Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
23 июля 2015 7 просмотров

У организации есть служебные автомобили, которые предоставляются для пользования работникам организации, не оформленными на должности "водитель". Должна ли организация проводить предрейсовые медосмотры в отношении данных работнико, учитывая, что одним из реквизитов путевого листа являются сведения о пред- и послерейсовых осмотрах водителя? (Учитывая, что с 31 марта 2014 года подобные осмотры обязательны только для лиц, привлеченных к работе в качестве водителя ст.2 п.3 ст.23 Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).

Предрейсовые медосмотры должны проходить все работники, которые трудятся водителями в течение всего времени работы в этой должности. Об этом сказано в пункте 3 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Остальные сотрудники, даже если и управляли автомобилем в течение смены, осмотр проходить не должны. Что касается отсутствия сведений о прохождении медосмотра в путевом листе, официальных разъяснений по данной ситуации нет. Поскольку такая отметка относится к числу обязательных реквизитов путевого листа, безопаснее делать отметки о медицинских осмотрах водителей. При отсутствии в путевом листе отметок о прохождении водителями медосмотра у компаний могут возникнуть проблемы с подтверждением расходов на ГСМ. В постановлении ФАС Уральского округа от 28.12.11 № Ф09-8630/11 указано, что обязанность по выполнению требований безопасности дорожного движения возникает у любого юрлица, имеющего автотранспорт.

Обоснование

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые нет.

Организации, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (п. 1 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

При этом обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб). А обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, но только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.

Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Внимание: за нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность.

Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:

  • для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  • для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.

БСС «Система Главбух» 2015

<…>

Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно» № 6, Июнь 2015

Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

<…>

Приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Пункты 1–9 Порядка

Порядок распространяется на предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медосмотры. Категории работников, которые обязаны их проходить, не перечислены. В Порядке есть отсылка к Трудовому кодексу и другим федеральным законам. Речь прежде всего идет о статье 213 Трудового кодекса и статье 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Важное замечание – требования Порядка распространяются и на индивидуальных предпринимателей, если они управляют транспортным средством самостоятельно. Зато ничего не говорится о работниках, которые пользуются своим автомобилем в служебных целях. Очевидно, что им проходить медосмотры не придется.

Цель предсменных, предрейсовых медосмотров – выявить признаки:

  • воздействия на работника вредных факторов;
  • состояния и заболевания, которые препятствуют выполнению работы;
  • алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • остаточных явлений опьянения.

Статья в тему:

«Как организовать предрейсовые медосмотры» (№ 4, 2014)

Ранее о токсическом и наркотическом опьянении не упоминалось. Также не говорилось и об остаточных явлениях – похмелье.

Целью послесменного, послерейсового осмотра является выявление признков:

  • воздействия на работника вредных факторов производственного процесса;
  • острого профзаболевания или отравления;
  • алкогольного или иного опьянения.

В отличие от предсменного, предрейсового медосмотра – послесменный, послерейсовый имеет особую цель – выявить профзаболевание в острой форме. Это и понятно: после смены под воздействием вредного фактора болезнь может обостриться.

Предрейсовым медосмотрам подвергаются все работники, которые трудятся водителями в течение всего времени работы в этой должности. И это важно, ведь остальные сотрудники, даже если и управляли автомобилем в течение смены, осмотр не проходят. Также нет необходимости осматривать водителей экстренных оперативных служб.

Предрейсовым медосмотрам подвергаются все работники, которые трудятся водителями в течение всего времени работы в этой должности. И это важно, ведь остальные сотрудники, даже если и управляли автомобилем в течение смены, осмотр не проходят. Также нет необходимости осматривать водителей экстренных оперативных служб.

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 9, Май 2012

Вопросы про путевой лист, которые при проверке приводят к налоговым спорам

<…>

Обязательно ли указывать сведения о проведенных медосмотрах водителей?

Юрлица и ИП, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить медосмотры водителей согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Но мнение судей о том, какие организации должны его соблюдать, разделились.

Некоторые из них полагают, что действие указанного закона, а также подзаконных актов, предусматривающих обязанность проводить медосмотры водителей, распространяются только на компании, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов. Следовательно, неспециализированные предприятия не обязаны подчиняться этим требованиям (постановления ФАС Центрального округа от 23.11.09 № А36-706/2009 и от 28.07.09 № А36-3582/2008).

В то же время ФАС Западно-Сибирского округа не согласился с доводами организации, на балансе которой имелись два легковых автомобиля, а в штате — один водитель, о том, что на нее не распространяются данные требования. По мнению суда, все организации обязаны выполнять перечень мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения (постановление от 16.10.08 № Ф04-6445/2008(14518-А75-6)).

В постановлении от 15.01.10 № А72-4961/2009 ФАС Поволжского округа отверг доводы организации о том, что она не занимается оказанием услуг по рейсовой перевозке пассажиров. А в постановлении ФАС Уральского округа от 28.12.11 № Ф09-8630/11 указано, что обязанность по выполнению требований безопасности дорожного движения возникает у любого юрлица, имеющего автотранспорт.

Поскольку такая отметка относится к числу обязательных реквизитов путевого листа, безопаснее делать отметки о медицинских осмотрах водителей. Но тогда придется заключать договор на освидетельствование с медицинским учреждением, что повлечет дополнительные траты.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка