Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Банк запросил авансовые отчеты директора. Показать?

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 июля 2015 74 просмотра

Заключен ДОГОВОР об оказании услуг, где ООО «1», именуемое в дальнейшем «Общество», и ЗАО «Мы», именуемое в дальнейшем «Клиент»,1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА1.1. Настоящий договор регулирует взаимоотношения Сторон при выполнении Обществом поручений Клиента на организацию транспортно-экспедиционного обслуживания грузов Клиента и оказание Обществом в качестве таможенного представителя услуг Клиенту по совершению операций по таможенному декларированию товаров и транспортных средств за счет средств Общества или за счет средств Клиента, если того требует действующее законодательство.1.3. Клиент поручает и оплачивает, а Общество принимает на себя обязанности по: 1.3.1. организации перевозок грузов всеми видами транспорта и транспортно-экспедиционное обслуживание (далее – ТЭО) грузов по заявкам Клиента по территории РФ. 1.3.2. при совершении основных операций по таможенному декларированию товаров и транспортных средств.- декларированию товаров и транспортных средств;Вопрос:1. При таких условиях является ли договор договором транспортной экспедиции и можем ли мы принять экспедиторскую расписку, как документ подтверждающий оказание транспортных услуг. 2. Экспедиторская расписка разработана Обществом и не заполняется в формате указанном в Постановлении Правительства РФ "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности". Могут быть у нас последствия в виде не признания расходов при применении экспедиторской расписки разработанной Обществом? 3. Общество предоставляет нам заверенную копию экспедиторской расписки. Должны ли мы требовать оригинал?

Да, данные условия (организация перевозки и таможенное оформление) соответствуют положениям, указанным в п. 1 ст. 801 ГК РФ.

Под экспедиторской распиской понимается документ, подтверждающий факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Экспедитор составляет ее самостоятельно и выдает клиенту при приеме груза.

Экспедиторская расписка дает экспедитору право владения и распоряжения грузом до момента передачи груза указанному клиентом грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил ТЭД) либо возврата груза по требованию клиента.

Клиенту в экспедиторской расписке необходимо проверить следующее:

  • достоверные и полные данные о грузе (его количестве, весе, объеме, наименовании и т. п.);
  • наличие помарок, подчисток и (или) исправлений;
  • заполнение строк, которые предназначены для информации о сторонах правоотношений экспедиторской расписки (обязательно);
  • наличие подписи уполномоченного лица (и соответственно наличие доверенности на подписание экспедиторской расписки).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Что нужно проверить клиенту при заключении договора транспортной экспедиции

<…>

«Договор транспортной экспедиции является очень востребованным. Его широко используют хозяйствующие субъекты в своей деятельности, так как он выгоден как клиенту, так и экспедитору.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). При этом экспедитор может и не иметь своего автопарка, а распределять заказы среди грузоперевозчиков.

На практике часто встречаются ситуации, когда грузоотправитель возлагает на перевозчика некоторые обязанности, которые выходят за рамки предмета договора перевозки. В таких случаях суд может переквалифицировать заключенный договор в договор транспортной экспедиции или определить его как смешанный. На такие отношения будут распространяться правила осуществления транспортной экспедиции(п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Пример из практики: суд квалифицировал договор как смешанный (экспедиции и перевозки груза), так как в его предмет входят как условия о перевозке груза, так и условия об организации перевозки

Между ООО «Э.» (заказчик) и индивидуальным предпринимателем А. (перевозчик) был подписан договор перевозки грузов автомобильным транспортом.

По договору перевозчик обязался оказывать заказчику комплекс услуг, связанных с перевозкой груза, а также доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу.

Суд указал, что в предмет указанного договора входят как условия о перевозке груза, так и условия об организации перевозки, и квалифицировал его как смешанный договор экспедициии перевозки груза (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2009 г. по делу № А56-47935/2008).

166.212 (11,17)

Совет

Если стороны планируют заключить смешанный договор перевозки и транспортной экспедиции, то нужно:

  • отдельными пунктами указать оба предмета договора;
  • оформить заявку на перевозку и поручение экспедитору с перечнем услуг или один документ («Заявка на перевозку/поручение экспедитору»).

Условия выполнения договора стороны определяют самостоятельно, если иное не установлено:

Если клиент планирует осуществлять перевозки в межгосударственных и международных сообщениях, тотранспортно-экспедиторские услуги должны соответствовать требованиям международных договоров, конвенций и соглашений, заключенных между Россией и другими странами, участвующими в транспортировке груза в международном сообщении.

Особенности заключения договора транспортной экспедиции

Наибольшее количество рисков возникает из-за неправильного оформления документов, которые подтверждают заключение договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (ч. 1 ст. 802 ГК РФ). При этом сторонам не обязательно составлять договор транспортной экспедиции в виде единого документа. Однако клиенту все же имеет смысл детально проработать все условия и составить наиболее выгодный, полный, четкий и подробный договор.

При передаче груза экспедитору клиент должен получить от него (п. 4 ст. 4 Закона о ТЭД):

  • экспедиторский документ;
  • оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (если ее предоставил).

Перечень экспедиторских документов определен Правилами ТЭД (п. 5) и включает в себя:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторскую расписку;
  • складскую расписку;
  • документы, которые стороны определят в договоре транспортной экспедиции (п. 6 Правил ТЭД).

167.293 (11,17)

Внимание! Суд может расценить отсутствие экспедиторских документов как свидетельство незаключенности договора.

Это связано с тем, что они являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции(п. 7 Правил ТЭД).

Суды связывают отсутствие экспедиторских договоров с недостижением сторонами согласия по всем существенным условиям договора (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2009 г. по делу № А56-15289/2009).

131.1607 (11,17)

Клиент и экспедитор не заключали отдельного договора транспортной экспедиции и не составляли экспедиторские документы. Есть только заявка на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Может ли суд признать указанную заявку договором на оказаниетранспортно-экспедиционных услуг

Да, заявка на оказание транспортно-экспедиционных услуг может заменить договортранспортной экспедиции.

На практике стороны часто не составляют отдельного договора транспортной экспедиции и экспедиторских документов – останавливаются на письменной (а в последнее время электронной) заявке или ее факсовой копии, принятой экспедитором от клиента. При этом фактическая перевозка груза подтверждается только транспортными накладными. Однако, чтобы суд признал заявку договором на оказание транспортно-экспедиционных услуг, она должна содержать все существенные условия договора и подписи обеих сторон.

Пример из практики: суд расценил заявку как договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг, так как та содержала все существенные условия договора и подписи обеих сторон, и частично удовлетворил иск

Индивидуальный предприниматель К. (экспедитор) на основании заявки на оказаниетранспортно-экспедиционных услуг ООО «Б.» (клиента) обязался организовать доставку груза.

Экспедитор выполнил свои обязательства по договору, однако клиент отказался оплатить услуги. К. обратился в арбитражный суд.

Суд указал, что положениями пункта 1 статьи 802 Гражданского кодекса РФ предусмотрена письменная форма договора транспортной экспедиции. Однако заявка на оказаниетранспортно-экспедиционных услуг, подписанная обеими сторонами, содержала сведения о маршруте движения, наименовании груза, подлежащего перевозке, местах загрузки (грузоотправитель) и выгрузки (грузополучатель), сроках осуществления перевозки, стоимости перевозки, а также сведения о транспортном средстве и водителе, посредством которых была осуществлена перевозка. Поэтому суд решил, что стороны достигли в требуемой форме соглашения по всем существенным условиям, и расценил указанную заявку как договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг.

Исковые требования были частично удовлетворены (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2009 г. № 17АП-3733/2009-ГК по делу № А50-252/2009).

В свою очередь клиент обязан предоставить экспедитору (п. 1 ст. 804 ГК РФ):

  • документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки (п. 1 ст. 804 ГК РФ);
  • иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности (п. 1 ст. 804 ГК РФ);
  • документы, которые необходимы для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля (п. 1 ст. 5 Закона о ТЭД).

Если клиент не предоставит экспедитору необходимую информацию, последний вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации. Кроме того, клиент несет ответственность за убытки, которые будут причинены экспедитору в связи с непредставлением информации (п. 4 ст. 804 ГК РФ).

Экспедитор вправе проверять достоверность представленных документов и информации (п. 5 ст. 3 Закона о ТЭД).

Существенные условия договора

По общим правилам (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ) к существенным условиям договора относятся:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Ситуации, когда есть заявление одной из сторон, проблем не вызывают (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 октября 2008 г. по делу № А43-31096/2007-4-814). Но вот по вопросу о том, какие условия названы существенными в законе, нет единообразия.

167.294 (11,17)

Внимание! Значительные риски связаны с тем, что в практике нет единого мнения по вопросу о том, что относится к существенным условиям договора транспортной экспедиции.

Одни суды считают, что только предмет, другие называют ряд дополнительных. В результате возникает неопределенность – трудно предугадать исход потенциального спора по поводу заключения договора. Например, если клиенту будет нужно доказать, что договор не заключен, так как в нем нет некоего условия, суд может сказать, что существенное условие – только предмет. Или, наоборот, если в споре юристу клиента нужно сказать, что договор заключен, суд вдруг может принять ссылку экспедитора на то, что в договоре не согласовано какое-то дополнительное условие.

Чтобы избежать признания договора незаключенным, сторонам следует, кроме предмета договора, согласовать также размер вознаграждения и условия перевозки (признаки, идентифицирующие груз, отправителя и получателя, срок осуществления перевозки). Это связано с тем, что данные условия суды наиболее часто называют существенными.

Предмет договора (ст. 432 ГК РФ)

Для согласования предмета стороны должны указать в договоре конкретный вид (виды) оказываемой услуги, связанной с перевозкой груза, которую экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение.*

Пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ содержит некоторые виды услуг, которые могут быть предметом договора транспортной экспедиции:

  • организация перевозки груза;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой.

Совет

При согласовании договора транспортной экспедиции можно воспользоваться положениями разработанного Ассоциацией экспедиторов РФ ГОСТ Р 52298-2004. В нем приведен подробный перечень услуг, которые могут входить в предмет договора. При этом согласнопункту 3.1 ГОСТ Р 52298-2004 они разделены для удобства на следующие группы:

Пример согласования условия о страховании грузов в договоретранспортной экспедиции

«Экспедитор обязуется по поручению Клиента и за его счет производить страхование грузов при перевозке согласно настоящему Договору и оказывать следующие услуги:

  • подготовку и заключение договора страхования;
  • оплату страховых взносов;
  • оформление документов при наступлении страхового случая и получение страхового возмещения.

Страховое возмещение производится в пользу выгодоприобретателя – собственника груза Клиента».

Договором также можно предусмотреть выполнение сопутствующих и дополнительных услуг.

Размер вознаграждения

Пример формулировки условия договора о размере вознаграждения

«Вознаграждение экспедитора по настоящему договору составляет ________________».

Не обязательно включать в договор конкретную сумму провозной платы. Если договор будет содержать применяемые тарифы провозной платы, он не может быть признан незаключенным (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2009 г. по делу № А56-47935/2008).

Пример формулировки условия договора о размере вознаграждения путем ссылки на тарифы

«Стоимость оказанных услуг определяется согласно действующим тарифам экспедитора, приведенным в Приложении 1 к настоящему договору».

Вознаграждение экспедитора можно в договоре (или в приложении к нему) указать:

  • в твердой сумме;
  • либо в процентах от стоимости провозной платы;
  • либо в виде разницы между суммой, оплаченной клиентом экспедитору, и суммой, оплаченной экспедитором фактическому перевозчику и привлеченным третьим лицам.

Условия перевозки

К условиям перевозки относятся:

  • признаки, идентифицирующие груз (его наименование и количество).
  • точные наименования и местонахождения грузоотправителя и грузополучателя.

Пример формулировки условий перевозки в части сведений о грузоотправителе и грузополучателе

«Экспедитор обязуется организовать доставку груза с загрузкой у следующих грузоотправителей:

  • г. Москва, ул. Михалковская, д. 20 (склад ЗАО «Альфа»);
  • г. Москва, ул. Лесная, д. 69 (склад ООО «Торговая фирма "Гермес"»),

и выгрузкой груза грузополучателю: Республика Саха, г. Батагай, ул. Коптева, д. 40 (ОАО «Производственная фирма "Мастер"»)».

Грузоотправитель или грузополучатель обязательно должен быть стороной договора транспортной экспедициии выступать в качестве клиента. Иначе суд может признать такой договор незаключенным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2005 г. № Ф04-6053/2005(14873-А45-30));

  • срок осуществления перевозки.

Примеры формулировок условия договора о сроке перевозки

«Экспедитор обязан оказать услуги в полном объеме в срок до ______________ г.».

«Экспедитор обязан оказать услуги в полном объеме в течение _______ месяцев (дней, недель) с момента подписания настоящего договора».

Если между клиентом и экспедитором заключается рамочный договор транспортной экспедиции, то в нем сложно указать сроки организации перевозки грузов. Однако срок доставки груза нужно указать в поручении экспедитору.

Условия об ответственности сторон

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о ТЭД и статье 803 Гражданского кодекса РФ экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются:

  • главой 25 «Ответственность за нарушение обязательств» Гражданского кодекса РФ (подробнее см. При каких условиях наступает ответственность в предпринимательских отношениях);
  • главой 3 Закона о ТЭД. Так, основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза определены статьей 7 указанного закона и варьируются в зависимости от того, была ли объявлена клиентом ценность груза или нет.

166.214 (11,17)

Совет

Если планируется отправить дорогостоящий груз, то клиенту следует либо объявить его ценность, либо застраховать его.

Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором за непредставление информации и просрочку оплаты императивно установлены статьей 10 Закона о ТЭД и не предполагают ее изменения.

Кроме того, стороны не могут в договоре предусмотреть условие об уменьшении или устранении имущественной ответственности экспедитора. При возникновении спора суд такое условие признает ничтожным (ст. 11 Закона о ТЭД). Увеличить же размер ответственности экспедитора в договоре возможно.

Клиент может настоять на закреплении в договоре дополнительной ответственности экспедитора за следующее.

1. Утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

166.215 (11,17)

Совет

Клиент может предусмотреть в договоре, что в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза экспедитор помимо возмещения реального ущерба должен будет вернуть клиенту ранее уплаченное вознаграждение (если оно не входит в стоимость груза) пропорционально стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (п. 3 ст. 7 Закона о ТЭД).

Пример формулировки условия договора о возврате ранее уплаченного вознаграждения

«В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза экспедитор наряду с возмещением установленного ущерба возвращает клиенту ранее оплаченное вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза».

Подробнее см. Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза.

2. Несоблюдение сроков.

Если стороны в договоре не предусмотрят иное, то экспедитор должен будет только возместить убытки, которые причинены клиенту нарушением срока исполнения обязательств (п. 1 ст. 9 Закона о ТЭД).

Чаще всего под понятием «нарушение срока исполнения обязательств по договору» понимают нарушение срока по доставке груза. Однако в договоре также можно установить ответственность экспедитора за нарушение сроков разгрузки транспортных средств (если обязанность проводить разгрузку возложена на него договором).

Пример формулировки условия договора об ответственности экспедитора за несоблюдение сроков

«За просрочку доставки груза до места назначения экспедитор уплачивает по требованию Клиента штраф в размере _________ руб. за каждые сутки просрочки».

166.216 (11,17)

Совет

Наиболее эффективное воздействие будет иметь условие договора о неустойке в виде пеней, которая будет прогрессивно расти вместе с просрочкой исполнения обязательства. То есть, если срок просрочки небольшой, то сумма пеней незначительная, а если срок большой – существенная.

Подробнее см. Как предъявить к перевозчику и (или) экспедитору претензию в связи с нарушением срока доставки груза.

Существует ограничение ответственности экспедитора при оказании услуг, которые связаны с организацией перевозки грузов в международном сообщении:

  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей – предел ответственности экспедитора не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, если, конечно, эти последствия возникли не по его вине (п. 3 ст. 6 Закона о ТЭД);
  • за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза – ответственность не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 9 Закона о ТЭД).

Иные условия

Клиенту при заключении договора транспортной экспедиции также важно проверить следующие условия.

Требования к качеству

Согласно пункту 19 Правил ТЭД качество оказываемых экспедитором услуг должно отвечать требованиям:

  • национальных стандартов России;
  • нормативно-правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности;
  • договора транспортной экспедиции.

В качестве национального стандарта выступает ГОСТ Р 52298-2004. Он содержит общие требования к качествутранспортно-экспедиторских услуг, а также методы контроля качества. Так, он указывает, что услуги должны соответствовать требованиям комплексности, точности и своевременности исполнения, безопасности, обеспечения сохранности груза, этичности обслуживающего персонала, информативности. Кроме того, ГОСТподробно раскрывает каждое требование.

Пример условия договора транспортной экспедиции об этичности обслуживающего персонала

«Персонал экспедитора при оказании транспортно-экспедиторских услуг должен соблюдать этические нормы поведения. Грузоотправителю и грузополучателю должны быть гарантированы вежливость, доброжелательность и внимательность обслуживающего персонала».

Кроме того, в России действует Ассоциация российских экспедиторов (АРЭ). Она является членом Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA) и предлагает российским международным экспедиторам работать по унифицированным правилам ФИАТА и формам экспедиторских документов Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). Если стороны заявят, что качество услуг должно соответствовать указанным документам, то экспедитор будет обязан их соблюдать.

Порядок расчетов

Стороны могут предусмотреть следующие виды оплаты.

1. Предоплата.

Пример условия договора транспортной экспедиции о предоплате

«Клиент перечисляет Экспедитору стоимость экспедиторских услуг не позднее чем за ____ дней до начала оказания услуг по настоящему договору».

2. Оплата по факту.

Пример условия договора транспортной экспедиции об оплате по факту оказанных услуг

«Клиент обязуется оплатить счет, выставленный экспедитором по факту оказанных услуг в течение __________ рабочих дней с момента получения оригинала или заверенной в установленном порядке копии транспортной накладной с отметкой о сдаче груза, в необходимых случаях счета-фактуры, и подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг».

Стороны также могут предусмотреть в договоре оплату услуг частями (с авансом и окончательным расчетом). Это условие удобно использовать при заключении договора на единичную организацию перевозки грузов.

Пример условия договора транспортной экспедиции об оплате по частям (с авансом и окончательным расчетом)

«Клиент обязуется оплатить аванс в размере ___________ в срок до "___"_________ 20__ г.

Оставшуюся часть стоимости услуг в размере ______________ клиент обязуется перечислить в течение __________ рабочих дней с момента получения оригинала или надлежащим образом заверенной копии транспортной накладной с отметкой о сдаче груза, в необходимых случаях счета-фактуры, и подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг».

В договоре можно определить, что расходы по перевозке будет нести грузополучатель.

Сопутствующие и дополнительные услуги

Договором могут быть предусмотрены также следующие дополнительные услуги экспедитора (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза;
  • его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза;
  • его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

166.217 (11,17)

Совет

Весь перечень услуг лучше указать в тексте договора (в его предмете), а тарифы на эти услуги можно будет привести в приложениях к нему. Однако если стороны в момент подписания договора не учли каких-то обстоятельств либо изменилась ситуация, то дополнительные услуги (и их стоимость) стоит согласовать в дополнительных соглашениях.

Объявленную стоимость (ценность) груза

Это поможет взыскать с экспедитора размер объявленной ценности или часть объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза в случае недостачи, повреждения (порчи) груза или его утраты (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД). При этом нужно учитывать, что экспедиторы и перевозчики за установление объявленной ценности взимают отдельный дополнительный сбор.

167.295 (11,17)

Внимание! Клиенту лучше не объявлять стоимость груза совсем, чем указать символическую сумму ради экономии на сборе экспедитора.

Иначе суд в случае возникновения спора взыщет с экспедитора именно объявленную стоимость (ценность груза).

Пример из практики: суд взыскал с экспедитора за утрату одного грузового места 33 руб. 34 коп. вместо заявленных в исковом заявлении 436 тыс. руб., так в накладной была указана сумма оценки груза 100 руб.

ООО «Р.» (клиент) на основании накладной на транспортные услуги передал индивидуальному предпринимателю Б. (экспедитор) груз в количестве трех грузовых мест, однако при приемке груза была обнаружена недостача одного места груза.

ООО «Р.» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании ущерба в сумме 436 тыс. руб.

Суд указал: «Из содержания накладной на транспортные услуги... следует, что сумма оценки груза составляет 100 руб.». Так как груз был передан к перевозке в количестве трех мест и была обнаружена недостача одного, то с ответчика взыскали ущерб в сумме 33 руб. 34 коп. (постановление ФАС Уральского округа от 18 июня 2009 г. № Ф09-4007/09-С5 по делу № А60-29946/2008-С3).

Если клиент в договоре не укажет объявленную стоимость (ценность) груза, то стоимость груза согласно пункту 6 статьи 7 Закона о ТЭД будет определяться:

  • исходя из цены, которая указана в договоре или счете продавца (при ее отсутствии);
  • или исходя из цены на аналогичный товар, существовавший в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день принятия судебного решения (если требование не было добровольно удовлетворено).

Доказывать стоимость груза в этом случае придется клиенту: приглашать специалистов для составления акта оценки повреждения, заказывать экспертное заключение, предоставлять счета и товарные накладные по закупке товара.

Вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта

Если клиенту важно какое-либо из перечисленных условий, то он может закрепить его в договоре. Иначе экспедитор будет вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта. При этом он будет обязан исходить из интересов клиента (п. 2 ст. 3 Закона о ТЭД).

Привлечение к исполнению обязанностей третьих лиц

Если стороны в договоре не установят, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, то он будет вправе привлечь других лиц. Однако это не освободит его от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ).

Пример формулировки условия договора о привлечении к исполнению обязанностей третьих лиц

«Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение настоящего договора. За действия привлеченных третьих лиц экспедитор несет ответственность как за свои собственные».

Страхование груза

Сторонам необходимо согласовать, кто и за чей счет будет страховать груз (если есть необходимость в страховании).

Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором (п. 5 ст. 4 Закона о ТЭД).

Пример формулировки условия договора транспортной экспедиции о страховании груза

«Экспедитор обязуется произвести страхование груза».

Порядок определения веса груза

Это условие важно для сторон, так как от веса груза зависит цена доставки. Кроме того, при использовании различных способов определения веса груза суд может отказать в удовлетворении требования клиента о взыскании стоимости недостачи груза.

Пример из практики: суд отказал в удовлетворении иска о взыскании стоимости недостачи меди, так как порядок проверки массы в пункте назначения отличался от порядка определения массы в пункте отправления

На месте погрузки произведено взвешивание порожнего полуприцепа, затем – груженого полуприцепа (с ломом меди). Разница между массой груженого и порожнего полуприцепа за минусом веса тары была принята за массу груза. В пункте назначения грузополучатель взвесил груз (лом меди) отдельно на электронных коммерческих весах. Была выявлена недостача в количестве 357 кг. Суд указал, что порядок проверки массы груза в пункте назначения отличался от порядка определения массы груза в пункте отправления, и отказал в удовлетворении иска о взыскании стоимости недостачи меди.

В то же время суд отметил, что взвешивание груза на автомобильных весах в пункте погрузки и взвешивание на электронных коммерческих весах в пункте выгрузки нельзя трактовать как разные способы определения массы груза. «В данном случае соблюдается один и тот же способ – взвешивание» (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2010 г. № 18АП-6446/2010 по делу № А47-12488/2009постановлением ФАС Уральского округа от 25 ноября 2010 г. № Ф09-9392/10-С5 оставлено без изменения).

Вид упаковки

Если для клиента важно упаковать груз в свою оригинальную упаковку, он может внести соответствующее условие в договор. Экспедитор будет обязан выполнить это условие и упаковать груз в указанную клиентом упаковку.

Примеры формулировки условия договора транспортной экспедиции о виде упаковки

«Экспедитор обязуется по поручению клиента упаковать груз в предоставленную клиентом оригинальную упаковку».

«Экспедитор обязуется по указанию клиента упаковать груз в упаковку с нанесением необходимых сведений о грузе на внешнюю упаковку, в том числе с оформлением упаковочных листов на каждое место груза».

В договор транспортной экспедиции нельзя включить:

  • условия, ограничивающие права любой стороны на односторонний немотивированный отказ от договора;
  • условие, по которому все претензии к экспедитору подлежат решению в арбитражном суде без соблюдения претензионного порядка. Обязательное предъявление претензии предусмотрено пунктом 1 статьи 12 Закона о ТЭД».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка