Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24
6 августа 2015 22 просмотра

Какие налоговые последствия у юридического лица (налог на прибыль, ндс) и физического лица (НДФЛ) в сделке: а) по продаже юридическим лицом жилой недвижимости физическому лиц (резидент РФ, не является взаимозависимым) по заниженной цене (за 1 рубль) б) по продаже юридическим лицом жилой недвижимости физическому лиц (резидент РФ, не является взаимозависимым) на безвозмездной основе

а) При продаже жилого помещения физическому лицу по символической цене могут возникнуть 2 налоговых последствия:

1) Если контролерам через суд удастся доказать взаимозависимость сторон, то юридическому лицу (далее – ЮЛ) доначислять налог на прибыль, а физическому лицу (далее – ФЛ) – НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды (13%).

Если контролеры не смогут доказать взаимозависимость, то в данном случае наловые последствия отсутствуют.

2) Если контролерам удастся доказать, что компания намеренно создала убыток по операции, то могут исключить расходы, и соответственно, доначислить налог на прибыль. Факт получения необоснованной налоговой выгоды доказывается в суде налоговым органом. Отметим, что в данном случае доказать у контролеров наличие необоснованной налоговой выгоды не составит труда (Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Несмотря на то, что цена, установленная в договоре между невзаимозависимыми ицами признается по умолчанию рыночной, безопаснее все-таки придерживаться рыночного механизма, а если уж продаете в убыток, то его надо со всех сторон обосновать.

б) При безвозмездной передаче имущества сделка однозначно должна совершаться по рыночной цене. Для ЮЛ налоговое последствие – не сможет учесть стоимость имущества в расходах по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). Для ФЛ – доход в натуральной форме (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ). Если заключается договор дарения, то НДФЛ можно обложить рыночную стоимость имущества свыше 4000 руб. (подп. 28 ст. 217 НК РФ). Налоговой базой является стоимость имущества, которая определяется в порядке, предусмотренном статьей 105.3 Налогового кодекса РФ. Такие правила установлены пунктом 1 статьи 211 Налогового кодекса РФ.

Обоснование

1. Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)

По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).*

Что такое рыночная цена

В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ).* Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.

Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:

  • если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
  • если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
  • если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
  • если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
  • если сделка заключена по результатам биржевых торгов.

Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

<…>

2. Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

<…>

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить на налоге на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде экономии на налоге на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.*

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).

Например, приобретение для организации легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя.

Ситуация: кто должен доказывать экономическую обоснованность расходов при расчете налога на прибыль

Доказать, что расходы экономически необоснованны, должна налоговая инспекция. Это следует из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Такая точка зрения подтверждается письмами Минфина России от 10 апреля 2013 г. № 03-03-06/2/11897, от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/535, определениями Конституционного суда РФ от 25 января 2012 г. № 134-О-О, от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, от 4 июня 2007 г. № 366-О-П, постановлениями Президиума ВАС РФ от 10 июля 2007 г. № 2236/07, Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, а также окружной арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 17 июля 2013 г. № Ф03-2803/2013, Волго-Вятского округа от 7 августа 2012 г. № А29-5041/2011, Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2013 г. № А19-18625/2012).*

<…>

3. Из статьи журнала «Главбух» № 24, Декабрь 2012«Не сравниваем наши цены с рыночными. Что нам будет?»

Ваша компания передала в этом году другой организации какое-нибудь имущество безвозмездно. Или, к примеру, вы обнаружили в ходе итоговой инвентаризации излишки ТМЦ. Вы помните, что в том и другом случае надо ориентироваться на рыночные цены. В первой ситуации, чтобы исчислить НДС с реализации, как того требует пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ. А во второй — чтобы отразить в налоговом учете доход в виде стоимости выявленных материалов (п. 20 ст. 250 кодекса).

Но вы взяли в расчет условную сумму и не стали проверять, соответствует ли она рыночным ценам. Чем вы тут рискуете? Давайте посмотрим.

С 2012 года налоговики вправе контролировать цены в основном только по сделкам между взаимозависимыми компаниями или гражданами. При условии, что сумма доходов по ним за календарный год превышает определенный лимит. На текущий год он составляет 3 млрд руб.

Выходит, что в ситуациях, когда сделку совершают абсолютно независимые компании, местные инспекторы не должны проверять рыночность цен. Тем не менее чиновники считают иначе. Это следует, к примеру, из письма Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145, которое налоговики разослали по всем инспекциям.

Чиновники рассуждают так. Да, по умолчанию цены по договорам между компаниями, которые не являются взаимозависимыми, признаются рыночными. Но компания может «искусственно создавать условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой». И если налоговики засомневаются, то они вправе установить зависимость участников сделки. Или признать сделку контролируемой в судебном порядке. Это предусмотрено пунктом 7 статьи 105.1 и пунктом 10 статьи 105.14 кодекса.

А если компания манипулирует ценами, контролеры будут доказывать, что она получает необоснованную налоговую выгоду.

Так что налоговики будут проверять цены в ходе обычных камеральных и выездных ревизий. Поэтому советуем обращать внимание на цены сделок, которые вы используете для расчета налогов. Так, если ваша компания получила бесплатно основное средство, доход учитывайте в размере не ниже его остаточной стоимости. При безвозмездной передаче товаров НДС начисляйте исходя из разумных цен. Можно ориентироваться на те, что стоят в первичке на закупку или продажу аналогичной продукции.

Если инспекторы все же придерутся к ценам, вы можете попробовать оспорить их расчеты в суде. Ведь контролеры нередко берут стоимость несопоставимых товаров или допускают другие ошибки.*

Добавим также, что если доходы или расходы по сделке вы отразили в прошлом году или еще раньше, налоговики могут проверять по ним цены по прежним правилам статьи 40 Налогового кодекса.

<…>

4. Из Письма Минфина России от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145

О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение Федеральной налоговой службы в отношении применения положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Статьей 105.3 Кодекса установлены общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. Положения данной статьи должны учитываться при определении соответствующей налоговой базы по отдельным налогам. Кроме того, в отдельных случаях (товарообменные операции, реализация на безвозмездной основе) налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105.3 Кодекса. При этом, если главами части второй Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй Кодекса.
Нормы пункта 1 статьи 105.3 Кодекса предусматривают применение в сделках между взаимозависимыми лицами общепринятого в мировой практике принципа "вытянутой руки" при определении цен в сделках для целей налогообложения. При этом цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.
Таким образом, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться принципом "вытянутой руки".
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - ЦА ФНС России).
По нашему мнению, исходя из совокупности норм Кодекса сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105.14 Кодекса, и иные сделки между взаимозависимыми лицами.*
В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок и представлению соответствующей документации при проведении ЦА ФНС России проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 105.17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ЦА ФНС России. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.
В отношении иных сделок между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых сделок, представление уведомления и подготовка документации в соответствии со статьей 105.15 Кодекса, не предусмотрены. При этом, по нашему мнению, контроль соответствия цен в таких сделках может осуществляться в следующем порядке.
В случае, если в ходе контрольной работы территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения, или которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй Кодекса исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса (в том числе при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, считаем возможным применять методы, установленные главой 14.3 Кодекса.
В отношении сделок, в которых налогоплательщиками искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, считаем необходимым устанавливать фактическую взаимозависимость лиц, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 105.1 Кодекса, или признавать сделку контролируемой на основании положений пункта 10 статьи 105.14 Кодекса.
В иных случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса.*

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка