Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют чиновники, от которых зависит ваша работа

Подписка
Срочно заберите все!
№24
31 июля 2015 323 просмотра

Подскажите пожалуйста нам нужно перевезти спец технику в разобранном виде (отдельно колеса, кабина...) с одного региона в другой автомобильным транспортом. У нас Общая система налогообложения. Для перевозки мы нанимаем транспортную компанию. Отправляем своего специалиста для осмотра и приемки спецтехники, а также передаче транспортной компании. Что предусмотреть для сохранности груза и безпрепятственного следования по дорогам России.

Грузоотправителю в договоре желательно указать обязанность перевозчика принять достаточные меры к сохранности груза во избежание его кражи (остановка только на охраняемой стоянке, выдача груза только в указанном месте и уполномоченному представителю грузополучателя и т. д.).

Так же необходимо иметь в виду то, что для перевозки крупногабаритных грузов, у перевозчика должно быть специальное разрешение, установленное Приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация. Что нужно проверить отправителю при заключении договора перевозки грузов

<…>

«По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса РФ стороны могут установить в договоре условия перевозкигрузов и ответственность сторон, если иное не установлено следующими актами:

  • транспортными уставами;
  • кодексами;
  • законами;
  • издаваемыми в соответствии с законами правилами.

Далее рассмотрим сложности и риски договора перевозки грузов автомобильным транспортом.

В настоящее время перевозка грузов автомобильным транспортом по территории России регулируется:

Кроме того, с 25 апреля 2012 года начали действовать пункты 3 и 4 ППГАТ, в которых указано, что:

  • перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ);
  • перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Соглашениемо международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС).

Если стороны планируют осуществлять международные перевозки, то нужно также руководствоваться следующими актами:

  • Женевской конвенцией 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ);
  • Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Далее рассмотрим особенности заключения договора перевозки грузов только по территории России.

Особенности заключения договора перевозки грузов

Договор перевозки грузов не обязательно оформлять в виде единого документа с подписями обеих сторон. Дляперевозки закон прямо предусматривает особый порядок. Согласно части 5 статьи 8 УАТ договор может заключаться посредством:

  • принятия перевозчиком к исполнению заказа грузоотправителя;
  • заявки грузоотправителя (при наличии договора об организации перевозок грузов).

Грузоотправитель должен подать заказ (заявку) перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до трех дней со дня принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа (п. 7 ППГАТ). Акцепт заказа (заявки) перевозчикомочень важен, поскольку именно он подтверждает, что перевозчик обязан подать автомобиль нужной грузоподъемности указанному грузоотправителю и в согласованный срок.

Далее остановимся на особенностях заключения договора разовой перевозки конкретного груза, который может быть заключен путем составления и подписания транспортной накладной.

При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем должен определить условия перевозки груза и заполнить разделы 8–111315 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной (п. 7 ППГАТ). Как правило, все остальные пункты заполняет грузоотправитель, хотя пункт 6 ППГАТ предусматривает, что оформить транспортную накладную может и перевозчик, если такое условие есть в договоре и у перевозчика есть все сведения по перевозке грузов.

Составление и выдача транспортной накладной (с отметкой о принятии груза к перевозке) в силу пункта 1статьи 161 Гражданского кодекса РФ подтверждают заключение договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ,ч. 1 ст. 8 УАТ).

167.289 (11,17)

Внимание! Без транспортной накладной крайне сложно доказать заключение договораперевозки.

Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора. Составление какого-либо отдельного документа не требуется.

Транспортную накладную можно составить на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Стороны могут предусмотреть и иной порядок.

166.210 (11,17)

Совет

С учетом сложившейся практики (обычаев делового оборота) лучше составить четыре экземпляра транспортной накладной:

  • первый остается у грузоотправителя и свидетельствует о передаче груза перевозчику;
  • второй остается у перевозчика как доказательство выполнения договора перевозки и учета транспортной работы вместе с путевым листом;
  • третий с отметкой грузополучателя направляется заказчику перевозки для оплаты вместе со счетом;
  • четвертый остается у грузополучателя и подтверждает основание приемки и оприходования товара.

Если груз нужно перевезти партиями на различных транспортных средствах, то на каждое из них составляется отдельная транспортная накладная (п. 10 ППГАТ).

Часто для того, чтобы погрузить груз в контейнер и выгрузить из него, нужно снять контейнер с транспортного средства. В таких случаях перевозчик составляет сопроводительную ведомость (п. 41 ППГАТ).

Если перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца или осуществляетсяперевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (например, вывоз снега), то транспортная накладная не составляется. В этих случаях перевозка осуществляется на основании договора фрахтования транспортного средства, который заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства (п. 13 ППГАТ).

Существенные условия договора

По общим правилам (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ) к существенным условиям договора относятся:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Ситуации, когда есть заявление одной из сторон, проблем не вызывают, но вот по вопросу о том, какие условия названы в законе, единообразия нет.

167.290 (11,17)

Внимание! Значительные риски связаны с тем, что в судебной практике нет единого мнения по вопросу о том, что относится к существенным условиям договора перевозки грузов.

Одни суды считают, что существенным является только предмет, другие называют ряд дополнительных условий. В результате возникает неопределенность – трудно предугадать исход потенциального спора по поводу заключенности договора. Например, если грузоотправителю будет нужно доказать, что договор не заключен, так как в нем нет некоего условия, суд может сказать, что существенное условие – только предмет. Или, наоборот, если в споре представителю грузоотправителя нужно сказать, что договор заключен, суд может принять ссылку перевозчика на то, что в договоре не согласовано какое-то дополнительное условие (например, время и место выполнения договора и оказания услуг).

Чтобы избежать признания договора незаключенным, сторонам следует, кроме предмета договора (информации о грузе и условиях перевозки), согласовать также размер провозной платы, порядок расчетов, срок доставки груза, пункт отправления и назначения перевозки, срок и порядок предоставления и использования транспортных средств, характеристики транспортного средства.

131.1606 (11,17)

Если сторонами в договоре не согласованы существенные условия, но они содержатся в письменной заявке (заказе) на перевозку грузов, будет ли договор считаться заключенным

Да, на практике суды исходят из того, что письменная заявка может подтверждать факт заключенности договора (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 22 апреля 2009 г. № Ф09-2216/09-С5 по делу № А50-10831/2008-Г4). При акцепте заявки (заказа) уперевозчика уже возникает обязанность подать транспортное средство в согласованный срок и установленное место, а у грузоотправителя – обязанность подготовить груз к загрузке.

Предмет договора (ст. 432 ГК РФ)

Предмет договора перевозки груза – действия перевозчика по приемке, транспортировке (перемещению) груза из пункта отправления в пункт назначения и выдаче его грузополучателю.

Для согласования предмета стороны должны указать в договоре перевозки конкретного груза (транспортной накладной) следующее.

1. Вид груза, его наименование (разд. 3 транспортной накладной).

167.291 (11,17)

Внимание! Изменение условий договора о грузе и пункте назначения при передаче грузаперевозчику может повлечь неблагоприятные последствия для грузоотправителя.

Если грузоотправитель предоставит для перевозки груз, который не предусмотрен договоромперевозки (либо акцептованной заявкой) или который должен быть направлен в иной пункт назначения, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора и взыскать с грузоотправителя штраф согласно части 1 статьи 35 УАТ (ч. 4 и 5 ст. 10 УАТ).

2. Вес груза (ч. 1 и 2 ст. 12 УАТ, разделы 3 и 8 транспортной накладной).

Массу должен определить грузоотправитель взвешиванием или расчетом на основании данных геометрического обмера (согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него). В транспортной накладной указывается масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах.

3. Объем (раздел 3 транспортной накладной).

Указываются размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах.

4. Количество перевозимого груза (раздел 3 транспортной накладной).

5. Условия перевозки (раздел 8 транспортной накладной).

Согласно пункту 11 ППГАТ в случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе «Условияперевозки» транспортной накладной будут применяться условия перевозки грузов, предусмотренные УАТ иППГАТ.

Провозная плата (п. 1 ст. 790 ГК РФразд. 15 транспортной накладной)

Исключения установлены для перевозок грузов транспортом общего пользования. Плата на такие перевозкиустанавливается на основании утвержденных тарифов (п. 2 ст. 790 ГК РФ).

Порядок расчетов (разд. 15 транспортной накладной)

Стороны могут предусмотреть следующие виды оплаты:

  • предоплата;

Пример условия договора о предоплате

«Грузоотправитель производит оплату услуг по перевозке грузов на расчетный счетПеревозчика, указанный в договоре, не позднее чем за ____ дней до начала перевозки».

  • оплата по факту.

Пример условия договора об оплате по факту оказанной услуги

«Грузоотправитель производит плату услуг по перевозке грузов на расчетный счет Перевозчика, указанный в договоре, после осуществления доставки груза в течение ____ рабочих дней после получения счета, в необходимых случаях счета-фактуры при условии подписания сторонами Акта сдачи-приемки оказанных услуг и предоставления оригинальных первичных документов, подтверждающих перевозку груза».

Стороны в договоре также могут предусмотреть оплату услуг по частям.

Пример условия договора об оплате по частям

«Отправитель обязуется оплатить аванс в размере ___________ в течение _____ рабочих дней после получения счета и в необходимых случаях счета-фактуры перевозчика.

Оставшуюся часть оплаты услуг в размере ___________ отправитель обязуется перечислитьперевозчику после осуществления доставки груза в течение _________ дней после предоставления перевозчиком счета, в необходимых случаях счета-фактуры и оригиналов документов, подтверждающих выполнение перевозки груза, транспортной накладной».

Срок доставки груза (раздел 7 транспортной накладной)

Нужно указать срок, в который перевозчик обязан осуществить доставку груза. Если этого не сделать, топеревозчик должен будет доставить груз по правилам пункта 63 ППГАТ:

  • в городском, пригородном сообщении – в суточный срок;
  • в междугородном или международном сообщениях – из расчета одни сутки на каждые 300 км расстоянияперевозки.

Информация о пункте отправления и назначения перевозки (разд. 6 и 7 транспортной накладной)

Грузоотправитель должен указать точные адреса в транспортной накладной (ч. 1 ст. 15 УАТ).

Срок и порядок предоставления и использования автомобилей (разд. 6 транспортной накладной)

Необходимо предусмотреть конкретный срок (дату и время), в который перевозчик обязан подать транспортные средства под погрузку.

Сведения о транспортном средстве (разд. 5 и 11 транспортной накладной)

Нужно указать следующие требования к транспортным средствам:

  • количество транспортных средств;
  • тип, марку;
  • грузоподъемность в тоннах;
  • вместимость в кубических метрах;
  • оборудование, которое должно быть установлено для транспортировки.

Пример формулировки условия договора об общих требованиях к состоянию транспортных средств

«К погрузке допускаются автомобили с прицепами, полуприцепами, соответствующие следующим требованиям.

1. Состояние тента – нет порезов, нарушений, способствующих повреждению и/или доступу к товару при транспортировке. Каркас, на котором крепится тент, – без выпирающих, торчащих, обваливающихся элементов (особенно в верхней части).

2. Наличие всех ушек для заведения шнура, исключающих доступ к товару. Запорные устройства – заводские, исключающие доступ к товару в процессе транспортировки.

3. Наличие исправного устройства для пломбирования – пломбировочный трос цельный, не нарушенный, исключающий доступ к товару.

4. Наличие на пломбировочном шнуре только заводских наконечников, исключающих доступ к товару.

5. Надлежащее состояние грузового отсека – нет факторов, способствующих повреждению товара при транспортировке: в полу нет дыр, гнилых досок, исключен доступ к товару, верхние металлические балки закреплены.

6. Дверные петли и запорные устройства полуприцепа снаружи обварены сваркой или закручены заводскими болтами без возможности их выкручивания. Не нарушенные шлейки и кольца на тенте полуприцепа.

7. Наличие всех погрузочных реек и досок, необходимых для жесткости вдоль бортов полуприцепа.

8. Отсутствие посторонних запахов, влаги, мусора, каких-либо запасных частей, личных вещей и масляных пятен внутри грузового отсека.

9. Наличие ремней для крепления груза (4 шт.).

Грузоотправитель вправе отказаться от поданных Перевозчиком автотранспортных средств, неисправных и (или) непригодных для перевозки соответствующего груза. Такие автотранспортные средства считаются не поданными, а Исполнитель – отказавшимся от принятой Заявки или Поручения экспедитору, если только Исполнитель в течение 6 (шести) часов не заменит автотранспортные средства на исправные и пригодные для перевозкисоответствующего груза, при условии, что Заказчик в течение этого времени не сможет организовать более раннюю подачу автомашин третьими лицами».

Это поможет избежать ситуаций, когда перевозчик подает непригодный транспорт.

Также грузоотправитель может предусмотреть в договоре, что предоставление и установку на транспортном средстве приспособлений, которые необходимы для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должен обеспечитьперевозчик. Иначе эта обязанность будет возложена на грузоотправителя (п. 48 ППГАТ).

Если перевозчик предоставит транспортные средства, которые будут непригодны для перевозкисоответствующего груза, отправитель вправе отказаться от таких транспортных средств (п. 1 ст. 791 ГК РФ).

Условия об ответственности сторон

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке устанавливается Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами. Стороны также могут предусмотреть ответственность в договоре (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Так, стороны могут предусмотреть в договоре ответственность перевозчика за следующее.

1. Невывоз груза по вине перевозчика.

По умолчанию будут действовать правила части 1 статьи 34 УАТ. То есть за невывоз груза по вине перевозчикагрузоотправитель может потребовать от перевозчика:

а) уплатить штраф в размере 20 процентов провозной платы;

б) возместить причиненные перевозчиком убытки в порядке статьи 15 Гражданского кодекса РФ наряду со штрафом.

2. Несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера.

Согласно части 3 статьи 34 УАТ за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера грузоотправитель может потребовать от перевозчика:

а) уплатить штраф в размере 5 процентов провозной платы (при перевозке в городском или пригородном сообщении) или 1 процента среднесуточной провозной платы (при перевозке в междугородном сообщении);

б) возместить причиненные перевозчиком убытки в порядке статьи 15 Гражданского кодекса РФ наряду со штрафом.

Причем стороны не могут ограничить или устранить ответственность перевозчика, которая установлена законом (п. 2 ст. 793 ГК РФст. 37 УАТ). Даже если условия об ограничении ответственности перевозчика будут включены в договор, то грузоотправитель (грузополучатель) легко сможет добиться признания такого условия недействительным в суде.

Стороны могут предусмотреть ответственность отправителя за следующее.

1. Непредъявление груза к перевозке.

Если стороны в договоре не предусмотрят иное, то за непредъявление груза перевозчик согласно части 1статьи 35 УАТ может потребовать от грузоотправителя:

а) уплатить штраф в размере 20 процентов провозной платы;

б) возместить причиненные грузоотправителем убытки в порядке статьи 15 Гражданского кодекса РФ.

2. Неиспользование поданных транспортных средств, контейнеров не по причине непригодности транспорта.

По умолчанию будут действовать правила частей 4 и 7 статьи 35 УАТ. Так, перевозчик может потребовать от грузоотправителя уплатить штраф в размере 5 процентов провозной платы (при перевозке в городском или пригородном сообщении) или 1 процента среднесуточной провозной платы (при перевозке в междугородном сообщении). При задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа увеличивается в два раза (ч. 5 ст. 35 УАТ).

3. Просрочку оплаты по договору.

Согласно пункту 1 статьи 794 Гражданского кодекса РФ и статье 36 УАТ перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

  • непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
  • иных не зависящих от перевозчика причин.

Иные условия

Грузоотправителю при заключении договора перевозки также важно указать в договоре следующие условия.

1. Порядок погрузки (выгрузки) груза (разд. 8 транспортной накладной).

Это условие включает в себя ответы на следующие вопросы:

  • кто будет осуществлять погрузку (выгрузку) – транспортная организация или отправитель (получатель).

Если стороны не согласуют это условие, то погрузку груза в транспортное средство осуществляет грузоотправитель, а выгрузку – грузополучатель (ч. 8 ст. 11 УАТп. 50 ППГАТ);

  • срок, в который будет производиться погрузка (выгрузка).

По умолчанию погрузку и выгрузку груза выполняют в сроки, которые указаны в приложении 6 к ППГАТ;

  • необходимость пломбирования крытых транспортных средств и контейнеров.

Если в договоре не будет установлено иное, то должно производиться пломбирование грузового отсека транспортного средства (п. 1 ст. 13 УАТ). Опломбирование отдельных видов грузов может осуществляться способом их обандероливания (п. 62 ППГАТ);

  • в каком порядке грузоотправитель должен осуществлять пломбирование.

Согласно части 2 статьи 13 УАТ пломбирование производит грузоотправитель.

2. Порядок признания груза утраченным (разд. 8 транспортной накладной).

Если стороны не согласуют это условие, то будут действовать правила части 3 статьи 14 УАТ и пункта 64ППГАТ. Так, грузоотправитель и грузополучатель будут вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

  • в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки – при перевозках в городском и пригородном сообщениях;
  • в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, – при перевозке в междугородном сообщении.

3. Объявленную стоимость (ценность) груза (разд. 5 транспортной накладной).

Наличие объявленной стоимости в договоре поможет взыскать с перевозчика:

  • долю объявленной стоимости груза – в случае недостачи, повреждения (порчи) груза (п. 3 ч. 7 ст. 34 УАТ);
  • объявленную стоимость – в случае утраты груза, а также невозможности восстановления груза, сданного дляперевозки и испорченного или поврежденного (п. 4 ч. 7 ст. 34 УАТ).

На практике грузоотправители редко указывают в транспортных накладных объявленную стоимость груза, поскольку перевозчик за это вправе требовать повышения провозной платы.

Гражданский кодекс РФ не содержит прямого запрета на завышение стоимости груза, однако пункт 12 ППГАТ указывает, что объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. Кроме того, завышение стоимости груза может существенно осложнить процесс взыскания ущерба в претензионном и судебном порядке, так как данные по стоимости в транспортных и товарно-сопроводительных документах должны соответствовать данным бухучета. А чрезмерное завышение стоимости груза суды могут квалифицировать как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).

Если грузоотправитель в транспортной накладной не укажет объявленную стоимость (ценность) груза, то стоимость груза будет определяться исходя из цены, которая:

  • указана в счете продавца или в договоре (п. 2 ст. 796 ГК РФ);
  • либо при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (если отсутствует счет).

4. Условия хранения груза в терминале перевозчика (разд. 8 транспортной накладной):

  • кто будет оплачивать хранение груза (грузополучатель или грузоотправитель);
  • размер платы за такое хранение;
  • предельный срок хранения груза в терминале.

Если договором не установлено иное, предельный срок хранения не может превышать 30 дней. По истечении этого срока перевозчик должен будет запросить грузоотправителя по поводу указаний относительно груза.

167.292 (11,17)

Внимание! Указания нужно предоставить в течение четырех суток.

Если этого не сделать, то перевозчик будет вправе:

  • возвратить такой груз грузоотправителю за счет последнего;
  • либо реализовать груз по договору купли-продажи и вырученные средства возвратить грузоотправителю. При этом перевозчик вычтет из этих средств причитающиеся платежи заперевозку и хранение груза (ч. 4 ст. 16 УАТ).

При этом нужно учитывать, что грузоотправитель имеет право на хранение груза в терминале перевозчикабесплатно в течение суток со дня направления перевозчиком извещения грузополучателю о доставленномгрузе (ч. 1 ст. 16 УАТ).

5. Сведения о перевозчике (разд. 10 транспортной накладной):

  • наименование и адрес местонахождения юридического лица – перевозчика;
  • Ф.И.О., данные о средствах связи (при их наличии) водителя (водителей);
  • Ф.И.О. лица, которое будет ответственным за перевозку груза, и данные о средствах связи.

166.452 (11,17)

Совет

Не лишним для грузоотправителя будет проверить, есть ли у перевозчика договор страхования ответственности грузоперевозчика. Его наличие значительно увеличит шансы взыскать ущерб в случае, если груз при перевозке будет утерян.

6. Необходимость оформления товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т.

Гражданский кодекс РФ, УАТ и ППГАТ не обязывают стороны перевозки составлять товарно-транспортную накладную. Однако, чтобы избежать возможных споров с налоговыми инспекциями при проверках, имеет смысл ее составлять вместе с транспортной накладной и включить условие о составлении в договор перевозки(транспортную накладную).

Дело в том, что товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов. «Ее наличие является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов. Транспортная накладная обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок перевозки грузов, т. е. ее назначение отличается от назначения формы № 1-Т» (письмо Минфина России от 8 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/722).

Если предполагается перевозка опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, перевозчик указывает вразделе 13 транспортной накладной:

  • номер, дату и срок действия специального разрешения;
  • маршрут перевозки такого груза.

Договором нельзя предусмотреть условие, по которому все споры подлежат решению в арбитражном суде без соблюдения претензионного порядка. Обязательный досудебный порядок урегулирования споров и предъявление претензии предусмотрены пунктом 1 статьи 797 Гражданского кодекса РФ.

Предусмотрен также срок, по истечении которого грузоотправитель может подать иск по перевозкам грузов, – 30 дней с момента предъявления претензии, если перевозчик полностью или частично откажется удовлетворить претензию либо не представит ответ (п. 2 ст. 797 ГК РФ).

Транспортная накладная должна содержать сведения о дате ее составления, подписи сторон и оттиски печатей в соответствующих графах. Любые исправления в транспортной накладной заверяются подписями и печатями как грузоотправителя, так и перевозчика.

166.211 (11,17)

Совет

Грузоотправителю в договоре также желательно указать:

  • все особые свойства перевозимого товара;
  • обязанность перевозчика принять достаточные меры к сохранности груза во избежание его кражи (остановка только на охраняемой стоянке, выдача груза только в указанном месте и уполномоченному представителю грузополучателя и т. д.);*
  • обязанность принимать меры, направленные на предотвращение пожара».

<…>

2. Рекомендация. Что необходимо проверить грузополучателю при приемке груза от перевозчика

<…>

«По договору перевозки перевозчик обязан выдать вверенный ему груз управомоченному на получение груза лицу – получателю (ст. 785 ГК РФ). Грузополучатель, в свою очередь, имеет не только право требовать от перевозчика выдачи груза, но и обязанность принять доставленный ему груз (ч. 1 ст. 15 УАТ).

При этом при получении груза необходимо проверить:

  • наличие и содержание товарно-сопроводительных и товарно-транспортных документов;
  • количество и состояние груза и его упаковки.

Если грузополучатель этого своевременно не сделает и позже выявит недостачу или повреждение груза, то предъявить претензии к перевозчику (грузоотправителю, транспортному экспедитору) будет гораздо сложнее. Это связано с тем, что грузополучателю нужно будет доказать факт утраты и (или) повреждения груза непосредственно при его перевозке (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2009 г. № 08АП-8457/2009 по делу № А46-17262/2009).

Поэтому все расхождения (несоответствия), выявленные при приемке груза, грузополучателю необходимо отметить в транспортных документах. УАТ также дает право грузополучателю отказаться от принятия груза, если его невозможно использовать по прямому назначению из-за повреждения (порчи) в процессе перевозки (ч. 2 ст. 15 УАТ). При этом покупатель может потребовать от перевозчика или грузоотправителя возмещения ущерба. Для этого необходимо:

  • составить соответствующий акт;
  • сделать отметку о составлении акта в товарно-транспортных документах (транспортной накладной).

В случае отказа от принятия груза по указанной причине получатель может потребовать от перевозчика или грузоотправителя возмещения ущерба.

Проверка товарно-транспортных документов

Грузополучателю необходимо проверить наличие у перевозчика следующих документов:

1) транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Если перевозку груза осуществляют несколько транспортных средств, то на каждую партию груза, перевозимую в конкретном транспортном средстве, должна быть оформлена отдельная транспортная накладная (п. 10 ППГАТ).

167.415 (11,17)

Внимание! Если перевозчик не представит транспортную накладную, то грузополучателю не следует принимать груз.

Отсутствие транспортной накладной свидетельствует о ненадлежащем оформлении договора перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФч. 1 ст. 8 УАТ). Если грузополучатель примет груз и впоследствии обнаружит, что грузоотправитель (поставщик товара) нарушил условия договора поставки, транспортный экспедитор не выполнил условия договора транспортной экспедиции или перевозчик нарушил условия договора перевозки, то будет затруднительно привлечь кого-либо из них к ответственности. Суд может признать факт перевозки недоказанным.

Чтобы в такой ситуации получить груз и при этом избежать рисков, необходимо произвести приемку товара по акту при участии уполномоченных лиц перевозчика и грузоотправителя. Однако далеко не всегда это возможно на практике.

Прежде чем начать выгрузку грузов, грузополучателю необходимо тщательно проверить подлинность товарно-транспортных (перевозочных) документов.

166.330 (11,17)

Совет

Грузополучатель при проверке документов может обнаружить:

  • исправления, незаполнения или неясности отдельных граф транспортной накладной;
  • заполнение их различным шрифтом или от руки (неразборчиво) и другие нарушения правил оформления накладной и комплекта перевозочных документов;
  • несоответствие данных транспортной накладной и путевого листа (времени подачи транспортного средства в пункт погрузки и отправления из него, сведений о перевозчике (при их наличии в транспортной накладной)).

В таком случае при наличии сомнений необходимо получить от грузоотправителя подтверждение подлинности документов, например, путем электронных средств связи (по факсу или электронной почте). Это позволит получить документальные доказательства на случай судебного спора. По указанной причине не рекомендуется подтверждать подлинность документов по телефону.

Согласно пункту 68 ППГАТ грузополучатель должен отметить в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя):

  • фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку (момент предъявления водителем транспортного средства транспортной накладной (ч. 2 ст. 11 УАТ));
  • состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования (наличие и оттиски, номера пломб);
  • массу (вес) груза и количество грузовых мест.

Отметку в транспортной накладной нужно заверить подписями уполномоченных представителей сторон (грузополучателя и перевозчика) и печатью грузополучателя. Односторонние записи в транспортной накладной не имеют достаточной юридической силы.

Если между грузополучателем и перевозчиком возникли разногласия по поводу отражения приемки груза, обязательно следует составить акт и сделать об этом отметку в транспортной накладной;

2) путевого листа (ст. 6 УАТ).

В путевом листе грузополучатель обязан отметить время подачи транспортного средства, контейнера в пункт выгрузки и время завершения выгрузки (ч. 5 ст. 11 УАТ);

167.416 (11,17)

Внимание! На основании отметок в транспортных накладных или в путевых листах о времени подачи и отправления транспортного средства будет рассчитываться штраф за задержку (простой) транспортного средства.

Если грузополучатель зафиксирует в транспортных накладных или в путевых листах задержку (простой) транспортного средства, то на основании претензии перевозчика он будет вынужден уплатить штраф.

Штраф нужно будет уплатить за каждый час в размере, который установлен договором, а если стороны в договоре размер штрафа не согласовали, то в размере:

  • 5 процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
  • 1 процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении.

Это установлено частью 4 статьи 35 УАТ. Отдельное положение касается задержки (простоя)специализированных транспортных средств. Размер штрафа в этом случае увеличивается в два раза (ч. 5 ст. 35 УАТ).

3) сопроводительной ведомости.

Перевозчик составляет сопроводительную ведомость, если груз погружают в контейнер или выгружают из него путем снятия контейнера с транспортного средства (ч. 3 ст. 11 УАТ).

Грузополучатель должен в сопроводительной ведомости в присутствии представителя перевозчика (водителя) (п. 45 ППГАТ):

  • отметить фактические дату и время подачи (убытия) транспортного средства под выгрузку (момент предъявления водителем транспортного средства сопроводительной ведомости (ч. 4 ст. 11 УАТ)) и время ее завершения;
  • отметить состояние контейнера и его опломбирования при выгрузке с транспортного средства;
  • указать наименование грузополучателя, поставить подпись с расшифровкой (Ф.И.О.) и оттиск печати, указать дату подписания сопроводительной ведомости.

Срок доставки груза в пункт назначения будет нарушен, если груз доставлен:

1) позже срока, установленного сторонами в договоре (заказе, заявке, заказ-наряде);

2) позже срока, установленного в пункте 63 ППГАТ (при отсутствии срока доставки груза в договоре (заказе, заявке, заказ-наряде)), а именно:

  • в городском, пригородном сообщении груз должен быть доставлен в суточный срок;
  • в междугородном или международном сообщениях груз должен быть доставлен из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

В случае просрочки доставки груза грузополучателю необходимо составить соответствующий акт. Подробнее см. Как предъявить к перевозчику и (или) экспедитору претензию в связи с нарушением срока доставки груза.

Проверка груза

Грузополучатель должен проверить:

1) состояние пломб (при их наличии).

Оттиски на пломбе с обеих сторон должны быть читаемы. Нужно проверить, содержит ли оттиск пломбы контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальные номера, которые указаны в транспортной накладной. Порядок навешивания пломб подробно описан в пунктах 57–62 ППГАТ.

Если пломбы исправны и грузы доставлены в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах, то грузополучатель не обязан проверять массу, состояние груза, количество грузовых мест (ч. 8 ст. 15 УАТ). См., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2010 г. № Ф09-9392/10-С5 по делу № А47-12488/2009.

Однако это касается лишь тех случаев, когда перевозчик принял груз в контейнере за исправной пломбой грузоотправителя. Если же водитель принял груз по количеству мест с проверкой упаковки и взвешиванием груза, то в таком же порядке грузополучатель должен груз и принять (ч. 7 ст. 15 УАТ).

166.331 (11,17)

Совет

Даже если перевозчик принял груз в контейнере за исправной пломбой грузоотправителя, это не лишит грузополучателя права на проверку количества и массы груза. Более того, грузополучателю в любом случае стоит проверять количество мест и состояние упаковки. Это в дальнейшем (если будут обнаружены расхождения по количеству и качеству груза) послужит основанием для выставления претензий поставщику и перевозчику по возмещению ущерба.

Нарушение (несоответствие номеров, оттисков) или отсутствие пломб на кузове транспортного средства или его секции или на контейнере нужно удостоверить записью в транспортной накладной, которая должна быть заверена подписью и печатью грузополучателя и подписью перевозчика;

2) массу груза и количество грузовых мест.

Грузополучатель обязательно должен проверить массу, состояние груза, количество грузовых мест в случаях (ч. 9 ст. 15 УАТ):

  • доставки груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб;
  • доставки груза в неисправных грузовом отсеке прицепа, полуприцепа, кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;
  • доставки скоропортящегося груза с нарушением срока доставки или температурного режима при перевозке.

Массу (вес) и состояние груза проверяют также:

  • при обнаружении повреждения тары или упаковки;
  • при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение количества и состояния груза.

Масса груза может определяться взвешиванием или расчетом на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации (п. 54 ППГАТ).

167.417 (11,17)

Внимание! Суд может отказать в иске, если порядок проверки груза у получателя отличается от порядка проверки при передаче груза отправителем перевозчику.

Так, порядок проверки массы груза и количества грузовых мест должен соответствовать порядку проверки массы груза и количества грузовых мест при приеме груза от грузоотправителя в пункте отправления (ч. 7 ст. 15 УАТ).

Такой порядок указывают в соответствующих транспортных накладных. Если порядок будет разным, то суд может отказать в удовлетворении иска, связанного с недостачей груза

Например, если грузоотправитель определил массу груза путем взвешивания сначала пустого, а затем груженого прицепа, то и грузополучатель должен проверить массу в таком же порядке, а не взвешивать отдельно сам груз.

Пример из практики: суд отказал в удовлетворении иска о взыскании стоимости недостачи меди, так как порядок проверки массы груза в пункте назначения отличался от порядка определения массы груза в пункте отправления

На месте погрузки произведено взвешивание порожнего полуприцепа, затем – груженого полуприцепа (с ломом меди). Разница между массой груженого и порожнего полуприцепа за минусом веса тары была принята за массу груза. В пункте назначения грузополучатель взвесил груз (лом меди) отдельно на электронных коммерческих весах. Была выявлена недостача в количестве 357 кг. Суд указал, что порядок проверки массы груза в пункте назначения отличался от порядка определения массы груза в пункте отправления, и отказал в удовлетворении иска о взыскании стоимости недостачи меди.

В то же время суд отметил, что взвешивание груза на автомобильных весах в пункте погрузки и взвешивание на электронных коммерческих весах в пункте выгрузки нельзя трактовать как разные способы определения массы груза. «В данном случае соблюдается один и тот же способ – взвешивание» (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2010 г. № 18АП-6446/2010 по делу № А47-12488/2009).

При перевозке грузов, подверженных усушке (утруске), разница между массой груза, которая указана в транспортной накладной, и массой груза, которую определит грузополучатель, не должна превышать норму естественной убыли груза.

При этом перевозчик может потребовать, чтобы масса груза определялась в его присутствии (п. 55 ППГАТ). С одной стороны, получатель груза может отказать перевозчику в этом требовании, однако, если будет обнаружена недостача или повреждение (порча) груза, без привлечения перевозчика не обойтись. Стороны будут обязаны определить размер недостачи или повреждения (порчи) груза (ч. 14 ст. 15 УАТ). Для этого при необходимости можно пригласить экспертов в соответствующей области. Это актуально, если:

  • перевозчик не соглашается с размером недостачи или повреждения (порчи) груза;
  • для определения размера недостачи или повреждения (порчи груза) необходимо наличие специальных познаний в соответствующей области.

Расходы на такую экспертизу оплачивает лицо, которое ее заказало, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении (порче) груза (ч. 15 ст. 15 УАТ).

167.418 (11,17)

Внимание! Результаты экспертизы, которая проведена без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.

Это положение установлено частью 15 статьи 15 УАТ. Если перевозчик будет уклоняться от вызова экспертов или от участия в экспертизе, грузополучатель может провести ее без участия перевозчика. Но уведомить его об экспертизе все равно нужно, причем в письменной форме.

Несоответствие между фактическими данными по наименованию, массе и количеству мест груза с данными, указанными в транспортной накладной, необходимо зафиксировать в соответствующем разделе транспортной накладной. Указанные записи должны заверяться подписями представителей сторон. Односторонние записи в транспортной накладной являются недействительными.

131.2135 (11,17)

Что делать, если перевозчик не согласен с результатами приемки товара и отказывается подписать запись о недостаче груза в транспортной накладной и акте

В таком случае сторонам нужно составить акт о недостаче груза. Причем акт следует составлять всегда, когда возникают разногласия между перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем, фрахтователем, фрахтовщиком по обстоятельствам, которые могут служить основанием для возникновения имущественных споров.

Если перевозчик будет уклоняться и от составления акта, то получатель груза вправе составить акт без участия перевозчика (п. 80 ППГАТ). Однако для этого нужно предварительно уведомить перевозчика в письменной форме о составлении акта. Если же договором установлена конкретная форма уведомления, то получатель груза должен оформить уведомление в соответствии с условиями договора.

Подробнее см. Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза.

166.454 (11,17)

Совет

Часто, чтобы не допустить задержки (простоя) транспортных средств и избежать удорожания перевозки, грузополучатели пренебрегают полной проверкой груза. В таком случае (при нехватке времени) грузополучателю необходимо уделить основное внимание упаковке груза и самому транспортному средству – подходит ли оно для перевозки данного вида груза (наливного, насыпного, негабаритного, мелкоштучного и т. п.).

Выгрузка груза из транспортного средства

Выгрузку груза осуществляет грузополучатель (если договором не установлено иное), своими силами и средствами выполняя проверку:

1) порядка выгрузки.

Порядок выгрузки груза может быть предусмотрен сторонами в договоре, однако в любом случае он должен соответствовать обязательным положениям УАТ и ППГАТ и пункта 2 статьи 791 Гражданского кодекса РФ. В частности, грузополучатель должен учесть перечень работ по погрузке грузов в транспортное средство и контейнер, а также по выгрузке грузов из них, который содержится в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, и часть 10 статьи 11 УАТ.

Кроме того, УАТ содержит отдельное положение о приспособлениях, которые необходимы для погрузки, выгрузки и перевозки груза. Если их установил отправитель, то грузополучатель должен их снять и оставить у себя. Хотя стороны в договоре перевозки могут предусмотреть и иной порядок (ч. 6 ст. 11 УАТ).

На грузополучателя также возложена обязанность по очистке, промывке и дезинфекции грузовых отсеков (кузовов) транспортных средств после выгрузки грузов (ч. 2 ст. 17 УАТ). Однако перевозчик по согласованию с грузополучателем может сам выполнить эти работы за отдельную плату;

2) срока выгрузки.

Срок выгрузки груза стороны могут согласовать в договоре. Иначе грузоотправитель должен выполнить все работы в сроки, которые указаны в ППГАТ (п. 38 ППГАТ).

За задержку (простой) транспортных средств грузополучатель должен будет по требованию перевозчика уплатить штраф в порядке, установленном частью 4 статьи 35 УАТ:

  • в размере, который установлен договором перевозки груза;
  • в размере 5 процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении (если иное не установлено договором);
  • в размере 1 процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (если иное не установлено договором).

См., например, постановление ФАС Уральского округа от 26 апреля 2011 г. № Ф09-1570/11-С5 по делу № А60-20603/2010-С3.

При задержке (простое) специализированных транспортных средств грузоотправитель будет вынужден уплатить штраф в два раза больше, если иное не установлено договором перевозки груза (п. 5 ст. 35 УАТ)».

<…>

31.07.2015

С уважением, Арсен Магамаев,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Викторией Рыбалкиной,

руководителем экспертной поддержки Системы Юрист

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка