Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
31 июля 2015 16 просмотров

Помогите найти разъяснение по вопросу что относится к "....своевременному удалению отходов производства" п.12 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. № 181н.

Законодательных разъяснений пунктов 12 и 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н нет. Исходя из общего контекста можно сделать вывод, что своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, является одним из типовых мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Поскольку перечень мероприятий является типовым, каждая организация реализует его с учетом собственных особенностей деятельности.

Соответственно, если в процессе деятельности организации не возникает опасных отходов производства, мероприятий по их своевременному удалению и обезвреживанию проводить не требуется.

Опасными отходами являются отходы, относящиеся к классу опасностей с 1 по 4. Именно такие отходы являются источниками опасных и вредных производственных факторов. Выяснить, к какому классу опасности относятся отходы, поможет федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, и Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные Приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511.

Обоснование

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков"

<…>

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЕЖЕГОДНО РЕАЛИЗУЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА И СНИЖЕНИЮ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

<…>

«10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.*

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений».

<…>

Из Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

<…>

«Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;*

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов* на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

<…>

Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

<…>

Статья 4.1. Классы опасности отходов

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

<…>

Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".*

<…>

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

<…>

Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами

<…>

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

3. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт*. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

<…>

Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности

1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

<…>

Статья 16. Требования к транспортированию отходов I - IV класса опасности

1. Транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:

наличие паспорта отходов I - IV класса опасности;

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

2. Порядок транспортирования отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I - IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией*».

<…>

Из статьи «Охрана труда» № 2, февраль 2015

Приказ «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»

Что содержит в себе Типовой перечень

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее – Типовой перечень) утвержден на основании статьи 226 Трудового кодекса. Этой нормой установлены правила финансирования мероприятий по улучшению условий труда. Работодатели должны тратить на решение этих вопросов не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Исключение составляют государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

Типовой перечень содержит обязательные для всех работодателей мероприятия. К ним относятся:

  • проведение спецоценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков (п. 1);
  • обеспечение средствами индивидуальной защиты сотрудников, занятых на работах с вредными (и) или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением (п. 19);
  • хранение средств индивидуальной защиты, а также уход за ними, проведение ремонта и замена СИЗ (п. 20);
  • организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников (п. 22);
  • обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов (п. 24);
  • проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (п. 25);
  • организация и проведение производственного контроля (п. 28);
  • издание (тиражирование) инструкций по охране труда (п. 29);
  • перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест для обеспечения безопасности работников (п. 30).

Перечнем также предусмотрены весьма полезные мероприятия по охране труда и промышленной безопасности, например:

  • реализация мероприятий по улучшению условий труда (п. 2);
  • устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов (п. 5);
  • устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников (п. 6);
  • нанесение сигнальных цветов и знаков безопасности на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты (п. 7);
  • устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, в том числе, комнат релаксации, психологической разгрузки и обогрева сотрудников, а также укрытий от солнца и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (п. 17);
  • приобретение и монтаж установок (автоматов) с питьевой водой (п. 18);
  • организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (п. 23).

Какую пользу можно извлечь работодателю из Типового перечня

Типовой перечень приносит работодателю не только проблемы. Из него можно извлечь и пользу, поскольку расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством1.

Статья в тему

«Актуален ли термин ”техника безопасности” и другие спорные вопросы по охране труда» (№ 5, 2014)

Типовой перечень конкретизировал указанные в Налоговом кодексе «расходы на обеспечение нормальных условий труда». Однако о том, что эти расходы учитываются при определении базы по налогу на прибыль, многие работодатели, к сожалению, до сих пор еще не знают. Еще большее их число (включая бухгалтеров) не имеет четкого представления о том, как грамотно использовать Типовой перечень для снижения налогового бремени таким образом, чтобы не было претензий со стороны налоговой службы. К примеру, если организация является плательщиком налога на прибыль или использует упрощенную систему налогообложения по варианту «доходы минус расходы», то приобретение, например, диспенсера (кулера) для обеспечения сотрудников и посетителей офиса питьевой водой можно отнести на необлагаемые налогом расходы2. Но все ли бухгалтеры знают об этом?

Чтобы у налогового инспектора не было претензий по поводу отнесения расходов на охрану труда к «прочим расходам», нужно:

  • составить перечень конкретных мероприятий по улучшению условий, охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
  • утвердить данный перечень приказом руководителя организации.

Самый лучший вариант, если эти мероприятия перечислены в отчете о проведении спецоценки3.

<…>

Марат БАЙГЕРЕЕВ,

директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России (Иркутск)

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка