Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Скоро в Главбухе

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
10 августа 2015 80 просмотров

При заключении гос. контракта путем торгов, была спецификация. Нужна ли к соглашению о расторжении гос.контракта спецификация?

Нет, Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» этого не предусматривает. Спецификация уточняет объект закупки, она необходима в том случае, если в самом контракте стороны не согласовали объем закупки (оказания услуг, проведения работ). При расторжении спецификацию оформлять не требуется, если только это прямо не предусмотрено условиями заключенного контракта.

Обоснование

Из рекомендации Анжелы Потеевой, председателя Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, Дмитрия Чваненко, начальника юридического отдела компании «Русский проект», Юлии Копеевой, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист».
Как заказчику отказаться от государственного (муниципального) контракта

Эта рекомендация применима ко всем государственным и муниципальным контрактам, независимо от того, когда они были заключены:

  • до 1 января 2014 года на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ);
  • начиная с 1 января 2014 года на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

С 7 июня 2013 года в Закон № 94-ФЗ были внесены изменения, которые разрешили односторонний отказ от госконтракта. Это позволило решить проблемы, которые раньше возникали из-за отсутствия единообразной практики по вопросу о том, допустим такой отказ или нет.

Контракты, заключенные до 1 января 2014 года, будут регулироваться нормами Закона № 94-ФЗ.

Для контрактов, которые заключены после 1 января 2014 года, действуют аналогичные правила. Дело в том, что нормы, регулирующие право на односторонний отказ (ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ и ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), – идентичны по содержанию.

<…>

Что должен учесть заказчик, если он хочет отказаться от контракта

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения (ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Процедура реализации права на расторжение контракта в одностороннем порядке одной из сторон закреплена в статье 19.2 Закона № 94-ФЗ, которая целиком посвящена этому вопросу. В Законе № 44-ФЗ порядку одностороннего отказа посвящены пункты 10–26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке по решению заказчика сводится к следующим этапам.

1. Заказчик принимает решение об отказе от контракта.

2. Заказчик уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) об отказе от контракта.

3. Решение об отказе от контракта вступает в силу.

Когда заказчик может принять решение об отказе от контракта

Отказ от контракта со стороны заказчика допустим лишь в том случае, если право на такой отказ было предусмотрено в самом контракте (ч. 1 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что еще на этапе процесса размещения заказа заказчик должен решить для себя, хочет ли он иметь возможность после заключения контракта отказаться от него в одностороннем порядке или нет. Если ответ будет положительным, то в проекте контракта должно быть прямо и четко отражено, что заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Внимание! Заказчик, резервируя за собой право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, автоматически наделяет аналогичным правом поставщика (исполнителя, подрядчика)

При этом в контракте не обязательно должно быть прямо закреплено право поставщика на односторонний отказ. По умолчанию поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте предусмотрено аналогичное право заказчика (ч. 9 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

<…>

Для расторжения контракта путем одностороннего отказа заказчик обязан принять соответствующее решение, которое необходимо оформить в виде отдельного документа. В нем необходимо отразить информацию о реквизитах расторгаемого контракта, контрагенте заказчика, а также о причинах принятия заказчиком такого решения. Это решение должно быть подписано уполномоченным лицом заказчика.

До принятия такого решения заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций (выбор экспертов, экспертных организаций осуществляется в соответствии с Законом № 94-ФЗ илиЗаконом № 44-ФЗ). Соответственно, если заказчик провел такую экспертизу, то он может принять решение об одностороннем отказе от контракта только при условии, что по результатам экспертизы подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа.

Если причиной для отказа от контракта послужил именно вывод заказчика о нарушении его контрагентом условий о качестве товара (работы, услуги), то в случае возникновения спора заказчик должен будет доказать обоснованность своего вывода. Как правило, в таких случаях суды признают обязательным проведение соответствующей экспертизы, которая способна подтвердить позицию заказчика. Данный вывод можно проиллюстрировать при помощи следующего примера. Несмотря на то что в нем рассматривался вопрос о правомерности расторжения договора именно в судебном порядке, выводы, сделанные судом, можно учитывать и при внесудебном отказе от контракта.

<…>

Как заказчик обязан сообщить поставщику об отказе от контракта

После того как заказчик принял решение об одностороннем отказе, он обязан разместить это решение (не позднее следующего рабочего дня) на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Помимо этого заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении одновременно двумя следующими способами.

1. Направить отказ поставщику (по адресу, указанному в контракте) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

2. Направить поставщику телеграмму. Вместо телеграммы заказчик вправе использовать факсимильную связь, либо электронную почту, либо иные средства связи и доставки, обеспечивающие фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении своему контрагенту.

Выполнение заказчиком этих требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от контракта. При этом датой такого уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику данного уведомления (или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте).

Такие правила содержатся в части 4 статьи 19.2 Закона № 94-ФЗ и в части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Если заказчик будет использовать факсимильную связь (или электронную почту), есть риск, что впоследствии будет сложно доказать факт добросовестного уведомления поставщика

Несмотря на указанную в законе возможность, все же не рекомендуется использовать факсимильную связь и тем более электронную почту, так как в дальнейшем у заказчика могут возникнуть сложности в доказывании факта соблюдения требованийчасти 4 статьи 19.2 Закона № 94-ФЗ (ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) в части информирования поставщика о принятом решении.

Пример из практики: суд не принял в качестве доказательства распечатку страниц с адреса электронной почты

Суд кассационной инстанции пришел к следующему выводу: «Исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что распечатка страницы с адреса электронной почты покупателя о направлении претензии истцу в электронном виде не может быть признана надлежащим направлением претензии, поскольку ответчик не доказал факт получения претензии истцом, а договор электронных адресов сторон не содержит» (постановление ФАС Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/16305-10 по делу № А40-63445/10-52-513).

Данный пример посвящен другому предмету спора (не связанному с расторжением контракта), но хорошо иллюстрирует проблему доказывания факта направления документов посредством сети Интернет.

См. также:

  • Электронные доказательства в суде. Какие особые риски нужно учесть, готовясь к процессу;
  • Электронная переписка между контрагентами. Как придать ей доказательственную силу.

Для крайних случаев, когда невозможно получить подтверждение надлежащего уведомления поставщика, закон устанавливает фикцию уведомления поставщика (ч. 4 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В таком случае поставщик считается уведомленным о принятом заказчиком решении по истечении 30 дней с момента размещения на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг решения заказчика об одностороннем отказе от контракта.

Отдельно необходимо отметить, что для целей уведомления поставщика не применяются правиластатьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, поскольку она носит диспозитивный характер и ее положения не учитываются в тех случаях, когда закон (в нашем случае – Закон № 94-ФЗ и Закон № 44-ФЗ) устанавливает иной порядок (п. 2 ст. 165.1 ГК РФ).

Когда решение об отказе от контракта вступает в силу

Решение заказчика об одностороннем отказе от контракта вступает в силу не в момент принятия этого решения, а лишь через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 5 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). После вступления в силу указанного решения контракт считается расторгнутым.

Между тем заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты уведомления поставщика устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (ч. 6 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что заказчик не вправе чинить препятствия поставщику, решившему устранить нарушения в названный выше срок. Если же до принятия своего решения заказчик был вынужден провести экспертизу, то поставщик также обязан компенсировать затраты на проведение экспертизы (ч. 6 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Правило о необходимости отмены принятого заказчиком решения не применяется в случае повторного нарушения поставщиком условий контракта, которое в соответствии с гражданским законодательством является основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

<…>

Какие последствия наступят для сторон после расторжения контракта

Сведения о поставщике, с которым был расторгнут контракт в связи с односторонним отказом заказчика, включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Порядок включения таких сведений установлен статьей 19 Закона № 94-ФЗ и статьей 104 Закона № 44-ФЗ. Порядок ведения реестра установлен Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 292. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта должен направить в уполномоченный орган ряд сведений, а также копию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 6 ст. 19 Закона № 94-ФЗч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

В настоящий момент таким уполномоченным органом является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления. В связи с этим целесообразно учитывать приказ ФАС России от 27 августа 2007 г. № 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках», а также разъяснения, изложенные в письме ФАС России от 18 декабря 2012 г. № ГЗПУ/00555.

Внимание! При расторжении государственного (муниципального) контракта в связи с односторонним отказом нельзя применить общие положения о гражданско-правовой ответственности. Как поставщик, так и заказчик могут потребовать возместить только фактически причиненный ущерб

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны не могут применить общие положения о гражданско-правовой ответственности.

Дело в том, что стороны в этом случае вправе потребовать возместить только фактически причиненный ущерб, непосредственно обусловленный обстоятельствами, которые стали основанием для решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

После расторжения контракта заказчик должен разместить информацию (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта (ч. 14 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

<…>

ЗАКОН ОТ 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»


<…>

«Статья 33. Правила описания объекта закупки

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;22

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;3

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиямиГражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

<…>

Статья 95. Изменение, расторжение контракта34

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;1

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;11

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;3

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;1

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;4

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;4

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.1

1.1. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.23

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.2

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.2

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.10

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.1

7. При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.7

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.23

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.10

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.2

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.5

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.5

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Будет ли ваша компания платить дивиденды за 2016 год?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка