Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Пошаговая инструкция: как поставить онлайн‑кассу на учет в налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
16 июля 2015 37 просмотров

Вопрос: по результатам выездной проверки ФСС вынесено решение не принимать к возмещению часть сумм, выплаченных по больничным листам в связи с ошибочно подсчитанными суммами. Данные суммы предложено заплатить в ФСС. Но эти больничные не были ранее проверены и по ним суммы не возмещались и не принимались к зачету. Обязаны ли были проверяющие определить сумму, которая подлежит зачету или возврату по больничным листам,и отразить ее в решении, если заявление на возврат не было написано. Обязана ли организация перечислить сумму, не принятую к зачету, если данная сумма ранее не возмещалась?

Обращаться в ФСС России за выделением средств (зачетом в счет предстоящих платежей по взносам) нужно в случае, если сумма начисленных больничных пособий превышает взносы на обязательное социальное страхование.

Если же сумма начисленных больничных пособий не превышает взносы в ФСС России, то обращения в фонд не требуется. В этом случае на сумму больничных пособий уменьшается очередной платеж.

В том случае, если за возмещением (зачетом) Ваша организация в ФСС не обращалась, и на сумму начисленных пособий не были уменьшены взносы в ФСС России (сумма ежемесячного платежа в ФСС не была уменьшена на сумму расходов по обязательному социальному страхованию), требования проверяющих о перечислении в ФСС денежных средств в размере ошибочно выплаченного пособия неправомерны.

При этом если с решением фонда Вы не согласны, то можете обжаловать его в региональном отделении ФСС России или в суде.

Однако учтите, что на ошибочно выплаченное пособие (если удержать ошибочно выплаченные суммы с сотрудника не удалось или по решению руководства взыскивать их не стали) Вам необходимо начислить страховые взносы.

Ни в акте, ни в решении по выездной проверке суммы расходов на выплату пособий, подлежащих возмещению организации, не отражаются.

Обоснование

1. Из рекомендации
Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как возместить расходы на выплату больничных пособий из ФСС России

Больничные пособия, которые организация выплачивает сотрудникам, возмещает ФСС России (за исключением той части больничного, которая выплачивается за счет средств организации). Подробнее об этом см. За счет каких источников оплачивать больничное пособие.

Уменьшение страховых взносов

Для этого на сумму пособий (кроме пособий, связанных с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями) уменьшают страховые взносы в ФСС России (ч. 2 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и ч. 1–2 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Из этого правила есть исключение.

Не уменьшают сумму страховых взносов в ФСС России на сумму больничных пособий участники проекта «Сколково», в отношении которых налоговой инспекцией подтверждено соответствие критериям, приведенным в статье 145.1 Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что для таких организаций нулевой тариф страховых взносов в ФСС России сохраняется в течение 10 лет с момента получения статуса участника проекта «Сколково». Об этом говорится в пункте 2 части 2 статьи 57 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и части 7 статьи 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. Поэтому для выплаты пособий сотрудникам, занятым в этих организациях, ФСС России перечислит средства на расчетный (лицевой) счет организации (ч. 2 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД и выплачивает пособия сотрудникам, одновременно занятым в обоих видах деятельности, то всю сумму пособия, подлежащую возмещению, отнесите в счет уплаты страховых взносов, начисленных в ФСС России в рамках общей системы налогообложения. Распределять эту часть пособия между общей системой налогообложения и ЕНВД не нужно. Это связано с тем, что для организаций, применяющих разные режимы налогообложения, предусмотрен общий порядок расчета и возмещения больничных пособий.

Пример расчетов с ФСС России при выплате сотруднику больничного пособия. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

Организация занимается производством и розничной торговлей. В городе, где она ведет деятельность, розничная торговля переведена на ЕНВД. Производственная деятельность организации подпадает под общую систему налогообложения.

В феврале 2014 года главный бухгалтер организации А.С. Глебова проболела 5 календарных дней.

Сумма пособия, положенного Глебовой, составила 5685 руб. Из них:
– 3411 руб. (5685 руб. : 5 дн. ? 3 дн.) – оплачивается за счет средств организации;
– 2274 руб. (5685 руб. – 3411 руб.) – возмещает ФСС России.

Пособие главному бухгалтеру одновременно относится к обоим видам деятельности. Поэтому часть пособия, которая оплачивается за счет средств организации (за первые 3 дня болезни), бухгалтер распределил пропорционально доходам. При расчете пропорции он учитывал показатели за месяц, в котором наступила временная нетрудоспособность.

За февраль 2014 года общая сумма доходов по всем видам деятельности составила 1 000 000 руб. (без НДС). Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения – 250 000 руб. Других доходов организация не имела.

Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения в общей сумме выручки равна:
250 000 руб. : 1 000 000 руб. = 0,25.

Пособие, которое выплачивается за счет средств организации и относится к деятельности на общей системе налогообложения, составляет:
3411 руб. ? 0,25 = 853 руб.

Пособие, которое выплачивается за счет средств организации и относится к деятельности, облагаемой ЕНВД, равно:
3411 руб. – 853 руб. = 2558 руб.

На сумму больничного пособия, которое возмещает ФСС России (2274 руб.), бухгалтер уменьшил взносы на обязательное социальное страхование.

Сумма пособий превышает сумму взносов

Если сумма начисленных больничных пособий превышает взносы на обязательное социальное страхование, то организация может:

Сумма пособий не превышает сумму взносов

Если сумма начисленных больничных пособий не превышает взносы в ФСС России, то обращения в фонд не потребуется. В этом случае уменьшите очередной платеж на сумму больничных пособий.

<…>

2. Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухгалтерском учете и при налогообложении сумму пособий, если ФСС России отказал в возмещении расходов

<…>

Как действовать, если получили отказ от ФСС России

О том, что вашей организации отказано в возмещении расходов, территориальное отделение ФСС России сообщит в мотивированном решении. Такой документ сотрудники фонда направят вам в течение трех рабочих дней с даты, когда решение было вынесено (ч. 5 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Форма такого решения утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1014н. Если с решением фонда вы не согласны, то можете обжаловать его в региональном отделении ФСС России или в суде (ч. 6 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Если же возражений с вашей стороны нет, то можно пойти по одному из следующих путей:

Кроме того, работодатель может и не удерживать (не взыскивать) с сотрудника ошибочно выплаченное пособие или то, что выдали ему сверх положенного (ст. 240 ТК РФ). Тогда в бухгалтерском учете затраты на такие выплаты включите в состав прочих расходов. А вот в налоговом учете ошибочно выплаченные сотруднику и не возвращенные им (не взысканные с него) суммы не учитывайте.

Возможно и такое, что по решению руководителя организации с сотрудника взыскивают частично, а не полностью. Так позволяет поступить статья 240 Трудового кодекса РФ. Тогда в бухучете в состав прочих расходов включите только ту часть, которую не удалось взыскать с работника. Остальное вы удержите из зарплаты сотрудника.

Страховые взносы

Ситуация: нужно ли начислять страховые взносы на ошибочно выплаченное пособие по нетрудоспособности (по беременности и родам и др.), если ФСС России отказал в возмещении затрат

Да, нужно, если удержать ошибочно выплаченные суммы с сотрудника не удалось или по решению руководства взыскивать их не стали.

Вообще пособия по социальному страхованию входят в перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Однако если в ходе проверки специалисты территориального отделения ФСС России обнаружили, что пособие было выплачено с нарушениями, и потому не приняли его к зачету, то выплата считается начисленной в рамках трудовых отношений. То есть она должна облагаться страховыми взносами на общих основаниях, как это предусмотрено частью 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Но тут еще имеет значение, удалось ли взыскать с сотрудника неправомерно выплаченное пособие. Если да, то начислять взносы не нужно. Ведь деньги были возвращены, и значит, выплаты как таковой в итоге не было. А потому и нет объекта обложения страховыми взносами. При этом не важно, вернул сотрудник деньги добровольно или же организация взыскала их с него принудительно.

Удержать ошибочно выплаченные суммы с сотрудника не удалось или по решению руководства взыскивать их не стали? Тогда факт выплаты есть. Соответственно, придется начислить страховые взносы.

Такие разъяснения есть в письмах Минтруда России от 3 сентября 2014 г. № 17-3/ООГ-732, Минздравсоцразвития России от 30 августа 2011 г. № 3035-19.

Главбух советует: если готовы спорить с проверяющими, то страховые взносы можете не начислять на суммы пособий, не принятых ФСС России к зачету, даже если сотрудник не вернул деньги. Вам помогут следующие аргументы.

Когда территориальные отделения ФСС России не принимают к зачету начисленные организацией пособия, социальная направленность этих выплат остается прежней. Обычно отказ фонда в компенсации расходов означает, что страхователь выплатил пособие на основании неправильно оформленных документов. И если сотрудник действительно болел или был травмирован, то пособие сохраняет свой характер материального обеспечения на случай потери трудоспособности. Пособия не связаны с оплатой труда, не являются стимулирующими выплатами и не предусматриваются в трудовых договорах. Поэтому независимо от их возмещения из бюджета ФСС России подобные выплаты подпадают под действие пункта 1 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Значит, страховыми взносами не облагаются. Правомерность такого подхода подтверждают судьи (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 8 мая 2014 г. № Ф09-2608/14 и от 25 апреля 2014 г. № Ф09-2274/14).

Независимо от того, вернул пособие сотрудник или нет, у организации возникнет недоимка по страховым взносам. Ведь сумма расходов, принимаемых к вычету при расчете ежемесячного платежа в ФСС России, была завышена. Требование о возмещении такой недоимки специалисты территориального отделения фонда направят организации вместе с решением о том, что расходы на выплату страхового обеспечения не приняты к зачету. В требовании будет указана сумма и срок погашения недоимки (ч. 4 и 5 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Организация обязана своевременно исполнить его (п. 5 ч. 2 ст. 4.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Ситуация: можно ли оштрафовать организацию за неуплату (не полную уплату) страховых взносов, если ФСС России отказался возмещать выплаченное сотруднику социальное пособие

Да, можно, если такая недоимка возникла по причине неправомерных действий организации. В частности, таковыми являются:

  • неправильное определение страхового стажа;
  • ошибки в расчете пособия;
  • выплата пособия при отсутствии документов, подтверждающих право сотрудника на него, и др.

Отказ в возмещении пособия связан с неправомерными действиями сотрудника (например, он подделал документы)? Тогда штрафовать организацию оснований нет.

Такие выводы есть в письме Минздравсоцразвития России от 30 августа 2011 г. № 3035-19.

Кроме того, придется скорректировать сумму ранее начисленных взносов и обязательно подать в территориальное отделение ФСС России уточненный расчет (ч. 1 ст. 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Подробнее об этом см. Как внести изменения в расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.

<…>

3. Из рекомендации
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов

<…>

Выездная проверка: акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной проверки (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). Формы актов выездной проверки приведены в приложениях к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

Пенсионный фонд РФ составляет акт по форме 17-ПФР, ФСС России – акт по форме 17-ФСС РФ.

Составить акт проверяющие должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений. В этом случае контролеры также описывают все, что проверили, и фиксируют в акте, что нарушений не найдено (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 6 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Акт выездной проверки сотрудники фонда должны составить строго по установленным правилам. В этом они должны руководствоваться частью 2 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и приложением 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

Проверяющие составляют два экземпляра акта по форме 17-ФСС РФ: один из них остается на хранении в отделении ФСС России, другой вручают проверенной организации. Акт по форме 17-ПФР составляют в трех экземплярах: один остается на хранении в отделении Пенсионного фонда РФ, второй – у проверенной организации, третий передают налоговой инспекции, которая участвовала в проверке. Такие правила установлены пунктом 9 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

<…>

Камеральная проверка: решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) сотрудники фонда принимают окончательное решение и оформляют его. На это им отведено 10 рабочих дней. В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение подписывает руководитель отделения фонда (Пенсионного фонда РФ или ФСС России). Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В зависимости от сделанных выводов руководитель контрольного органа (его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах;
  • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Это следует из положений части 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В первом случае Пенсионный фонд РФ составляет решение по форме 19-ПФР, ФСС России – решение по форме 19-ФСС РФ.

Во втором случае Пенсионный фонд РФ составляет решение по форме 20-ПФР, ФСС России – решение по форме 20-ФСС РФ.

По итогам рассмотрения всех необходимых материалов проверки руководитель органа контроля (его заместитель) делает ряд последовательных выводов:

  • нарушила ли организация законодательство о страховых взносах;
  • предусмотрена ли законодательством о страховых взносах ответственность за выявленное нарушение;
  • есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности).

Об этом говорится в части 6 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

О том, что обязательно должно быть в решении, см. таблицу Содержание решения по результатам проверки законодательства о страховых взносах.

<…>

Выездная проверка: решение по акту

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта выездной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) проверяющие принимают окончательное решение по итогам выездной проверки и оформляют его. Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 9.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Сроки, порядок и правила оформления решения по итогам выездной проверки страховых взносов аналогичен порядку оформления решения по результатам камеральной проверки.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка