Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 июля 2015 107 просмотров

Помогите пожалуйста определиться с порядком действий: Наша фирма занимается рыболовством и оптовой продажей топлива. Зарегистрирована и находится в г. Севастополь. С 01 августа планируем открыть производство полиэтилена. Берем в аренду помещение, покупаем оборудование и нанимаем 4 человека - производство непрерывное, однако располагаться это производство будет в г. Симферополь.В связи с чем возникли следующие вопросы:1. Надо ли регистрировать обособленное подразделение (на производство полиэтилена) и какое балансовое безбалансовое?2. Как и куда уплачивать налоги (взносы) начисленные на заработную плату работников нового производства?3. Как правильно вести кадровую политику, охрану труда?4. Если регистрируется балансовое подразделение, подскажите как правильно это делать (порядок действий)?5. Можете ли Вы подсказать в принципе полный порядок действий администрации нашей фирмы начиная от внесения изменений в оквэды?Спасибо за помощь.

1. Для того, чтобы соблюдать требования охраны труда, контролировать их выполнение, в каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, с численностью сотрудников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда. Подробнее том, какие функции выполняет служба охраны труда, каким требованиям должны удовлетворять специалисты охраны труда, а также в какой форме может быть создана такая служба, изложено ниже, в рекомендации № 1.

Сущность и направление кадровой политики каждая организация определяет самостоятельно. Законодательство в этом вопросе работодателя не ограничивает;

2. Порядок постановки на учет в налоговой инспекции обособленного подразделения не зависит от того, выделено оно на отдельный баланс или нет.

В течение месяца со дня создания обособленного подразделения организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию. Ту, в которой организация состоит на учете. Подать нужно следующие документы:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Форма, формат и порядок заполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма, формат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.

Вместе с сообщением и уведомлением можно представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Например, приказ о создании подразделения.

Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и производит выплаты сотрудникам, то его нужно зарегистрировать в ПФР. Для этого в отделение Пенсионного фонда РФ по местонахождению обособленного подразделения нужно подать:

заявление о регистрации, заполненное в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п;
свидетельство о постановке на налоговый учет;
уведомление о регистрации организации в Пенсионном фонде РФ;
– нотариально заверенные копии документов, которые подтверждают создание обособленного подразделения (например, устав организации, содержащий сведения о подразделении, Положение об обособленном подразделении).

Точный срок подачи заявления и других документов постановление не устанавливает. Однако целесообразно отправить документы для постановки подразделения на учет до того, как оно впервые будет платить страховые взносы с выплат сотрудникам.

Регистрироваться в ФФОМС по местонахождению обособленного подразделения организации самостоятельно не нужно.

Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и производит выплаты сотрудникам, то его нужно зарегистрировать в ФСС России. Для этого в течение 30 дней со дня создания такого подразделения нужно подать в территориальное отделение фонда по местонахождению подразделения следующие документы:

заявление о регистрации подразделения в электронном или бумажном виде;
– нотариально заверенные копии документов, подтверждающих наличие отдельного баланса, расчетного счета и начисление выплат сотрудникам. Такими документами могут быть справка из банка об открытии расчетного счета, положение об обособленном подразделении или устав организации, в которых прописаны полномочия подразделения на ведение отдельного баланса и выплаты сотрудникам (письмо ФСС России от 23 марта 2010 г. № 02-03-13/08-2496).

Кроме того, по своей инициативе организация может подать в территориальное отделение ФСС России копии:

свидетельства о государственной регистрации организации;
свидетельства о постановке организации на налоговый учет;
уведомления о постановке обособленного подразделения на налоговый учет;
– кодов статистики, выданных при регистрации в Росстате.

3. После того, как в руководство организации приняло решении об открытии обособленного подразделения, его нужно зарегистрировать в налоговой инспекции, а также во внебюджетных фондах (при необходимости). Документы, необходимые для этого, а также сроки, в течение которых подразделения нужно зарегистрировать перечислены в предыдущем пункте ответа. Решение об открытии обособленного подразделения можно оформить приказом.

Если виды деятельности, которыми планирует заниматься обособленное подразделение, в ЕГРЮЛ не заявлены, то Вам необходимо подать заявление об изменениях. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с начала новой деятельности.

Обоснование

1. Из рекомендации

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как создать в организации службу охраны труда

Когда создавать службу охраны труда

Чтобы соблюдать требования охраны труда, контролировать их выполнение, в каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, с численностью сотрудников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы руководитель организации (предприниматель) принимает по своему усмотрению.

Задачи и функции службы

Среди основных задач службы охраны труда можно выделить:
? контроль за соблюдением сотрудниками законов и иных правовых актов об охране труда (в т. ч. локальных);
? организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
? информирование и консультирование сотрудников организации по вопросам охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:
? организация и методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;
– измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений;
? проверка технического состояния зданий, механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояния санитарно-технических устройств на соответствие требованиям охраны труда;
? организация расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
? содействие своевременному обучению сотрудников организации по охране труда;
– другие функции.

Полные перечни задач и функций службы охраны труда в организации изложены в разделах II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ).

Требования к образованию, квалификации и опыту работы специалистов по охране труда

Специалисты охраны труда должны иметь:

  • либо высшее профессиональное образование по направлению «техносферная безопасность» или другим направлениям по обеспечению безопасности производственной деятельности;
  • либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда.

Исключение предусмотрено только для специалистов низшей категории.

Требования к стажу работы зависят от должности специалиста. Так:

  • руководитель службы охраны труда должен иметь стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;
  • специалист I категории должен иметь стаж работы в области охраны труда не менее двух лет;
  • специалист II категории должен иметь стаж работы в области охраны труда не менее года;
  • специалист по охране труда (низшей категории):
    – может не иметь опыта работы (при наличии соответствующего образования);
    – должен иметь стаж не менее трех лет в области охраны труда, если уровень образования соответствует среднему специальному и дополнительному профессиональному (профессиональную переподготовку) в области охраны труда.

Все специалисты охраны труда должны знать:

  • законы и иные нормативно-правовые акты в сфере охраны труда; государственные нормативные требования в области охраны труда;
  • международные договоры в области охраны труда, ратифицированные РФ;
  • национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда;
  • требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;
  • делопроизводство и методические документы по вопросам охраны труда;
  • производственную и организационную структуру организации, основные технологические процессы и режимы производства;
  • виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации;
  • методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам;
  • правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ;
  • порядок проведения расследования несчастных случаев; передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда;
  • порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда.

Специалисты I, II и низшей категории должны знать:

  • методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками;
  • виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации;
  • методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам.

Руководитель службы охраны труда также должен знать:

  • порядок оценки уровня профессионального риска;
  • основные методы снижения воздействия вредных производственных факторов на организм человека;
  • психофизиологические требования к работникам;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда;
  • основы экономики и бюджетирования, организации производства, труда и управления.

Такие требования содержатся в разделе «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н.

Ответственность за нарушение правил охраны труда

Внимание: за нарушение требований охраны труда предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Мера ответственности зависит от вида нарушения.

1. Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах влечет:

– для должностных лиц – предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.;
– для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.;
– для организации – штраф от 60 000 до 80 000 руб.

2. Допуск сотрудника к работе без проведения инструктажа по охране труда, обязательных предварительных или периодических медосмотров и обязательных психиатрических освидетельствований влечет:

– для должностных лиц – штраф от 15 000 до 25 000 руб.;
– для предпринимателей – штраф от 15 000 до 25 000 руб.;
– для организаций – штраф от 110 000 до 130 000 руб.

3. Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза ко 2-му классу, влечет:

– для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб.;
– для предпринимателей – штраф от 20 000 до 30 000 руб.;
– для организаций – штраф от 130 000 до 150 000 руб.

4. Нарушения иных норм и требований законодательства по охране труда (кроме случаев, перечисленных выше) влекут:

– для должностных лиц – предупреждение или штраф в размере от 2000 до 5000 руб.;
– для предпринимателей – штраф от 2000 до 5000 руб.;
– для организации – штраф от 50 000 до 80 000 руб.

За повторное нарушение во всех вышеперечисленных случаях предусмотрено наказание:

– для должностных лиц – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
– для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– для организации – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такая ответственность предусмотрена Кроме того, сотрудник, ответственный за соблюдение требований охраны труда, может быть привлечен к уголовной ответственности, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

В этом случае нарушителю грозит один из следующих видов ответственности:
– штраф до 400 000 руб. (либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев);
– обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
– исправительные работы на срок до двух лет;
принудительные работы на срок до одного года;
– лишение свободы на срок до одного года (может применяться с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года).

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного человека, наказывается:
– либо лишением свободы на срок до четырех лет (может применяться с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет);
– либо принудительными работами на срок до четырех лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек, наказывается:
– либо принудительными работами на срок до пяти лет;
– либо лишением свободы на срок до пяти лет (может применяться с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

Такая ответственность предусмотрена в статье 143 Уголовного кодекса РФ.

Кроме того нарушение сотрудником правил охраны труда является основанием для его увольнения, если оно повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создавало угрозу их наступления (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

В какой форме создавать службу охраны труда

Служба охраны труда в организации может быть представлена:
отдельным структурным подразделением;
штатным специалистом по охране труда;
руководителем организации (предпринимателем лично) или другим уполномоченным сотрудником;
сторонней специализированной организацией, которая имеет соответствующую аккредитацию, или специалистом, с которым заключен гражданско-правовой договор

Это предусмотрено статьей 217 Трудового кодекса РФ.

Функции выполняет структурное подразделение

Если организация создает службу охраны труда в форме отдельного структурного подразделения, необходимо:
– определить структуру службы;
– рассчитать численность сотрудников, которые будут в ней трудиться;
– издать приказ о создании службы;
– составить положение о службе охраны труда;
– утвердить должностные инструкции ее сотрудников;
– внести изменения в штатное расписание.

Сделать это нужно с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Структура подразделения

По структуре служба охраны труда в организации должна состоять из штата специалистов во главе с ее начальником (п. 3 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14). Подчиняется служба непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей (п. 2 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14).

Штатная численность подразделения

Чтобы определить штатную численность сотрудников, необходимых для функционирования службы, нужно учесть:
– численность работающих в организации сотрудников;
– характер условий труда;
– степень опасности производства;
– другие факторы.

Это предусмотрено пунктом 14 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Для расчета штатной численности сотрудников службы рекомендовано пользоваться Межотраслевыми нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. В этом документе приведены таблицы, содержащие данные по количеству человек, которые должны выполнять ту или иную функцию по охране труда в организации.

Например, чтобы выяснить, сколько человек потребуется для проведения инструктажей сотрудников, необходимо рассчитать среднемесячную и среднесписочную численность сотрудников в организации (п. 3.2.4 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10). А чтобы определить, сколько человек должны заниматься контролем охраны труда в организации, нужно определить среднесписочную численность всех работающих, количество сотрудников, которые имеют дело с вредными и тяжелыми условиями труда, а также количество структурных подразделений организации (п. 3.2.6 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10).

После подсчета численности сотрудников по всем функциям сложите эти показатели. Так получится нормативная численность сотрудников службы охраны труда.

Затем определите штатную (списочную) численность сотрудников службы охраны труда в организации. Для этого нужно нормативную численность умножить на коэффициент планируемых невыходов сотрудников на работу во время отпуска, болезни и т. п. Для подсчета воспользуйтесь формулой:

Штатная (списочная) численность сотрудников службы охраны труда в организации = Нормативная численность сотрудников службы охраны труда 1 + (% планируемых невыходов : 100)


Процент планируемых невыходов возьмите из документов по учету кадров. В бухгалтерии или в планово-экономическом отделе ведется статистика по невыходам на работу на основании анализа табелей учета рабочего времени, где фиксируются неявки по всем причинам.

Такой порядок расчета следует из раздела 4 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

Документальное оформление

Для документального оформления создания службы охраны труда в организации потребуются:
приказ руководителя о создании службы охраны труда в организации;
Положение о службе охраны труда;
должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (например, инженера по охране труда).

Функции выполняет штатный специалист

Если организация создает службу охраны труда путем введения должности штатного специалиста, необходимо:
утвердить его должностную инструкцию;
внести изменения в штатное расписание.

Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

На должность специалиста охраны труда, как правило, принимают сотрудника:
– имеющего квалификацию инженера по охране труда;
– получившего высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;
– получившего среднее профессиональное (техническое) образование со стажем работы в должности техника 1-й категории не менее трех лет либо в других аналогичных должностях не менее пяти лет.

Квалификационные требования к инженеру по охране труда закрепите в его должностной инструкции.

Сотрудник, принимаемый на должность специалиста охраны труда, должен пройти обучение по охране труда.

Это предусмотрено пунктами 15, 17 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Функции выполняет руководитель

Служба охраны труда. Руководитель организации (предприниматель)

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, их функции может выполнить руководитель организации (предприниматель лично) или уполномоченный им сотрудник (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения руководителем функций по охране труда.

В этом случае потребуется:
– издать приказ о назначении ответственного по охране труда в организации;
внести дополнения в должностную инструкцию руководителя организации или уполномоченного им сотрудника. Например, в раздел «Должностные обязанности» инструкции добавьте фразу: «Выполняет функции специалиста по охране труда в организации, предусмотренные разделами II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14, в частности:
– организует работы по обеспечению выполнения сотрудниками и администрацией требований охраны труда;
– проводит профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и по улучшению условий труда».

Функции выполняет сторонняя организация

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем). Это может быть:
– специализированная организация, имеющая государственную аккредитацию в области охраны труда;

– специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору.

Это предусмотрено частью 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима государственная аккредитация, и правила ее проведения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Перечень включает в себя следующие виды услуг:
– осуществление функций службы охраны труда (специалиста по охране труда) у работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек;
– проведение специальной оценки условий труда;
– обучение работодателей и их сотрудников по вопросам охраны труда.

Оказание этих услуг неаккредитованными организациями запрещено. Об этом сказано в пункте 3 приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Специализированные организации должны проходить государственную аккредитацию в Минтруде России (п. 14 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н, ст. 19, 22, 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Аккредитация на региональном уровне (в частности, в виде сертификации, лицензирования) государственной не признается. Такие разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 22-0/10/2-6229.

Таким образом, при заключении договора со сторонней организацией убедитесь в том, что она имеет государственную аккредитацию – включена в реестр аккредитованных организаций. Ознакомиться с таким реестром можно тремя способами:
– потребовать выписку из реестра у организации, с которой заключается договор;
– самостоятельно запросить выписку из реестра в Минтруде России (сведения представляются бесплатно);
– проверить наличие аккредитации на официальном сайте Минтруда России (на сайте представлена информация как об аккредитованных, так и о лишенных аккредитации организациях).

Такой порядок следует из пунктов 14, 24 и 25 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

В договоре пропишите все условия функционирования службы охраны труда (специалиста по охране труда). В этом же договоре нужно закрепить и вопросы ответственности за допущенные нарушения. Такое право заказчику услуг предоставляет пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.

Примерная форма договора со специализированной организацией (специалистом) по охране труда приведена в письме Минтруда России от 16 ноября 1994 г. № 2207-КВ

2. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделат

Как поставить на учет обособленные подразделения

По местонахождению каждого своего обособленного подразделения организация должна встать на налоговый учет (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Определить территориально, в какую инспекцию обратиться, можно на официальном сайте ФНС России.

При этом для филиалов (представительств) действуют одни правила постановки на учет, а для тех обособленных подразделений, которых нет в уставе организации, – другие.

Подразделения, которых нет в уставе

Для постановки на учет обособленных подразделений, которых нет в уставе, нужно обратиться в инспекцию по местонахождению организации. А на учет ставит инспекция по местонахождению обособленного подразделения. Это следует из пункта 2 статьи 23, пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ.

Если у организации несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, она может выбрать одну инспекцию, в которой подразделения будут на учете. Выбрать можно инспекцию по местонахождению любого из подразделений. Даже если подразделения находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).

Но заметьте, это правило распространяется только на обособленные подразделения. Если же в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то выбрать одну инспекцию для учета нельзя (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).

Какие документы подать в инспекцию

В течение месяца со дня создания обособленного подразделения организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Ту, в которой организация состоит на учете. Подать нужно следующие документы:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Форма, формат и порядок заполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма, формат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.

Вместе с сообщением и уведомлением можно представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Например, приказ о создании подразделения.

Такой порядок следует из пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.

Внимание: если заявление о постановке на учет обособленного подразделения подать позже срока, то организации грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за деятельность в незарегистрированном обособленном подразделении санкции могут быть более строгими.

За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.

Правда, некоторые суды признают, что в такой ситуации ответственность, установленная пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, не применяется (см., например, определение Верховного суда РФ от 26 февраля 2015 г. № 305-КГ14-9035, постановление Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2014 г. № А40-130227/2013). Однако наличие таких решений не означает, что в аналогичных ситуациях проверяющие не попытаются оштрафовать компанию именно по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.

Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то штрафы по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ не грозят. В этом случае организацию могут оштрафовать только на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Оштрафуют за то, что организация не представила в налоговую инспекцию, где она уже состоит на учете, документы, необходимые для налогового контроля. Такая позиция отражена в письме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404.

Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном видеквалифицированной электронной подписью);
– отправить по почте заказным письмом.

Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ.

Как быстро обособленное подразделение поставят на учет

Инспекция обязана поставить обособленное подразделение на учет в течение пяти рабочих дней с того дня, когда она получила от организации все необходимые документы (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ). В тот же срок инспекторы направят организации по почте уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Если же вы запрашивали уведомление в электронном виде, в таком виде и получите. Такой порядок следует из положений пункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 10 мая 2012 г. № 03-02-07/1-117.

Инспекция, в которой подразделение зарегистрировали, присваивает ему КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН у подразделения тот же, что и у организации. Это следует из положений пунктов 6 и 7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435.

Филиал или представительство

Организация должна состоять на учете в налоговой инспекции отдельно по каждому своему филиалу или представительству. Чтобы поставить на учет филиал или представительство, документы подавайте в инспекцию по местонахождению организации.

Какие документы подать в инспекцию

В инспекцию подайте следующие документы:
уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Информацию о созданном филиале (представительстве) отразите в листе А уведомления;
решение о внесении изменений в учредительные документы (в связи с созданием филиала или представительства);
– изменения, вносимые в учредительные документы, либо учредительные документы в новой редакции (в двух экземплярах).

Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Как быстро зарегистрируют филиал или представительство

Инспекция обязана зарегистрировать филиал (представительство) в течение пяти рабочих дней с той даты, когда она получила от организации полный набор документов. В тот же срок инспекция вносит запись о регистрации в ЕГРЮЛ и отправляет организации письменное уведомление о внесении записи в реестр. Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Одновременно с регистрацией инспекция поставит филиал (представительство) на налоговый учет и выдаст уведомление. Об этом сказано в пункте 3 статьи 83 и пункте 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ.

3. Из рекомендации

Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как организации встать на учет во внебюджетных фондах

Учет обособленных подразделений в ПФР

Регистрировать обособленное подразделение нужно только в том случае, если оно выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и производит выплаты сотрудникам. Для этого в отделение Пенсионного фонда РФ по местонахождению обособленного подразделения нужно подать:

заявление о регистрации, заполненное в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п;
свидетельство о постановке на налоговый учет;
уведомление о регистрации организации в Пенсионном фонде РФ;
– нотариально заверенные копии документов, которые подтверждают создание обособленного подразделения (например, устав организации, содержащий сведения о подразделении, Положение об обособленном подразделении).

Об этом сказано в пунктах 12–14 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п.

Точный срок подачи заявления и других документов постановление не устанавливает. Однако целесообразно отправить документы для постановки подразделения на учет до того, как оно впервые будет платить страховые взносы с выплат сотрудникам.

Получив пакет документов, сотрудники территориального отделения Пенсионного фонда РФ зарегистрируют обособленное подразделение организации в течение пяти рабочих дней. И отправят организации по почте уведомление о регистрации. При желании уведомление можно получить лично в отделении. Такие правила установлены пунктом 14 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п.

Учет обособленных подразделений в ФФОМС

Регистрироваться в ФФОМС по местонахождению обособленного подразделения и сниматься с учета организации самостоятельно не нужно. Все необходимые сведения о подразделении в территориальное отделение ФФОМС направят представители Пенсионного фонда РФ (п. 4 ст. 17 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Отдельных свидетельств о регистрации с 1 января 2011 года отделения ФФОМС организациям не выдают (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1224).

Учет обособленных подразделений в ФСС России

Регистрировать обособленное подразделение в ФСС России нужно лишь в том случае, если подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и производит выплаты сотрудникам (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Для этого в течение 30 дней со дня создания такого подразделения нужно подать в территориальное отделение фонда по местонахождению подразделения следующие документы:

заявление о регистрации подразделения в электронном или бумажном виде;
– нотариально заверенные копии документов, подтверждающих наличие отдельного баланса, расчетного счета и начисление выплат сотрудникам. Такими документами могут быть справка из банка об открытии расчетного счета, положение об обособленном подразделении или устав организации, в которых прописаны полномочия подразделения на ведение отдельного баланса и выплаты сотрудникам (письмо ФСС России от 23 марта 2010 г. № 02-03-13/08-2496).

Кроме того, по своей инициативе организация может подать в территориальное отделение ФСС России копии:

свидетельства о государственной регистрации организации;
свидетельства о постановке организации на налоговый учет;
уведомления о постановке обособленного подразделения на налоговый учет;
– кодов статистики, выданных при регистрации в Росстате.

Если копии дополнительных документов не представить, территориальное отделение ФСС России самостоятельно запросит необходимые сведения в налоговой инспекции и в отделении Росстата.

Такие правила установлены пунктами 14, 19 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 25 октября 2013 г. № 576н.

Получив пакет документов, сотрудники ФСС России в течение пяти рабочих дней поставят обособленное подразделение организации на учет, присвоят ему расширенный регистрационный номер (регистрационный номер организации, дополненный кодом подразделения) и код подчиненности. В тот же срок подразделению будет выдано уведомление о регистрации. Сотрудники ФСС России выдадут уведомление тем способом, который был указан в заявлении, то есть вручат лично, отправят по почте или пришлют в электронном виде.

Такие правила установлены пунктами 10–12 и 15 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 25 октября 2013 г. № 576н.

4. Из рекомендации

В.Л. Кузнецова, С.В. Карулина, В.И. Добровольского

Как внести изменения в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Изменения в ЕГРЮЛ необходимо вносить в случае изменения содержащихся в нем сведений, внесенных ранее.

Обычно внесение изменений в ЕГРЮЛ связано со сменой единоличного исполнительного органа (далее – директор), изменением сведений об участниках (в т. ч. выход и смена участников), сменой видов экономической деятельности.

При этом самостоятельно вносить изменения в ЕГРЮЛ при изменении паспортных данных участников или директора не нужно. На налоговые органы возложена обязанность отслеживать изменения паспортных данных участников и руководителей организаций и вносить соответствующие изменения в реестр (абз. 5 п. 4 ст. 5 Закона о государственной регистрации). При этом лучше периодически проверять по выпискам из ЕГРЮЛ актуальность паспортных данных, содержащихся в реестре. Нельзя исключать, что сведения об изменении паспортных данных могут не поступить в налоговую инспекцию, например, по техническим причинам. Между тем если реестр будет содержать неактуальные данные, это может вызвать сложности при открытии банковского счета или в работе с контрагентами.

Представление документов на регистрацию

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, необходимо подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

Подпись заявителя на заявлении нужно заверить у нотариуса.

Порядок представления заявления в регистрирующий орган такой же, как при внесении изменений в учредительные документы и при первичной регистрации ООО.

При смене генерального директора стоит приложить к заявлению, подаваемому на регистрацию, решение единственного участника ООО (протокол общего собрания участников ООО), которым оформлена смена директора. Представлять данный документ на регистрацию не обязательно, но это уменьшит вероятность отказа.

При внесении изменений в ЕГРЮЛ без внесения изменений в учредительные документы госпошлину платить не нужно.

Процедура проведения государственной регистрации детально описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Внимание: документы в налоговую инспекцию необходимо представить в установленный срок.

В течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

За неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности (а также сообщение недостоверных сведений) на генерального директора может быть наложен штраф в размере 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка