Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Проверьте свои расчеты

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
29 июля 2015 36 просмотров

На поступило уведомление из Крымского федерального округа республиканского центра первой помощи о том, что согласно требованиям ТК РФ, по ст. 212, 214, 223, 225, а также Постановления № 1/29 Минтруда и Минобразования РФ, ФЗ о Первой Помощи и др. законов, мы обязаны получить сертификат соответствия, а также пройти обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим, должны иметь аптечку первой помощи. За отсутствие всего вышеперечисленного на нас могут наложить штраф в совокупности от 40 до 80 тысяч рублей.Вопросы:1. Обязаны ли мы иметь то, о чем сказано в уведомлении? Есть ли для Крыма исключения?2.Правы ли сотрудники данного центра в определении штрафных санкций?

Да, на все организации и предпринимателей, привлекающих наемных работников, в полной мере распространяются требования охраны труда. Так, согласно ст. ст. 212 и 217 ТК РФ организация отвечает за охрану труда и обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- создание и функционирование системы управления охраной труда;

- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (специальная оценка условий труда не проводится лишь в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями);

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление контролирующим органам необходимых информации и документов;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

- беспрепятственный допуск проверяющих на территорию;

- выполнение предписаний должностных лиц контролирующих органов;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда;

- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;

- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

С 2015 года вводятся новые административные санкции за нарушения в данной области, а индивидуальные предприниматели в силу ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица:

- нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ обойдется штрафом в размере от 2 до 5 тыс. руб.;

- нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - от 5 до 10 тыс. руб.;

- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний повлечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 25 тыс. руб.;

- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты предполагает наложение штрафа в размере от 20 до 30 тыс. руб.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Кадры».

Рекомендация. Как создать в организации службу охраны труда

<…>

«Наличие службы охраны труда

Обязательно ли создавать в организации службу охраны труда

Для обеспечения соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, с численностью сотрудников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы руководитель организации (предприниматель) принимает по своему усмотрению.

Указанный порядок распространяется на все организации независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и сферы (абз. 3 ст. 11 ТК РФ).*

Обязана ли организация, которая занимается оказанием услуг, создавать службу охраны труда. Организация оказывает услуги по переработке продукции

Да, обязана, если занимается производственной деятельностью и ее численность составляет более 50 человек.

В каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, где численность сотрудников превышает 50 человек, должна быть организована служба охраны труда. Об этом сказано в статье 217Трудового кодекса РФ.

Под производственной деятельностью понимается деятельность организации, которая направлена на производство продукции, работ, услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Таким образом, производственная деятельность – это не только деятельность по непосредственному производству продукции, но и оказание любых услуг.

Из вышесказанного следует, что организации, деятельность которых связана с оказанием услуг и численность сотрудников в которых превышает 50 человек, должны создать службу охраны труда.

Правомерность данного вывода подтверждена письмом Банка России от 13 марта 2007 г. № 31-3-8/562. В нем указано, что действие статьи 217 Трудового кодекса РФ распространяется в том числе и на кредитные организации, оказывающие услуги в банковской сфере.

131.76261 (10,12,16)

Обязана ли некоммерческая организация создавать службу охраны труда

Да, обязана, если занимается производственной деятельностью и ее численность составляет более 50 человек.

Создавать службу охраны труда нужно при одновременном выполнении следующих условий:

  • организация занимается производственной деятельностью. При этом под производственной деятельностью понимается деятельность организации, которая направлена на производство продукции, работ, услуг;
  • численность сотрудников организации превышает 50 человек.

Это следует из части 9 статьи 209 и статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Соблюдать требования трудового законодательства должны все организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (абз. 3 ст. 11 ТК РФ). Никаких исключений для некоммерческих организаций не установлено. Поэтому, если некоммерческая организация занимается производственной деятельностью и численность ее сотрудников превышает 50 человек, она обязана создать службу охраны труда.

131.76262 (10,12,16)

Нужно ли руководителям, которые прошли обучение по охране труда и получили удостоверение, заново проходить обучение, если они были переведены в другую организацию

Да, нужно.

Перевод в другую организацию означает возникновение новых трудовых отношений (ст. 15 ТК РФ).

При этом в новой организации объективно существует иной набор опасных и вредных производственных факторов, иная производственная обстановка, состояние производственного травматизма и профзаболеваемости, другие мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда.

Поэтому руководителям, которые прошли обучение по охране труда, на новом месте работы необходимо пройти обучение заново с учетом специфики деятельности нового работодателя.

Такой вывод следует из части 2 статьи 225 Трудового кодекса РФ, пункта 2.3.1 Порядка, утвержденногопостановлением от 13 января 2003 г. Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29подпункта 3пункта 5.10 ГОСТ 12.0.004-90, утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 5 ноября 1990 г. № 2797.

Задачи и функции службы охраны труда

161.72074 (10,12,16)

Какие задачи и функции выполняет служба охраны труда

Среди основных задач службы охраны труда можно выделить:

  • контроль за соблюдением сотрудниками законов и иных правовых актов об охране труда (в т. ч. локальных);
  • организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
  • информирование и консультирование сотрудников организации по вопросам охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагают следующие функции:

  • организацию и методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацию работ по охране труда и контроль за их проведением;
  • измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • проверку технического состояния зданий, механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояния санитарно-технических устройств на соответствиетребованиям охраны труда;
  • организацию расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
  • содействие своевременному обучению сотрудников организации по охране труда;
  • другие функции.

Полные перечни задач и функций службы охраны труда в организации изложены в разделах II и IIIрекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ).

Внимание: за нарушение нормативных требований охраны труда предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Кроме того, для сотрудника, ответственного за соблюдение правил охраны труда, может наступитьуголовная ответственность, если нарушение по неосторожности повлечет причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть (ст. 143 УК РФ).

Нарушение ответственным сотрудником правил охраны труда также может стать основанием длядисциплинарного взыскания: замечания или выговора, а в крайних случаях и для увольнения, если нарушение повлечет тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создаст угрозу их наступления (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81ст. 192 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

Варианты организации службы охраны труда

161.72075 (10,12,16)

В какой форме можно организовать службу охраны труда

Служба охраны труда в организации может быть представлена:

  • отдельным структурным подразделением;
  • штатным специалистом по охране труда;
  • руководителем организации (предпринимателем лично) или другим уполномоченным сотрудником;
  • сторонней специализированной организацией, которая имеет соответствующую аккредитацию, или специалистом, с которым заключен гражданско-правовой договор.

Это предусмотрено статьей 217 Трудового кодекса РФ.

Служба охраны труда. Отдельное подразделение

161.72076 (10,12,16)

Как создать службу охраны труда в виде отдельного структурного подразделения

Если организация создает службу охраны труда в форме отдельного структурного подразделения, необходимо:

  • определить структуру службы;
  • рассчитать численность сотрудников, которые будут в ней трудиться;
  • издать приказ о создании службы;

Сделать это нужно с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Структура службы

161.72077 (10,12,16)

Как определить структуру службы охраны труда в виде отдельного подразделения

По структуре служба охраны труда в организации должна состоять из штата специалистов во главе с ее начальником (п. 3 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14). Подчиняется служба непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей (п. 2 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14).

В состав службы охраны труда, как правило, входят сотрудники, имеющие:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки «техносферная безопасность» или по аналогичному направлению либо высшее профессиональное образование с обязательным наличием дополнительного профессионального образования в области охраны труда;
  • стаж работы в области охраны труда – для руководителей и специалистов с категорией.

Все сотрудники, принимаемые в состав службы, должны пройти обучение по охране труда.

Такие требования следуют из совокупности положений единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559нпункта 17 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Штатная численность службы

161.72078 (10,12,16)

Как рассчитать оптимальную численность службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения

Чтобы определить штатную численность сотрудников, необходимых для функционирования службы, нужно учесть:

  • численность работающих в организации сотрудников;
  • характер условий труда;
  • степень опасности производства;
  • другие факторы.

Это предусмотрено пунктом 14 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Для расчета штатной численности сотрудников службы рекомендовано пользоваться Межотраслевыми нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. В этом документе приведены таблицы, содержащие данные по количеству человек, которые должны выполнять ту или иную функцию по охране труда в организации.

Например, чтобы выяснить, сколько человек потребуется для проведения инструктажей сотрудников, необходимо рассчитать среднемесячную и среднесписочную численность сотрудников в организации (п. 3.2.4 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10). А чтобы определить, сколько человек должны заниматься контролем охраны труда в организации, нужно определить среднесписочную численность всех работающих, количество сотрудников, которые имеют дело с вредными и тяжелыми условиями труда, а также количество структурных подразделений организации (п. 3.2.6 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10).

Пример расчета численности сотрудников службы охраны труда, необходимых для обеспечения пропаганды по охране труда в организации

В организации 52 отдела, среднесписочная численность сотрудников – 3002 человека.

Сотруднику, ответственному за ведение кадрового учета, поручено определить, сколько человек понадобится, чтобы организовать пропаганду по охране труда (для дальнейшего определения нормативной численности штата службы охраны труда).

Для выполнения задания сотрудник, ответственный за ведение кадрового учета, обратился кпункту 3.2.3 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. В нем в таблице 3 в левом столбце он выбрал значение среднесписочной численности сотрудников «3001–5000», а в верхней строке – графу с количеством структурных подразделений «51–125». На пересечении этих граф указано значение 1,07. Значит, в организации для пропаганды нужен один сотрудник (1,07).

После подсчета численности сотрудников по всем функциям сложите эти показатели. Так получится нормативная численность сотрудников службы охраны труда.

Затем определите штатную (списочную) численность сотрудников службы охраны труда в организации. Для этого нужно нормативную численность умножить на коэффициент планируемых невыходов сотрудников на работу во время отпуска, болезни и т. п. Для подсчета воспользуйтесь формулой:

Штатная (списочная) численность сотрудников службы охраны труда в организации = Нормативная численность сотрудников службы охраны труда ? 1 + (% планируемых невыходов : 100)


Процент планируемых невыходов возьмите из документов по учету кадров. В бухгалтерии или в планово-экономическом отделе ведется статистика по невыходам на работу на основании анализа табелей учета рабочего времени, где фиксируются неявки по всем причинам.

Такой порядок расчета следует из раздела 4 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

Документальное оформление создания службы

161.72079 (10,12,16)

Какие документы нужно оформить для создания в организации службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения

Для документального оформления создания службы охраны труда в организации потребуются:

Служба охраны труда. Штатный специалист

161.72080 (10,12,16)

Как создать службу охраны труда в организации путем введения должности штатного специалиста по охране труда

Если организация создает службу охраны труда путем введения должности штатного специалиста,необходимо:

  • утвердить его должностную инструкцию;
  • внести изменения в штатное расписание.

Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

На должность специалиста охраны труда, как правило, принимают работника, который имеет:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или аналогичному направлению по обеспечению безопасности производственной деятельности;
  • либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
  • либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда, а также стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.

Квалификационные требования к инженеру по охране труда закрепите в его должностной инструкции.

Сотрудник, принимаемый на должность специалиста охраны труда, должен пройти обучение по охране труда.

Это предусмотрено единым квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н, пунктами 1517 Рекомендаций, утвержденныхпостановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Служба охраны труда. Руководитель организации (предприниматель)

161.72081 (10,12,16)

Как возложить функции службы охраны труда на руководителя организации (индивидуального предпринимателя)

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, их функции может выполнить руководитель организации (предприниматель лично) или уполномоченный им сотрудник (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.

В этом случае потребуется:

  • издать приказ о назначении ответственного по охране труда в организации;
  • внести дополнения в должностную инструкцию руководителя организации или уполномоченного им сотрудника. Например, в раздел «Должностные обязанности» инструкции добавьте фразу: «Выполняет функции специалиста по охране труда в организации, предусмотренные разделами II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14, в частности:
    – организует работы по обеспечению выполнения сотрудниками и администрацией требований охраны труда;
    – проводит профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и по улучшению условий труда».

Служба охраны труда. Сторонняя организация (специалист)

161.72082 (10,12,16)

Как привлечь стороннюю организацию (специалиста) для выполнения функций службы охраны труда

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем). Это может быть:

  • специализированная организация, имеющая государственную аккредитацию в области охраны труда;
  • специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору.

Это предусмотрено частью 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима государственная аккредитация, и правила ее проведения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Перечень включает в себя следующие виды услуг:

  • осуществление функций службы охраны труда (специалиста по охране труда) у работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек;
  • проведение специальной оценки условий труда;
  • обучение работодателей и их сотрудников по вопросам охраны труда.

Оказание этих услуг неаккредитованными организациями запрещено. Об этом сказано в пункте 3 приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Специализированные организации должны проходить государственную аккредитацию в Минтруде России (п. 14 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н). Аккредитация на региональном уровне (в частности, в виде сертификации, лицензирования) государственной не признается. Такие разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 22-0/10/2-6229.

Таким образом, при заключении договора со сторонней организацией убедитесь в том, что она имеет государственную аккредитацию – включена в реестр аккредитованных организаций. Ознакомиться с таким реестром можно тремя способами:

  • потребовать выписку из реестра у организации, с которой заключается договор;
  • самостоятельно запросить выписку из реестра в Минтруде России (сведения представляются бесплатно);
  • проверить наличие аккредитации на официальном сайте Минтруда России (на сайте представлена информация как об аккредитованных, так и о лишенных аккредитации организациях).

Такой порядок следует из пунктов 1424 и 25 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

В договоре пропишите все условия функционирования службы охраны труда (специалиста по охране труда). В этом же договоре нужно закрепить и вопросы ответственности за допущенные нарушения. Такое право заказчику услуг предоставляет пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.

Примерная форма договора со специализированной организацией (специалистом) по охране труда приведена в письме Минтруда России от 16 ноября 1994 г. № 2207-КВ.

131.76953 (10,12,16)

Может ли организация, которая осуществляет производственную деятельность, с численностью сотрудников более 50 человек заключить договор о выполнении услуг по охране труда с подрядной организацией

Нет, не может.

Работодатель при отсутствии у него службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда может оформить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей услуги в области охраны труда. При этом такая организация должна быть аккредитована по Правилам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Это следует из положений частей 2–3 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Однако аккредитация организаций проводится только для осуществления функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек. Аккредитация подобной услуги для работодателя с численностью сотрудников, превышающей 50 человек, не предусмотрена (п. 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н).

Таким образом, организация с численностью сотрудников более 50 человек не может заключить договор о выполнении услуг по охране труда со сторонней организацией.

Аналогичный запрет действует и на привлечение стороннего специалиста по гражданско-правовому договору.

131.77315 (10,12,16)

Может ли организация, которая осуществляет производственную деятельность с численностью сотрудников более 50 человек, заключить со сторонним специалистом договор о выполнении услуг по охране труда

Нет, не может.

Работодатель с численностью сотрудников более 50 человек должен в обязательном порядке иметь собственную службу или штатного специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Работодатель же с численностью сотрудников, не превышающей 50 человек, самостоятельно принимает решение о создании службы охраны труда или введении отдельной должности специалиста по охране труда (ч. 2 ст. 217 ТК РФ). А при отсутствии собственной службы или специалиста такой работодатель может возложить обязанности по охране труда на себя или заключить гражданско-правовой договор со сторонней аккредитованной организацией или отдельным специалистом (ч. 3 ст. 217 ТК РФп. 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н). То есть положения части 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ являются продолжением части 2 указанной статьи и никак не связаны с ее частью 1.

Поэтому договор на оказание услуг по охране труда с аккредитованной компанией или соответствующим специалистом может заключить только организация с численностью сотрудников не более 50 человек. Если же численность сотрудников компании превышает 50 человек, то переложить обязанности по охране труда на стороннюю организацию или специалиста уже не получится. Такой вывод следует из последовательного толкования частей 2 и 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ. Аналогичную позицию высказывают специалисты контролирующих ведомств в частных разъяснениях.

Совет редактора: существует противоположная позиция, согласно которой работодатели с численностью сотрудников более 50 человек все-таки могут привлекать стороннего специалиста по охране труда. Однако пользоваться ей крайне рискованно, и существует большая вероятность претензий от контролирующих ведомств.

Возможность привлечения стороннего специалиста для осуществления охраны труда в организациях с численностью более 50 человек объясняется следующим. В законодательстве сказано, что работодатель при отсутствии у него службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда может оформить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей услуги в области охраны труда, или с соответствующим специалистом. При этом организация должна быть аккредитована по Правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н, которые допускают аккредитацию только на выполнение услуг по охране труда в организациях с численностью до 50 человек. В отношении специалиста какие-либо дополнительные требования и ограничения по численности в обслуживаемой организации отсутствуют. Это следует из положений частей 2 и 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ. При каких именно обстоятельствах в организации допустимо отсутствие собственной службы или штатного специалиста, в части 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ также не уточняется. Все это позволяет сделать вывод, что организация с численностью более 50 человек все-таки может заключить ГПД о выполнении услуг по охране труда с отдельным специалистом. На такую возможность указывают и отдельные суды, см., например, апелляционное определение Ростовского областного суда от 21 июля 2014 г. № 33-9704/2014,кассационное определение Сахалинского областного суда от 20 декабря 2011 г. № 33-3689/2011.

Вместе с тем, с учетом возможности неоднозначной трактовки норм Трудового кодекса РФ и наличия устойчивой противоположной позиции контролирующих ведомств во избежание штрафных санкций и судебных разбирательств пользоваться данным подходом не рекомендуется. Наиболее безопасным вариантом для организаций с численностью более 50 человек представляется создание собственной службы охраны труда или прием штатного специалиста по охране труда».

<…>

30.07.2015

С уважением, Арсен Магамаев,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Викторией Рыбалкиной,

руководителем экспертной поддержки Системы Юрист

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка