Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
21 июля 2015 26 просмотров

Предприятие является ГУП ом, на имущество имеются два свидетельства о гос. регистрации права.В одном свидетельстве субъектом права указана: Республика Башкортостан вид права- собственность, в другом субъект права -ГУП, вид права хоз.ведение.Вопрос: В каком правовом документе указаны или наделены правом быть собственниками имущества Республика?

Наличие двух свидетельств о праве (собственности и хоз.ведения) на объект недвижимости не противоречит закону. Государственное унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что собственником ее имущества выступает только публично-правовое образование – государство (в лице Российской Федерации или ее субъекта). При этом, как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием, а также в результате приобретения унитарным предприятием имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

В приказе Росрегистрации от 08.06.2007 № 113 отражено, что учитывая положения статьи 299 ГК РФ, государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Чем унитарное предприятие отличается от иных организационно-правовых форм юридических лиц

«Государственное или муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что собственником ее имущества выступает публично-правовое образование – государство (в лице Российской Федерации или ее субъекта) либо муниципальное образование.

Само предприятие обладает ограниченным вещным правом на такое имущество – правом хозяйственного ведения либо правом оперативного управления. В связи с этим можно выделить два вида предприятий:

  • основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
  • основанные на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие, казенное предприятиесубъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Иногда унитарные предприятия ошибочно отождествляют с государственными корпорациями либо государственными компаниями. Государственная корпорация и государственная компания – это самостоятельные организационно-правовые формы юридических лиц, причем и первая, и вторая – некоммерческие организации.

Общие особенности унитарных предприятий

Главная особенность унитарного предприятия состоит в том, что ему необходимо получать согласие собственника его имущества практически на все основные действия, которые предприятие совершает в процессе хозяйственной деятельности.

Так, унитарное предприятие обязано получать согласие на следующие действия:

  • распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими предприятию акциями (абз. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», далее – Закон об унитарных предприятиях). Подробнее см. В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом;
  • участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, а также в иных юридических лицах. Подробнее см. В каких случаях и как унитарное предприятие может участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях;
  • распоряжение недвижимым имуществом. Подробнее см. В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом;
  • совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок. Подробнее см.Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника;
  • создание филиалов и открытие представительств предприятия. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника;
  • прием на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним.

Помимо этого собственник имущества унитарного предприятия:

  • определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В этом проявляется одна из особенностей унитарного предприятия: план (программа) финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это документ, которым предприятие должно руководствоваться в своей деятельности;
  • назначает на должность руководителя предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;
  • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Об этих и иных правах собственника имущества предприятия см. Какие права имеет собственник в отношении унитарногопредприятия.

К другим особенностям унитарного предприятия относятся следующие:

  • предприятие обязано перечислять собственнику определенную часть прибыли, полученной от своей хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях). Подробнее см. При каких условиях унитарное предприятиеобязано передавать часть прибыли собственнику;
  • по общему правилу предприятие не вправе заключать сделки по приобретению товаров, работ или услуг без проведенных им закупочных процедур;
  • предприятие может быть приватизировано;
  • от имени собственника предприятия выступают уполномоченные государственные или муниципальные органы;
  • предприятие не вправе выступать учредителем (участником) кредитных организаций (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона об унитарных предприятиях). Однако оно может быть (при согласии собственника имущества) участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций (п. 1 ст. 6 Закона об унитарных предприятиях). Подробнее см. В каких случаях и как унитарное предприятие может участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях;
  • закон устанавливает случаи, при которых может быть создано унитарное предприятие. Кроме того, законом могут быть установлены виды деятельности, которые может осуществлять только государственное унитарное предприятие. В настоящее время это ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ, а также определенных прекурсоров (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»);
  • предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Унитарное предприятие может быть преобразовано в хозяйственное общество (ООО или ОАО), однако это возможно только при его приватизации;
  • унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества – дочернее предприятие (абз. 5 п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях);

Может ли дочернее предприятие, созданное до вступления в силу Закона об унитарныхпредприятиях (до 3 декабря 2002 года), обязать материнское предприятие присоединить его к себе (п. 3 ст. 37 Закона об унитарных предприятиях)

Нет. Принудить материнское предприятие к реорганизации нельзя. Кроме того, реорганизация означает принудительную ликвидацию такого дочернего предприятия, а требование о принудительной ликвидации могут предъявлять только государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Пример из практики: суд отказал в иске об обязании предприятия провести реорганизацию в форме присоединения, указав, что дочернее предприятие не вправе принудить материнскую компанию к реорганизации

Предприятие «Т.» было образовано и действовало как унитарное государственноепредприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и являлось дочернимпредприятием предприятия «К.».

«Т.» обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию «К.», в котором просило обязать предприятие «К.» выполнить требования статьи 37 Закона об унитарныхпредприятиях о реорганизации дочернего предприятия «Т.» путем присоединения кпредприятию «К.».

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона об унитарных предприятиях дочерниепредприятия, созданные унитарными предприятиями до вступления в силу данного закона (т. е. до 3 декабря 2002 года), подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.

Суд отказал в иске, указав, что установленная статьей 37 Закона об унитарныхпредприятиях обязанность по реорганизации дочерних предприятий в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям не изменяет общего порядка их реорганизации в форме присоединения. Унитарное предприятие реорганизуется по решению собственника его имущества, который утверждает передаточный акт и вносит изменения и дополнения в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение. Поскольку собственник имущества предприятия «К.» такое решение не принимал, суд указал, что принудительная реорганизация в виде присоединения одногопредприятия к другому юридическому лицу в данном случае не предусмотрена законом.Пункт 3 статьи 37 Закона об унитарных предприятиях не содержит правовых оснований для осуществления принудительной реорганизации по решению суда.

Кроме того, суд признал, что заявленное истцом требование фактически направлено на принудительную ликвидацию дочернего предприятия «Т.», а, как указал суд, правом на предъявление требования о принудительной ликвидации в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ обладают государственные органы или органы местного самоуправления (постановление ФАС Уральского округа от 9 февраля 2010 г. № Ф09-407/10-С4 по делу № А60-29055/2009-С4определением ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 4399/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ в порядке надзора).

  • если арбитражный суд вынес определение о введении наблюдения в отношении предприятия, собственник имущества не вправе изъять имущество предприятия. Кроме того, в ходе наблюдения собственник не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации предприятия, давать согласие на создание предприятием юридических лиц или участие его в иных юридических лицах, на создание филиалов и открытие представительств и принимать решения о размещениипредприятием облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (абз. 8 п. 1 ст. 63п. 3.1 ст. 64 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Особенности унитарных предприятий, основанных на правехозяйственного ведения

У унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, есть особенности, присущие только ему:

  • полное фирменное наименование предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, ее субъект, муниципальное образование (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона об унитарных предприятиях);
  • предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества – то есть Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Собственник имущества унитарного предприятия не несет ответственности по его обязательствам. Однако если банкротство такого предприятиябыло вызвано действиями собственника, то на него может быть возложена субсидиарная ответственность, если имущества предприятия будет недостаточно (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях);

Пример из практики: суд привлек муниципальное образование (в лице его администрации) к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия ввиду бездействия, которое выразилось в том, что администрация не восстановила стоимость чистых активов предприятия до минимального размера уставного фонда и при этом не ликвидировала предприятие

Администрация муниципального образования Ч. приняла решение о создании МУП «Ж.». Впоследствии арбитражный суд признал МУП «Ж.» несостоятельным (банкротом), в связи с чем в отношении предприятиябыла введена процедура конкурсного производства.

В рамках этой процедуры один из конкурсных кредиторов (ОАО «Н.») обратился в суд с заявлением о привлечении муниципального образования Ч. (в лице администрации) к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия.

Суд установил, что в течение двух лет у предприятия имелись отрицательная величина чистых активов и тенденция роста кредиторской задолженности. Администрация знала о финансовом положении МУП «Ж.» и, следовательно, должна была принять одно из решений (п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях):

  • о восстановлении стоимости чистых активов до минимального размера уставного фонда;
  • о ликвидации предприятия;
  • о реорганизации предприятия.

Поскольку администрация не приняла меры по выделению денежных средств на покрытие убытков и погашение задолженности предприятия, МУП «Ж.» было признано банкротом.

Другими словами, суд пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между действиями администрации и банкротством должника. Следовательно, конкурсные кредиторы вправе настаивать на привлечении муниципального образования Ч. (собственника имущества предприятия) к субсидиарной ответственности (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятияхп. 4 ст. 10п. 12 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В итоге суд удовлетворил заявление ОАО «Н.» и взыскал с администрации за счет казны муниципального образования Ч. оставшуюся сумму задолженности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 декабря 2012 г. по делу № А43-38193/2009определением ВАС РФ от 22 февраля 2013 г. № ВАС-1956/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

  • предприятие может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию;
  • руководитель предприятия обязан представлять собственнику имущества отчетность в соответствии с Порядком отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1116.

Особенности унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления

Главная особенность казенных предприятий состоит в том, что по сравнению с унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, они обладают гораздо меньшими правами в отношении закрепленного за ними имущества. Подробнее см. В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом.

Кроме того, Закон об унитарных предприятиях устанавливает следующие особенности казенных предприятий:

  • полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, ее субъект, муниципальное образование (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона о предприятиях);
  • Российская Федерация или ее субъекты, а также муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий, если имущества предприятия недостаточно (п. 3 ст. 7 Закона опредприятиях);
  • устав казенного предприятия, кроме сведений, общих для всех унитарных предприятий, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. Подробнее об уставе унитарного предприятиясм. Устав и иные внутренние документы унитарного предприятия;
  • в казенном предприятии не формируется уставный фонд (п. 5 ст. 12 Закона о предприятиях);
  • собственник имущества казенного предприятия имеет особые права в отношении предприятия;
  • при преобразовании казенного предприятия в унитарное (основанное на праве хозяйственного ведения), собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию (абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона о предприятиях)».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка