Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как узнать КБК по взносам и налогу на упрощенке

Подписка
Срочно заберите все!
№24
7 августа 2015 83 просмотра

Можно ли оценку пожарного риска отнести за счет резерва на предотвращение последствий чрезвычайных ситуаций?

Если Вы проводите оценку пожарного риска в соответствии с Законом № 123-ФЗ, то такие расходы за счет резерва не отражаются. В этом случае в бухгалтерском и налоговом учете они отражаются в первоначальной стоимости объекта ОС, если он не введен в эксплуатацию (например, строится) (п. 3 ПБУ 10/99, п. 8 ПБУ 6/01 и п. 3.1. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если объект уже введен в эксплуатацию, то в налоговом учете указанные затраты признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 6 п. 1 ст.264 НК РФ. Согласно этому подпункту в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на обеспечение пожарной безопасности, осуществленные налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ. В бухгалтерском учете Порядок отражения указанных расходов не так однозначен, как в налоговом учете, по следующим причинам. Декларация пожарной безопасности, как правило, составляется один раз на все время эксплуатации объекта. Поэтому в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, затраты на ее составление должны учитываться как расходы будущих периодов в течение срока действия этого документа. Вместе с тем на практике точно определить этот срок сложно. Следовательно, целесообразно в учетной политике для целей бухучета предусмотреть единовременное признание расходов на составление декларации пожарной безопасности и оценку пожарного риска. Тогда подобные затраты включаются в состав прочих расходов в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99.

Если Вы проводите оценку пожарного риска по другим основаниям (в соответствии с требованиями федеральных законов от 21.07.97 № 116-ФЗ и от 21.12.94 № 68-ФЗ), то можно, если в Вашей учетной политике это прописано.

Создание указанного резерва выражается в закупке определенных ТМЦ, как резервных, которые будут числиться у организации на балансе в качестве резерва для возможных локализаций аварий; открытии депозита и хранении на нем средств.

Методики создания резерва нет, практики по данному вопросу также не имеется.

Такую оценку производят на основе имеющихся фактов хозяйственной деятельности организации, опыта в отношении аналогичных обязательств организации или мнений экспертов (п. 16 ПБУ 8/2010).

В целях налогообложения прибыли создавать такой резерв рискованно, так как гл. 25 НК РФ создание такого резерва не предусмотрено (письмо Минфина России от 21.04.06 № 03-03-04/1/376). С этим согласился Федеральный арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 02.03.09 № А48-1462/08-8.

Однако существуют и иные судебные решения. Так, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 24.02.10 № А65-13707/2009 фактически признал правомерным формирование в течение года резерва для локализации и ликвидации последствий аварий компанией, эксплуатирующей опасные производственные объекты. Резерв был создан в соответствии с требованиями федеральных законов от 21.07.97 № 116-ФЗ и от 21.12.94 № 68-ФЗ. Суд признал факт нарушения, но только в виде не восстановления на конец налогового периода суммы неиспользованного резерва. А Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 25.07.06 № А56-2227/2006 прямо указал, что глава 25 НК РФ не содержит исчерпывающего перечня резервов, на образование которых имеет право налогоплательщик. И признал подобный довод инспекции основанным на неверном применении норм законодательства.

Обоснование

Из рекомендации
1.Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как создать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и готовой продукции (работ)


<…>

Величина оценочного обязательства

Конкретной методики определения величины оценочного обязательства законодательством не предусмотрено. При этом раздел III ПБУ 8/2010 содержит общий порядок определения величины оценочного обязательства.*

Согласно данному порядку оценочное обязательство признается в бухучете по состоянию на отчетную дату в сумме, необходимой, чтобы рассчитаться с кредиторами или перевести обязательство на другое лицо (п. 15 ПБУ 8/2010). То есть организация должна оценить предполагаемую сумму расходов, которую ей придется понести для выполнения обязательств по гарантийному ремонту. Такую оценку производят на основе имеющихся фактов хозяйственной деятельности организации, опыта в отношении аналогичных обязательств организации или мнений экспертов (п. 16 ПБУ 8/2010).*

Если оценочное обязательство является существенным, информация о нем должна раскрываться в бухгалтерской отчетности (п. 24 ПБУ 8/2010).

Метод, которым определяется сумма оценочного обязательства, нужно закрепить в учетной политике организации для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). Например, организация вправе оценивать предстоящие расходы на гарантийный ремонт с учетом имеющихся данных о фактическом уровне затрат на гарантийный ремонт за последний год или путем экспертной оценки.

<…>

2.Из статьи «Расходы на обеспечение пожарной безопасности»

журнала «Российский налоговый курьер»

№ 23 декабрь 2010

<…>

Согласно действующему законодательству каждая организация должна обеспечивать пожарную безопасность принадлежащих ей объектов. Она осуществляется в целях защиты помещений и работающих в них сотрудников от пожара. Какие расходы возникают у организации при обеспечении пожарной безопасности? Как они учитываются в налоговом и бухгалтерском учете?

Вопросы пожарной безопасности регулируются федеральными законами от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон № 123-ФЗ), а также иными нормативно-правовыми актами, в числе которых:

  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее — Правила пожарной безопасности);
  • Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820;
  • Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее — Нормы пожарной безопасности) и др.

На основании названных документов каждая организация должна иметь систему обеспечения пожарной безопасности, то есть комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на защиту людей и имущества от пожара. К ней предъявляются определенные требования. В рамках выполнения этих требований организация производит различные расходы.*

К расходам на пожарную безопасность, в частности, можно отнести следующие затраты:

  • составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска;*
  • приобретение минимального набора средств пожаротушения;
  • приобретение, установка, а также обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения;
  • оборудование офиса курительными комнатами;
  • противопожарное обучение;
  • услуги профессиональных пожарных;
  • страхование риска потерь от пожара и пр.

Рассмотрим порядок налогового и бухгалтерского учета каждого из указанных выше видов затрат.

<…>

Порядок налогового и бухгалтерского учета затрат на составление декларации пожарной безопасности и оценку пожарного риска зависит от нескольких факторов: состояния здания — строящееся или готовое, способа осуществления затрат — собственными силами или с привлечением специализированной организации.*

Расходы на декларацию по строящемуся объекту. Затраты, связанные с оформлением декларации пожарной безопасности по строящемуся объекту, в целях налогообложения прибыли учитываются в составе первоначальной стоимости амортизируемого имущества. Основание — пункт 1 статьи 257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.*

В бухгалтерском учете расходы на составление декларации и оценку пожарного риска строящегося здания также включаются в его первоначальную стоимость. До завершения строительства такие расходы учитываются в составе вложений во внеоборотные активы на счете 08 субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» (п. 3 ПБУ 10/99, п. 8 ПБУ 6/01 и п. 3.1. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций). После ввода объекта в эксплуатацию и его государственной регистрации сформированная на указанном субсчете первоначальная стоимость здания списывается в дебет счета 01 «Основные средства».*

Указанные расходы в налоговом и бухгалтерском учете отражаются в следующих суммах. Если застройщик составляет декларацию собственными силами, то расходы признаются в сумме фактически произведенных затрат. При привлечении к составлению декларации специализированной организации выполненные и оформленные в установленном порядке работы отражаются у застройщика-заказчика по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам специализированной организации и актам сдачи-приемки работ.

После ввода объекта в эксплуатацию расходы на составление декларации пожарной безопасности, учтенные в первоначальной стоимости основного средства, списываются собственником в налоговом и бухгалтерском учете в расходы через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ и п. 17 и 21 ПБУ 6/01).

Расходы на декларацию по готовому зданию. Расходы на составление декларации пожарной безопасности (как первичной, так и уточненной) и оценку пожарного риска по зданию, находящемуся в эксплуатации, отражаются таким образом.*

Составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска в случаях, указанных в Законе № 123-ФЗ, являются для организации обязательной процедурой. Поэтому в налоговом учете указанные затраты признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Согласно этому подпункту в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на обеспечение пожарной безопасности, осуществленные налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ.*

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете не так однозначен, как в налоговом учете, по следующим причинам. Декларация пожарной безопасности, как правило, составляется один раз на все время эксплуатации объекта. Поэтому в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, затраты на ее составление должны учитываться как расходы будущих периодов в течение срока действия этого документа. Вместе с тем на практике точно определить этот срок сложно. Следовательно, целесообразно в учетной политике для целей бухучета предусмотреть единовременное признание расходов на составление декларации пожарной безопасности и оценку пожарного риска. Тогда подобные затраты включаются в состав прочих расходов в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99.*

<…>

3.Из статьи «Как сформировать резерв предстоящих расходов в как можно большем объеме»

Журнала « Практическое налоговое планирование»

№ 6, июнь 2013

Создание резервов, не предусмотренных НК РФ, очень рискованно*

Минфин России высказывается против создания в налоговом учете резервов, не предусмотренных кодексом (письмо от 21.04.06 № 03-03-04/1/376). С этим согласился Федеральный арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 02.03.09 № А48-1462/08-8.

Однако существуют и иные судебные решения. Так, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 24.02.10 № А65-13707/2009 фактически признал правомерным формирование в течение года резерва для локализации и ликвидации последствий аварий компанией, эксплуатирующей опасные производственные объекты. Резерв был создан в соответствии с требованиями федеральных законов от 21.07.97 № 116-ФЗ и от 21.12.94 № 68-ФЗ. Суд признал факт нарушения, но только в виде невосстановления на конец налогового периода суммы неиспользованного резерва. А Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 25.07.06 № А56-2227/2006 прямо указал, что глава 25 НК РФ не содержит исчерпывающего перечня резервов, на образование которых имеет право налогоплательщик. И признал подобный довод инспекции основанным на неверном применении норм законодательства.

Однако все же формирование резервов, не предусмотренных главой 25 НК РФ, стоит признать чрезвычайно рискованным методом оптимизации.

4.Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94Н

Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (с изменениями на 8 ноября 2010 года)

<…>

Счет 96 "Резервы предстоящих расходов"

Счет 96 "Резервы предстоящих расходов" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. В частности, на этом счете могут быть отражены суммы: предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; на ремонт основных средств; предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу. Фактические расходы, на которые был ранее образован резерв, относятся в дебет счета 96 "Резервы предстоящих расходов" в корреспонденции, в частности, со счетами: 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы оплаты труда работникам за время отпуска и ежегодного вознаграждения за выслугу лет; 23 "Вспомогательные производства" - на стоимость ремонта основных средств, произведенного подразделением организации, и др. Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется. Аналитический учет по счету 96 "Резервы предстоящих расходов" ведется по отдельным резервам.*

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка