Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
29 июля 2015 22 просмотра

ИФНС оштрафовало ООО по двум статьям за то, что по ккм неправильное отражение эквайринга в z отчете - по отчету с терминала сумма то больше, то меньше, чем по z отчету.ЗА ПРОБИТИЕ БОЛЬШЕЙ СУММЫ ПО ККТ, ЧЕМ В СЛИПЕ ТЕРМИНАЛА - СТАТЬЯ 15.1, ЗА МЕНЬШУЮ СУММУ ПО ККМ, А ПО ТЕРМИНАЛУ БОЛЬШЕ - СТАТЬЯ 14.5. ПРАВОМЕРНО ЛИ ЭТО?

Да, правомерно.

Если кассир пробил чек на сумму большую, чем уплачена клиентом, то это не является нарушением, предусмотренным статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такая позиция подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2007 г. № А56-28973/2006от 5 июля 2007 г. № А56-37228/2006 и Центрального округа от 3 августа 2007 г. № А64-6840/06-4от 4 июля 2007 г. № А08-8351/06-13). За такое правонарушение организация привлекается по части 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за неполное оприходование в кассу денежной наличности.

Если же кассир пробил чек на меньшую сумму, чем уплачена клиентом, ответственность наступает за неприменение ККТ, как раз по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Обоснование

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

<…>

«Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), -*

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

<…>

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»

<…>

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Какие документы нужно оформить при эксплуатации кассового аппарата

Начало рабочей смены

Перед началом работы кассиру-операционисту из главной кассы организации выдаются разменная монета и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями (п. 3.83.8.1 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104).

Обязанность обеспечить кассира разменными деньгами возложена на директора или его заместителей, администраторов (п. 3.8.1 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104). Порядок оборота разменных наличных денег (разменного фонда) утвердите приказом руководителя. Это следует из пункта 7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Выдачу разменных денег из главной кассы отражайте в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств по форме № КО-5, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (п. 44.5 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88). В подтверждение получения разменных монет и купюр кассир-операционист расписывается в графе 4 книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Кроме того, в графе 6 журнала кассира-операциониста отражаются показания суммирующего счетчика на начало рабочего дня (смены). Эта величина должна быть заверена кассиром-операционистом и старшим кассиром (руководителем организации, его заместителем, заведующим секцией и т. д.) (письмо УФНС России по г. Москве от 9 июля 2008 г. № 22-12/066519).

Если разменные монеты и купюры передаются из главной кассы организации в кассы обособленных подразделений, то при передаче денег необходимо:

Такой вывод следует из пунктов 4.16.4 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

При поступлении разменных денег в кассу обособленного подразделения организации составьте приходный кассовый ордер по форме № КО-1, утвержденнойпостановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (п. 5 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Выдачу разменных денег из кассы обособленного подразделения кассирам-операционистам того же подразделенияоформите в общем порядке.

Эксплуатация ККТ в течение смены

В течение смены кассир-операционист:

  • принимает наличную и безналичную выручку, поступающую в оплату за реализованные товары (работы, услуги);
  • выдает наличные из кассы при возврате товаров покупателям (отказе клиентов от работ, услуг).

<…>

Конец рабочей смены

В конце рабочей смены кассир-операционист:

  • на основании Z-отчета вносит записи в журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4;
  • составляет справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6. В этом документе также отражаются показания контрольных и суммирующих счетчиков, размер выручки за смену и сумма денег, возвращенная покупателям. Отчет составляется в одном экземпляре и вместе с выручкой передается в главную кассу.
  • возвращает старшему кассиру главной кассы сумму денег, полученную в начале смены для размена и первоначальных расчетов с покупателями. Данный возврат фиксируется в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств поформе № КО-5. В подтверждение возврата данной суммы старший кассир расписывается в графе 9.*

Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, пунктами 44.5 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, указаниями по заполнению форм № КМ-4 и № КМ-6, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, указаниями по заполнению формы № КО-5, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

На основании справок-отчетов кассиров-операционистов кассир (старший кассир) составляет сводный отчет по всем ККТ (форма № КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»). Он составляется в одном экземпляре. В графах 5–7 сводного отчета отражаются показания счетчиков каждой ККТ, в графе 8 – размер выручки. Отдельно указывается, сколько денег было выдано покупателям при возврате товаров и какие суммы были пробиты ошибочно. Сводный отчет подписывает старший кассир и руководитель организации. Его передают в бухгалтерию вместе с приходными и расходными ордерами и справками-отчетами кассиров-операционистов. Такой порядок предусмотрен указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

<…>


Информацию о выручке, которая получена наличными деньгами и по банковским картам, отразите в журнале кассира-операциониста по форме № КМ-4 следующим образом:

Графа Что указать в графе
№ 1 Текущая дата смены
№ 2 Номер отдела (секции). Эта графа необходима для случая, когда ККТ обслуживает несколько торговых секций
№ 3 Фамилия, имя, отчество кассира
№ 4 Номер Z-отчета за текущую дату
№ 5 Количество продаж за смену. Нормативными документами четко не оговорено, какие показания и какого счетчика следует заносить в графу 5. Поэтому на практике пользователи ККТ эту графу не заполняют
№ 6 Показания нарастающего итога на начало дня. Эта сумма указана в Z-отчете. Показания на начало дня должны совпадать с показаниями на конец предыдущего дня
№ 7 Подпись кассира
№ 8 Подпись администратора (старшего кассира)
№ 9 Показания счетчика нарастающего итога на конец дня, смены
№ 10 Сумму выручки за день по показаниям счетчика (разность между графами № 9 и№ 6)
№ 11 Наличную выручку
№ 12 Количество платежных документов (банковских чеков, карт и т. п.)
№ 13 Общую сумму, оплаченную платежными документами (банковскими чеками, картами и т. п.)
№ 14 Общую сумму выручки (сумма граф № 11 и № 13)
№ 15 Сумму возврата покупателям по неиспользованным или ошибочно пробитым чекам. Сумма граф № 14 и № 15 должна быть равна значению в графе № 10
№ 16 Подпись кассира
№ 17 Подпись администратора (старшего кассира)
№ 18 Подпись руководителя (старшего кассира)

Основанием для заполнения граф формы № КМ-4 является Z-отчет, снятый в конце смены кассира.

Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, и разъяснен в письмах УФНС России по г. Москвеот 20 января 2011 г. № 17-15/4707от 9 июля 2008 г. № 22-12/066519.

<…>

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

В каких случаях надо применять ККТ

<…>

Ситуация: можно ли привлечь организацию к административной ответственности, если кассир пробил чек на сумму большую, чем уплачена клиентом

Нет, нельзя.

Если кассир пробил чек на сумму большую, чем уплачена клиентом, то это не является нарушением, предусмотренным статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такая позиция подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2007 г. № А56-28973/2006от 5 июля 2007 г. № А56-37228/2006 и Центрального округа от 3 августа 2007 г. № А64-6840/06-4от 4 июля 2007 г. № А08-8351/06-13).*

<…>

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию (предпринимателя) за неприменение ККТ при приеме наличных денег через платежные терминалы

Да, может.

При приеме наличных денег организации и предприниматели (за исключением плательщиков ЕНВД) обязаны применять ККТ (п. 12.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Никаких исключений для расчетов через терминалы самообслуживания законодательством не предусмотрено (п. 2 ст. 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ,ч. 12 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Поэтому, чтобы использовать терминалы для наличных расчетов, их следует оборудовать дополнительными фискальными регистраторами.

Использование терминалов самообслуживания, не имеющих в составе ККТ, включенной в государственный реестр, квалифицируется как деятельность без применения ККТ. Поэтому организации (предприниматели), которые используют такие терминалы, несут административную ответственность (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Применение ККТ при приеме наличных денег контролирует налоговая инспекция. Она же может привлечь организацию (предпринимателя) к ответственности при обнаружении фактов нарушения законодательства о ККТ. Это следует из положений пункта 1 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ*.

<…>

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как проводится проверка полноты учета наличной выручки

<…>

Порядок проверки ККТ

Если организация (предприниматель) использует ККТ, в рамках проверки полноты учета выручки инспекторы пересчитывают наличные денежные средства, находящиеся в денежном ящике ККТ. По результатам проверки они составляют акт в двух экземплярах.
Кассир до начала проверки составляет расписку:

  • об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег;
  • о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке;
  • о представлении справок (отчетов) кассира-операциониста;
  • о представлении сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке;
  • о представлении актов о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки.

Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

Сумму наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, инспекторы сравнят с данными, отраженными в фискальном отчете; контрольной ленте ККТ; журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста в свою очередь сверят с приходными кассовыми ордерами; кассовыми отчетами; данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ проверяющие сверят заводские (регистрационные) номера этих машин, ИНН налогоплательщика с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков.

По фискальному отчету ККТ, журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям, расходным кассовым ордерам инспекторы проверят количество фактов возврата, а также суммы, возвращенные покупателям по неиспользованным кассовым чекам.

Такой порядок предусмотрен пунктами 35–39 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

<…>


Внимание: организация (индивидуальный предприниматель) может быть привлечена к ответственности за нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций.

К таким нарушения относятся:

  • осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов).

Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций организации и (или) ее должностным лицам, а также предпринимателю грозит штраф. Размер штрафа составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а в отсутствие должности главного бухгалтера для руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.*

Кассиры (кассиры-операционисты) к должностным лицам не относятся. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ответственность граждан за подобное правонарушение законодательством не предусмотрена (ст. 15.1 КоАП РФ). Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка