Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24
23 июля 2015 21 просмотр

Прошу дать пояснения по вопросу применения п.1 ст.333.10 и ст.333.12 НК РФ. Наша организация осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения на основании лицензии. В лицензии определен лимит забора с разбивкой по цели: для хозяйственно-питьевого водоснабжения и для прочих нужд. В соответствии с п.2 ст.333.10 налоговая база определяется как объем забранный за налоговый период. Объем определяется на основании показаний приборов учета воды, установленных на каждой скважине, отражаемых в журнале первичного учета забора воды. Добыча осуществляется из подземного водозабора инфильтрационного типа, затем производится обеззараживание воды хлорированием, сбор в резервуар чистой воды и только потом подача потребителям через общую городскую водопроводную сеть. Для установления объема поднятой воды по цели используется расчетная методика: определяется общий объем отпущенной воды для хозяйственно-бытовых нужд на основании приборов учета потребителей, взвешивается в общем объеме отпущенной воды и полученный коэффициент применяется к поднятому объему. Определяя таким образом объем поднятой воды организация применяет к ней налоговую ставку, установленную п.3 ст 333.12 для водоснабжения населения. Однако ИФНС, ссылаясь на п.1 ст.333.10 настаивает на том, что необходимо вести раздельный забора воды при подъеме с отражением в журнале забора воды. Однако в п.1 ст.333.10 сказано, что, налоговая база определяется раздельно, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, а п. 3 ст.333,12 устанавливает единую ставку для всех водных объектов в соответствии с конечной целью пользования. Чья позиция правильная? Имеет ли право организация, используя описанную методику применять сниженную налоговую ставку при водоснабжении населения?

Ваша позиция правомерна.
В письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 сказано, что, принимая во внимание то, что применение пониженной ставки водного налога по водоснабжению населения является льготой для налогоплательщиков, в данном случае необходимо, чтобы в соответствующей лицензии на право осуществления данного вида водопользования были отражены цели забора воды и утверждены для него лимиты водопользования.

О том, что для применения ставки необходимо конкретное указание в соответствующей лицензии на пользование недрами целевого назначения использования добытых подземных вод - для нужд водоснабжения населения - с обязательным отражением разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленного для данной цели, указано и в Письме Минфина России от 5 октября 2012 г. № 03-06-06-02/5.
а вот расшифровка понятия «водоснабжения населения» дано в письме ФНС России от 1 ноября 2010 г. № ШС-37-3/14561. ФНС ссылается на сложившуюся арбитражную практику. Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 27.11.2008 № Ф09-8843/08-С3 признал правомерным применение налогоплательщиком ставки водного налога, предусмотренной п. 3 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема воды, забранной из водных объектов для водоснабжения предприятий, учреждений и организаций, использованной на хозяйственно-бытовые цели.

При этом суд исходил из того, что гл. 25.2 Кодекса не содержит прямого указания о применении налоговой ставки 70 руб. только при условии забора воды из водных объектов для снабжения населения по месту постоянного проживания.

Из оснований налогообложения и порядка исчисления водного налога, предусмотренных ст. ст. 333.8 - 333.13 Кодекса, не следует, что применение указанной налоговой ставки при заборе воды для водоснабжения населения ограничивается водоснабжением жилищного фонда.

Применение ставки водного налога, установленной п. 1 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема забранной воды из водных объектов с целью водоснабжения населения и использованной на хозяйственно-бытовые, в том числе питьевые, цели предприятиями, учреждениями и организациями, указанной нормой прямо не предусмотрено.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 25.02.2009 N ВАС-1534/09 подтвердил позицию Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Кроме того, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 06.08.2007 № А05-809/2007 отклонил доводы налогового органа о том, что, поскольку налогоплательщик снабжал водой не объект жилищного фонда, а оздоровительный лагерь, он не является организацией, предметом и целями действия которой является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение. Суд счел, что налогоплательщик производил забор воды на основании лицензии в пределах установленных для него лимитов потребления в целях водоснабжения населения - детей, отдыхающих в оздоровительном лагере, а следовательно, правомерно исчислял водный налог в порядке, установленном п. 3 ст. 333.12 Кодекса (ставка для населения до изменения в НК РФ).
Таким образом, считаем что Вами правильно производиться расчет водного налога.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

1. Из письма Минфина России от 14 декабря 2011 г. № 03-06-05-02/6
Вопрос: Пунктом 3 ст. 333.12 НК РФ определено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Согласно разъяснениям Минфина России, указанным в Письмах от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, освобождение от налогообложения или применение пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров является льготой для налогоплательщиков; при отсутствии в лицензии на водопользование или на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Данная позиция подтверждена Минфином России в Письме от 28.05.2010 N 03-06-05-02/9.

Однако из п. 3 ст. 333.12 НК РФ не следует, что пониженная ставка водного налога применяется только организациями, забирающими и без посредников подающими воду для водоснабжения населения.

В ряде случаев водопользователь не осуществляет самостоятельного водоснабжения населения, а реализует воду организации-посреднику, которая в дальнейшем поставляет ее населению.

Например, забор и подготовку воды осуществляет водопользователь, а транспортировку и передачу - организация-посредник при централизованном теплоснабжении населения, если забор воды осуществляется одной организацией, а теплоснабжение - другой. В связи с этим в документах может отсутствовать информация о том, что водопользователем является население.

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, водоснабжение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий забор, транспортировку, подготовку и передачу абонентам питьевой воды. Согласно п. 1 данных Правил к числу абонентов (водопотребителей) относятся организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению.

По мнению арбитражных судов, пониженная ставка водного налога применяется и теми организациями, которые через посредников подают воду для водоснабжения населения. Для этого необходимо, чтобы в лицензии была указана существующая цель, а факт получения воды населением был документально подтвержден. В качестве таких доказательств суды принимают договоры водопользования с посредником с условием о водоснабжении населения, совместные акты о количестве отпущенной воды, иные первичные документы (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.03.2006 по делу N А43-23129/2005-35-683 и от 09.03.2006 по делу N А43-8016/2004-11-429).

Подлежит ли применению пониженная ставка водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров при осуществлении водоснабжения населения через организации-посредники водопользователем, в лицензиях которого не указана цель "водоснабжение населения"?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения и сообщает следующее.

Пунктом 1 ст. 333.8 гл. 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 Кодекса.

Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего до 1 января 2007 г., использование водных объектов с применением технических средств, устройств и сооружений (специальное водопользование) осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. В лицензии на водопользование помимо цели использования водного объекта отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также установлены лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения).

Согласно п. 3 ст. 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

При этом из содержания приведенной нормы следует, что она распространяется как на организации, забирающие и подающие воду непосредственно населению, так и на организации, забирающие и подающие воду другим организациям, направляющим воду населению.

Таким образом, условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, в целях применения указанной льготы должны отражаться в лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке, и заключенном в соответствии с ней договоре на водопользование.

Учитывая изложенное, полагаем правомерным применение организациями, не осуществляющими самостоятельно питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения, а передающими воду специализированным организациям, осуществляющим указанный вид деятельности, в отношении объемов воды, передаваемых для водоснабжения населения (подтвержденных соответствующими документами), ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды при условии отражения в лицензии на водопользование соответствующих данных

2. Из письма ФНС России от 1 ноября 2010 г. № ШС-37-3/14561

Вместе с тем из положений ст. 333.12 Кодекса не следует, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда.

Позиция налогоплательщиков водного налога по данному вопросу состоит в следующем, поскольку хозяйственно-питьевое водоснабжение осуществляется не только в отношении жилищного фонда, но и в отношении предприятий, учреждений, организаций, а положения ст. 333.12 Кодекса не ограничивают применение ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды только водоснабжением жилищного фонда, названная льготная ставка может быть применена в отношении объема воды, забранной для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений и организаций.

Данные выводы подтверждаются арбитражной практикой.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 27.11.2008 N Ф09-8843/08-С3 по делу N А60-10394/08 признал правомерным применение налогоплательщиком ставки водного налога, предусмотренной п. 3 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема воды, забранной из водных объектов для водоснабжения предприятий, учреждений и организаций, использованной на хозяйственно-бытовые цели.

При этом суд исходил из того, что гл. 25.2 Кодекса не содержит прямого указания о применении налоговой ставки 70 руб. только при условии забора воды из водных объектов для снабжения населения по месту постоянного проживания.

Из оснований налогообложения и порядка исчисления водного налога, предусмотренных ст. ст. 333.8 - 333.13 Кодекса, не следует, что применение указанной налоговой ставки при заборе воды для водоснабжения населения ограничивается водоснабжением жилищного фонда.

Применение ставки водного налога, установленной п. 1 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема забранной воды из водных объектов с целью водоснабжения населения и использованной на хозяйственно-бытовые, в том числе питьевые, цели предприятиями, учреждениями и организациями, указанной нормой прямо не предусмотрено.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 25.02.2009 N ВАС-1534/09 подтвердил позицию Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Кроме того, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 06.08.2007 по делу N А05-809/2007 отклонил доводы налогового органа о том, что, поскольку налогоплательщик снабжал водой не объект жилищного фонда, а оздоровительный лагерь, он не является организацией, предметом и целями действия которой является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение. Суд счел, что налогоплательщик производил забор воды на основании лицензии в пределах установленных для него лимитов потребления в целях водоснабжения населения - детей, отдыхающих в оздоровительном лагере, а следовательно, правомерно исчислял водный налог в порядке, установленном п. 3 ст. 333.12 Кодекса.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка