Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
11 августа 2015 135 просмотров

Агент по закупу в текущем периоде выставляет документы на фурнитуру к товару, переданному принципалу в прошлых периодах (с 2011г.). Товар, соответственно, уже продан, в себестоимость включить нельзя. Как правомерно поступить в данной ситуации? Может ли принципал включить данные расходы в себестоимость или нужно списать в учете данные запчасти?

Если агент предоставил в 2015 принципалу документы по поставке фурнитуры 2011 года, в учете оприходование фурнитуры в 2011 году должно было быть отражено как неотфактурованная поставка. В бухучете ТМЦ по неотфактурованной поставке приходуются по учетным или по рыночным ценам. Если после предоставления документов агентом окажется что фактическая цена отличается от той, по которой был оприходован товар, в бухучете делается корректировка со счетом 91 «прочие доходы и расходы» (подробнее об этом в рекомендации в полном ответе).

Учесть ТМЦ по неотфактурованным поставкам при расчете налога на прибыль можно только после получения расчетных документов.

По общему правилу, если ТМЦ были реализованы до получения расчетных документов, налоговую базу по налогу на прибыль следует уточнить. А именно стоимость ТМЦ учесть в составе расходов организации. Вместе с тем, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет.

Таким образом, в данном случае организация может учесть изменение стоимости фурнитуры только в бухучете (через счет 91 «прочие доходы и расходы»). На налоговый учет поступление документов за 2011 год не повлияет.

Обоснование

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление товарно-материальных ценностей по неотфактурованной поставке

Документальное оформление

При поступлении на склад товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по неотфактурованной поставке в зависимости от вида ценностей оформите:

Второй экземпляр акта направьте поставщику. Об этом сказано в пункте 37 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

При этом организация может использовать как унифицированные формы документов, так и формы, которые разработала самостоятельно.

Бухучет

ТМЦ по неотфактурованной поставке оприходуйте по учетным ценам. Если организация в качестве учетной цены использует фактическую себестоимость, то неотфактурованные ТМЦ оприходуйте по рыночным ценам. Рыночную стоимость определите как сумму денежных средств, которая может быть получена от продажи этих активов. Такие правила установлены в пункте 39 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и пункте 9ПБУ 5/01. В учете сделайте проводку:*

Дебет 10 (41) Кредит 60
– учтены ТМЦ, поступившие по неотфактурованным поставкам.

Если после поступления товаросопроводительных документов окажется, что фактическая себестоимость ТМЦ другая, внесите исправления в бухучет. Порядок внесения исправлений зависит от того, в какой момент были получены эти документы.*

Если расчетные документы были получены до утверждения отчетности за календарный год, в котором произошла неотфактурованная поставка, скорректируйте цену поступивших материалов и уточните расчеты с поставщиком (п. 4041 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). При этом корректировку лучше производить не на разницу сумм, а сторнированием стоимости с одновременным отражением стоимости ТМЦ согласно расчетным документам:

Дебет 10 (41) Кредит 60
– сторнирована стоимость ТМЦ по неотфактурованным поставкам;

Дебет 10 (41) Кредит 60
– учтена стоимость ТМЦ по неотфактурованным поставкам при поступлении товаросопроводительных документов.

<…>

Если документы были получены после утверждения отчетности за календарный год, в котором произошла неотфактурованная поставка, то стоимость ТМЦ не корректируйте. Расчеты с поставщиком уточните следующим образом.

Если цена материалов по документам выше цены, использованной при их оприходовании, то уточнение задолженности перед поставщиком отразите проводкой:*

Дебет 91-2 Кредит 60
– отражено увеличение задолженности перед поставщиком и сумма убытка прошлых лет, выявленная в отчетном периоде.

Если цена материалов по документам ниже цены, использованной при их оприходовании, то уточнение задолженности перед поставщиком отразите проводкой:*

Дебет 60 Кредит 91-1
– отражено уменьшение задолженности перед поставщиком и сумма прибыли прошлых лет, выявленная в отчетном периоде.

Такой порядок установлен в пункте 41 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

<…>

Ситуация: нужно ли отражать в бухучете входной НДС по неотфактурованным поставкам ТМЦ. Организация применяет общую систему налогообложения

Да, нужно.

Исключением из этого являются случаи, когда заранее известно, что поставщик не является плательщиком НДС (например, применяет упрощенку). В этом случае входной НДС в бухучете по неотфактурованным поставкам не отражайте.

Одним из основных принципов ведения бухучета является принцип осмотрительности. Согласно этому принципу, кредиторская задолженность должна отражаться с учетом всех сумм, которые организация предполагает заплатить кредитору (п. 6 ПБУ 1/2008). Сумма НДС может быть определена исходя из рыночной стоимости ТМЦ (п. 9 ПБУ 5/01). Ставки НДС установлены в статье 164 Налогового кодекса РФ.

В бухучете входной НДС по неотфактурованным поставкам отразите проводкой:

Дебет 19 Кредит 60
– учтен НДС по неотфактурованным поставкам ТМЦ.

Если после получения счета-фактуры окажется, что фактическая сумма налога другая, внесите исправления в бухучет. Корректировку входного НДС отразите проводками:

Дебет 19 Кредит 60
– сторнирован НДС по неотфактурованным поставкам ТМЦ;

Дебет 19 Кредит 60
– учтен НДС по ТМЦ согласно счету-фактуре.

<…>

ОСНО: налог на прибыль

ТМЦ по неотфактурованным поставкам при расчете налога на прибыль учесть нельзя. Для целей налогообложения все расходы должны быть подтверждены документально (п. 1 ст. 252 НК РФ). Акты по формам № М-7№ ТОРГ-4 и № ТОРГ-5, составленные по неотфактурованным поставкам, не являются документами, которыми организация может подтвердить свои расходы на приобретение ТМЦ.

Учесть ТМЦ по неотфактурованным поставкам при расчете налога на прибыль можно только после получения расчетных документов. Если ТМЦ были реализованы или отпущены в производство до получения расчетных документов, то налоговую базу по налогу на прибыль следует уточнить. А именно стоимость ТМЦ учесть в составе расходов организации.*

Если документы получены до сдачи налоговой декларации по итогам года, в котором произошла неотфактурованная поставка, стоимость ТМЦ учтите при расчете налога на прибыль в следующем порядке.

Если организация применяет метод начисления, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшите за тот отчетный период, в котором товары были реализованы (ст. 320 НК РФ). По материалам, отпущенным в эксплуатацию (производство), определите, к прямым или косвенным расходам они относятся. Если это косвенные расходы, то налоговую базу уменьшите за тот отчетный период, в котором материалы были отпущены в производство (п. 2 ст. 272абз. 1 п. 2 ст. 318 НК РФ). Если прямые – за тот отчетный период, в котором продукция, изготовленная из этих материалов, была реализована (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Подробнее об этом см. Как в налоговом учете отражать прямые и косвенные расходы.

Если организация применяет кассовый метод, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшите за тот отчетный период, в котором товары были реализованы (материалы переданы в производство) и оплачены поставщику (ст. 273320 НК РФ).

При этом если за корректируемый отчетный период декларация по налогу на прибыль была представлена, организация вправе, но не обязана подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию. Это связано с тем, что ошибка в расчете налоговой базы не привела к занижению налога (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Кроме того, налог на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала каждого года (ст. 286 НК РФ). Поэтому стоимость ТМЦ по ранее неотфактурованным поставкам можно отразить в расходах в налоговой декларации за следующий отчетный период или по итогам налогового периода.*

Если организация применяет ПБУ 18/02, в учете будут возникать временные разницы, приводящие к образованию отложенного налогового актива (подп. 11 и 14 ПБУ 18/02). Связано это с тем, что в отличие от налогового учета в бухучете расходы на приобретение неотфактурованных ТМЦ учитываются до поступления документов.

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– учтен отложенный налоговый актив по неотфактурованным поставкам.

После того как расходы на приобретение ТМЦ уменьшат налоговую базу по налогу на прибыль, отложенный налоговый актив спишите:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– списан отложенный налоговый актив по неотфактурованным поставкам.

<…>

ОСНО: НДС

Входной НДС по неотфактурованным поставкам к вычету не принимайте. Одним из основных условий применения налогового вычета является наличие счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). В том налоговом периоде, в котором счет-фактура будет передан организации, входной налог примите к вычету*. Исключение из этого правила составляют случаи, когда:

В этих случаях входной НДС учитывайте в стоимости неотфактурованных ТМЦ. Это следует из пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Если организация выполняет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, входной налог со стоимости ТМЦ распределите (п. 44.1 ст. 170 НК РФ).

<…>

2.Из ситуации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно

Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.

Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.

Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование*. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.

Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.

Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка