Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 июля 2015 6 просмотров

В нашей организации есть поставки импортной продукции. Согласно ст. 105.16 наши поставки не относятся к контролируемым сделкам т.к. не зарегистрированы в списке который приведен в данной статье. но кто является учредителем мы не знаем. Налоговая инспекция вызывает нас на допрос по данному поставщику и хочет знать кто является учредителем данной фирмы (т.е. хочет чтобы мы ей сказали), но мы не знаем т.к. нам наш поставщик и не собирается говорит, и мы точно знаем что наших взаимозависимых лиц в учредителях нет. Вопрос: обязаны ли мы знать учредителя иностранной фирмы и предоставлять данную информацию налоговой инспекции? Если мы его не знаем то обязаны ли мы сдавать сведения об контролируемых сделках?

Нет, знать учредителя иностранной организации Вы не обязаны. Тем не менее, безопаснее запросить у иностранного контрагента такую информацию. Дело в том, что если продукцию, приобретенную у иностранного поставщика, Вы реализуете покупателям, которые являются взаимозависимыми по отношению к Вашему поставщику, то о заключении такого договора поставки при соблюдении определенных условий Вы обязаны уведомить налоговую инспекцию. В рассматриваемой ситуации речь идет о совокупности сделок с участием организации-перекупщика, которая не является взаимозависимой по отношению к другим сторонам (поставщику и конечным покупателям). Совокупность этих сделок считается контролируемой, если никаких других функций, кроме перепродажи продукции поставщика взаимозависимым с ним покупателям, перекупщик не выполняет и никаких рисков на себя не принимает. В таких условиях совокупность совершенных сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами. То есть признается контролируемой независимо от суммарного дохода, полученного сторонами сделок. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

Если организация, участвовавшая в контролируемой сделке, не подаст уведомление в установленный срок, то ей грозит штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Если же сделка не признается контролируемой (т. е. не подпадает под критерии, определенные в ст. 105.14 НК РФ), уведомлять инспекцию о совершении такой сделки организация не обязана.

Обоснование

Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

<…>

Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России и одновременно может сообщить об этом в инспекцию по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.

Если сделка не признается контролируемой (т. е. не подпадает под критерии, определенные в ст. 105.14 НК РФ), уведомлять инспекцию о совершении такой сделки организация не обязана.

Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 15 января 2014 г. № 03-01-18/746, от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

<…>

Ситуация: нужно ли уведомлять налоговую службу о договоре поставки, заключенном между двумя невзаимозависимыми российскими организациями. По договору поставщик реализует свою продукцию покупателю, который перепродает ее другим российским организациям, являющимся взаимозависимыми с поставщиком

Да, нужно, если деятельность перекупщика соответствует определенным признакам.

В рассматриваемой ситуации речь идет о совокупности сделок с участием организации-перекупщика, которая не является взаимозависимой по отношению к другим сторонам (поставщику и конечным покупателям). Совокупность этих сделок считается контролируемой, если никаких других функций, кроме перепродажи продукции поставщика взаимозависимым с ним покупателям, перекупщик не выполняет и никаких рисков на себя не принимает. В таких условиях совокупность совершенных сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами. То есть признается контролируемой независимо от суммарного дохода, полученного сторонами сделок. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

В этом случае сведения о контролируемых сделках нужно направлять в налоговую инспекцию независимо от суммарного годового дохода по всей совокупности сделок (подп. 1 п. 1 ст. 105.14, п. 1 ст. 105.16 НК РФ). Сведения о них нужно подать не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Если организация, участвовавшая в контролируемой сделке, не подаст уведомление в установленный срок, то ей грозит штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). В рассматриваемой ситуации такую санкцию могут применить и к поставщику продукции, и к перекупщику, и к покупателям, которые являются взаимозависимыми по отношению к поставщику. Обнаружить нарушение налоговая инспекция может в ходе выездной проверки. Например, при проверке организации-перекупщика. Анализируя первичные документы, инспекторы могут проследить, от кого и по какой цене перекупщику поступала продукция и кому и по каким ценам ее перепродали. И если проверяющие выявят взаимозависимость между поставщиком продукции и конечными покупателями, то совокупность сделок признают контролируемой. Даже в том случае, если поставщик не знал, что по отношению к нему клиенты перекупщика являются взаимозависимыми.

<…>

Какие документы может требовать ФНС

По требованию ФНС России налогоплательщики, совершающие контролируемые сделки, обязаны представлять дополнительную документацию о таких сделках для проведения проверки (п. 1 и 2 ст. 105.15 НК РФ). Перечень сведений, которые должны быть отражены в представленной документации, приведен в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ. Среди них – данные о деятельности налогоплательщика, связанной с совершением контролируемых сделок, информация о методах, использованных для определения рыночного уровня цен, сведения о проведенных корректировках налоговой базы и т. п.

Рекомендации по составлению такой документации (структура и состав сведений) приведены в приложении 1 к письму ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-4-13/14433. Чтобы своевременно выявлять контролируемые сделки и анализировать применяемые в них цены, налоговое ведомство рекомендует подготавливать дополнительную документацию поэтапно. Перечень этапов, задачи каждого из них, а также методика анализа на каждом этапе подготовки документации приведены в приложении 2 к письму ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-4-13/14433.

Дополнительную документацию о контролируемых сделках ФНС России может затребовать у налогоплательщиков не ранее 1 июня года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 3 ст. 105.15 НК РФ). Дополнительные документы за 2013 год налоговая служба может затребовать не ранее 1 июня 2014 года (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

При этом истребовать документы налоговые инспекторы вправе только в рамках проведения специальной проверки. К истребованию документов для проведения специальных проверок применяется общий порядок (п. 7 ст. 105.17 и ст. 93.1 НК РФ). Подробнее об этом см. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке и Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке. А сами документы должны быть представлены в течение 30 рабочих дней с даты получения требования (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

ФНС России не может затребовать дополнительную документацию о контролируемых сделках:

  • в которых использованы регулируемые или согласованные с ФАС России цены;
  • совершенных между лицами, которые не являются взаимозависимыми (кроме сделок, которые приравниваются к контролируемым в соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании.

Это следует из положений пункта 4 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, не подлежит дополнительной проверке обоснованность размеров дивидендов, которые выплачиваются дочерними организациями своим учредителям. Поскольку величина доходов от долевого участия в других организациях зависит от суммы чистой прибыли этих организаций, понятие «рыночный уровень цен» в отношении таких доходов не применяется. При определении суммового критерия признания сделки контролируемой эти доходы признаются в фактическом размере, а положения статей 105.15 и 105.17 Налогового кодекса РФ на них не распространяются. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 2 апреля 2013 г. № 03-01-18/10636.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка