учреждений порядок установления системы оплаты труда утвержден Правительством РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583ст. 144 ТК РФ).

Система оплаты труда сотрудников федерального казенного учреждения устанавливается Положением об оплате труда, которое утверждает учредитель по согласованию с Минтрудом России. Так, Минздрав России для своих подведомственных по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» утвердил такое Положение.

Разработанное учредителем положение носит обязательный характер.*

А что если для вашего учреждения положение учредителем не утверждено? Тогда до момента его утверждения продолжайте соблюдать нормы положений об оплате труда, установленные ранее (до вступления в силу новой редакции постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583).

Система оплаты труда устанавливается с учетом:*

Вместо квалификационных справочников учреждение может использовать профессиональные стандарты. Комплексный план их разработки на 2014–2016 годы утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р. Опубликованные в настоящее время профессиональные стандарты приведены в таблице.

При разработке системы оплаты труда определяется основной, вспомогательный и административно-управленческий персонал.

Об этом сказано в части 5 статьи 144 Трудового кодекса РФ, пунктах 22(1)7 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Обратите внимание на то, что федеральные госорганы – учредители и федеральные учреждения – главные распорядители средств федерального бюджета вправе установить предельную долю зарплаты административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем объеме фонда оплаты труда подведомственных учреждений (но не более 40%). А также утвердить перечень должностей, относящихся к данным категориям.

Это следует из пункта 10(2) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Внимание: распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы.

Действие программы распространяется на систему оплаты труда сотрудников государственных (муниципальных) учреждений.

Данная программа предусматривает совершенствование основных элементов системы оплаты труда. В том числе:

1) совершенствование порядка установления окладов, тарифных ставок на основе актуализации:

  • профессионально-квалификационных требований к сотрудникам, профессиональных квалификационных групп (ПКГ);
  • типовых норм труда, которые устанавливают федеральные органы исполнительной власти в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 804;
  • норм труда, которые устанавливает учреждение самостоятельно в локальных нормативных актах (ст. 159 ТК РФ). При разработке системы нормирования труда в учреждении целесообразно использовать Методические рекомендации, утвержденные приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504;
  • содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с законодательством;
  • минимальных окладов (ставок) по ПКГ, рекомендуемых федеральными органами исполнительной власти для подведомственных учреждений;

2) совершенствование системы стимулирующих выплат исходя из необходимости увязки повышенияоплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых госуслуг (выполнения работ) на основе:

  • введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности;
  • установления стимулирующих выплат, соответствующих таким показателям, критериев и условий их назначения (с отражением в примерных положениях об оплате труда сотрудников, локальных нормативных актах, трудовых договорах);
  • отмены неэффективных стимулирующих выплат;
  • использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых госуслуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений.

Кроме того, планируется проработка вопросов по установлению базовых окладов по ПКГ и совершенствование системы предоставления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки сотрудников.

Программа состоит из трех этапов:

1-й этап (2012–2013 годы). На данном этапе, в частности:

  • сформирована нормативно-правовая база, необходимая для реализации программы;
  • актуализирована нормативно-правовая база для оценки эффективности труда сотрудников;
  • заключались трудовые договоры с сотрудниками (в связи с введением эффективного контракта).Рекомендации по оформлению трудовых отношений при введении эффективного контракта утверждены приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н;
  • реализован прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений. В частности, установлено, что руководители некоторых учреждений и госструктур должны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

2-й этап (2014–2015 годы). На этом этапе, в частности:

  • разрабатываются показатели эффективности деятельности сотрудников. Это нужно, чтобы обеспечить увязку зарплаты с повышением качества предоставляемых госуслуг (работ);
  • совершенствуются квалификационные требования к сотрудникам с учетом современных требований к качеству услуг. А именно – разрабатываются профессиональные стандарты;
  • устанавливаются базовые оклады по ПКГ;
  • продолжается заключение трудовых договоров с сотрудниками (в связи с введением эффективного контракта).

3-й этап (2016–2018 годы). На этом этапе планируется, в частности, завершить работы по заключению трудовых договоров с сотрудниками (в связи с введением эффективного контракта).

Размеры окладов

Размер должностных окладов сотрудников устанавливает руководитель с учетом утвержденного учредителем Положения об оплате труда. При этом размер зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе (ПКГ) относятся занимаемые ими должности.*

Для каждого вида экономической деятельности утверждены свои ПКГ. Действующие в настоящее время ПКГ приведены в таблице*. ПКГ могут быть структурированы по квалификационным уровням. По каждому квалификационному уровню должностной оклад устанавливается в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, которая нужна для соответствующей работы.

Если при формировании ПКГ не структурированы по квалификационным уровням, то все должности служащих, входящих в одну группу, считаются примерно равноценными по сложности выполняемой работы. Поэтому им может быть установлен одинаковый оклад для всех должностей, включенных в одну группу.

Если должность не включена в ПКГ, то размер должностного оклада устанавливайте в зависимости от сложности труда (абз. 2 п. 11 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 11).

Должностной оклад руководителя определяется трудовым договором.

Должностные оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера федерального учреждения устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностного оклада руководителя.

Об этом сказано в пунктах 2(1)36 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Компенсационные и стимулирующие выплаты

Кроме должностного оклада, системой оплаты труда могут быть предусмотрены выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Устанавливайте их в пределах фонда оплаты труда.*

Выплаты компенсационного характера для всех сотрудников учреждения устанавливайте с учетом утвержденного учредителем Положения об оплате труда. Эти выплаты не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, и назначаются за работу:

  • с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ):
    – районный коэффициент;
    – коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях;
    – коэффициент за работу в высокогорных районах;
    – надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149–154 ТК РФ):
    – за совмещение профессий (должностей);
    – за расширение зон обслуживания;
    – за увеличение объема работы;
    – за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором);
    – за сверхурочную работу;
    – за выполнение работ различной квалификации;
    – за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни;
  • со сведениями, составляющими государственную тайну (работу с шифрами, рассекречивание, засекречивание);
  • другие компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством или коллективными договорами (соглашениями).

Об этом сказано в пунктах 2(1)48 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583подпунктах «д»–«з» пункта 11 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167нприказе Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

Исключение из общего правила установления компенсационных выплат составляют районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти выплаты начисляйте на фактический заработок сотрудника с учетом выплат, установленных системой оплаты труда (оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты). Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 169-13.

Размеры и условия выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте с учетомутвержденного учредителем Положения об оплате труда. Если ГРБС делегирует руководителю полномочия по самостоятельному установлению стимулирующих выплат, то сделать это нужно с учетом следующих правил.

Для стимулирования сотрудников к качественным результатам труда и их поощрения за работу предусмотрены следующие виды выплат стимулирующего характера:

  • за интенсивность и высокие результаты работы;
  • за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.
  • за интенсивность: надбавка за интенсивность, премии за высокие результаты работы и за выполнение особо важных и ответственных работ;
  • за качество работ: надбавка за квалификационную категорию, премия за образцовое выполнение госзадания;
  • надбавки за выслугу лет, стаж непрерывной работы;
  • премиальные выплаты по итогам работы: за месяц, квартал, год.

Также в системе оплаты труда (трудовых договорах) можно предусмотреть другие стимулирующиевыплаты, предусмотренные законодательством или актами, содержащими нормы трудового права. Перечень рекомендуемых выплат приведен в подпунктах «а»–«г» пункта 11 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Принципы разработки показателей и критериев выплат стимулирующего характера в федеральных учреждениях приведены в пункте 16 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 11. Данные принципы рекомендуется использовать органам государственной власти субъектов РФ (органам местного самоуправления) при разработке нормативно-правовых актов по вопросам оплатытруда (подп. «г» п. 33 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 11).

При разработке Положения о стимулирующих выплатах можно руководствоваться Программой совершенствования системы оплаты труда. В частности, проанализировать установленные в учреждении выплаты, формально классифицированные как стимулирующие, но фактически не мотивирующие сотрудников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с целью их упразднения (раздел IV Программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).

О порядке и условиях назначения выплат стимулирующего характера руководителю учреждения см.Как начислить и отразить в бухучете премию руководителю учреждения.

Условия выплат премий и компенсаций, мер социальной поддержки изложите в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору). Сделать это нужно в форме, исключающей неоднозначное толкование таких условий и понятной сотрудником и работодателем. При этом в трудовом договоре укажите абсолютные размеры выплат или единицы измерения, в которых установлены выплаты (баллы, проценты), и условия, при которых они осуществляются. Об этом сказано в пункте 13 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка