Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24
22 июля 2015 10 просмотров

У нас помещение, где находится кассовый аппарат расположено в районе города относящейся к другой налоговой инспекции. В налоговой говорят нужно открыть обособленное подразделение. Какие мои действия? И как отразиться это на работе? Куда сдавать отчетность?

Да, действительно, по месту нахождения ККТ нужно регистрировать обособленное подразделение, ведь там создано как минимум одно рабочее место (кассира).

Одним из п признаков обособленного подразделения является территориальная обособленность от головной организации. Минфин РФ считает, что если адрес подразделения, ведущего деятельность от имени организации, не совпадает с юридическим адресом (местом нахождения) головной организации, то подразделение является территориально обособленным. По его мнению, юридическое значение имеет не факт того, какой инспекции подконтрольна организация, а различие между адресами юридического лица и его подразделения (письма от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-314от 12 января 2010 г. № 03-02-07/1-6от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550).

И только если новое подразделение находится в непосредственной близости от организации, и располагается по одному с ней адресу – оно не считается обособленным подразделением организации, соответственно, уведомлять инспекцию о создании подразделения не требуется.

Кроме того, кассовый аппарат должен быть зарегистрирован по адресу, где его используют. Поэтому если кассовый аппарат используется непосредственно по адресу обособленного подразделения – об этом следует уведомить ИФНС, ККТ должна быть там зарегистрирована. За применение ККТ, не зарегистрированной в налоговой инспекции или используемой с нарушением порядка и условий регистрации, предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Кроме того, за ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.

Однако поскольку обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то штрафы по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ не грозят. В этом случае организацию могут оштрафовать только на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Оштрафуют за то, что организация не представила в налоговую инспекцию, где она уже состоит на учете, документы, необходимые для налогового контроля. Такая позиция отражена в письме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404.

Чтобы уведомить ИФНС о создании подразделения, требуется подать либо заявление по форме уведомления № Р13002 (если ОП будет создаваться как филиал, и сведения о нем будут указаны в уставе), либо по Форме № С-09-3-1 (если ОП будет простым обособленным подразделением, и сведения о нем не будут указаны в уставе).

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как зарегистрировать кассовый аппарат


Контрольно-кассовая техника (ККТ), которую применяют организации и предприниматели, должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции. Это требование относится ко всей ККТ, в т. ч. размещенной в платежных терминалах и банкоматах. Об этом сказано в пунктах 1и 1.1 статьи 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.*

Порядок и условия регистрации ККТ регулируются Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470. Сроки и последовательность административных процедур по взаимодействию инспекторов с организациями (предпринимателями) установлены Административным регламентом, утвержденнымприказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

<…>


Документы для регистрации

Формы документов, необходимых для регистрации ККТ, утверждены приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152.

Чтобы зарегистрировать ККТ, в налоговую инспекцию нужно подать:

  • заявление;
  • паспорт на регистрируемую ККТ;
  • договор на техобслуживание ККТ, заключенный с ЦТО или непосредственно с организацией – изготовителем ККТ.*

Такой порядок следует из пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, и пункта 25 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

Требования о представлении при регистрации ККТ дополнительных документов, помимо вышеперечисленных, неправомерны (п. 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н).

Ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с заполнением формызаявления о регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации ККТ, приведены в письме ФНС России от 3 апреля 2012 г. № АС-4-2/5537.

Куда подать документы

Документы подавайте в налоговую инспекцию:

  • по местонахождению организации – если регистрируется ККТ, которая будет эксплуатироваться головным отделением организации;
  • по местонахождению обособленного подразделения организации – если регистрируется ККТ, которая будет эксплуатироваться обособленным подразделением;*
  • по местожительству предпринимателя – если ККТ регистрирует предприниматель.

Такой порядок следует из пункта 15 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, и пунктов 2021 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н. Он действует также в отношении регистрации ККТ, размещенных в платежных терминалах и банкоматах (письма Минфина России от 11 августа 2009 г. № 03-01-15/8-409 и № 03-01-15/8-408). При этом место, где фактически установлен платежный терминал (банкомат), не имеет значения, однако его необходимо указать в заявлении (п. 1.1 ст. 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Если организация ведет деятельность через обособленные подразделения, которые находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, зарегистрировать ККТ нужно по местонахождению одного из подразделений, в котором организация поставлена на учет (п. 21 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н).

После приема документов инспекция назначает день и время регистрации. Если все документы оформлены правильно, ККТ должна быть зарегистрирована не позднее чем через пять рабочих дней со дня подачи документов. Такой срок установлен абзацем 4 пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 и пунктом 23 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

Главбух советует: при подаче документов в налоговую инспекцию подготовьте опись передаваемых документов в двух экземплярах.

Один экземпляр со штампом налоговой инспекции и датой получения документов храните у себя. Если возникнут споры (в случае утери документов либо несоблюдения сроков регистрации ККТ), опись документов с отметкой налоговой инспекции будет доказательством их представления на регистрацию.

Направить документы на регистрацию ККТ можно по почте. В этом случае, налоговая инспекция обязана оформить прием полученных по почте документов в день получения корреспонденции. Такой порядок установлен пунктами 50 и 53Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

Заявление о регистрации ККТ также можно подать и в электронном виде. Формат представления заявления утвержден приказом ФНС России от 14 марта 2012 г. № ММВ-7-6/155

Регистрация в налоговой инспекции

В назначенный день представителю организации (предпринимателю или его представителю) совместно с представителем ЦТО нужно явиться в налоговую инспекцию. При себе нужно иметь регистрируемый кассовый аппарат.

Специалист ЦТО должен:

  • проверить исправность и работоспособность ККТ;
  • провести программирование печати на кассовом чеке;
  • проверить наличие на корпусе кассового аппарата полного заводского номера;
  • опечатать кассовый аппарат пломбой;
  • заполнить раздел «Ввод в эксплуатацию» в паспорте ККТ;
  • провести программирование режима ввода пароля налогового инспектора в память ККТ.

После этого налоговый инспектор активирует фискальную память (проведет фискализацию ККТ, т. е. внесет в фискальную память перечень реквизитов в соответствующем формате, утвержденный приказом ФНС России от 8 августа 2008 г. № ММ-3-2/351), введет свой пароль доступа к фискальной памяти и зафиксирует его в книге учета ККТ, которая хранится в инспекции.

Затем налоговый инспектор пробьет чек на условную сумму и снимет итоговый отчет (Z-отчет). Пробитый чек должен содержать, в частности, следующие обязательные реквизиты:

  • наименование организации (фамилию, имя, отчество предпринимателя);
  • ИНН организации (предпринимателя);
  • полный заводской номер ККТ;
  • порядковый номер чека;
  • дату и время фискализации;
  • сумму чека;
  • признак фискального режима.

Такой перечень установлен пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745.

Если ККТ использует платежный агент, то ее чек должен содержать такие обязательные реквизиты:

  • наименование документа – кассовый чек;
  • наименование оплаченного товара (работ, услуг);
  • общую сумму принятых денежных средств;
  • размер вознаграждения, взимаемого с плательщика (если оно удерживается);
  • дату, время приема денежных средств;
  • номер кассового чека;
  • номер ККТ;
  • адрес места приема денежных средств;
  • наименование, ИНН и местонахождение организации, принявшей денежные средства;
  • номера контактных телефонов организации, принявшей деньги, а также организации (лица), фактически получающей эти деньги.

Такой перечень установлен частью 2 статьи 5 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.

Пробитый чек прилагается к заявлению о регистрации.

После фискализации подписывается акт по форме КМ-1. Он подтверждает, что суммирующие денежные счетчики ККТ переведены на нули.

Такой порядок следует из пунктов 62–68 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

После регистрации ККТ инспекция внесет сведения о ней в книгу учета ККТ и выдаст организации (предпринимателю) регистрационную карточку. Вместе с карточкой возвращаются и документы, которые прилагались к заявлению о регистрации. Помимо этого, в паспорте ККТ делается отметка о регистрации, которая заверяется печатью налоговой инспекции. Такой порядок следует изпунктов 69–74 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, и пунктов 15 и 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470.

<…>

Из ситуации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина

эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

Организация и ее подразделение расположены на территории, подведомственной одному налоговому органу. Считается ли подразделение территориально обособленным

Единой позиции по этому вопросу нет.

По мнению Минфина России, юридическое значение имеет не факт того, какой инспекции подконтрольна организация, а различие между адресами юридического лица и его подразделения (письма от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-314от 12 января 2010 г. № 03-02-07/1-6от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550). Например, если организация зарегистрирована по адресу: г. Москва, ул. Михалковская, д. 20, а офис расположен на той же улице, но в доме 22, то этот офис в любом случае будет считаться территориально обособленным подразделением.*

Несколько лет назад (до опубликования разъяснений Минфина России) некоторые арбитражные суды кассационной инстанции приходили к противоположному выводу: «Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу» (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2007 г. № Ф08-3590/2007-1449А по делу № А63-9693/2006-С4ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2007 г. по делу № А26-11293/2005). Другими словами, суды считали, что подразделение является территориально обособленным, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль ведет иной орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Однако и в настоящее время (т. е. уже после того как Минфин России дал соответствующие разъяснения) арбитражные суды иногда придерживаются своей прежней позиции (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2013 г. по делу № А56-37487/2012от 6 октября 2011 г. по делу № А56-13261/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2010 г. № 09АП-31980/2010 по делу № А40-105046/10-152-567).

Поскольку единый подход отсутствует, организации имеет смысл придерживаться более жесткой позиции, то есть позиции Минфина России. Другими словами, юридическому лицу целесообразно исходить из того, что подразделение считается территориально обособленным тогда, когда его адрес не совпадает с адресом организации. Такой подход в максимальной степени обезопасит компанию от споров с налоговыми органами.*

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать

Любая организация с самого создания должна встать на учет в налоговой инспекции. И неважно, ведет она деятельность или нет, есть у нее налоговые обязательства или нет. Об этом сказано в пунктах 1 и 2 статьи 83 Налогового кодекса РФ.

Создание организации – не единственная причина постановки на учет, могут быть и другие. То есть в течение всего периода своей работы организация может обращаться в налоговую инспекцию для регистрации несколько раз. Разобраться с каждым случаем поможет эта рекомендация.

<…>

Когда нужно регистрироваться в инспекции

Организация обязана обратиться в налоговую инспекцию для постановки на учет, если она:

Регистрация организации

Прежде чем начать вести деятельность, учредитель (руководитель, доверенное лицо) должен зарегистрировать организацию по ее местонахождению (п. 2 ст. 8 и п. 1.3 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Местонахождением организации считается адрес, где находится ее исполнительный орган: дирекция, правление и т. п. (п. 2 ст. 54 ГК РФп. 1 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗп. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Внимание: несовпадение фактического адреса с юридическим (тем, который занесли в ЕГРЮЛ при регистрации) может вызвать претензии у налоговых инспекторов.

Самое страшное, что может быть, если налоговые инспекторы выявят несовпадение юридического и фактического адресов, – так это то, что они могут подать иск о ликвидации организации. А узнают проверяющие о таком несовпадении, если до организации не доходят решения инспекции, направленные по тому адресу, что значится в ЕГРЮЛ. Допустим, в случае, когда почта возвращает налоговой инспекции отправленную корреспонденцию с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п. Возможность ликвидировать из-за этого организацию признали судьи Пленума ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61.

Кроме того, за недостоверную информацию могут наказать руководителя организации. Штраф составит 5000 руб. Это следует из части 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

И наконец, не получая письма, которые налоговая инспекция направляет по юридическому адресу, организация попросту рискует не исполнить в установленные сроки требования контролеров. А это опять же может привести к наказанию.

Напомним, что сейчас инспекция должна отправлять все документы на юридический адрес организации. И отправленная корреспонденция из налоговой инспекции по умолчанию считается доставленной до адресата на шестой день после отправки, даже если тот не получил ее лично в руки. Такой порядок установлен положениями пунктов 4 и 5 статьи 31 Налогового кодекса РФ и статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ.*

Куда и какие документы подавать

Чтобы новую организацию поставить на учет, подайте пакет документов в то подразделение налоговой службы, которое регистрирует организации. Это может быть либо ИФНС России по местонахождению организации, либо специальная инспекция, которая регистрирует все организации независимо от того, где они в регионе находятся.

Нужную налоговую инспекцию можно найти на официальном сайте ФНС России. Например, в Москве регистрацией всех организаций занимается межрайонная инспекция ФНС России № 46 (письмо УФНС России по г. Москве от 10 сентября 2008 г. № 09-14/085833).

Для регистрации организации в налоговую инспекцию нужно подать:

– заявление о госрегистрации. Заполняя заявление, руководствуйтесь разделами I иII приложения 20 к приказу ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25;
– протокол, договор или другой учредительный документ о создании организации;
– устав организации (при представлении в электронном виде – в одном экземпляре, по почте или лично – в двух экземплярах);
– квитанцию об уплате госпошлины. Ведь за регистрацию организации ее необходимо заплатить. Размер пошлины составляет 4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

<…>

Как поставить на учет обособленные подразделения

По местонахождению каждого своего обособленного подразделения организация должна встать на налоговый учет (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Определить территориально, в какую инспекцию обратиться, можно на официальном сайте ФНС России.*

При этом для филиалов (представительств) действуют одни правила постановки на учет, а для тех обособленных подразделений, которых нет в уставе организации, – другие.

Подразделения, которых нет в уставе

Для постановки на учет обособленных подразделений, которых нет в уставе, нужно обратиться в инспекцию по местонахождению организации. А на учет ставит инспекция по местонахождению обособленного подразделения. Это следует изпункта 2 статьи 23, пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ.

Если у организации несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, она может выбрать одну инспекцию, в которой подразделения будут на учете. Выбрать можно инспекцию по местонахождению любого из подразделений. Даже если подразделения находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).

Но заметьте, это правило распространяется только на обособленные подразделения. Если же в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то выбрать одну инспекцию для учета нельзя (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).

<…>

Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по месту проведения работ вахтовым методом. Продолжительность работ – более одного месяца

Да, нужно.

Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленное подразделение – это любое территориально обособленное от организации помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Рабочим местом сотрудников при вахтовом методе является объект (участок), на котором ведутся работы. Об этом сказано в пункте 1.1 Положений, утвержденныхпостановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82.

Таким образом, если сотрудники выполняют работы на объекте (участке) более одного месяца, организация должна встать на налоговый учет по местонахождению объекта (участка). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 марта 2010 г. № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19 января 2012 г. № ПА-4-6/604.

Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местонахождению ее склада, который находится по другому адресу и в котором имеется лишь одно рабочее место охранника

Да, нужно.

Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально обособленное от организации подразделение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Из этих норм следует, что количество стационарных рабочих мест (как и режим работы сотрудников) не имеет значения для признания склада обособленным подразделением организации. Поэтому, даже если в обособленном подразделении работает только один сотрудник, организация должна встать на учет по местонахождению подразделения.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-211 и от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302.

<…>


Ситуация: какой день считается датой создания обособленного подразделения

День обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через подразделение.

Для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места (п. 2 ст. 11 НК РФ).Рабочим является место, которое находится под контролем работодателя и где сотрудник должен находиться (куда он должен прибыть) для выполнения работ (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).

Понятие рабочего места различается для каждой отдельной организации и зависит от характера выполняемых работ. Поэтому датой создания можно считать:

  • дату окончания обустройства рабочего места;
  • дату принятия первого сотрудника на работу;
  • другую дату, связанную с началом деятельности подразделения.

Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. № А14-8856/2010/337/28Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № Ф04-8807/2006(29891-А45-19)Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5541)*.

<…>


Какие документы подать в инспекцию

В течение месяца со дня создания обособленного подразделения организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Ту, в которой организация состоит на учете. Подать нужно следующие документы:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Формаформат и порядокзаполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Формаформат и порядокзаполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.

Вместе с сообщением и уведомлением можно представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Например, приказ о создании подразделения.

Такой порядок следует из пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и пункта 3Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.*

Внимание: если заявление о постановке на учет обособленного подразделения подать позже срока, то организации грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за деятельность в незарегистрированном обособленном подразделении санкции могут быть более строгими.

За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.*

Правда, некоторые суды признают, что в такой ситуации ответственность, установленная пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, не применяется (см., например, определение Верховного суда РФ от 26 февраля 2015 г. № 305-КГ14-9035постановление Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2014 г. № А40-130227/2013). Однако наличие таких решений не означает, что в аналогичных ситуациях проверяющие не попытаются оштрафовать компанию именно по пункту 2статьи 116 Налогового кодекса РФ.

Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то штрафы по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ не грозят. В этом случае организацию могут оштрафовать только на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Оштрафуют за то, что организация не представила в налоговую инспекцию, где она уже состоит на учете, документы, необходимые для налогового контроля. Такая позиция отражена вписьме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404.*

Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном виде (с квалифицированной электронной подписью);
– отправить по почте заказным письмом.

Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ.

Как быстро обособленное подразделение поставят на учет

Инспекция обязана поставить обособленное подразделение на учет в течение пяти рабочих дней с того дня, когда она получила от организации все необходимыедокументы (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ). В тот же срок инспекторы направят организации по почте уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Если же вы запрашивали уведомление в электронном виде, в таком виде и получите. Такой порядок следует из положенийпункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 10 мая 2012 г. № 03-02-07/1-117.

Инспекция, в которой подразделение зарегистрировали, присваивает ему КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН у подразделения тот же, что и у организации. Это следует из положений пунктов 6 и 7 Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435.

Филиал или представительство

Организация должна состоять на учете в налоговой инспекции отдельно по каждому своему филиалу или представительству. Чтобы поставить на учет филиал или представительство, документы подавайте в инспекцию по местонахождению организации.

Какие документы подать в инспекцию

В инспекцию подайте следующие документы:
– уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Информацию о созданном филиале (представительстве) отразите в листе Ауведомления;
– решение о внесении изменений в учредительные документы (в связи с созданием филиала или представительства);
– изменения, вносимые в учредительные документы, либо учредительные документы в новой редакции (в двух экземплярах).

Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Как быстро зарегистрируют филиал или представительство

Инспекция обязана зарегистрировать филиал (представительство) в течение пяти рабочих дней с той даты, когда она получила от организации полный набор документов. В тот же срок инспекция вносит запись о регистрации в ЕГРЮЛ и отправляет организации письменное уведомление о внесении записи в реестр. Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Одновременно с регистрацией инспекция поставит филиал (представительство) на налоговый учет и выдаст уведомление. Об этом сказано в пункте 3 статьи 83 и пункте 2статьи 84 Налогового кодекса РФ.

<…>

Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина

эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

Как создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством

Чтобы создать обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:

  • принять и оформить решение о создании обособленного подразделения;
  • подготовить подразделение к работе;
  • встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения;
  • уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.

Как принять и оформить решение о создании обособленного подразделения

Закон не устанавливает, к компетенции какого органа юридического лица относится вопрос о принятии решения о создании простого обособленного подразделения. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации. Вместе с тем, учредительные документы организации могут устанавливать, что вопрос о создании простого обособленного подразделения относится к компетенции иного органа управления (если это не запрещено законом). Например, устав ООО может предусматривать, что решение о создании подразделения принимает общее собрание участников, а устав акционерного общества может относить этот вопрос к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

В решении (приказе) о создании обособленного подразделения имеет смысл указать:

  • наименование (вид) и место нахождения подразделения (например, «Орловский офис общества с ограниченной ответственностью "Альфа"», расположенный по адресу: 125008, г. Орел, ул. Михалковская, д. 20);
  • цель создания подразделения и его функции (к примеру, реализация продукции ООО «Альфа» на территории города Орла);
  • сведения об организационно-штатной структуре подразделения, в частности, о его руководителе;
  • момент открытия подразделения. Указание на такой момент обезопасит организацию от возможных споров с налоговой инспекцией, связанных с нарушением срока уведомления о создании подразделения. Так, в решение имеет смысл включить следующее уточнение: «Обособленное подразделение считается открытым с момента оборудования по месту его нахождения стационарных рабочих мест и издания приказа об открытии подразделения».

Можно поступить и иначе: подробную информацию об обособленном подразделении отразить в отдельном внутреннем документе организации (например, в Положении об офисе, утвержденном общим собранием участников ООО или общим собранием акционеров акционерного общества), а в текст решения (приказа) о создании подразделения включить лишь основные сведения (название подразделения и его адрес). При этом в решении обязательно понадобится указать, какой именно документ (положение) регулирует деятельность подразделения.

Совет

В текст любого решения (приказа) о создании обособленного подразделения имеет смысл включить указание на то, что подразделение не является филиалом или представительством юридического лица. Такое уточнение позволит избежать возможных споров и недопонимания с контрагентами и государственными органами.

<…>

Как встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения

Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения – обязанность юридического лица (п. 14ст. 83 НК РФ). Для ее исполнения необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.

Сообщение нужно подать в течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения. Таким моментом считается момент оборудования в подразделении стационарных рабочих мест.*

Обоснование

Закон прямо не устанавливает, с какого дня простое обособленное подразделение считается созданным. В настоящее время позиция судов сводится к тому, что подразделение создается с момента, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Наступление такого момента можно подтвердить, например, приказом об открытии обособленного подразделения, актом окончания работ по техническому оборудованию рабочего места и т. д.

Зачастую суды обращают внимание также на то, ведет организация фактическую деятельность через обособленное подразделение или нет (постановление ФАС Уральского округа от 27 октября 2008 г. № Ф09-7766/08-С3 по делу № А60-2706/08). Если юридическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, ведет иную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, считается, что рабочие места оборудованы, а подразделение создано (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2004 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).

Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена ответственность

Если юридическое лицо представит сообщение о создании обособленного подразделения позднее одного месяца с момента создания такого подразделения (например, через 45 дней), то налоговая инспекция может посчитать, что организация совершила одно из следующих правонарушений.

1. Нарушила срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 116 НК РФ). Санкция за совершение такого правонарушения – штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, руководителя организации могут привлечь к административной ответственности и назначить один из двух видов наказания: предупреждение либо штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

2. Нарушила срок подачи документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). За совершение этого правонарушения инспекция может взыскать с организации штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. На руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Какое именно решение примет инспекция, точно сказать затруднительно. Дело в том, что в настоящее время нет официальных разъяснений по вопросу о последствиях нарушения срока, за который необходимо подать сообщение о создании обособленного подразделения. До вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, внесшего изменения в пункт 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, организации были обязаны представлять в инспекцию не сообщение, а заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Следовательно, за нарушение срока подачи этого заявления наступала ответственность только на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ. Должны ли организации нести такую ответственность в настоящее время, однозначно ответить сложно. Ведь в законе прямо не указано, что сообщение о создании обособленного подразделения считается заявлением о постановке на учет. Выходит, взыскать штраф в размере 10 тыс. руб. инспекция не вправе. Однако налоговые органы продолжают привлекать организации, не подавшие вовремя сообщение о создании подразделения, к ответственности по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Судебная практика по рассматриваемому вопросу еще не сложилась.

Важно обратить внимание и на следующее. Если юридическое лицо не только не уведомит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, но и будет вести через него деятельность (например, оказывать маркетинговые, аудиторские, иные услуги в новом офисе), инспекция может посчитать, что организация не исполнила обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). За неисполнение такой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение времени, за которое организация вела деятельность через подразделение. В любом случае размер штрафа не может быть менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Помимо этого руководителя могут привлечь к административной ответственности, оштрафовав на сумму в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

<…>

Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов

Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).

Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):

  • Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
  • ФСС России и его территориальные органы.

Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о создании обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня создания подразделения (т. е. со дня оборудования стационарных рабочих мест). При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о создании обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату открытия подразделения (т. е. дату окончания оборудования стационарных рабочих мест), а также место нахождения подразделения.*

Должна ли организация встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения простого обособленного подразделения

Нет, не должна.

Зарегистрироваться в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения обособленного подразделения необходимо лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:

  • подразделение имеет отдельный баланс;
  • подразделение имеет отдельный расчетный счет;
  • подразделение самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Обоснование

Такие правила установлены:

Подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не обладают всеми тремя перечисленными признаками. В частности, законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»). Следовательно, вставать на учет в органах внебюджетных фондов по месту нахождения такого подразделения не нужно.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка