Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О подвохах в пособиях и компенсациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
12 августа 2015 399 просмотров

Может ли ТСЖ включать в смету расходы по содержанию и ведению специальных счетов по капитальному ремонту дома. В свете новых изменений, создание и ведение спецсчетов возложено на тсж и (или) на региональные власти, и у нас вопрос по содержанию этих счетов, в нашем тсж их будет 13?

Да, может, как на предстоящий финансовый год, так и в текущем году путем изменения сметы и добавления в нее дополнительных расходов.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как ТСЖ составить смету доходов и расходов на год

Смета доходов и расходов на год – это финансовый документ. В ней отражают:
– необходимые расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
– затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома;
– специальные взносы и отчисления в резервный фонд;
– расходы на другие установленные законом и уставом ТСЖ цели.

Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ.*

Ситуация: обязано ли ТСЖ принимать смету доходов и расходов на год

Да, обязано.

С одной стороны, определение сметы доходов и расходов на год является не обязанностью, а правом ТСЖ (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). С другой стороны, именно на основе сметы можно установить размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Таким образом, без сметы полноценная деятельность ТСЖ невозможна.

Кроме того, составление сметы доходов и расходов на год вменено в прямые обязанности правления ТСЖ (п. 3 ст. 148 ЖК РФ).

Ситуация: в какие сроки ТСЖ должно принять смету доходов и расходов на год

Законодательно установленных сроков нет.

В Жилищном кодексе РФ о сроках ничего не сказано, нет по этому вопросу и судебной практики федерального уровня.

Поэтому закрепите сроки утверждения сметы в уставе ТСЖ.

Составляет смету доходов и расходов на год правление ТСЖ. После этого смету должно утвердить общее собрание членов ТСЖ. Такие правила установлены пунктом 3 статьи 148 и пунктом 8.1 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса РФ.

Унифицированного бланка для сметы законодательство не предусматривает. Поэтому составьте этот документ в произвольной форме.

В качестве исходных данных возьмите:
– сметы прошлых лет (на 1–3 года) и их выполнение;

– технические характеристики многоквартирного дома (площади жилых и нежилых помещений, функциональное назначение нежилых помещений, этажность и т. д.);

– уровень инфляции;

– цены на услуги по управлению и обслуживанию жилого фонда;

– остатки финансовых средств с прошлых лет;

– остатки материальных ресурсов на содержание и ремонт и др.

Доходная часть сметы может складываться из следующих видов поступлений:

– взносы собственников помещений;

– бюджетные поступления;

– доходы от предпринимательской деятельности;

– прочие доходы.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 151 Жилищного кодекса РФ и пунктах 2.2–2.6 Рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45.

Важная деталь: ТСЖ, как и любая некоммерческая организация, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это служит достижению целей, предусмотренных уставом (п. 1 ст. 152 ЖК РФ).

Ситуация: может ли ТСЖ включать в смету доходов и расходов на год расходы, которые не относятся к содержанию общего имущества многоквартирного дома

Да, может. В Жилищном кодексе РФ нет положений, которые бы запрещали включить в смету расходы, не связанные с содержанием общего имущества.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Об обязанности собственников оплатить иные расходы в законодательстве не сказано.

В то же время до сих пор действуют Рекомендации, утвержденные приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45. А в этом документе написано, что расходная часть сметы состоит из следующего:
– административно-управленческих расходов (зарплата административно-управленческого персонала, налоги и взносы с нее, содержание конторы правления ТСЖ, канцелярских расходов и др.);

– затрат на техобслуживание, содержание и ремонт, в том числе хозспособом (расходы на инвентарь и материалы, дератизацию и дезинфекцию и др.);

– прочих расходов, связанных с содержанием дома (например, на страхование).

В частности, об этом сказано в пунктах 2.3–2.5 Рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45.

Не все из перечисленных пунктов связаны с содержанием общего имущества дома. Кроме того, в Жилищном кодексе РФ нет положений, которые запрещали бы включить в смету расходы, не связанные с содержанием общего имущества. Если собственники помещений дома не возражают оплатить эти расходы, то смета, в которой есть данные пункты затрат, не может быть признанной не соответствующей закону. Этот подход подтверждают нормы пункта 3 статьи 148 и пункта 8.1 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса РФ.

Федеральной судебной практики по этому вопросу нет. Есть лишь отдельные судебные решения о том, что учесть затраты, не связанные с содержанием общего имущества, в смете можно (см., например, определение Рязанского областного суда от 27 апреля 2011 г. № 33-799.*

Ситуация: должно ли ТСЖ включить в смету доходов и расходов на год затраты, которые можно запланировать только приблизительно (например, по договорам с ресурсоснабжающими организациями)

Да, должно.

Тот факт, что запланировать стоимость затрат можно только приблизительно, не является препятствием для того, чтобы учесть их в смете. Объясняется это так.

Исходными данными при составлении сметы являются, в том числе сметы прошлых лет (на 1–3 года) и их выполнение (п. 2.2 Рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45). Поэтому на момент утверждения сметы правление ТСЖ может приблизительно рассчитать сумму соответствующих затрат.

По окончании года отчет об исполнении сметы утверждает общее собрание членов ТСЖ (подп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). При этом собственников помещений дома можно уведомить о причинах возможных расхождений в статьях расходов (по факту и по плану).

Ситуация: может ли правление ТСЖ предъявить членам товарищества расходы, не запланированные в смете. Платежи не являются коммунальными

Да, может, если на изменение сметы даст согласие общее собрание членов ТСЖ.*

Ведь расходы ТСЖ покрываются за счет взносов его членов. Размер взносов устанавливается на основании сметы доходов и расходов. А смету как документ и размер взносов также утверждает общее собрание членов товарищества. Такой порядок установлен пунктами 2 и 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ.

И хотя распоряжение денежными средствами на счетах ТСЖ относится к полномочиям правления, тратить деньги можно только в пределах сметы, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. Об этом сказано в подпункте 8.1 пункта 2 статьи 145, пункте 3 статьи 148 и пункте 4 статьи 151 Жилищного кодекса РФ.

В ситуации, когда расходы в текущем году превышают запланированные сметой, либо вовсе там не отражены, утвержденную смету можно пересмотреть. Жилищное законодательство не запрещает это, как и не регулирует то, как часто этот документ надо утверждать. В законе сказано лишь то, что он составляется на год.

Чтобы пересмотреть смету, правлению нужно подготовить изменения в нее и созвать внеочередное собрание членов ТСЖ. А на собрании должно быть принято решение об утверждении измененной сметы и измененнии размеров взносов членов ТСЖ. Если же на собрании члены товарищества не согласятся с этим, то предъявить им непредвиденные расходы не удастся.

Такой вывод следует из подпунктов 4 и 8.1 пункта 2 статьи 145, пункта 8 статьи 148 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, предъявить незапланированные расходы членам товарищества можно, но только с согласия их общего собрания.

Главбух советует: чтобы избежать трудностей, связанных с покрытием затрат, не запланированных сметой, рекомендуем создавать резервный фонд непредвиденных расходов.

Право ТСЖ формировать специальные фонды закреплено в пункте 3 статьи 151 Жилищного кодекса РФ. Причем в этой норме не сказано, какие именно фонды может создавать товарищество. В законе есть лишь два условия, которые нужно соблюсти для этого:
– решение о создании фонда должно быть принято на общем собрании членов товарищества;

– средства фонда должны расходоваться на уставные цели.

Кроме того, нужно утвердить порядок создания фонда.*

Это значит, что ТСЖ вполне может создать резервный фонд непредвиденных расходов, которые на практике всегда возникают в деятельности товарищества. Для этого созовите общее собрание членов ТСЖ и зафиксируйте в протоколе решение о создании резервного фонда и утверждение членами ТСЖ положения о нем.

Положение о резервном фонде непредвиденных расходов будет тем документом, в котором указан порядок создания фонда и расходования его средств. Законодательных требований к составу этого документа нет, как нет и типового бланка. Поэтому составьте его в произвольной форме.

Таким образом, все необходимые условия для создания фонда будут соблюдены, а правление ТСЖ получит возможность оперативно принимать решения и всегда иметь источник покрытия непредвиденных расходов.

А можно ли требовать от собственников – не членов ТСЖ такие взносы, когда решение о создании фонда принято и одобрено общим собранием членов ТСЖ? Нет, нельзя, если они сами не дадут на это свое добровольное согласие. В противном случае будет нарушение прав данной категории жильцов. Однако собственники помещений в многоквартирном доме, которые не являются членами ТСЖ, обязаны вносить плату за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества (ст. 153, п. 6 ст. 155 Жилищного кодекса РФ). И если средства резерва направлены на покрытие именно этих расходов, то собственники – не члены ТСЖ должны участвовать в его накоплении.

Что касается вопросов налогообложения взносов собственников на создание резервного фонда, то они целевыми не являются. Поэтому включите их в состав доходов как при общей системе налогообложения, так и при упрощенке (подп. 1 п. 2 ст. 251 и п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 10 апреля 2012 г. № 03-11-11/119).

По окончании года ревизионная комиссия ТСЖ проверяет исполнение сметы (ст. 150 ЖК РФ). Отчет об исполнении сметы утверждает общее собрание членов ТСЖ (подп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Ситуация: как оформить отчет об исполнении сметы доходов и расходов за год в ТСЖ

Унифицированной формы данного документа в законодательстве нет. Возможно несколько вариантов:
– оформить отчет в виде отдельного документа;
– предусмотреть в табличной части сметы доходов и расходов отдельную графу о фактическом исполнении каждой позиции сметы.

Такой вывод следует из статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка