Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики разрешают не платить ЕНВД, если магазин закрылся

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 августа 2015 26 просмотров

ИП прекратил деятельность. Имеет ли он право хранить печать и использовать ее или же обязан ее уничтожить

Предприниматель не обязан иметь печать, поэтому правила ее хранения, использования и уничтожения законодательно не урегулированы, ИП устанавливает их самостоятельно. С практической точки зрения, конечно, имеет смысл уничтожить печать, чтобы исключить риски ее неправомерного использования третьими лицами например, в случае ее утери.

Обоснование

Из статьи журнала «Главбух», № 21, октябрь 2008:

Если партнер по сделке – индивидуальный предприниматель…

<…>

Должна ли на документах от предпринимателя стоять его печать?

Нет, печать бизнесмена на документах – необязательный реквизит. Дело в том, что печати у предпринимателя может просто не быть.* Поэтому, получив от предпринимателя документы без его печати, вы можете принять по ним товар (сырье, материалы, работы, услуги) к учету. Каких бы то ни было негативных налоговых последствий для компании это иметь не будет. При этом напомним, что, например, на счете-фактуре печать необязательна в принципе.

Обязан ли предприниматель иметь печать

Обязанность иметь печать раскрывается непосредственно в специальных законах, регламентирующих, например, деятельность АО или ООО. В них действительно есть требование для таких организаций иметь печать. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» такого требования для предпринимателей не содержит. Отсюда вывод: бизнесмен вправе, но не обязан иметь свою печать. Такую точку зрения подтверждают и отдельные письма налоговиков в регионах (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 28 февраля 2006 г. № 28-10/15239).

Другое дело, что иметь печать в интересах самого предпринимателя.* Например, если он осуществляет наличные денежные расчеты без применения ККТ, используя бланки строгой отчетности. Ведь в этом случае печать обязательна (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).Более того, в определении Верховного суда РФ от 20 февраля 1998 г. № 58-Г98-2 прямо сказано:«…в практике делового оборота наличие у любого юридического лица и частного предпринимателя печати признается обязательным и само собой разумеющимся. Без такой печати не может быть открыт расчетный счет в банке или другом кредитном учреждении, надлежащим образом удостоверены заключаемые сделки и иные документы». Правда, сейчас для открытия счета печать предпринимателю не нужна, да и сам счет он может не открывать. А требование скреплять сделку печатью определено в статье 160 Гражданского кодекса РФ лишь как дополнительное.

<…>

Из статьи журнала «Главбух», № 7, апрель 2009

Предпринимателю, выдающему БСО, нужна печать

Предпринимателю понадобится печать, если он решил вместо кассовых чеков выдавать бланки строгой отчетности. Такое мнение высказали чиновники Минфина России в письме от 2 марта 2009 г. № 03-01-15/2-69. Они ссылаются на пункт 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники». Согласно этому документу, одним из обязательных реквизитов бланков строгой отчетности является печать организации (индивидуального предпринимателя). Из этого чиновники сделали вывод о том, что бизнесмен не может обойтись без печати, выдавая БСО.

Мнение Минфина не бесспорно. Ни один нормативно-правовой документ не устанавливает обязанности предпринимателя иметь печать. И потому все первичные документы, к которым относятся и бланки строгой отчетности, можно заверять лишь подписью предпринимателя. С таким подходом согласны, например, и московские налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 28 февраля 2006 г. № 28-10/15239).*

Тем не менее с чиновниками проще согласиться и печать изготовить, чтобы избежать в своей работе и других сложностей. Например, при возмещении средств из ФСС, оформлении титульных листов трудовых книжек работников, получении товаров у поставщиков или выписке доверенности.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка