Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
14 августа 2015 127 просмотров

ООО на УСН проводит стимулирующие мероприятия в рамках рекламной акции. При выплате Физ. лицу выигрыша нужно ли удержать 35% НДФЛ? Или нужно выдать полную сумму и расчет с ИФНС он ведет сам. Является ли ООО его налоговым агентом, т.е кто должен перечислить этот % и сдавать отчетность? И если не является, как ООО должно сообщить в ИФНС о выплате выигрыша (форма документа)?

1. Да, если стоимость выигрыша превышает 4000 рублей, НДФЛ по ставке 35 % нужно удержать, поскольку в Вашей ситуации организация признается налоговыми агентом при выплате дохода победителю стимулирующей лотереи (п.28 ст.217 НК РФ, п.1, 2 ст. 226 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 марта 2012 г. № 03-04-05/9-305, от 19 января 2012 г. № 03-04-05/9-33 и ФНС России от 1 октября 2012 г. № ЕД-2-3/618.

2. Являясь налоговым агентом при выплате выигрыша, организатор стимулирующей лотереи должен удержать НДФЛ, перечислить его в бюджет, сдать в налоговую инспекцию справку по форме 2-НДФЛ в отношении выигрышей, стоимость которых превышает 4000 руб.

3. Сообщать в налоговую инспекцию о факте выплаты выигрыша не нужно. Это нужно сделать только, если гражданин получил выигрыш в натуральной форме и Ваша организация не выплачивала ему деньги. В этом случае в налоговую инспекцию необходимо сообщить о невозможности удержания НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Сообщения о невозможности удержать налог подаются на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).

Также об этом нужно уведомить и гражданина. Делается это также на бланках по форме 2-НДФЛ с указанием в поле «Признак» цифры 2. Об этом сказано в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Отдельной типовой формы сообщения гражданину о невозможности удержания НДФЛ нет. Это нужно сделать в течение 1 месяца с даты получения гражданином дохода.

Обоснование

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ в отношении призов или выигрышей, полученных гражданами в ходе стимулирующей (бесплатной) лотереи

Да, является.

С 30 января 2014 года понятие «стимулирующая лотерея» законодательством о лотереях не регулируется: оно исключено из текста Закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ. Однако организации по-прежнему могут проводить за свой счет рекламные акции, которые носят характер стимулирующих (бесплатных) лотерей. К ним относятся конкурсы, игры и другие аналогичные мероприятия, условием участия в которых является приобретение у организации определенного товара. Это предусмотрено статьей 9 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ.

Стимулирующие рекламные мероприятия не относятся к играм или лотереям, основанным на риске. Следовательно, правила подпункта 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ о самостоятельной уплате НДФЛ гражданами в таких ситуациях не применяются.

Призы (выигрыши), полученные в результате подобных акций, можно квалифицировать как доходы, полученные по договору дарения. Самостоятельно с таких доходов граждане должны платить НДФЛ, только если они получены от других граждан, не являющихся предпринимателями (подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ). Таким образом, в отношении выигрышей стоимостью более 4000 руб. организатор лотереи признается налоговым агентом. Это следует из положений пункта 28 статьи 217, пунктов 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Ставка, по которой налоговый агент удерживает НДФЛ с указанных призов (выигрышей), равна 35 процентам (п. 2 ст. 224 НК РФ). При этом если гражданин получил выигрыш в натуральной форме и организатор лотереи не выплачивал ему деньги, то в налоговую инспекцию необходимо сообщить о невозможности удержания НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 марта 2012 г. № 03-04-05/9-305, от 19 января 2012 г. № 03-04-05/9-33 и ФНС России от 1 октября 2012 г. № ЕД-2-3/618.

Из рекомендации «Кто должен платить НДФЛ»

<…>

Из рекомендации

Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»

Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга

Нужно ли самостоятельно перечислить в бюджет НДФЛ с призов или выигрышей, полученных в результате проведения стимулирующей (бесплатной) лотереи.

Нужно в том случае, если приз (выигрыш) получен в натуральной форме и его стоимость более 4000 руб.

В подпункте 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ сказано, что человек должен самостоятельно заплатить в бюджет налог с суммы выигрыша, полученного от организаторов лотереи, тотализаторов и других основанных на риске игр. Понятие «стимулирующая лотерея» с 30 января 2014 года законодательством о лотереях не регулируется: оно исключено из текста Закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ. Однако проводить рекламные акции, которые носят характер стимулирующих (бесплатных) лотерей можно как и прежде. К ним относятся конкурсы, игры и другие аналогичные мероприятия, условием участия в которых является приобретение у организации определенного товара (ст. 9 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Такие стимулирующие рекламные мероприятия не относятся к играм или лотереям, основанным на риске. Следовательно, правила подпункта 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ о самостоятельной уплате НДФЛ гражданами в таких ситуациях не применяются. НДФЛ в данном случае со стоимости приза (выигрыша) должен удержать и перечислить в бюджет организатор лотереи как налоговый агент (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 марта 2012 г. № 03-04-05/9-305, от 19 января 2012 г. № 03-04-05/9-33 и ФНС России от 1 октября 2012 г. № ЕД-2-3/618.

Исключение составляют ситуации, когда человек получает приз не в денежной, а в натуральной форме. Дело в том, что в таком случае организатор лотереи не может удержать налог со стоимости приза. Поэтому должен уведомить инспекцию и человека, выигравшего приз, о невозможности удержании налога (п. 5 ст. 226 НК РФ). Человек, в свою очередь, должен самостоятельно подать декларацию по форме 3-НДФЛ и заплатить НДФЛ. При этом призы (выигрыши) стоимостью не более 4000 руб. НДФЛ не облагаются. Об этом сказано в пункте 28 статьи 217, в подпункте 4 пункта 1, пунктах 3 и 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 4 марта 2015 г. № 03-04-05/11397.

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Нужно ли сдать в налоговую инспекцию справку по форме 2-НДФЛ в отношении призов (выигрышей), полученных гражданами в результате проведения стимулирующей (бесплатной) лотереи (лотереи, проводимой в целях рекламы товаров)

Да, нужно.

Справки по форме 2-НДФЛ должны подавать налоговые агенты (п. 2 ст. 230 НК РФ). Организатор стимулирующей лотереи признается налоговым агентом в отношении призов (выигрышей) стоимостью более 4000 руб. Это следует из положений пункта 28 статьи 217, пунктов 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Ставка, по которой налоговый агент удерживает НДФЛ с указанных призов (выигрышей), равна 35 процентам (п. 2 ст. 224 НК РФ). При этом если гражданин получил выигрыш в натуральной форме и организатор стимулирующей лотереи не выплачивал ему деньги, то в налоговую инспекцию необходимо сообщить о невозможности удержания НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 марта 2012 г. № 03-04-05/9-305, от 19 января 2012 г. № 03-04-05/9-33, от 14 апреля 2009 г. № 03-04-05-01/181, от 20 февраля 2009 г. № 03-04-06-01/37 и ФНС России от 16 июля 2009 г. № 3-5-04/1040.

Таким образом, организатор стимулирующей лотереи должен сдавать в налоговую инспекцию справку по форме 2-НДФЛ в отношении призов (выигрышей), стоимость которых превышает 4000 руб.

В течение года один и тот же человек может получить от одной и той же организации несколько призов (выигрышей). Если их суммарная стоимость превысит 4000 руб., организация будет признана налоговым агентом и ей придется сдать в инспекцию справку 2-НДФЛ. Чтобы контролировать величину «призовых» доходов, организациям следует вести персонифицированный учет выигрышей и призов по каждому физлицу. Об этом сказано в письме ФНС России от 2 июля 2015 г. № БС-4-11/11559.

Из рекомендации «Как составлять справку по форме 2-НДФЛ»

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Какие права и обязанности есть у налоговых агентов

Независимо от применяемой системы налогообложения организация может выполнять обязанности налогового агента по следующим налогам:

Права

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 24 НК РФ). В настоящее время никаких ограничений в правах налоговых агентов Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Обязанности

Налоговые агенты обязаны:

Кроме того, на налоговых агентов могут быть возложены иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Об этом сказано в статье 24 Налогового кодекса РФ.

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно

  • Пункт 1
  • Пункт 2
  • Пункт 3
  • Пункт 4
    • правильно рассчитывать суммы налогов, подлежащих удержанию;
    • удерживать рассчитанные суммы налогов с денежных средств, выплачиваемых контрагенту;
    • перечислять в бюджет удержанные суммы налогов по правилам, установленным для уплаты налогов (п. 8 ст. 45 НК РФ);
    • своевременно представлять в налоговую инспекцию декларации (другие документы) по налогам, которые удерживаются с контрагентов;
    • уведомлять налоговую инспекцию о невозможности удержать налог с контрагента в течение одного месяца, когда организация узнала об этом;
    • хранить документы, подтверждающие расчет, удержание и уплату налогов в бюджет, в течение четырех лет.
  • Пункт 5

Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.

Например, возможность удержания ограничивается, если сотрудник получил материальную выгоду, доход в натуральной форме или стал нерезидентом (НДФЛ в этом случае нужно пересчитать по ставке 30 процентов). Если сотрудник не получал других доходов в денежной форме или уволился сразу после этих событий, возможность удержания НДФЛ организацией – источником дохода исключается совсем. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74. Такая же ситуация возникает, если доход в натуральной форме получил человек, не являющийся сотрудником организации (например, покупатель).

Если после выплаты доходов, с которых налог не удерживался, сотрудник получает другие доходы в денежной форме, у налогового агента появляется возможность удержать НДФЛ, не удержанный ранее. В таком случае он обязан произвести удержание налога со всей суммы доходов, в том числе и с доходов, выплаченных ранее (письма Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337 и от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, ФНС России от 1 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18519). При этом налоговый агент должен учитывать, что удерживать НДФЛ в размере более 50 процентов от суммы выплаты он не вправе (п. 4 ст. 226 НК РФ).

<…>

Внимание: за неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога налоговые агенты несут ответственность по статье 123 Налогового кодекса РФ. В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 199.1 УК РФ).

Налоговая ответственность предусмотрена в виде следующих санкций:

  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 и 7 ст. 75 НК РФ);
  • штраф в размере 20 процентов от суммы неудержанного (не полностью удержанного) или неперечисленного (не полностью перечисленного) налога (ст. 123 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени = Не уплаченный в срок налог ? Количество календарных дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки рассчитывают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России и финансовом органе) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

<…>

Информирование налоговой инспекции

О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Это нужно сделать в течение месяца после окончания налогового периода, в котором такие доходы были выплачены (т. е. до 1 февраля следующего года).

Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337.

Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа составит:

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

<…>

Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).

После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если потом у него появится такая возможность. Если уведомление подано своевременно (до 1 февраля следующего года), то пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются. Погасить задолженность человек должен будет самостоятельно не позднее 15 июля. Это следует из положений пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12 и ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: обязана ли организация уведомлять сотрудника о необходимости самостоятельно заплатить НДФЛ, если он уже был извещен о невозможности удержать налог с его доходов

Нет, не обязана. Но по собственной инициативе организация может довести до сотрудника такую информацию.

О том, что налоговый агент не может удержать НДФЛ с выплаченных доходов, он обязан известить налоговую инспекцию и самого налогоплательщика. Сообщения о невозможности удержать налог подают на бланках по форме 2-НДФЛ с указанием в поле «Признак» цифры 2. Об этом сказано в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Отдельной типовой формы сообщения сотруднику о невозможности удержания НДФЛ нет. Более того, статья 226 Налогового кодекса РФ не содержит положений, которые обязывали бы организацию письменно информировать сотрудника о причинах невозможности удержания НДФЛ и его обязанности уплатить налог самостоятельно. Однако в добровольном порядке организация может передать сотруднику эту информацию в форме сообщения, уведомления или пояснительной записки к справке 2-НДФЛ.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка