Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики простят многие ошибки в 6‑НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№24
30 июля 2015 115 просмотров

В нашей компании проводится выездная налоговая проверка. Налоговая заинтересовалась одним нашим поставщиком. Все документы по сделке мы уже представили. Теперь у нас дополнительно истребовали "обосновать цены на товары, приобретенные у поставщика, представить документы аналогичных налогоплательщиков, поставляющих аналогичные товары. Представить информацию о производителе товара, приобретенного у поставщика, а также указать отпускные цены производителей на данный (аналогичный) товар". Насколько правомерно такое требование?Каким образом информация о производителе связана с начислением и уплатой нами налогов? Значит мы должны сделать запрос производителю об его отпускных ценах? Сделка у нас не контролируемая и не между взаимозависимыми лицами. (См. комментарий)

В ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В свою очередь организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ. При этом если информация не связана с исчислением налогов и сборов, то инспекторы вправе истребовать только ту информацию, которой располагает налогоплательщик, и на которую не распространяется режим коммерческой тайны. Это прямо прописано в пункте 1 статьи 7 НК РФ.

Но условия договоров, заключенных с третьими лицами, на которые распространяется режим коммерческой тайны, лучше от налоговиков не скрывать, поскольку по этому опросу судебная практика противоречива. Есть решения судов, которые соглашаются с тем, что компания может не предоставлять такую информацию, если она защищена режимом коммерческой тайны ( постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.09 № 09АП-15238/2009-АК ). Однако есть решения судов, которые поддерживают налоговиков ( постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.12 № А43-19840/2011).

Кроме того, требование о представлении документов должно быть составлено так, чтобы из него был понятен конкретный состав документов, интересующих налоговую инспекцию (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189письмо Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-02-07/1-348). Требование считается составленным правильно, если в нем указана следующая информация:
– наименование запрашиваемых документов (договоры, счета-фактуры, товарные накладные и т. д.);
– период, за который следует представить документы;
– контрагент, по взаимоотношениям с которым запрошены документы;
– основание для составления требования (в рамках какой проверки затребованы документы).

Таким образом, в ответ на требование ИФНС предоставить информацию о производителе товара, приобретенного у поставщика, а также указать отпускные цены производителей на данный (аналогичный) товар, обосновать цены на товары, приобретенные у поставщика, представить документы аналогичных налогоплательщиков, поставляющих аналогичные товары, организация, несмотря на подобную формулировку, может добровольно представить копии имеющихся соглашений с контрагентами, с указанием цен товаров, и полученных от контрагентов сертификатов на товары.

Остальной запрашиваемой информацией (обоснованием цен на товары, документами аналогичных налогоплательщиков, поставляющих аналогичные товары, отпускных цен производителей на данный (аналогичный) товар) налогоплательщик не владеет, об этом следует уведомить инспекцию в 10-дневный срок с даты получения требования, письмом в свободной форме, на бланке организации, с печатью и подписью директора.

Привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования налоговая инспекция в данном случае не может, поскольку признаки запрашиваемых документов сформулированы в требовании нечетко, а также запрошены документы, которые не имеют отношения к проводимой выездной проверке. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Московского округа от 15 января 2010 г. № КА-А40/14964-09от 3 июля 2009 г. № КА-А40/4792-09, Уральского округа от 30 июля 2008 г. № Ф09-5400/08-С3от 6 февраля 2007 г. № Ф09-122/07-С3).

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как подать документы по требованию проверяющих при выездной налоговой проверке

В ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В свою очередь организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами. Об этом говорится вабзаце 1 пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Как проверяющие запрашивают документы

Если выездная проверка проходит на территории организации, проверяющие вправезапросить копии документов в письменной форме, предъявив организациитребование о представлении документов. Наряду с этим проверяющие могут в устной форме запросить подлинники документов для ознакомления (с согласия организации) на месте проведения проверки. Если организация отказывается представить оригиналы документов для ознакомления, инспекция предупредит ее об обязанности обеспечить проверяющим такую возможность специальным уведомлением.

Если выездная проверка проводится по местонахождению инспекции, проверяющие вправе запросить документы в письменной форме и ознакомиться с ними в инспекции (в этом случае проверяющие могут запросить у организации как подлинники, так и копии документов по своему усмотрению).

Кроме того, в исключительных случаях независимо от места проведения выездной проверки (на территории организации или по местонахождению инспекции) проверяющие могут провести выемку документов (и копий, и подлинников) и ознакомиться с ними в инспекции. Об этом говорится в пункте 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.*

Если инспекция приостановит выездную налоговую проверку, то исследовать документы организации она сможет только с учетом ограничений, установленных налоговым законодательством (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Для запроса документов проверяющие должны направить в организацию требование,форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189(п. 1 ст. 93 НК РФ).

В требовании должны быть указаны:

  • основание для истребования документов (статья НК РФ);
  • срок, отведенный организации для представления документов;
  • сведения об истребуемых документах (их вид, наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
  • вид и период проверки, в ходе которой истребуются документы (например, выездная проверка по налогу на прибыль за 2009 год).

Это следует из приложения 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.*

Требование о представлении документов подписывает налоговый инспектор, который непосредственно проводит выездную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно. В налоговом законодательстве такого условия нет (ст. 93 НК РФ), в форме требования этот реквизит также не предусмотрен (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами:

Если этими способами передать требование невозможно, инспекция вправе направить его заказным письмом по почте. В этом случае требование о представлении документов считается полученным организацией по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, пункта 4 статьи 31, пункта 6статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

<…>

Срок исполнения требований инспекции

Исполнить требование о представлении документов организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента его получения (абз. 1 п. 3 ст. 93п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического получения требования (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Инспекция может направить требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае определение 10-дневного срока, отведенного на подготовку и подачу документов, имеет некоторые особенности.*

Организации, которые обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, отсчитывают 10-дневный срок со следующего дня после получения электронного требования из инспекции. При этом не позднее чем на шестой рабочий день после отправки требования инспекцией организация должна подтвердить получение требования электронной квитанцией о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Пропуск шестидневного срока, установленного для отправки квитанции, может повлечь за собой серьезные последствия. В течение 10 рабочих дней после того, как шестидневный срок истечет, если квитанция не будет отправлена, инспекция вправе заблокировать банковский счет организации (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Организации, которые не обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, могут не реагировать на поступление требований в электронном формате. Не получив от организации электронной квитанции о приеме требования, инспекция направиттребование на бумажном носителе. Это следует из положений пунктов 1516 и 19Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. В этом случае 10-дневный срок, отведенный на представление документов, нужно отсчитывать со следующего дня после поступления бумажного требования. При этом если инспекция отправила бумажное требование по почте, датой его поступления в организацию считается шестой день с момента отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

<…>

Способы представления документов

Документы, запрошенные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, организация должна представить:

Об этом сказано в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Порядок представления документов в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. Также разработаны электронные форматы отдельных документов, которые могут быть использованы организациями как в хозяйственной деятельности, так и при представлении документов по требованию инспекции в электронном виде. В частности, приказом ФНС России от 21 марта 2012 г. № ММВ-7-6/172 утверждены рекомендованные форматы накладной по форме ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг).

Бумажные копии

Если организация представляет копии на бумаге, то они должны быть заверены в установленном порядке. На копии нужно сделать надпись, которая подтверждает соответствие подлиннику документа:

  • слово «Верно»;
  • наименование должности лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию);
  • дату заверения и печать.

Печать для заверения копий организации вправе выбрать самостоятельно (например, основную печать организации).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденногопостановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

При подаче многостраничных документов организация может заверить либо копию каждого листа, либо весь прошитый документ в целом. Прошитый многостраничный документ должен отвечать следующим требованиям:

  • текст и другие элементы документа (например, даты, резолюции) читаются свободно;
  • при чтении документ не расшивается (не разрушается);
  • все листы в документе пронумерованы;
  • в заверительной надписи указано общее количество листов документа.

Об этом сказано в письме Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-02-РЗ/39142 ипункте 21 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309.

Объединять в одну подшивку разные документы и заверять эту подшивку в целом нельзя (письма Минфина России от 30 ноября 2010 г. № 03-02-07/1-549 и ФНС России от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459). Но если организация все-таки сдаст в инспекцию заверенную подшивку разных документов, то оснований для ее привлечения к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ не будет. Эта статья устанавливает штраф за то, что организация вообще не представила затребованные документы или представила их с опозданием. Представление подшивки разных документов не образует состава правонарушения, предусмотренного данной статьей. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 1 ноября 2013 г. № А54-8663/2012, Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2012 г. № А75-10186/2011от 16 октября 2012 г. № А75-10185/2011от 30 августа 2012 г. № А75-10187/2011).

Главбух советует: если документы, которые затребовала инспекция, представляются на бумажных носителях, передавайте их по описи (акту), составленной в двух экземплярах.

В описи (акте) перечислите все передаваемые в инспекцию документы с указанием их реквизитов и количества листов в них. Дополнительно укажите, что именно вы передаете: копии или подлинники документов.

Один экземпляр описи (акта) приложите к передаваемым в инспекцию документам. Второй экземпляр со штампом инспекции (почтового отделения) и датой получения документов инспекцией (почтовым отделением) храните у себя. Если возникнут споры (например, при утере документов инспекцией или почтовой службой), то опись (акт) с отметкой налоговой инспекции (почтового отделения) будет доказательством полного и своевременного представления документов по требованию.

<…>

Ответственность за невыполнение требования инспекции

<…>

<…>

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. В требовании не указаны реквизиты документов, которые организация должна представить

Да, может, если информация, указанная в требовании, позволяет определить, какие именно документы необходимы налоговой инспекции.

Требование о представлении документов должно быть составлено так, чтобы из него был понятен конкретный состав документов, интересующих налоговую инспекцию (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189письмо Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-02-07/1-348).

Например, требование считается составленным правильно, если в нем указана следующая информация:
– наименование запрашиваемых документов (договоры, счета-фактуры, товарные накладные и т. д.);
– период, за который следует представить документы;
– контрагент, по взаимоотношениям с которым запрошены документы;
– основание для составления требования (в рамках какой проверки затребованы документы).

Если признаки запрашиваемых документов сформулированы нечетко и организация не может определить, что именно нужно представить, то привлечь ее кответственности за неисполнение требования налоговая инспекция не может.

Следует учитывать, что приводить в требовании конкретные реквизиты документов (например, даты, номера) и их количество инспекция не обязана. Проверяющие не располагают информацией о структуре и об интенсивности документооборота между организациями, а следовательно, не могут указывать подобные сведения в требовании.
Исключение составляют случаи, когда у инспекции была возможность установить точные реквизиты документов (например, при проведении встречной проверки контрагента организации), но в требовании они не указаны. В таких ситуациях организация, не исполнившая требование, к ответственности не привлекается.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2013 г. № А27-1872/2013от 17 июля 2008 г. № Ф04-4512/2008(8603-А46-31)Восточно-Сибирского округа от 27 ноября 2013 г. № А19-7398/2013Поволжского округа от 26 августа 2013 г. № А65-25346/2011,Центрального округа от 7 декабря 2012 г. № А48-865/2012Северо-Западного округа от 27 января 2010 г. № А56-60357/2008, Московского округа от 13 января 2010 г. № КА-А41/14901-09от 3 июля 2009 г. № КА-А40/4792-09Уральского округа от 2 ноября 2009 г. № Ф09-8408/09-С2).

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов. В требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к проводимой выездной проверке

Нет, не может.

В ходе выездной проверки проверяющие вправе потребовать документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов. При этом указанные документы должны иметь непосредственное отношение к проводимой проверке. То есть они должны касаться тех налогов, в отношении которых идет проверка, и относиться кпроверяемым периодам. Это следует из совокупности положений пункта 12 статьи 89 и пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к проводимой выездной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования налоговая инспекция не может.

Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Московского округа от 15 января 2010 г. № КА-А40/14964-09от 3 июля 2009 г. № КА-А40/4792-09, Уральского округа от 30 июля 2008 г. № Ф09-5400/08-С3от 6 февраля 2007 г. № Ф09-122/07-С3*).

<…>

Ситуация: может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию в ходе выездной проверки. Организация не может представить документы по объективным причинам

Нет, не может.

Привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по статье 126 Налогового кодекса РФ инспекция может только при наличии вины со стороны организации (п. 2 ст. 109 НК РФ).

Если организация не может представить документы по объективным причинам (например, они были утрачены при пожаре и это подтверждается соответствующей справкой), то вины организации в неисполнении требования о представлении документов нет. Следовательно, привлечь ее к ответственности по статье 126Налогового кодекса РФ инспекция не может.*

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода. Так, инспекция не вправе привлекать организацию к ответственности за непредставление документов по требованию, если:

Главбух советует: если в ходе выездной проверки проверяющие требуют представить документы, которых у организации нет, сообщите об этом в инспекцию.

Сделать это можно в том же порядке, который организация использует, если не может своевременно исполнить требование инспекции о представлении документов (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ). Дополнительно к уведомлению о невозможности своевременного исполнения требования приложите копии документов, которые подтвердят причину отсутствия истребуемых документов (например, справку о пожаре или акт изъятия документов следственными органами).

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право», 44-45, 2–8 декабря2014

Налоговые проверки и истребование документов

Константин Бедеров, начальник отдела анализа и планирования налоговых проверок УФНС России по Ленинградской области

<…>

Как инспекторы проверяют реальность сделки

— Получили из инспекции требование представить документы по встречной проверке одного из покупателей. В числе документов есть товарные накладные и счета-фактуры на закупку товаров, которые мы продали проверяемому контрагенту. Вправе ли инспекторы в рамках встречки покупателя требовать у нас документы по нашим поставщикам?

— Нет, инспекторы вправе запросить документы и информацию, которые касаются деятельности только проверяемой компании. Основание —статья 93.1 НК РФ. Накладные и счета-фактуры по закупке товаров у вашего поставщика не имеют отношения к покупателю. Но компания вправе представить эти бумаги, чтобы подтвердить реальность сделки.*

— Нам сложно подобрать эти документы. Закупки мы делаем одновременно у нескольких поставщиков. Поэтому точно не знаем, товар какого поставщика отгрузили. Вправе ли мы ограничиться письменными пояснениями, что не располагаем этой информаций?

— Да, вправе. В пояснениях можно дополнительно привести данные поставщиков, у которых компания закупает товар для перепродажи. Чтобы проверить реальность сделки, инспекторы могут запросить в банке выписки по счету.*

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 7, 17–23 февраля 2015

Налоговые проверки и представление документов

Михаил Мухин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

<…>

Налоговики не вправе требовать на встречке все подряд

— Получили из инспекции требование представить документы по контрагенту за третий квартал 2014 года. Помимо товарных накладных, счетов-фактур и книг продаж налоговики требуют наши декларации по НДС за проверяемый период. Мы обязаны представить эти документы?

— Нет, такое требование незаконно. Налоговые декларации вы уже сдавали в инспекцию в установленные сроки. А кодекс запрещает налоговикам истребовать документы, которые у них есть (п. 5 ст. 93п. 5 ст. 93.1 НК РФ. — Примеч. ред.).

— В перечне требуемых документов есть карточки бухгалтерских счетов, но, каких именно, не сказано. Кроме того, есть также документ — квитанция о приеме товара. Что это за бумаги, мы не знаем. Нас оштрафуют, если мы не представим эти документы?

— Штраф не исключен. Но его можно отменить в суде. Перечень документов, которые требует инспекция, должен быть четко определен. А налоговики не вправе штрафовать за непредставление документов, которые компания не составляет (постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.08.13 № А40-147172/12. — Примеч. ред.).*

<…>

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 17, август 2012

Когда режим коммерческой или налоговой тайны может помешать получить нужную информацию

Обмен информацией часто затрудняется тем, что на запрашиваемые сведения распространяется режим налоговой, коммерческой или иной тайны. Так, компании нередко обращаются в инспекции, чтобы получить дополнительную информацию о потенциальном контрагенте, но получают отказ со ссылкой на налоговую тайну. Инспекторы требуют от компаний предоставить сведения по условиям договоров, на которые распространяется режим конфиденциальности. Третьи лица (органы статистики, антимонопольные органы, акционеры компании и т. д.) также присылают запросы с требованием информации.

Напомним, в пункте 1 статьи 102 НК РФ прямо прописано, что налоговой тайной являются все сведения, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом, о налогоплательщике. Исключение составляет только та информация, которая прямо перечислена в подпунктах 1—5 пункта 1 статьи 102 НК РФ (см. врезку внизу). Расплывчатость такой формулировки и порождает споры.

Что касается самой компании, то она может отказать в выдаче информации сторонним лицам, ссылаясь на режим коммерческой тайны ( ст. 4 Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» ). Однако для этого компания должна утвердить отдельным приказом или положением перечень информации, в отношении которой введен режим такой конфиденциальности, и доступ к ней ( постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.12 № А57-11021/2011 ). Сведения, которые нельзя отнести к такому режиму, перечислены во врезке справа.

В таблице мы проанализировали, какие сведения чаще всего вызывают спор по поводу того, можно ли их представлять третьим лицам или на них распространяется режим налоговой или коммерческой тайны.

СПРАВКА

Какие сведения не могут признаваться налоговой тайной

Такая информация прямо прописана в пункте 1 статьи 102 НК РФ:

—сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика;

—об ИНН;

—о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за них;

—предоставляемые другими государствами согласно международным договорам;

— предоставляемые избирательным комиссиям по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также о его имуществе

СПРАВКА

Какую информацию нельзя отнести к коммерческой тайне

В статье 5 Закона № 98-ФЗ прямо прописаны сведения, в отношении которых нельзя установить режим коммерческой тайны. Так, там указана:

— информация, содержащаяся в учредительных документах юрлица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах и о предпринимателях в госреестры;

—содержащаяся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

—о составе имущества ГУП, МУП и госучреждения и об использовании ими бюджетных средств;

— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности;

—о численности, составе работников, системе оплаты и об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

—о задолженности работодателей по выплате зарплаты и по иным социальным выплатам;

—о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

—об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

—о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— информация, обязательность раскрытия которой или недопустимость ограничения доступа к которой установлена иными федеральными законами

Запрашиваемые сведения Обязаны ли инспекция, контрагент или сама компания предоставлять такие сведения Комментарий РНК
Информация о потенциальном контрагенте, которую компании запрашивают в налоговой инспекции

<…>

Информация, которую может запросить налоговая инспекция у налогоплательщика или третьих лиц
Любая информация, не связанная с уплатой налогов и сборов и защищенная режимом коммерческой тайны (за исключением условий договоров) Нет, компания не обязана предоставлять такую информацию Если информация не связана с исчислением налогов и сборов, то инспекторы вправе истребовать только ту информацию, на которую не распространяется режим коммерческой тайны. Это прямо прописано в пункте 1 статьи 7 НК РФ
Условия договоров, заключенных с третьими лицами, на которые распространяется режим коммерческой тайны Спорный вопрос Судебная практика противоречива. Есть решения судов, которые соглашаются с тем, что компания может не предоставлять такую информацию, если она защищена режимом коммерческой тайны ( постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.09 № 09АП-15238/2009-АК ).
Однако есть решения судов, которые поддерживают налоговиков. Арбитры указывают, что налоговый орган в пределах своих полномочий может направлять поручения об истребовании документов у контрагентов компании. В частности, при контроле цен по сопоставимым сделкам. При этом режим коммерческой тайны не должен препятствовать получению такой информации ( постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.12 № А43-19840/2011 )
Выписка по операциям по банковским счетам контрагента налогоплательщика Да, инспекторы имеют право требовать такую информацию у банков Данная информация является банковской тайной, но налоговики получают к ней доступ. Такое право налоговых органов закреплено встатье 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Они получают доступ к данной информации в пределах, необходимых для осуществления контроля. Например, инспекции при проведении выездной проверки в рамках статьи 93.1 НК РФ направляют запросы в банки по контрагентам проверяемого лица. В суде налогоплательщикам опротестовать это действие обычно не удается (постановления ФАС Северо-Кавказского от 22.03.12 № А53-10883/2011 , Восточно-Сибирского от 17.09.10 № А33-2557/2010 и от 15.09.10 № А33-659/2010 округов, Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.11 № 09АП4990/2011АК )*

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка