Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Верно ли вы считаете зарплату и пособия

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
28 июля 2015 70 просмотров

У нашей организации имеется ремонтный участок, который расположен в соседнем районе. Нужно ли регистрировать этот участок как обособленное подразделение если и сама организация и участок находятся в одной районной налоговой инспекции?

Если создается стационарное рабочее место сроком на более одного месяца, то необходимо создать обособленное подразделение. Тот факт, что сама организация и участок находятся в одной районной налоговой инспекции, не влияет на обязанность создания обособленного подразделения.

О том как это сделать читайте в Рекомендациях: Как уведомить налоговую инспекцию о создании (закрытии) обособленныхподразделений организации, В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать.

На основании п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Под территориальной обособленностью следует понимать расположение подразделения на отдельной территории, отличной от той, на которой находится сама организация, например, в случае если фактически компания находится и осуществляет деятельность по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самой организации.

Согласно абз. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим считается место, где работник должен находиться или куда должен прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя.

Компания, которая создает обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговой инспекции по месту его создания (п. 1 ст. 83 НК РФ) При этом по общему правилу в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения необходимо сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения самой организации.

Форма сообщения о создании обособленного подразделения (форма № С-09-3-1) утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Этим же Приказом установлены Порядок заполнения данной формы (Приложение № 13 к Приказу) и Формат передачи сообщения в электронном виде (Приложения № 8 к Приказу).

За несвоевременное сообщение о постановке на учет обособленного подразделения организации грозит штраф - 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). А в случае ведения деятельности (в том числе через обособленное подразделение) без соответствующей регистрации в ИФНС штраф составит 10% суммы полученных доходов от такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если ОП организации расположено на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту своего нахождения, ответственность за непредставление сведений об ОП наступит по ст. 126, а не ст. 116 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

Если ОП и головная организация расположены в одном муниципальном образовании, но подведомственны разным налоговым органам, то ответственность наступает по п. 2 ст. 116 НК РФ (Письмо Минфина России от 03.09.2012 № 03-02-07/1-211).

Судебная практика по привлечению к ответственности – Постановления ФАС ЗСО от 26.12.2013 № А81-5088/2012, ФАС СКО от 24.08.2011 № А32-35211/2010, ФАС МО от 25.07.2012 № А40-123199/11-20-500.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и в материалах «Системы Главбух».

Рекомендация: В каких случаях и как организации встать на учет в налоговой инспекции.

<…>

«Обособленные подразделения, которых нет в учредительных документах

Территориальную налоговую инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения можно определить на официальном сайте ФНС России.

Если обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, для постановки подразделений на учет организация вправе выбрать одну инспекцию по местонахождению любого из ее подразделений (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ)*. Это правило распространяется только на обособленные подразделения. Поэтому если в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то регистрироваться придется дважды (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).

Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местожительству ее сотрудника, работающего на дому

Чтобы решить этот вопрос, лучше обратитесь в налоговую инспекцию.

Обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). В соответствии с абзацем 6 статьи 209 Трудового кодекса РФ рабочим местом считается место, где сотрудник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Таким образом, местожительство сотрудника может быть признано обособленным подразделением организации. В то же время Минфин России в письмах от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-109 и от 16 декабря 2011 г. № 03-04-06/3-346 пояснил, что признание местожительства надомника обособленным подразделением зависит от условий договора между организацией и сотрудником и других обстоятельств, связанных с ведением деятельности вне местонахождения организации.

Чтобы избежать возможных споров, организации следует представить в инспекцию по своему местонахождению или по местожительству сотрудника договор, заключенный с сотрудником, и другие документы, на основании которых он выполняет свои функции дома. В итоге инспекция определит, должна ли организация вставать на учет по местожительству надомника.

Такой вывод следует из положений пункта 9 статьи 83 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 18 января 2011 г. № ПА-4-6/449.

Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по месту проведения работ вахтовым методом. Продолжительность работ – более одного месяца*

Да, нужно.

Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально обособленное от организации помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Рабочим местом сотрудников при вахтовом методе является объект (участок), на котором ведутся работы. Об этом сказано в пункте 1.1 Положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82. Таким образом, если сотрудники выполняют работы на объекте (участке) более одного месяца, организация должна встать на налоговый учет по местонахождению объекта (участка). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 марта 2010 г. № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19 января 2012 г. № ПА-4-6/604.

Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местонахождению ее склада, который находится по другому адресу и в котором имеется лишь одно рабочее место охранника

Да, нужно.

Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально обособленное от организации подразделение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Из этих норм следует, что количество стационарных рабочих мест (как и режим работы сотрудников) не имеет значения для признания склада обособленным подразделением организации. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-211 и от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302.

Ситуация: нужно ли встать на налоговый учет в инспекции по месту проведения рекламной акции. Сотрудники организации проводят рекламную акцию товара вне территории организации (например, в торговом центре)

Да, нужно, если в местах проведения рекламной акции (торговом центре) образуются стационарные рабочие места для сотрудников.

По общему правилу организация должна встать на налоговый учет по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным подразделением признается подразделение организации, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. В налоговом законодательстве стационарным рабочим местом является рабочее место, созданное на срок более одного месяца. Об этом сказано в пункте 2статьи 11 Налогового кодекса РФ. При этом рабочее место считается оборудованным, если для сотрудника созданы все условия, необходимые для исполнения трудовых обязанностей. Кроме того, рабочее место должно находиться под прямым или косвенным контролем организации-работодателя (ст. 209 ТК РФ). Если в ходе рекламной акции эти условия не выполняются, оснований для постановки на налоговый учет по месту ее проведения у организации нет. К такому выводу Минфин России пришел с учетом существующей арбитражной практики (письма от 3 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-493от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-176, постановления ФАС Московского округа от 2 марта 2009 г. № КА-А40/817-09от 30 июля 2004 г. № КА-А41/6389-04, Северо-Кавказского округаот 29 ноября 2006 г. № Ф08-6161/2006от 21 сентября 2006 г. № Ф08-4234/2006).

Если в ходе рекламной акции сотрудникам на срок более одного месяца предоставляются стационарные рабочие места, возникает обособленное подразделение. В этом случае организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по месту проведения рекламной акции (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Ситуация: нужно ли вставать на налоговый учет в инспекциях по каждому объекту (участку), если организация оказывает услуги на таких объектах (участках) менее одного месяца. Услуги подпадают под применение ЕНВД

Да, нужно, если для оказания таких услуг организация должна зарегистрироваться в качестве плательщика ЕНВД по месту ведения деятельности.

Плательщики ЕНВД должны регистрироваться в каждой инспекции по месту осуществления деятельности (подп. 2 п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

Исключение составляют организации, которые занимаются:

– перевозками;

– разносной и развозной розничной торговлей;

– размещением рекламы на транспортных средствах.

Такие организации регистрируются только по местонахождению головного офиса организации. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

Налоговым кодексом не установлено, что плательщики ЕНВД не обязаны регистрироваться в инспекции по месту оказания услуг, если продолжительность оказания услуг на том или ином объекте (участке) составляет менее одного месяца. Таким образом, обязанность организации, применяющей ЕНВД, регистрироваться в инспекции по месту оказания услуг не зависит от срока оказания этих услуг.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28 сентября 2011 г. № 03-11-06/3/105.

Ситуация: какой день считается датой создания обособленного подразделения*

Датой создания обособленного подразделения признается дата обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через данное подразделение.

Обособленным признается подразделение, территориально отдаленное от организации, в котором оборудованы рабочие места на срок более одного месяца (стационарные рабочие места) (п. 2 ст. 11 НК РФ). Из определения следует, что для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места.

Рабочим является место, которое находится под контролем работодателя и где сотрудник должен находиться (куда он должен прибыть) для выполнения работ (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).

Понятие рабочего места различается для каждой отдельной организации и зависит от характера выполняемых работ. Поэтому датой создания можно считать дату окончания обустройства рабочего места, дату принятия первого сотрудника на работу или другую дату, связанную с началом деятельности подразделения. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. № А14-8856/2010/337/28Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № Ф04-8807/2006(29891-А45-19)Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5541).

Организация должна заявить в инспекцию о постановке на налоговый учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Для этого в инспекцию по местонахождению организации подайте*:

– сообщение о создании обособленного подразделения. Формаформат и порядок заполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;

– уведомление о выборе налоговой инспекции. Формаформат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.

Вместе с сообщением и уведомлением организация вправе представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Такой порядок следует из пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.

Внимание: если организация опоздает с подачей заявления о постановке на учет обособленного подразделения, то ей грозит штраф по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб. Если же в незарегистрированном обособленном подразделении организация начнет вести предпринимательскую деятельность, санкции могут быть более строгими.

Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно*:

– передать в инспекцию лично;

– отправить в электронном виде (с квалифицированной электронной подписью);

– отправить по почте заказным письмом.

Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ.

Инспекция обязана поставить обособленное подразделение на учет в течение пяти рабочих дней со дня получения от организации документов (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ). В тот же срок инспекция обязана отправить организации по почте уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. По запросу организации инспекция отправит уведомление в электронном виде. Такой порядок следует из положений пункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ иписьма Минфина России от 10 мая 2012 г. № 03-02-07/1-117.

Инспекция, в которой подразделение встало на учет, присваивает подразделению его КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН подразделения является ИНН организации. Это следует из положений пунктов 6 и 7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435.».

<…>

Статья: Чем грозит несовпадение юридического и фактического адресов организации

«Понятия «фактический адрес» и «юридический адрес» организации законодательством не предусмотрены. На практике юридическим адресом обычно считают место государственной регистрации компании. Под фактическим адресом понимается место, где в действительности расположена организация, то есть адрес, по которому она фактически ведет свою деятельность. Он не всегда совпадает с юридическим адресом и обычно не указывается ни в учредительных документах, ни в ЕГРЮЛ.

Летом текущего года ФНС России на своем сайте www.nalog.ru в подразделе «Проверь себя и контрагента» разместила новый сервис «Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует». Налоговики рекомендуют всем, и прежде всего банкам, использовать эту информационную базу для выявления неблагонадежных партнеров и фирм-однодневок. Более того, включенные в указанный список компании рискуют попасть под усиленный контроль со стороны кредитных учреждений. А те в свою очередь вправе отказать организации в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания ( письмо Банка России от 28.06.12 № 90-Т ). Информация о том, какие еще возможны неблагоприятные последствия при несовпадении фактического и юридического адресов организации, представлена в таблице.

Что конкретно выявлено Возможные последствия (для организации и ее должностных лиц) Позиция Минфина России, налоговых органов, Банка России или судов
Организация не получает корреспонденцию, направленную по почте на ее адрес, указанный в ЕГРЮЛ Из-за проблем со своевременным получением корреспонденции организация может пропустить срок для направления возражений на акт проверки, не сможет принять участие в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, судебном разбирательстве и т. п.

ФНС России признает, что возврат почтовых отправлений, которые были направлены по указанному в ЕГРЮЛ адресу, в связи с их неполучением организацией не может бесспорно свидетельствовать о фактическом ее отсутствии по этому адресу ( письмо от 05.05.10 № МН-20-6/622 ). Однако большинство документов, составляемых налоговиками, считаются полученными организацией по истечении шести дней с даты направления их по почте заказным письмом. При этом не имеет значения, дошла в действительности эта корреспонденция до налогоплательщика или нет. Речь идет, в частности, о вручении акта налоговой проверки, решений о взыскании налоговой задолженности за счет средств на расчетных счетах, о привлечении к ответственности и об отказе от такого привлечения, требований о представлении документов и об уплате налога, сбора, пеней, штрафа и других документов ( абз. 3 п. 3 ст. 46 , п. 6 ст. 69 , п. 1 ст. 93 , абз. 2 п. 5 ст. 100 , п. 9 ст. 101 и п. 11 ст. 101.4 НК РФ).

Перечисленные документы налоговики правомерно высылают по адресу юрлица, указанному в ЕГРЮЛ. Лишь в тех случаях, когда инспекции известен фактический или почтовый адрес налогоплательщика, она может по просьбе последнего направлять письма еще и по этим адресам. Но это делается не всегда.

Суды считают, что все риски, связанные с тем, что корреспонденция не доходит до получателя, ложатся на организацию. Именно она обязана позаботиться о получении корреспонденции по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Например, компания может заключить с почтовым отделением договор о предоставлении ей абонентского ящика на почте. Корреспонденция, поступающая в адрес компании, будет храниться в этом ящике, пока организация не заберет ее.

Если налогоплательщик этого не сделал, он не вправе в дальнейшем ссылаться на отсутствие у него писем из инспекции или иных органов как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности (постановления ФАС Московского округа от 15.06.12 № А40-76461/10-9-641 , от 22.02.12 № А40-34111/11-150-300 и от 14.02.12 № А40-84895/11-139-719 , Поволжского от 20.01.12 № А72-881/2011 , от 16.12.10 № А12-25808/2009 и от 01.02.07 № А55-9866/2006 , Северо-Кавказского от 03.11.09 № А32-5912/2009 и Северо-Западного от 02.08.06 № А42-10185/2005 округов)

Налоговики вправе приостановить расходные операции по счетам (при наличии у организации налоговой задолженности)
Налоговики вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц, если она своевременно не представит документы, требование о представлении которых было направлено ей по почте, но до нее так и не дошло ( ст. 126НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ)
Организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ Налоговики имеют право обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица, но суд им, скорее всего, откажет

ФНС России указала, что инспекция вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при его создании были допущены грубые неустранимые нарушения закона или иных правовых актов, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов по государственной регистрации юрлиц ( письмо ФНС России от 05.05.10 № МН-20-6/622 , п. 2 ст. 61 ГК РФ и п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ ).

Одним из таких нарушений налоговые органы считают ведение организацией деятельности по адресу, отличному от указанного в ее учредительных документах или в ЕГРЮЛ.

Президиум ВАС РФ отметил: если допущенное компанией нарушение не является грубым и носит устранимый характер, суд вправе предложить ей принять меры по его устранению и установить для этого необходимый срок. Лишь в случае неустранения нарушения в отведенный срок суд может решить вопрос о ликвидации юридического лица ( п. 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, приведенного в приложении к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 ).

Суды чаще всего отклоняют требования налоговиков о ликвидации организации в связи с несовпадением ее юридического и фактического адресов. Ведь данное нарушение не является грубым и носит устранимый характер, поскольку организация вправе внести соответствующие изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ (постановления ФАС Дальневосточного от 19.02.08 № Ф03-А73/08-1/197 и от 13.02.07 № Ф03-А73/06-1/5353 , Северо-Западного от 14.02.08 № А44-1549/2007 и от 21.02.07 № А56-58777/2005 , Западно-Сибирского от 17.07.07 № Ф04-4814/2007(36344-А03-40) и от 23.05.07 № Ф04-3037/2007(34315-А45-22) , Северо-Кавказского от 25.06.07 № Ф08-3628/2007-1476А округов)

Налоговики могут отказать организации в госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы, но суд, скорее всего, признает отказ незаконным

На практике налоговики нередко отказывают организациям в госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ссылаясь на отсутствие юрлица по адресу, указанному в поданных документах.

Суды чаще всего признают такой отказ неправомерным и обязывают налоговые органы зарегистрировать изменения (постановления ФАС Северо-Кавказского от 07.08.12 № А32-34762/2011 , от 30.05.12 № А32-19045/2011 и от 06.09.10 № А32-43976/2009 , Северо-Западного от 25.01.11 № А56-12024/2010 и Московского от 15.12.10 № КГ-А40/14306-10 округов). По мнению судов, отказ в госрегистрации не допускается, если организация представила все необходимые для этого документы (подп. « а » и « б » п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Исчерпывающие перечни таких документов в зависимости от ситуации приведены в статье 17 Закона № 129-ФЗ. Запрашивать какие-либо дополнительные документы и сведения налоговики не вправе ( п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ ). Так как не наделены они полномочиями по проведению экспертизы представленных документов и проверки достоверности сведений, вносимых юрлицами в свои учредительные документы

Налоговики могут обязать организацию внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся места ее нахождения, но суды считают такое требование незаконным

Суды приходят к выводу, что, даже если инспекция выявит несовпадение юридического и фактического адресов компании, она не вправе потребовать от организации внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (постановления ФАС Московского округа от 02.11.06 № КА-А40/10640-06 , от 24.10.06 № КГ-А40/10076-06 и от 12.10.06 № КГ-А40/9671-06 ). Ведь нормами Закона № 129-ФЗпредусмотрен заявительный, то есть добровольный, порядок подачи документов для совершения налоговиками регистрационных действий ( п. 5 ст. 5 и ст. 17 Закона № 129-ФЗ). Инспекторы не наделены правом возложения на юрлицо обязанности по представлению в регистрирующий орган документов и сведений, необходимых для внесения тех или иных изменений в ЕГРЮЛ. Как не могут они обратиться в суд с иском об обязании коммерческой организации совершить действия по внесению изменений в свои учредительные документы или ЕГРЮЛ.

Кроме того, суды отмечают, что отсутствие организации на момент проведения проверки по адресу, указанному в учредительных документах, еще не свидетельствует о том, что она не располагалась по этому адресу на дату ее регистрации (постановления ФАС Северо-Западного от 27.02.10 № А56-25535/2009 , Западно-Сибирского от 01.04.08 № Ф04-1548/2008(1783-А03-24) , от 30.08.07 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37) и от 23.05.07 № Ф04-3037/2007(34315-А45-22), Московского от 02.11.06 № КА-А40/10640-06 , от 16.10.06 № КГ-А40/7643-06 и от 15.06.06 № КГ-А40/4350-06 округов)

Налоговики могут оштрафовать или даже дисквалифицировать руководителя организации за представление недостоверных или заведомо ложных сведений о месте нахождения юрлица, но суды признают применение таких мер незаконным

Налоговые органы трактуют несовпадение фактического и юридического адресов организации как представление недостоверных или заведомо ложных сведений о юрлице либо как непредставление или несвоевременное представление таких сведений (письма ФНС России от 05.05.10 № МН-20-6/622 , УФНС России по г. Москве от 14.08.07 № 34-25/076853 и от 26.06.07 № 09-10/060223@ ).

За указанные нарушения предусмотрен административный штраф для руководителя организации в размере 5000 руб. А за представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть применены штраф в том же размере или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

ФНС России рекомендует инспекциям применять к руководителям организаций, у которых не совпадают юридический и фактический адреса, именно дисквалификацию ( п. 2 Обзора по вопросу применения дисквалификации должностных лиц организаций, приведенного в приложении к письму от 13.09.05 № ЧД-6-09/761@ ). Ведь руководитель заведомо знает о том, что организация не находится по указанному в ЕГРЮЛ или учредительных документах адресу, и все равно указывает в документах именно его.

Суды считают, что административная ответственность к руководителю организации в подобной ситуации в принципе не может быть применена. В частности, его нельзя оштрафовать за непредставление или несвоевременное представление налоговикам информации об изменении адреса, поскольку срок для подачи таких сведений законодательством не установлен.

Как правило, нельзя применить меры ответственности и за представление недостоверных или заведомо ложных сведений. Ведь в этом случае налоговики должны представить суду доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений об адресе юрлица, например протокол осмотра помещения или опроса свидетелей (ст. 90и 92 НК РФ). Причем такой протокол должен быть составлен именно на дату подачи организацией того или иного документа, содержащего сведения о ее адресе. Очевидно, что сделать это практически невозможно.

Тем более что компания может утверждать, что представленные сведения об адресе изначально были достоверными, но изменились впоследствии (постановления ФАС Северо-Западного от 24.09.08 № А26-7335/2007 , Западно-Сибирского от 30.08.07 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37) , Восточно-Сибирского от 15.05.07 № А69-2603/06-3-Ф02-2744/07 и Московского от 02.11.06 № КА-А40/10640-06округов)

Налоговики вправе обязать организацию зарегистрировать обособленное подразделение по ее фактическому адресу

Налоговые органы могут посчитать, что у организации возникло обособленное подразделение, если она ведет деятельность по адресу, который отличается от указанного в ЕГРЮЛ. Ведь таковым является любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца ( п. 2 ст. 11 НК РФ ). При этом неважно, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах компании.

Организации обязаны сообщать в свою инспекцию о создании на территории РФ обособленного подразделения в течение одного месяца со дня его создания ( подп. 3 п. 2 ст. 23 и п. 4 ст. 83 НК РФ). При невыполнении этого требования считается, что обособленное подразделение вело деятельность без постановки его на учет в налоговых органах. Такое нарушение влечет взыскание с организации штрафа в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40000 руб. ( п. 2 ст. 116 НК РФ ).

Судебной практики по данному вопросу пока не сложилось, так как ответственность за ведение деятельности без постановки на учет появилась в пункте 2 статьи 116 НК РФ лишь со 2 сентября 2010 года. До этой даты предусматривалась ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе ( ст. 117 НК РФ в прежней редакции, она утратила силу со 2 сентября 2010 года).

Тем не менее в других ситуациях, когда налогоплательщики ведут деятельность через незарегистрированные обособленные подразделения,суды соглашаются с применением штрафных санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 116 НК РФ (постановления ФАСПоволжского от 27.09.11 № А06-7317/2010 и Северо-Кавказского от 24.08.11 № А32-35211/2010 округов)*

Налоговики вправе оштрафовать организацию за ведение деятельности без постановки на учет (п. 2 ст. 116 НК РФ )
Обслуживающий банк вправе отказать организации в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, а при попытке открыть новый расчетный счет в другом банке может последовать отказ в этом

Банк России рекомендовал кредитным организациям в случае отсутствия юрлица по своему местонахождению воспользоваться имеющимся у них правом и отказать ему в заключении договора банковского счета ( письмо от 28.06.12 № 90-Т ). Такая возможность предусмотрена пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

А если договор банковского счета уже был заключен, то банк вправе отказать организации в предоставлении ей услуг дистанционного банковского обслуживания (например, не проводить платежи через системы «Клиент-Банк» или «Интернет-Банк») и перейти на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе.Причем соответствующие условия Банк России рекомендует включать в договоры банковского счета, заключаемые между кредитными организациями и клиентами.

Кроме того, Банк России указал, что кредитным организациям необходимо обеспечить повышенное внимание к операциям таких клиентов и направлять сведения о представителях этих юрлиц в Федеральную службу по финансовому мониторингу (письма Банка России от 28.06.12 № 90-Т и от 29.12.03 № 183-Т )

В счете-фактуре указан адрес поставщика или покупателя, отличающийся от адреса, числящегося в ЕГРЮЛ Налоговики откажут в вычете НДС по такому счету-фактуре

Минфин России пояснил, что при заполнении счета-фактуры адреса покупателя и продавца должны указываться в соответствии с их учредительными документами (письма от 09.11.09 № 03-07-09/57 и от 16.10.09 № 03-07-14/98 ).

Налоговики придерживаются такого же мнения (письма УФНС России по г. Москве от 13.12.06 № 19-11/109634 и УМНС России по г. Москве от 01.07.04 № 24-11/43467 ). Если в счете-фактуре указан не юридический, а фактический адрес, да еще и тот, который отсутствует в учредительных документах, налоговые органы отказывают в вычете НДС по нему.

Судебная практика неоднозначна. В большинстве случаев суды приходят к выводу, что указание в счете-фактуре фактического адреса не является нарушением (постановления ФАС Дальневосточного от 25.01.12 № Ф03-6188/2011 и от 08.10.08 № Ф03-3910/2008 , Северо-Кавказского от 13.01.12 № А53-2921/2011 , от 12.05.11 № А53-16333/2010 и от 21.04.11 № А5314613/2010 , Московского от 01.02.11 № КА-А40/17664-10 , от 19.10.10 № КАА40/12216-10 и от 20.08.10 № КА-А40/7668-10 , Поволжского от 23.10.09 № А55-18459/2008 , Северо-Западного от 03.04.09 № А56-19666/2008 и от 20.06.08 № А56-36303/2007 , Уральского от 27.05.08 № Ф09-3750/08-С2 округов).

Чаще всего суды отмечают, что в главе 21 НК РФ не конкретизировано, какой именно адрес следует указывать в счете-фактуре ( подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ ). Значит, это может быть как юридический, так и фактический адрес. Тем более что указание в счетах-фактурах фактического адреса налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля ( постановление ФАС Московского округа от 01.02.11 № КА-А40/17664-10 ).

Вместе с тем есть немало судебных решений, в которых покупателю было отказано в вычете НДС из-за того, что в счете-фактуре указан адрес, не соответствующий учредительным документам. Такие счета-фактуры признаны составленными с нарушением правил, установленных статьей 169 НК РФ (постановления ФАСДальневосточного от 14.09.09 № Ф03-4582/2009 , Поволжского от 10.09.09 № А12-2476/2009 и от 04.10.06 № А65-9676/2006-СА2-22 , Восточно-Сибирского от 17.04.07 № А19-20355/06-15-Ф02-1625/07 , от 26.10.06 № А74-1635/06-Ф02-5537/06-С1 , от 15.06.06 № А19-42713/05-5-Ф02-2903/06-С1 и от 31.05.06 № А19-1357/06-18-Ф02-2530/06-С1округов)

Наоборот, в счете-фактуре указан не фактический, а юридический адрес поставщика или покупателя Налоговики откажут в вычете НДС по такому счету-фактуре, если выяснится, что по указанному в нем юридическому адресу контрагент фактически не находится

Официальная позиция Минфина России заключается в том, что при заполнении счета-фактуры адреса покупателя и продавца следует указывать в соответствии с их учредительными документами (письмаот 09.11.09 № 03-07-09/57 и от 16.10.09 № 03-07-14/98 ). Получается, если в счете-фактуре указан именно юридический адрес, то проблем с вычетом НДС не должно возникнуть. Ведь данное требование выполнено.

Однако на практике, если налоговикам становится известно, что по юридическому адресу, указанному в счете-фактуре, контрагент фактически не находится, они все равно отказывают покупателю в вычете налога по такому счету-фактуре.

Суды в большинстве случаев подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС в такой ситуации. Ведь в статье 169 НК РФ не установлено, какой конкретно адрес — юридический или фактический — должен содержаться в счете-фактуре (постановления ФАС Поволжского от 01.11.11 № А55-3313/2011 и от 18.05.09 № А12-16391/2008 , Северо-Кавказского от 21.04.11 № А53-14613/2010 ,Московского от 15.12.10 № КА-А40/15359-10 и Северо-Западного от 13.09.10 № А66-11993/2009 округов).

Более того, суды отмечают, что фактическое ненахождение продавца или покупателя по юридическому адресу не означает, что в счете-фактуре следует указывать адрес, отличный от содержащегося в учредительных документах и ЕГРЮЛ (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 18.07.07 № А19-26566/06-Ф02-3424/07 и Поволжского от 08.11.07 № А55-2208/07 округов).

Суды также приходят к выводу, что отсутствие контрагента по его юридическому адресу не свидетельствует о несоответствии счетов-фактур требованиям Налогового кодекса (постановления ФАСЦентрального от 20.01.11 № А35-3657/2009 , Московского от 21.07.10 № КА-А40/7524-10 , Поволжского от 19.05.10 № А12-19524/2009 ,Северо-Западного от 21.12.09 № А66-4521/2009 и Дальневосточного от 25.02.09 № Ф03-382/2009 округов). Однако имеются судебные решения, в которых суды согласились с отказом в вычете НДС при несоответствии адреса, указанного в счете-фактуре, фактическому адресу контрагента (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 17.04.07 № А19-20355/06-15-Ф02-1625/07 , Дальневосточного от 01.11.06 № Ф03-А73/06-2/3439 и Поволжского от 04.10.06 № А65-9676/2006-СА2-22 округов)

В счете-фактуре указано несколько адресов поставщика или покупателя Налоговики откажут в вычете НДС по такому счету-фактуре

Минфин России разъяснил, что если в учредительных документах организации закреплены и юридический, и фактический адреса, то указание в счете-фактуре обоих адресов не противоречит нормам Налогового кодекса и правилам заполнения счетов-фактур ( письмо от 07.08.06 № 03-04-09/15 ). Следовательно, покупатель вправе принять к вычету НДС по такому счету-фактуре.

На практике налоговики отказывают в вычете НДС, если в счете-фактуре указаны оба адреса, но в учредительных документах закреплен только один из них.

Суды приходят к выводу, что наличие в счете-фактуре как юридического, так и почтового адреса налогоплательщика не может быть препятствием для вычета НДС по нему (постановления ФАССеверо-Кавказского от 26.02.09 № А32-1244/2008-13/27 и Московского от 02.02.07 № КА-А40/13132-06 округов). При этом право на вычет налога суды не ставят в зависимость от наличия или отсутствия в учредительных документах организации обоих адресов

Контрольно-кассовая техника используется не по тому адресу, который организация указала в заявлении о ее регистрации Налоговики могут привлечь организацию и ее должностных лиц к административной ответственности ( ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ )

Налоговые органы могут проверить, действительно ли налогоплательщик использует ККТ по тому адресу, который он указал в заявлении о ее регистрации. Несоответствие заявленного места установки ККТ и места ее фактической эксплуатации является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность ( письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.11 № 17-26/019349@ ). Налоговики оштрафуют за это нарушение и саму организацию — на сумму от 30000 до 40000 руб., и ее руководителя, главного бухгалтера или иное должностное лицо — на сумму от 3000 до 4000 руб. ( ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ ).

Суды соглашаются с возможностью привлечения к административной ответственности в подобной ситуации ( постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.11 № А43-2435/2011 ).

Однако Пленум ВАС РФ , когда давал разъяснения арбитражным судам по применению ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ , не включил указанное несоответствие адресов в перечень нарушений, за которые можно оштрафовать организацию или ее должностных лиц ( п. 1 постановления от 31.07.03 № 16 ). Поэтому можно сделать вывод, что использование контрольно-кассовой техники по адресу, отличному от указанного в заявлении о ее регистрации, не влечет административной ответственности

Контрагент организации (например, ее поставщик, продавец или исполнитель) не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ Налоговики могут отказать организации-покупателю в вычете НДС и признании расходов по сделкам, совершенным с таким контрагентом

ФНС России считает, что отсутствие контрагента по его юридическому адресу — это один из признаков того, что он является фирмой-однодневкой (письма от 24.05.11 № СА-4-9/8250 и от 11.02.10 № 3-7-07/84 , п. 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утв.приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ ).

Заподозрив организацию в связях с подобными фирмами, налоговики отказывают в вычете НДС по таким сделкам и признании расходов по ним при расчете налога на прибыль. При этом они обычно ссылаются на то, что покупатель при выборе контрагента не проявил должную степень осмотрительности и осторожности. А раз он заключил сделку с недобросовестным контрагентом, считается, что составленные таким партнером документы не соответствуют требованиям законодательства РФ. Значит, ими нельзя подтвердить ни понесенные расходы, ни право на вычет НДС ( ст. 169 и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Пленум ВАС РФ также указал на необходимость проявления организациями должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов ( п. 10 постановления от 12.10.06 № 53 ).

Судебная практика хотя и обширна, но неоднозначна. Так, Президиум ВАС РФ еще в 2008 году указал в качестве одного из признаков необоснованной налоговой выгоды отсутствие контрагентов налогоплательщика по адресам, указанным в их учредительных документах ( постановление от 11.11.08 № 9299/08 ). Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского от 19.07.12 № А75-12047/2010 и от 21.06.12 № А27-18161/2011 , Уральского от 17.07.12 № Ф09-4323/12 и от 05.06.12 № Ф09-4150/12 , Московского от 13.07.12 № А40-85053/11-116-243 и от 04.07.12 № А41-9830/11 , Северо-Западного от 28.11.11 № А13-12481/2010 и от 29.08.11 № А05-12809/2010 , Волго-Вятского от 06.09.11 № А82-6626/2010 и от 14.06.11 № А29-7027/2010 округов.

Однако исключить у покупателя расходы и отказать ему в вычете НДС можно лишь в том случае, если имеются иные доказательства отсутствия реальности сделки.

Вместе с тем есть немало судебных решений, в которых указано, что ненахождение контрагента по юридическому адресу не может являться основанием для исключения расходов и отказа в вычете НДС по заключенным с ним сделкам (постановления ФАС Московского от 11.07.12 № А40-89502/11-75-382 , от 08.06.12 № А41-2153/11 и от 23.05.12 № А40-37326/11-107-159 , Уральского от 29.06.12 № Ф09-4694/12 и от 13.06.12 № Ф09-4458/12 , Северо-Кавказского от 06.06.12 № А32-10669/2011 , Северо-Западного от 14.01.11 № А44-1377/2010 , Западно-Сибирского от 17.05.07 № Ф04-3011/2007(34267-А46-23) и от 17.01.07 № Ф04-2947/2006(30031-А03-15) округов). Суды отмечают, что данное обстоятельство может свидетельствовать о недобросовестности лишь самого контрагента, а не его покупателя или заказчика. Неправомерные действия поставщика или исполнителя не свидетельствуют о недобросовестных намерениях самого налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды ( п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 )

2. Статья: Если юридический адрес не совпадает с фактическим

<…>

«Нежелательные последствия

Если организация ведет деятельность по другому адресу, чем указано в учредительных документах, налоговая инспекция может это воспринять как создание обособленного подразделения.* Кроме того, при наличии двух адресов существует вероятность, что отправленная важная корреспонденция (требование об уплате налога или о представлении документов в налоговую инспекцию, акт налоговой проверки и т. д.) не дойдет до организации вовремя или она не получит ее вовсе (как в рассматриваемом случае). В дополнение к этому руководителя могут оштрафовать за представление недостоверных сведений о юридическом лице.

Прежде чем рассматривать нежелательные последствия, выясним, что означает «юридический» или «фактический адрес». В гражданском законодательстве нет таких понятий. Однако есть термин «место нахождения юридического лица», под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а если он отсутствует – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК?РФ). Этот адрес указывается в Едином государственном реестре юридических лиц и в учредительных документах организации. Именно его и подразумевают под юридическим адресом. Соответственно, говоря о фактическом адресе, имеют в виду адрес, по которому организация действительно находится и осуществляет предпринимательскую деятельность. Чем же грозит наличие двух адресов?*

1.?Ведение деятельности по адресу, отличному от места нахождения, указанного в учредительных документах, может быть приравнено к созданию обособленного подразделения. Многие не придают этому значения, справедливо считая, что при упрощенной системе можно иметь обособленные подразделения, а значит, принудительного перехода на общий режим из-за наличия двух адресов не будет. Так и есть. Однако если организация не известит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, то инспекция, узнав об этом спустя месяц, вероятно, начислит штрафы.

Напомним, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК?РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении в течение одного месяца со дня его создания. Если этого не сделать, организации могут начислить штраф в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК?РФ), а должностных лиц привлечь к административной ответственности, при которой штраф составляет от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В течение одного месяца со дня создания подразделения организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК?РФ). За несвоевременную подачу заявления могут оштрафовать:
–?организацию – на 5000 руб. (если просрочка составила 90 календарных дней и меньше) или на 10 000 руб. (если просрочка – более 90 календарных дней);
–?руководителя – в размере от 500 до 1000 руб.

Если же налоговые органы докажут, что организация не просто опоздала подать заявление, а уклонялась от постановки на учет, с руководителя могут взыскать от 2000 до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). Размеры штрафов для организации в этом случае будут такими:
–?10% доходов от деятельности, продлившейся не более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК?РФ);
–?20% доходов от деятельности, продлившейся более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 117 НК?РФ).*

Заметим, вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения не нужно, если организация по другим основаниям состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, где создано подразделение (п. 4 ст. 83 НК?РФ). Значит, если фактический адрес организации подведомственен налоговой инспекции, в которой организация уже состоит на учете, привлечь ее к ответственности по статьям 116 и 117 НК?РФ (руководителя – по статье 15.3 КоАП РФ) нельзя.

2.?Неполучение корреспонденции. Здесь все зависит от того, насколько важным было письмо, которое пришло на юридический адрес организации. В рассматриваемом случае компания не получила требование об уплате задолженности по налогу. Это привело к тому, что операции по счету были приостановлены.

На адрес, указанный в учредительных документах, могут присылать письма не только налоговые инспекции, но и внебюджетные фонды, другие государственные органы, а также контрагенты. Ведь именно такой адрес должен быть указан в большинстве официальных документов общества. Чтобы избежать неприятностей, советуем хотя бы наладить контакт с лицами, находящимися по вашему юридическому адресу. Допустим, заключить с ними договор, согласно которому за определенную плату они бы своевременно пересылали полученную корреспонденцию на ваш фактический адрес. Тогда обо всех важных событиях вы будете узнавать вовремя, а большинство неприятностей удастся избежать.

3.?Взыскание штрафа с руководителя организации за представление недостоверных сведений. Согласно пункту 3 статьи 14.25 КоАП РФ подача недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган влечет предупреждение или взыскание штрафа с руководителя в размере 5000 руб. При этом недостоверными сведениями считаются неточности и искажения в документах. Обратите внимание: в данном случае имеется в виду, что лицо, указывающее их, не имеет умысла на совершение противоправных деяний. Когда же в уставе записывают адрес, который отличается от фактического места нахождения, действуют, наоборот, сознательно. Поэтому налоговые органы, как правило, штрафуют по другому основанию. Так, за представление в регистрирующий орган документов с заведомо ложными данными с руководителя взимается штраф в размере 5000 руб. или он дисквалифицируется на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Заметим, налоговые органы в этом случае должны доказать, что руководитель знал о содержащихся в бумагах искажениях.

Что можно изменить

Чтобы избежать нежелательных последствий, связанных с наличием у организации юридического и фактического адресов, нужно внести изменения в устав и указать в нем реальное место, где ведется предпринимательская деятельность. Как вариант можно по фактическому адресу зарегистрировать обособленное подразделение.*

Чтобы внести изменения в учредительные документы, нужно подать в регистрирующий орган заявление по форме № Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. К нему следует приложить решение о внесении изменений в устав, учредительные документы в новой редакции (или отдельный документ «Изменения к уставу»), платежное поручение об уплате госпошлины (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Обратите внимание: если новый адрес подведомственен другой налоговой инспекции, придется снимать организацию с учета в старой инспекции и ставить на учет в новой. Это может занять несколько месяцев. Тем не менее внести изменения в устав – самый надежный и с точки зрения гражданского законодательства правильный способ, позволяющий избежать споров по поводу наличия юридического и фактического адресов у организации.

Если же по каким-то причинам организация не желает менять адрес, указанный в уставе, она может встать на учет в налоговой инспекции по месту своего фактического нахождения, указав по нему обособленное подразделение. Однако это имеет смысл только в случае, когда корреспонденция, приходящая на юридический адрес, доставляется организации вовремя. Иначе писем от налоговой инспекции организация все равно не получит, так как большинство из них будет отправляться на адрес головного офиса, и могут возникнуть нежелательные последствия, о которых говорилось выше.

Итак, чтобы официально оформить обособленное подразделение, нужно:
1) письменно сообщить о его создании в налоговую инспекцию, в которой организация состоит на учете (форма заявления № С-09-3 утверждена приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@);
2) если юридический адрес относится к территории, подведомственной одной налоговой инспекции, а фактический – другой, по месту нахождения подразделения подать заявление о постановке на учет (форма № 1-2-Учет утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@).*

Что говорят суды

Арбитражная практика складывается по-разному.* Так, ФАС Дальневосточного округа вынес постановление от 18.08.2008 № Ф03-А16/08-1/3231, в котором отклонил заявление истца о признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации организации. В заявлении о государственной регистрации был указан адрес, по которому созданная организация не может располагаться на законных основаниях. Дело в том, что по данному адресу находилась другая организация, арендующая помещение и не имеющая права передавать его в субаренду. В связи с этим регистрирующий орган посчитал пункт 2 заявления (где указывается место нахождения организации) незаполненным, заявление непредставленным и в регистрации отказал. Судьи согласились с этим. Заметим, что ВАС также поддержал изложенную позицию (Определение от 19.11.2008 № 14799/08).

Однако есть арбитры, которые принимают сторону налогоплательщиков. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа признал неубедительными доводы регистрирующего органа о том, что в заявлении о государственной регистрации указан адрес помещения, являющегося местом массовой регистрации (постановление от 18.06.2009 № А19-13375/08). В данном случае организация представила в регистрирующий орган полный перечень документов, поэтому, по мнению суда, у регистрирующего органа не было оснований отказать в государственной регистрации.

По другому делу, заслушанному ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 08.08.2008 № А19-15892/07-Ф02-3742/08), был сделан вывод, что действующее законодательство не запрещает регистрировать нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу. Следовательно, заявление о государственной регистрации, в котором указан адрес, совпадающий с адресом места нахождения других юридических лиц, не является не соответствующим требованиям законодательства.

В то же время часто все риски неблагоприятных последствий того, что из-за наличия фактического и юридического адресов информация не доходит (несвоевременно доходит) до организаций, суды возлагают именно на них. Например, ФАС Северо-Западного округа заключил, что общество должно было позаботиться о получении корреспонденции по адресу, указанному в учредительных документах, по которому налоговая инспекция правомерно ее направляла (постановление от 02.08.2006 № А42-10185/2005). Поскольку налогоплательщик этого не сделал, он не вправе ссылаться на отсутствие у него писем от инспекции как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности в связи с возникшими для него неблагоприятными последствиями.

Есть еще одно интересное дело, выигранное налогоплательщиком (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2007 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37)). Общество внесло изменения в учредительные документы, касающиеся смены места нахождения, а территориальная налоговая инспекция их зарегистрировала. Межрайонная инспекция, проведя налоговую проверку, установила, что по новому адресу оно не располагается, и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения территориальной инспекции о регистрации изменений. Однако суд отклонил ее доводы, указав, что отсутствие общества по юридическому адресу на дату проверки не является доказательством того, что при регистрации изменений представлены недостоверные сведения о месте нахождения».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какими вопросами сотрудники замучили вашу бухгалтерию?

Сотрудники хоть раз просили завысить или занизить доходы в справке 2-НДФЛ?

Сотрудники хоть раз говорили, что вы им неправильно рассчитали зарплату или др. выплаты?

Сотрудники просят пояснить, что за суммы в их расчетных листках?

Сотрудники требуют 13-ую зарплату или дополнительные выплаты?

Сотрудники просят объяснить, как они могут получить налоговые вычеты?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка