Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
5 августа 2015 12 просмотров

Возможно ли компенсировать убытки Общества, возникшие в связи с необходимостью уплаты государственной пошлины за регистрацию в ЕГРП права ограниченного пользования земельным участком в пользу третьего лица (Общество обратилось в Росреестр за государственной регистрацией права собственности на земельный участок, однако Росреестр потребовал оплатить госпошлину за регистрацию ограничения - установленную охранную зону ЛЭП, зарегистрированную в ГКН за третьим лицом)? Спасибо.

Оснований для взыскания убытков с собственника ЛЭП не усматривается, т.к. отсутствует обязательный элемент для взыскания убытков - состав противоправного поведения с его стороны (ст.15 ГК РФ), а также прямая причинно-следственная связь между его действиями и необходимостью уплаты гос.пошлины. Судебная практика по аналогичным спорам также не выявлена.

Следует отметить, что приобретаемый земельный участок может быть ограничен частным либо публичным сервитутом. Перед приобретением земельного участка важно проверить, наличествует ли такой вид обременения как сервитут.

Обременение прав на земельный участок может быть в виде частного или публичного сервитута в отношении части земельного участка. Различия между частным и публичным сервитутом состоят в следующем.

Частный сервитут регулируется гражданским законодательством и устанавливается в соответствии со статьей 274 ГК РФ (п. 1 ст. 23 ЗК РФ). Сервитут устанавливается либо по соглашению сторон, либо при недостижении соглашения спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом России, субъекта РФ или органа местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Как оформить приобретение земельного участка

<…>

«Законодательство устанавливает специальный порядок приобретения земельных участков. Причем, помимо гражданского законодательства, эту процедуру регулируют другие отрасли права (Земельный кодекс РФЛесной кодекс РФФедеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; далее – Закон № 221-ФЗ).

Правила, которые нужно учесть при приобретении земельного участка по договору купли-продажи

По договору купли-продажи земельного участка продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок (п. 1 ст. 549 ГК РФ). Такой договор является разновидностью договора купли-продажи и регулируется общими положениями о купле-продаже в части, не урегулированной специальными нормами параграфа 7 «Продажа недвижимости» главы 30 Гражданского кодекса РФ (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Кроме того, к купле-продаже земельного участка применяются общие правила, которые относятся к договору купли-продажи недвижимости.

Наконец земельный участок – это уникальный объект недвижимости, поэтому в дополнение к названным выше общим нормам статья 37 Земельного кодекса РФ устанавливает следующие особенности купли-продажи земельных участков:

  • объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном главой 3 Закона № 221-ФЗ;
  • закон вменяет в обязанность продавца предоставить покупателю имеющуюся информацию об обременениях земельногоучастка и ограничениях его использования (п. 1 ст. 37 ЗК РФ). Если продавец скрыл информацию, которая могла бы повлиять на решение покупателя о покупке земельного участка, то покупатель вправе требовать снижения покупной цены или расторжения договора и возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 37 ЗК РФ);
  • закон прямо перечисляет три условия, которые нельзя включить в договор купли-продажи земельного участка, то естьусловия, которые в любом случае суд сочтет недействительными.

Договор купли-продажи земельного участка не подлежит обязательной государственной регистрации. Государственной регистрации подлежит только переход права собственности от продавца к покупателю на земельный участок, так как это общее правило касается любого недвижимого имущества (п. 1 ст. 551 ГК РФ).

Поэтому по договору купли-продажи земельного участка право собственности покупателя возникает с момента государственной регистрации перехода права. Следовательно, надо учитывать, что момент заключения договора и момент возникновения права собственности по договору купли-продажи земельного участка не совпадают.

Переход права собственности на земельный участок регистрирует Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своих территориальных органов (Росреестр). На официальном сайте Росреестра можно найти адреса, телефоны, сайты территориальных органов (подробнее см. Как найти информацию на сайте Росреестра). Стороны сами определяют в процессе переговоров, кто какие документы предоставляет. При этом надо учитывать, что есть ряд документов, которые может представить только продавец или только покупатель. Для государственной регистрации прав на земельный участок в Росреестр, помимо заявления о государственной регистрации, нужно представить следующие документы:

  • договор купли-продажи, передаточный акт. Стороны сами определяют, кто составляет договор (акт) и представляет его на регистрацию;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • решение об одобрении сделки по покупке (продаже) земельного участка либо подтверждение, что сделка не является для организации крупной. Например, это может быть справка с подписями руководителя и главного бухгалтера. Покупателю необходимо как представить свои документы, подтверждающие, что сделка для организации крупная (или не крупная), так и проконтролировать, чтобы такие документы были представлены продавцом;
  • копию и подлинник платежного документа об оплате госпошлины. Государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества составляет для физических лиц (в т. ч. индивидуальных предпринимателей) 2 тыс. руб., для организаций – 22 тыс. руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • нотариальную доверенность лиц, представляющих документы на государственную регистрацию;
  • нотариальные копии учредительных документов юридических лиц – участников сделки, свидетельства ФНС России о регистрации, перерегистрации юридического лица, а также свидетельства ФНС России, подтверждающие внесение всех изменений в учредительные документы. В некоторых регионах России необязательно подавать указанные документы, если они уже подавались ранее в Росреестр в рамках регистрации другого объекта. В таком случае достаточно просто сослаться на номер регистрационного дела, в котором находятся требуемые документы;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя (документ об избрании его на должность). Их нужно представить в Росреестр независимо от того, кто подает документы на государственную регистрацию: сам руководитель организации или представитель по доверенности. Например, документом, подтверждающим полномочия руководителя, может быть протокол собрания участников общества об избрании генерального директора или решение о назначении генерального директора.

По пунктам 4–7 приведенного списка каждая сторона предоставляет документы в отношении себя.

Договор купли-продажи можно заверить нотариально по желанию сторон. В таком случае нотариус проводит проверку документов и сам отправляет документы на государственную регистрацию перехода права собственности.

Подготовка к сделке по приобретению земельного участка

Во-первых, покупателю необходимо провести обычные процедуры проверки объекта недвижимого имущества и проверки продавца.

Во-вторых, произвести фактический осмотр земельного участка.

В-третьих, с учетом специфики такого объекта, как земельный участок, необходимо проверить правоустанавливающие документы, согласно которым продавец владеет земельным участком.

Правоустанавливающим документом будет считаться только документ, прошедший государственную регистрацию.

Обоснование

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Закона о госрегистрации).

Однако у продавца могут отсутствовать правоустанавливающие документы, тогда вместо них собственник должен представить документы, выданные до 31 января 1998 года – даты вступления в силу Закона о госрегистрации. Например, свидетельство на землю, государственный акт Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, договор, свидетельство о праве на наследство, выданные и удостоверенные нотариусом. Иначе говоря, правоудостоверяющими будут документы, подтверждающие права, но не прошедшие процедуру государственной регистрации.

Обоснование

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о госрегистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о госрегистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации).

Поэтому документы, выданные до 31 января 1998 года, достаточны для того, чтобы подтвердить право продавца на участок, если такая регистрация так и не была проведена. В таком случае на госрегистрацию подаются одновременно документы, касающиеся сделки купли-продажи, и документы, удостоверяющие права продавца. Соответственно производится как минимум два регистрационных действия. Вначале – госрегистрация ранее возникшего права собственности продавца (п. 2 ст. 6 Закона о регистрации). Следующим этапом - госрегистрация перехода права собственности (от продавца к покупателю) и, если необходимо, проходит регистрацию сам договор купли-продажи.

167.3300 (11,17)

Внимание! Описанная выше схема обычно используется на практике. Однако покупатель рискует тем, что Росреестр может по тем или иным причинам отказать продавцу в регистрации ранее возникшего права собственности.

В таком случае не зарегистрируют и переход права собственности к покупателю. А значит, покупателю придется обращаться в суд с требованием об обязании Росреестра зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества.

Поэтому целесообразнее поставить условие продавцу, чтобы вначале (перед сделкой купли-продажи) он обратился в Росреестр с заявлением о регистрации ранее возникшего права собственности и получил свидетельство, удостоверяющее его право.

167.3301 (11,17)

Внимание! Земельный участок может быть ограничен частным либо публичным сервитутом. Перед приобретением земельного участка важно проверить, наличествует ли такой вид обременения как сервитут.

Обременение прав на земельный участок может быть в виде частного или публичного сервитута в отношении части земельного участка. Различия между частным и публичным сервитутом состоят в следующем.

Частный сервитут регулируется гражданским законодательством и устанавливается в соответствии состатьей 274 Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 23 ЗК РФ). Сервитут устанавливается либо по соглашению сторон, либо при недостижении соглашения спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом России, субъекта РФ или органа местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Обременение земельного участка сервитутом может повлиять на возможность дальнейшего использованияучастка. Например, может оказаться, что сервитут (необходимый для прохода и проезда на соседний земельный участок) установлен в пределах трех метров как раз там, где по уже составленному проекту строительства должен проходить газопровод или электрические сети. То есть собственник уже не сможет проложить там коммуникации, поскольку часть участка, в отношении которой установлен сервитут, будет занята, и необходимой площади для прохождения обладателя сервитута не будет. В то же время установление сервитута может оказаться выгодным: собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых сервитут установлен, плату за пользование участком (п. 35 ст. 274 ГК РФ).

Наличие сервитута можно проверить в выписке из ЕГРП (дело в том, что сервитут подлежит государственной регистрации и в случае установления сервитута делается запись в ЕГРП).

Кроме того, чтобы проверить, не инициирована ли процедура по установлению публичного сервитута, надо сделать запрос в местные органы власти по местонахождению земельного участка.

Наконец вывод о том, что в отношении участка установлен или может быть установлен сервитут, можно сделать исходя из фактической обстановки. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 20 июля 2010 г. № 2509/10 определил, что заявитель вправе требовать установления сервитута, поскольку «существующая лишь потенциально возможность организации подъезда к земельному участку предпринимателя через другой соседний участок, необходимость проведения значительных по объему, времени и затратам работ по организации такого подъезда свидетельствуют об отсутствии иной реальной возможности у предпринимателя пользоваться в настоящее время принадлежащим ему господствующим земельным участком». Причем в постановлении указывается, что данное толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Кроме того, суд отметил: «О существовании иных подъездов к земельному участку предпринимателя, обеспечивающих доступ к нему автомобильного транспорта, ответчиками не заявлялось, материалы дела также не подтверждают наличия таких подъездов».

Таким образом, можно сделать вывод, что даже при наличии потенциальной возможности прохода через иной земельный участок, если спорный земельный участок уже использовался для прохода собственником соседнего здания, суд должен установить сервитут. Причем в этом случае суд именно должен «установить сервитут своим решением, а не обязывать стороны заключить соглашение о сервитуте».

167.3302 (11,17)

Внимание! Без предварительного получения выписки из ЕГРП покупатель рискует приобрести объект, который обременен, например, арендой или ипотекой. Данные обременения сохраняются и при переходе прав на недвижимое имущество. Если же недвижимость находится под арестом, регистрационный орган вовсе не зарегистрирует переход права собственности.

Важность получения выписки из ЕГРП состоит в следующем.

Во-первых, выписка позволит выяснить, кому принадлежит на праве собственности интересующий объект недвижимости.

Во-вторых, получение выписки из ЕГРП будет свидетельствовать, что будущий собственник (добросовестный приобретатель) предпринял надлежащие действия для законного приобретения имущества (ст. 302 ГК РФ).

Наконец в выписке из ЕГРП будет отражена информация об обременении имущества. Например, в выписке ЕГРП будет отражено, имеется ли арест на объект имущества, находится ли имущество в залоге, наложен ли сервитут на земельный участок и иные ограничения (обременения).

При этом даже получение «чистой» выписки из ЕГРП не может застраховать покупателя от неприятностей. Бывают случаи, когда на земельном участке есть объекты, которые не нашли отражения в ЕГРП (например, самовольная постройка). И тогда единственная возможность застраховаться от рисков будущих судебных споров – осмотр земельного участка.

Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются Росреестром по запросу любого лица за плату. Официальная информация о порядке, способах предоставления сведений государственного кадастра недвижимости приведена на сайте Росреестра.

Осмотр земельного участка*

Важнейшей частью подготовки покупки здания будет непосредственный осмотр земельного участка, на котором расположено здание.

Иногда покупка производится без тщательного осмотра земельного участка. Это может быть обусловлено самыми разными причинами: участок расположен в другом регионе; участок очень большой (гектары леса, осмотреть которые представитель покупателя просто поленился); покупатель не предполагал, что на участке могут быть объекты, не указанные в ЕГРП.

Однако надо учитывать: всегда есть риск того, что на земельном участке расположены объекты, совсем не нужные будущему собственнику. Более того, это могут быть объекты, которые значительно затруднят использование земельногоучастка (линии электропередачи, трубопроводы и т. д.).

Может оказаться, что в ЕГРП сведения о нахождении таких объектов на участке отсутствуют. Поэтому при всех сложностях, которые могут быть связаны с фактическим осмотром участка, необходимо его все же провести перед покупкой.

Пример из практики: собственник обратился с иском об обязании освободить земельные участки от незаконно размещенных на них объектов электрохозяйства. Суды первой и апелляционной инстанций отказали заявителю, поскольку не доказано возведение ответчиком объектов, расположенных на земельных участках. Кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение

ЗАО «К.» обратилось в суд с требованием к ЗАО «Кр.» об освобождении принадлежащего заявителю земельного участка от незаконно размещенного на нем имущества путем переноса электрических столбов, линий электропередач с его территории с приведением участка в первоначальное состояние.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали ЗАО «К.» в удовлетворении требований. Однако кассация отменила решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, направив дело на новое рассмотрение.

Кассационной суд указал, что «...исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований судам также необходимо было установить следующие обстоятельства:

  • отводились ли спорные земельные участки в установленном порядке именно для строительства спорных электрических сетей;
  • на момент приобретения истцом... земельных участков... в собственность находились ли какие-либо электрические сети на упомянутых земельных участках, существовали ли какие-либо обременения в отношении указанных земельных участков» (постановление ФАС Московского округа от 10 июня 2011 г. № КГ-А41/5279-11 по делу № А41-9274/10).

Таким образом, недостаточная внимательность на стадии заключения договора привела к тому, что покупателю пришлось пройти как минимум через четыре судебных процесса (три судебные инстанции плюс новое рассмотрение), и все это время он был ограничен в своих возможностях пользоваться участком.

Особенности выкупа земельного участка собственником здания (приватизация)

Распространены случаи, когда организация приобретает (или уже имеет в собственности) здание или сооружение на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Само такое здание зачастую не представляет никакой ценности (впоследствии сносится). Но оно ценно тем, что дает возможность получить в собственность (приватизировать) земельный участок.

Оформить приобретение земельного участка можно без проведения торгов, когда собственник владеет зданием, расположенным на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ). Исключительное право на приобретение земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, сооружений (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).

Для приобретения прав на такой земельный участок все собственники здания совместно должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков. Не имеют права на такое обращение только лица, которые используют (или имеют право использовать) участок на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей.

Такие правила указаны в пункте 5 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.

Для приобретения прав на участок нужно подать список документов, указанный в подпункте 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (приложение к приказу Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № 1).

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав общего имущества объекты недвижимости, установлены в следующих положениях:

  • статья 16.4 Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»».

<…>

06.08.2015

С уважением, Александр Кобзарев,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Валентиной Яковлевой,

ведущим экспертом Системы Юрист

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка