Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
20 июля 2015 193 просмотра

Подскажите, нужно ли специальное разрешение на вывоз и утилизацию строительного мусора

Это зависит от вида строительного мусора. Если мусор относится к 5 классу опасности – лицензию на его перевозку и утилизацию получать не требуется. Если же строительный мусор относится к первым четырем классам опасности (ст. 9 закона № 89-ФЗ и подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), для транспортировки и утилизации нужно получать лицензию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, а сотрудникам организации требуется получить сертификаты на работу с отходами (п. 1 ст. 15 закона № 89-ФЗ).

Выяснить, к какому классу опасности относятся перевозимые отходы, поможет федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, и Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные Приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511.

Обоснование

Из Закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

<…>

«Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

<…>

30) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности;*

<…>

2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.*»

<…>

Из Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

<…>

«Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;*

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов* на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

<…>

Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

<…>

Статья 4.1. Классы опасности отходов

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

<…>

Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".*

<…>

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

<…>

Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами

<…>

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

3. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт*. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

<…>

Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности

1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

<…>

Статья 16. Требования к транспортированию отходов I - IV класса опасности

1. Транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:

наличие паспорта отходов I - IV класса опасности;

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

2. Порядок транспортирования отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I - IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией*».

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» №26, от 20–26 июля 2010

Для вывоза бытового мусора лицензия и сертификаты не нужны

«Компании, арендующие помещения в нашем здании, складывают мусор в специально отведенные места. Отследить, кто и сколько мусора положил, невозможно. Поэтому мы собираем и вывозим его на свалку как бесхозный. Весь мусор (бумага, бытовые отходы и т. д.) относится к V классу опасности. Надо ли нам в этом случае получать лицензию на сбор и транспортировку подобных отходов?..»

Из письма директора Надежды Никорич, г. Печора Республики Коми

Надежда, вы вправе вывозить мусор в таком порядке. Брошенные отходы компания – владелица здания или земельного участка, на котором они оставлены, может считать своей собственностью (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). То есть если ваши арендаторы выбросили отходы в мусорный контейнер, который расположен на вашей территории, вы вправе распоряжаться ими, как считаете нужным. В том числе собирать и вывозить на свалку (письмо Ростехнадзора от 12.02.07 № 04-09/170).

Лицензия на сбор и транспортировку отходов вам для этого не требуется. Ведь вы вывозите мусор V класса опасности, а лицензия обязательна, только когда компания собирает и транспортирует отходы I–IV классов опасности (ст. 9 закона № 89-ФЗ и подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). На том же основании вашим сотрудникам не требуется получать сертификаты на работу с отходами (п. 1 ст. 15 закона № 89-ФЗ).*

Есть еще один важный момент. По мнению Ростехнадзора, малые и средние компании вправе не разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 7 письма от 22.06.10 № 00-07-12/3116). Однако такое право возникнет только после того, как будет отменено постановление Правительства РФ от 16.06.2000 № 461. Но оно до сих пор действует, значит, компаниям безопаснее пока иметь у себя разработанные нормативы и лимиты.

Наталья Матвеева, эксперт «УНП»

Из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2008 г.№ А66-2249/2008

<…>

«По результатам проверки прокурор 16.04.2008 вынес постановление о возбуждении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, указав, что оно в нарушение пункта 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ), статей 11 и 22 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека", статей 9 и 11 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) осуществляет на полигоне твердых бытовых отходов (далее - ТБО), расположенном по адресу: г.Вышний Волочек, пос.Газовый, 700 м к северо-востоку от дорожного знака 294 км автодороги Москва - Санкт-Петербург, утилизацию отходов от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли и общественного питания, строительного мусора, огарков сварочных электродов, окалин и сварочных шлаков, золошлаковых отходов котельной, которые Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 (далее - Каталог отходов), отнесены к 4 и 5 классам опасности для окружающей среды, а также деятельность по сбору и транспортировке опасных отходов без специального разрешения (лицензии).*
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

<…>

Согласно статье 2 Закона N 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.

В силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

Согласно статье 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством.

Как установлено статьей 1 Закона N 89-ФЗ, под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов.

Под опасными отходами в силу указанной статьи понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.*

В соответствии с примечанием к Федеральному классификационному каталогу отходов одиннадцатая и двенадцатая цифры тринадцатизначного кода отходов используются для кодирования опасных свойств отходов и их комбинаций, тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов утилизируемые обществом отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли и общественного питания, строительный мусор, огарки сварочных электродов, окалины и сварочные шлаки, золошлаковые отходы котельной относятся к 4 и 5 классам опасности для окружающей среды, поэтому являются опасными.

Суды на основании письма от 09.06.2006 N 07/16-17/04-1485 территориального отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке, Вышневолоцком, Бологовском, Спировском, Удомельском, Фировском районах установили, что общество работает с указанными отходами* (л.д.26).

Согласно объяснениям директора общества от 16.04.2008 основным видом деятельности общества является вывоз и утилизация ТБО, которые осуществляются собственным и находящимся в аренде автотранспортом. В связи с тем, что договор аренды с МУП "САХ" прекратил свое действие в 2005 году из-за ликвидации МУП "САХ", общество обратилось в администрацию города Вышнего Волочка с заявлением о выборе земельного участка для строительства полигона ТБО. Поскольку земельный участок до настоящего времени не предоставлен, невозможно получить лицензию на обращение с отходами (л.д.9).
Кроме того, из представленного в материалы дела ответа общества в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру следует, что доход от деятельности по вывозу ТБО и их утилизации за I квартал 2008 года составил 4732579 руб. (л.д.28).

В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что общество осуществляло деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов, направленную на получение прибыли и подлежащую лицензированию.

<…>

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка