Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Юридические расходы: когда безопасно списывать

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 августа 2015 13 просмотров

Здавствуйте! Подскажите пожалуйста. Как нам оформить бухгалтерскую справку, счет фактура для НДС "Внутренняя". Нами получена субсидия в виде возмещения транспортных расходов по доставке медикаментов до отдаленных сел района. для получения субсии нами предоставлены счета фактуры и акты вып.работ с копиями грузовых накладных. Верно ли сд проводки ДТ 76 КТ 51, ДТ 86 КТ 76, ДТ 91 КТ 86.Можно ли уменьшить транспортные расходы. Субсидию получаем впервые. Спасибо. Будем ждать ответ.

Так как субсидия предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1 – отражена задолженность бюджета по предоставлению субсидии;

Дебет 51 Кредит 76 – отражено поступление средств субсидии на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

При налогообложении прибыли сумму полученной субсидии включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ). При этом затраты организации, которые оплачены за счет средств полученной субсидии, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если субсидия получена Вашей организацией из федерального бюджета, то при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета НДС, предъявленный продавцом, принимать к вычету не нужно, поскольку это приведет к повторному возмещению налога из федерального бюджета (письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-07-11/05).

В случае если организация уже приняла к вычету входной НДС, то после получения государственного целевого финансирования эту сумму следует восстановить. Восстановленную сумму налога отразите в книге продаж (п. 14 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Основанием для отражения восстановленного налога в книге продаж являются счета-фактуры, по которым входной НДС был принят к вычету. Оформлять в таком случае бухгалтерскую справку не нужно.

Обоснование

1. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<…>

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

<…>

ОСНО: налог на прибыль

Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

<…>

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные инвестиции, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

Назначение субсидии Порядок признания доходов
Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии.

Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода

Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии.

При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции

Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений

Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты, оплаченные за счет средств государственной помощи. Организация не является некоммерческой, унитарным предприятием

Да, можно, но при условии что средства госпомощи не признаются для целей налога на прибыль целевым финансированием.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 НК РФ).

В частности, основные средства, приобретенные за счет средств целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Данное правило в полной мере касается государственной помощи, которую получает управляющая компания на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19.

Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются таковыми в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Также можно учесть в расходах затраты, связанные с содержанием имущества, которое получено в рамках государственной помощи. Например, если в рамках финансирования целевых мероприятий организация получила оборудование, то суммы амортизации, начисленные по такому основному средству, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272, подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222, от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800.

<…>

ОСНО: НДС

При оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета НДС, предъявленный продавцом, принимать к вычету не нужно, поскольку это приведет к повторному возмещению налога из федерального бюджета (письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-07-11/05).

В случае если организация уже приняла к вычету входной НДС, то после получения государственного целевого финансирования эту сумму следует восстановить. Суммы восстановленного налога следует учесть в составе прочих расходов. В стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) их включать не нужно.

Такой порядок предусмотрен в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС со стоимости имущества (работ, услуг), купленного за счет бюджетных средств. Источником госпомощи является региональный или местный бюджет

Да, можно.

Статья 171 Налогового кодекса РФ не ставит в зависимость право на вычет входного НДС от источника финансирования расходов на приобретение имущества (работ, услуг). Организация может принять к вычету предъявленную сумму НДС, если все необходимые условия для этого соблюдены. В частности, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные поставщиками, подрядчиками (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Таким образом, при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств регионального или местного бюджета организация вправе воспользоваться вычетом НДС в общеустановленном порядке.

Минфин России подтверждает правомерность такой позиции (письма от 9 февраля 2012 г. № 03-07-11/32, от 10 декабря 2010 г. № 03-07-11/486, от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/52 и от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800).

<…>

2. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<…>

Получение субсидий из бюджета

Организация может получить субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат:

  • с учетом НДС (в платежном поручении на перечисление субсидии сумма НДС выделена отдельной строкой);
  • без учета НДС (в платежном поручении на перечисление субсидии указано «без НДС»).

В первом случае налог восстановите:

  • в полном объеме, если субсидия была получена на возмещение всех затрат, понесенных организацией;
  • в части, приходящейся на субсидию, если субсидия была получена на частичное возмещение затрат.

Во втором случае налог не восстанавливайте, так как субсидия не предусматривает возмещение входного НДС.

Налог восстановите в том квартале, в котором получены субсидии.

Такие правила следуют из подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 января 2012 г. № 03-07-11/15, от 27 декабря 2011 г. № 03-07-11/347.

<…>

Книга продаж

Восстановленную сумму налога отразите в книге продаж (п. 14 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Основанием для отражения восстановленного налога в книге продаж являются счета-фактуры, по которым входной НДС был принят к вычету. Если счета-фактуры отсутствуют (например, истек срок их хранения), записи в книге продаж можно сделать на основании бухгалтерской справки. В ней должен быть приведен расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению.

Кроме того, бухгалтерская справка-расчет является основанием для отражения в книге продаж сумм НДС, восстановленного в соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 14 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Для расчета используйте ставки НДС, действовавшие на момент применения налоговых вычетов. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 20 мая 2008 г. № 03-07-09/10.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка