Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 июля 2015 78 просмотров

Медицинская организация заключила договор на обезвреживание медицинских отходов класса "Б". Предмет договора: исполнитель обязуется оказать услуги по сбору, транспортировке, обезвреживанию отходов I-V класса опасности., а именно медицинские отходы класса "Б". Право собственности на принимаемые отходы остается неизменным, и ни на каком основании и условиях к Исполнителю не переходит. В этом случае медицинская организация должна сдавать декларацию в Росприроднадзор или нет? Если должна, то какую и в какие сроки, когда производить платежи?

Наличие договора со специализированной организацией на сбор, транспортировку и обезвреживание отходов I-V класса опасности не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов. Поэтому, если право собственности на отходы исполнителю не переходит, организация должна рассчитывать плату за загрязнение и сдавать расчет.

Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды представлено в рекомендации № 3 в полном ответе. Срок сдачи расчета – 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду перечисляется в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Подробнее о том, как перечислить плату представлено в рекомендации № 4 в полном ответе.

Обоснование

1.Из ситуации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.*

Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы. Сделать это можно по договору о конечном размещении отходов. Он предполагает переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договору купли продажи, мены или дарения. Если специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды должна будет именно она.*

В отношении отходов, которые образовались у арендатора, также нужно установить, чьей собственностью они являются. Пропишите этот момент в договоре аренды. Например, возможен такой вариант: «Все отходы, образующиеся у арендатора, признаются собственностью арендодателя, который обеспечивает их вывоз и конечное размещение». Если же вопрос не урегулирован, то собственником отходов является арендатор. Следовательно, он и должен вносить плату в бюджет.

Такие разъяснения приведены в информации Росприроднадзора от 15 августа 2014 г., размещенной наофициальном сайте ведомства.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например,постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010,Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 121314151617 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07,постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).

2.Из статьи журнала «УПРОЩЕНКА», № 3, МАРТ 2015

Плата за загрязнение окружающей среды

Если право собственности на отходы не переходит к специализированной компании, придется платить сбор за загрязнение окружающей среды

На вопрос отвечает В.А. Барковец, эксперт журнала «Упрощенка»

Добрый день! Мы — парикмахерская, заключили договор с организацией на вывоз и утилизацию волос. Нужно ли нам платить сбор за негативное воздействие на окружающую среду в этом случае? Применяем УСН с объектом доходы.
Бухгалтер ООО «Краса» Е.М. Ромашкина

Все зависит от того, переходит ли право собственности на отходы от вашей парикмахерской к специализированной организации или нет. Дело в том, что одни суды говорят о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду должны уплачивать специализированные организации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2013 № А56-60407/2012). В то же время другие суды приходят к противоположным выводам: плательщиком сбора за негативное воздействие на окружающую среду является собственник этих отходов (постановление ФАС Московского округа от 21.01.2014 № Ф05?16529/2013).

В свою очередь Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду» от 25.08.2014 сказал так. Плата за размещение отходов взимается с собственника отходов. Если со специализированной организацией заключен договор о конечном размещении отходов, то данная организация принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет. Если же специализированная организация не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, тогда право собственности на отходы, а следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за хозяйствующим субъектом.

Таким образом, если по договору со специализированной организацией право собственности на отходы к ней не переходит, вашей парикмахерской придется заплатить сбор за загрязнение окружающей среды.*

3.Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

Если деятельность организации связана с природопользованием, она должна отчитаться о том, какие загрязняющие вещества и отходы произвела в течение кварталаФорма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204*.

Кто должен сдавать расчет

Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:

Об этом сказано в пункте 1 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Исключение составляют субъекты малого и среднего предпринимательства. Они не обязаны сдавать этот расчет, так как сдают отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30. Это следует из письма Росприроднадзора от 7 декабря 2011 г. № ОД-06-01-32/15903.

Чем руководствоваться при составлении расчета

С 30 сентября 2010 года отчетность по плате за загрязнение окружающей среды принимает Росприроднадзор (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717). Также он выдает лицензии (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждает нормативы образования отходов, собирает плату за загрязнение окружающей среды. Информация о полномочиях Росприроднадзора и его территориальных подразделений размещена на официальном сайте ведомства.

Однако до настоящего времени Росприроднадзор не принял новых нормативных актов, регулирующих порядок заполнения и сдачи расчетов платы за загрязнение окружающей среды. До сих пор действует порядок, утвержденный приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Им и нужно руководствоваться при заполнении и сдаче отчетности.

Куда сдавать расчет

Расчет платы представьте в службу Росприроднадзора:

– по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов. Если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. Например, если у организации есть автомобиль, то расчет платы за загрязнение надо сдавать в отделение Росприроднадзора того субъекта России, где автомобиль стоит на учете. При эксплуатации на территории одного субъекта России нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в едином расчете (однако соответствующие разделы расчета оформите по каждому муниципальному образованию).
– или один расчет по местонахождению плательщика, если разрешительная документация выдана в целом на организацию.

Такой порядок следует из положений пунктов 245 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Срок сдачи расчета*

Последний срок сдачи – 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 23 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Как сдать расчет

Расчет платы за загрязнение окружающей среды можно сдать в территориальное подразделение Росприроднадзора:

  • либо на бумаге (через представителя организации или по почте);
  • либо в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной подписью).

Организация обязана сдавать расчет только в электронном виде, если сумма платы за отчетный период (квартал) больше или равна 50 000 руб. Однако по собственной инициативе организации могут сдавать «электронные» расчеты независимо от размера платежей.

Расчет сдавайте в одном экземпляре. Если сдаете расчет в электронном виде, дублировать его на бумажном носителе не нужно.

Такие разъяснения содержатся в письме Росприроднадзора от 12 августа 2014 г. № АА-06-06-36/12291.

Состав расчета

Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
  • раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Об этом сказано в пункте 6 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

В расчет платы включите только те разделы, которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду (п. 8 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Пример определения состава расчета платы за загрязнение окружающей среды

Организация имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух вредные вещества. Кроме того, в процессе производственной деятельности у организации образуются твердые бытовые отходы, подлежащие утилизации.

Таким образом, организация является плательщиком платы:

  • за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • за размещение отходов производства и потребления.

В расчет платы за загрязнение окружающей среды бухгалтер организации включил:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Остальные разделы расчета (разделы 2 и 3) организация не составляет, поскольку не является плательщиком по данным видам негативного воздействия на окружающую среду.

Заполнение расчета

Расчет на бумаге заполните шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Бумажный вариант отчета пронумеруйте, прошнуруйте и скрепите печатью организации.

Расчет должен иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа.

Об этом сказано в пунктах 9–11 и 17 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Все числовые показатели в расчете, кроме ИНН и КПП, указывайте справа налево. В остальных ячейках нули не проставляйте. В каждой строке и соответствующей ей графе ставьте только один показатель. Если каких-либо показателей нет, в строке поставьте прочерк. Такие правила установлены пунктами 13 и 15 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Ошибку исправляйте следующим образом: зачеркните неверное значение показателя, впишите правильное значение и заверьте его подписью (п. 16 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Подпись

Каждую страницу расчета подписывают (с указанием фамилии, имени и отчества) представители организации.

Расчет вправе подписывать:

  • руководитель и главный бухгалтер организации;
  • руководитель и бухгалтер обособленного подразделения организации;
  • другие уполномоченные лица по доверенности.

Если расчет подписывают руководитель и бухгалтер обособленного подразделения или другие уполномоченные лица, то нужно указать реквизиты доверенности. Заверенную копию доверенности приложите к расчету.

Это следует из пункта 7 Порядка заполнения титульного листа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, и статьи 185 Гражданского кодекса РФ.

Титульный лист

На титульном листе расчета укажите:

  • отчетный квартал и год, за который подается расчет («I», «II» и т. д.);
  • отметку «V» о том, первичный расчет или корректирующий. Если подаете корректирующий расчет, укажите номер корректировки. Например, если в первичном расчете Росприроднадзор обнаружил ошибку, то строку 1 титульного листа первого корректирующего расчета заполняйте так: «корректирующий» «V»/1;
  • полное наименование территориального отделения Росприроднадзора, в который подаете расчет;
  • полное наименование организации в соответствии с учредительными документами (латинская транскрипция наименования организации – при ее наличии);
  • юридический адрес организации в соответствии с учредительными (распорядительными) документами;
  • код города и номер телефона руководителя и главного бухгалтера организации (иного контактного лица);
  • ИНН и КПП организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняйте слева направо, в первых двух ячейках поставьте нули («00»)).

Такие правила установлены в пунктах 1–3 Порядка заполнения титульного листа и пункте 14 Общего порядка, утвержденных приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

На титульном листе также проставьте дату заполнения расчета и подписи представителей организации.

Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет

При заполнении листа «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» укажите:

  • по строке 010 – КБК платы за загрязнение окружающей среды. В зависимости от источников загрязнения для платежей установлены разные КБК:
    – за выбросы стационарными объектами;
    – за сбросы загрязнений в воду;
    – за размещение отходов.
    Поскольку лист «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» позволяет указать в нем платежи только по одному КБК, при наличии в организации разных источников загрязнений в расчет нужно будет включить несколько листов – отдельно по каждому виду негативного воздействия;
  • по строке 020 – код ОКТМО в соответствии с приказом Росстандарта от 14 июня 2013 г. № 159-ст. Быстро определить свой ОКТМО можно здесь. Ячейки, отведенные для кода ОКТМО, заполняйте слева направо. Если код содержит менее 11 знаков, в оставшихся пустых ячейках проставьте прочерки;
  • по строке 030 – сумму платы по всем видам негативного воздействия. Ее определяйте по всем производственным территориям, объектам размещения отходов и объектам негативного воздействия, которые расположены на территории одного муниципального образования. В этой строке сумму платы нужно отражать без учета льгот и зачетов;
  • по строке 040 – сумму средств на выполнение природоохранных мероприятий. Эта сумма принимается к зачету в счет платы;
  • по строке 050 – сумму льгот – для организаций социальной и культурной сферы, а также организаций, которые финансируются за счет бюджетных средств;
  • по строке 060 – сумму льгот – для организаций, сбрасывающих загрязняющие вещества в составе сточных вод из системы канализации населенных пунктов в водные объекты. Льготы смотрите в нормативных актах регионального законодательства;
  • по строке 070 – итоговую сумму платы, подлежащую перечислению в бюджет. Она рассчитывается следующим образом:строка 070 = строка 030 – строка 040 – строка 050 – строка 060.

Такой порядок установлен пунктами 3–10 Порядка заполнения расчета, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 1

Раздел 1 заполняют организации, которые имеют стационарные объекты – источники загрязнения атмосферного воздуха.

В разделе укажите:

  • реквизиты разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, выданного Ростехнадзором (номер, дату выдачи, срок действия разрешения);
  • наименование и адрес местонахождения организации (если плата рассчитывается в целом по организации);
  • наименование и адрес местонахождения производственной территории (если плата рассчитывается отдельно по каждой производственной территории).

Об этом сказано в пунктах 1 и 2 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Размер платы зависит от следующих показателей:

Данные показатели и расчет платы отражайте в столбцах 2–20 табличной части раздела 1 расчета.

Об этом сказано в пунктах 4–24 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 2

Раньше данный раздел должны были заполнять организации, которые эксплуатировали передвижные объектынегативного воздействия на окружающую среду. Однако с 1 января 2015 года платить за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух такими объектами не нужно (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗписьмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Поэтому начиная с отчета за I квартал 2015 года заполнять раздел 2 нет необходимости.

Раздел 3

Раздел 3 должны представлять организации, cбрасывающие загрязняющие вещества в водные объекты или на водосборные территории.

В разделе укажите:

  • реквизиты разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (номер, дату выдачи, срок действия разрешения);
  • адрес местонахождения выпуска или производственной территории.

Об этом сказано в пунктах 1 и 2 Порядка заполнения раздела 3, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Размер платы зависит от следующих показателей:

Данные показатели и расчет платы отразите в столбцах 2–19 табличной части раздела 3 расчета.

Об этом сказано в пунктах 4–21 Порядка заполнения раздела 3, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 4

Раздел 4 заполняют и сдают организации, деятельность которых приводит к образованию бытовых отходов.

В разделе укажите:

  • регистрационный номер объекта размещения отходов (если он присвоен);
  • наименование и адрес местонахождения объекта размещения отходов;
  • номер, дату выдачи и срок действия лимита на размещение отходов;
  • характеристики объекта размещения отходов (находится в пределах промышленной зоны или за ее пределами, является или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой)). В зависимости от характеристики объекта в соответствующей ячейке поставьте отметку.

Об этом сказано в пунктах 1 и 3 Порядка заполнения раздела 4, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Размер платы зависит от следующих показателей:

  • наименования отхода, его кода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденнымприказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445, и класса опасности для окружающей среды. Если отход не внесен в Федеральный классификационный каталог отходов, то в данном столбце поставьте прочерк;
  • лимита на размещение отходов;
  • фактического количества образованных отходов за отчетный период (при самостоятельном производстве товаров из собственного сырья);
  • фактического количества поступивших отходов от других организаций с переходом права собственности на отходы. Также в этом столбце отражаются отходы, полученные по договору для конечного размещения;
  • фактического количества использованных (утилизированных отходов) в отчетном периоде;
  • фактического количества обезвреженных отходов;
  • фактического количества отходов, переданных другим организациям с переходом права собственности;
  • фактического количества отходов, переданных для размещения сторонним организациям. Данный столбец заполняйте при наличии договора со сторонней организацией о конечном размещении отходов. Копию договора приложите к расчету;
  • фактического времени использования (утилизации) отходов с момента размещения (в течение трех лет или более). Документы, подтверждающие фактическое использование отходов, приложите к расчету;
  • поправочных коэффициентов (повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов; коэффициент экологической значимости; коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году; коэффициент места расположения объекта размещения отходов).

Данные показатели и расчет платы отражаются в столбцах 2–27 табличной части раздела 4 расчета.

Об этом сказано в пунктах 5–29 Порядка заполнения раздела 4, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Пример заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

ООО «Альфа» расположено в г. Дзержинске Нижегородской области и имеет производство, загрязняющее окружающую среду. Организация:
– выбрасывает загрязняющие вещества в атмосферу через стационарные объекты;
– эксплуатирует транспортные средства (передвижные объекты загрязнения);
– сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты;
– размещает отходы производства.

Заполнение расчета платы за негативное воздействие бухгалтер начал с титульного листа. В него он внес основные сведения об организации, наименование департамента Росприроднадзора, в который представляется отчет, прочие реквизиты.

Далее бухгалтер приступил к заполнению раздела 1 (стр. 3). В нем он рассчитал размер платы за загрязнение атмосферы стационарными объектами.

У «Альфы» есть разрешение на выброс загрязняющих веществ № ЭН-654, выданное Росприроднадзором 21 апреля 2014 года. В нем установлены предельно допустимые выбросы в атмосферу:

  • сажи – 2,75641 тонны в квартал;
  • фенола – 0,388257 тонны в квартал;
  • бензпирена – 0,003 тонны в квартал.

Во II квартале 2015 года организация согласовала с Росприроднадзором временное увеличение предельных выбросов сажи на 0,19654 тонны.

В разделе 1 бухгалтер поочередно перечислил все вещества, выброшенные в атмосферу во II квартале 2015 года, привел сведения о нормативных и фактических выбросах.

Для определения нормативов и коэффициентов использованы следующие документы:

В течение II квартала 2015 года предприятие фактически выбросило в атмосферу:

  • азота диоксида – 0,2652 тонны;
  • сажи – 5,7921 тонны;
  • окиси углерода – 23,2248 тонны;
  • фенола – 1,12321 тонны;
  • бензпирена – 0,002 тонны.

Бухгалтер произвел расчет согласно формулам по каждому виду выбросов (в пределах постоянных допустимых выбросов (ПДВ), временно согласованных выбросов (ВСВ), а также сверхлимитных выбросов).

Азота диоксид сверхлимитно – 1831,50 руб. (0,2652 т ? 260,00 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33).

Сажа:

  • ПДВ – 950,23 руб. (2,75641 т ? 80 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 1,89);
  • ВСВ – 338,77 руб. (0,19654 т ? 400 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 1,89);
  • сверхлимитно – 24 468,93 руб. (2,83915 т ? 400 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 1,89);
  • всего – 25 757,93 руб. (950 руб. + 339 руб. + 24 469 руб.).

Оксид углерода сверхлимитно – 1850,69 руб. (23,2248 т ? 3 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33).

Фенол:

  • ПДВ – 1408,75 руб. (0,388257 т ? 683 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33);
  • сверхлимитно – 66 667,02 руб. (0,734953 т ? 3415 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33);
  • всего – 68 075,77 руб. (1409 руб. + 66 667 руб.).

Бензпирен: ПДВ – 21 778,73 руб. (0,002 т ? 2 049 801,00 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33).

Общая сумма начисленных платежей за выбросы стационарными объектами составила 119 294,62 руб. (1831,50 руб. + 25 757,93 руб. + 1850,69 руб. + 68 075,77 руб. + 21 778,73 руб.).

Раздел 2 бухгалтер не заполнял. С 1 января 2015 года плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения не взимается (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗписьмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413).

При составлении раздела 3 бухгалтер учитывал следующие данные.

У «Альфы» есть разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты № 73, выданное Росприроднадзором 21 января 2014 года. В нем установлены предельно допустимые выбросы в воду солярового масла – 1,1 тонны в квартал.

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты бухгалтер отразил вразделе 3 (стр. 5). При этом для определения нормативов и коэффициентов он ориентировался на те же документы, что и при заполнении раздела 1.

Коэффициент экологической значимости (для водных объектов в бассейне Волги на территории Нижегородской области) – 1,14.

Коэффициент для взвешенных веществ, установленный приложением № 1 кпостановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344, для «Альфы» не применяется.

Плата за загрязнение водных объектов соляровым маслом составила 51 221,10 руб. (0,7 т ? 27 548 руб./т ? 1,14 ? 1 ? 2,33).

При составлении раздела 4 бухгалтер использовал следующие данные.

«Альфа» размещает отходы производства и потребления в специальных хранилищах. Для этих целей получено разрешение Росприроднадзора от 17 декабря 2013 г. № ООС-687/2013. В нем согласовано размещение не более 8,97 тонны незагрязненной стружки хрома в год.

В течение II квартала 2015 года предприятие фактически разместило 4,93 тонны стружки. Эти данные бухгалтер отразил в разделе 4 (стр. 6) расчета. Для определения нормативов и коэффициентов он ориентировался на те же документы, что и при заполнении раздела 1. Сумма платы за размещение отходов составила 10 847,08 руб. (4,93 т ? 497 руб. ? 1,9 ? 1 ? 2,33).

Помимо всего прочего, организация провела природоохранные мероприятия, нацеленные на уменьшение выбросов загрязнений стационарными объектами, потратив на них 57 000 руб.

Итоговые суммы бухгалтер занес в расчет суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет(стр. 2). Поскольку «Альфа» осуществляет несколько видов негативного воздействия на окружающую среду, на каждый из них бухгалтер заполнил отдельный лист.

17 июля подписанный директором «Альфы» Львовым и главным бухгалтером Глебовойрасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду был представлен в департамент Росприроднадзора по Поволжскому федеральному округу.

4.Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как перечислить плату за загрязнение окружающей среды в бюджет

Нормативная база

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 функции Ростехнадзора, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, переданы Росприроднадзору.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До вступления новых документов в силу рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду, перечислять ее в бюджет и представлять отчетность следует в порядке, предусмотренном приказами Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 и от 8 июня 2006 г. № 557 (письмо Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167).

Срок уплаты

Плату за негативное воздействие на окружающую среду перечисляйте в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом* (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).

При этом, если выброс (сброс) загрязняющих веществ продолжается в период простоя (консервации) оборудования или в период приостановления деятельности, обязанность по внесению платы с организации не снимается.

Внимание: невнесение (неполное внесение) в установленные сроки платы за загрязнение окружающей среды влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 3000 руб. до 6000 руб.;
  • на организацию – от 50 000 руб. до 100 000 руб. Такая ответственность предусмотрена статьей 8.41Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Под должностными лицами понимаются руководитель и другие сотрудники, ответственные за неперечисление платы, а также предприниматели (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). При этом к административной ответственности могут привлечь как организацию, так и должностных лиц, по вине которых было совершено административное правонарушение (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Если от имени организации плату за загрязнение окружающей среды перечисляет обособленное подразделение, ответственность за своевременность и полноту платежей несет головное отделение организации.

Контроль за соблюдением требований законодательства России в области охраны окружающей среды осуществляет Росприроднадзор (п. 5.1.14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400). Поэтому если организация не перечислила (перечислила не в полном объеме) в установленный срок плату за загрязнение окружающей среды, то постановление о штрафе выносят сотрудники именно этого ведомства.

О наличии административного правонарушения представители Росприроднадзора могут узнать:

  • в результате проверки представленных им расчетов платы и приложенных к нему документов;
  • в результате выездных проверок по местонахождению организации;
  • в результате поступления из правоохранительных органов (других государственных органов), от общественных объединений данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения;
  • в результате сообщений организаций и граждан, а также сообщений в СМИ, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Постановление о наложении штрафа должно быть вынесено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, которым в данном случае признается установленный срок перечисления платежа (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФп. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5). Например, если организация не перечислила плату за I квартал 2014 года, то оштрафовать ее могут в том случае, если постановление о наложении штрафа вынесено не позднее 20 апреля 2015 года.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня:

  • вступления постановления о штрафе в законную силу (если постановление о наложении административного штрафа не было обжаловано, оно вступает в силу через 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 31.130.3 КоАП РФ));
  • истечения срока отсрочки (рассрочки), если она была предоставлена на основании статьи 31.5Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Об этом сказано в статье 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Неуплата административного штрафа в срок влечет увеличение наложения штрафа в два раза либо административный арест на срок до пятнадцати суток (п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Ситуация: начисляются ли пени, если организация не перечислила в установленный срок плату за загрязнение окружающей среды

Нет, не начисляются.

Плата за загрязнение окружающей среды не входит в систему налогов и сборов России (ст. 131415НК РФ, п. 5 определения Конституционного суда от 10 декабря 2002 г. № 284-О, ст. 515762 Бюджетного кодекса РФ). Следовательно, нормы статьи 75 Налогового кодекса РФ в отношении этого платежа не применяются.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 28 января 2008 г. № 17271/07, постановления ФАС Московского округа от 29 августа 2007 г. № КА-А40/8388-08-ПСеверо-Западного округа от 29 июня 2005 г. № А42-2603/04-27, Западно-Сибирского округа от 26 октября 2005 г. № Ф04-7653/2005от 18 июля 2005 г. № Ф04-3009/2005от 25 мая 2005 г. № Ф04-2502/2005от 17 января 2005 г. № Ф04-9330/2004Поволжского округа от 9 августа 2005 г. № А12-610/05-С51, Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2005 г. № Ф08-4563/2005от 3 мая 2005 г. № Ф08-1737/2005Восточно-Сибирского округа от 3 июня 2005 г. № А33-20423/04-С3-Ф02-2434Дальневосточного округа от 15 февраля 2006 г. № Ф03-А24/05-2/5022).

Уплата по нескольким источникам загрязнения

Если у организации несколько стационарных объектов негативного воздействия, объектов размещения отходов, расположенных в разных муниципальных образованиях, вносите плату отдельными платежными поручениями в бюджет каждого муниципального образования, в котором расположены такие объекты.

Это следует из пункта 19 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, иписьма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.

<…>

Оформление платежного поручения

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов.

Суммы платы за загрязнение окружающей среды перечисляйте одним платежным поручением (без распределения между бюджетами) на счета территориальных управлений Федерального казначейства (письмо Минфина России от 24 июля 2008 г. № 03-06-06-04/1). При заполнении платежных поручений указывайте КБК Росприроднадзора: он является администратором бюджетных доходов в виде платы за загрязнение окружающей среды (приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Пример перечисления платы за загрязнение окружающей среды*

ЗАО «Альфа» имеет несколько объектов стационарного воздействия (две производственные базы) в г. Москве. В I квартале сумма платы за загрязнение окружающей среды (выбросы в атмосферный воздух) составила 3141 руб.

Поскольку оба объекта находятся в пределах одного муниципального образования, бухгалтер «Альфы» оформил одно платежное поручение по обоим объектам.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка