Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24
21 августа 2015 23 просмотра

Правильно ли я понимаю информацию, представленную ниже: В 2012 году в нашей организации проводилась аттестация рабочих мест, по результатам которой большинству рабочих должностей был установлен общий класс условий труда 3.1, а оставшимся работникам, занятым в производстве общий класс условий труда 3.3 плюс право на доп.ежегодный отпуск и на льготное пенсионное обеспечение. Помимо тарифов в Пенсионный фонд с 2014 года - 22 %, обязана ли наша организация начислять и уплачивать в ПФ РФ на СЧ дополнительный тариф по условиям проведенной аттестации, в размерах, соответственно 2% и 6%? И как быть, если доп.тарифы с момента проведения аттестации нами не начислялись?Заранее Вам благодарна!

1.Да, Ваша организация обязана начислять дополнительные тарифы в размере 2 % по классу вредности 3.1 и 6 % по классу вредности 3.3. При этом в Вашей ситуации можно продолжать использовать результаты аттестации проведенной 2012 до конца 2018 года или срока действия этой аттестации при условии, что:

2. В Вашей ситуации страховые взносы необходимо пересчитать, доплатить взносы и пени соответственно и подать уточненные расчеты в пенсионный фонд и ФСС.

Обоснование

Из рекомендации

Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Кто должен начислять взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Если на выплаты некоторым сотрудникам организация обязана начислять дополнительные пенсионные взносы, то такие взносы рассчитывайте без учета предельной величины выплат. То есть со всех начисленных этим сотрудникам выплат, которые облагают страховыми взносами.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов, установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Внимание: начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагают дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации прошлых лет, дополнительные пенсионные взносы начисляйте по фиксированным тарифам 6 или 9 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждено в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г. и в письме Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

И вот еще что важно. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляют независимо от суммы выплат с начала года. Лимиты тут не действуют. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Он распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

Применяйте дополнительные тарифы с момента, когда начисляете выплаты. Период, за который эти выплаты рассчитываете, значения не имеет. Например, в 2015 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, можно начислить премию или вознаграждение по итогам работы за 2014 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2014 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагали, в 2015 году эти суммы нужно включить в базу для расчета дополнительных взносов. Такие разъяснения есть в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727.

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включают в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Из Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2.1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента.

<…>

Из рекомендации

Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как внести изменения в расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

Чтобы внести изменения в расчеты по страховым взносам, нужно подать в территориальное отделение внебюджетного фонда уточненные расчеты по форме 4-ФСС или форме РСВ-1 ПФР. При этом форму 4-ФСС, утвержденную приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59, нужно применять при подаче уточненного расчета за отчетные периоды начиная с I квартала 2015 года. Форму РСВ-1 ПФР, утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16 января 2014 г. № 2п, нужно применять за отчетные периоды начиная с полугодия 2015 года.

Если в результате ошибки сумма страховых взносов была занижена, то уточненный документ нужен обязательно (ч. 1 ст. 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Иначе если недоплату выявят сотрудники фонда при проверке, то организации не избежать штрафов.

Если ошибка привела к тому, что организация переплатила взносы, то уточненный расчет можно не подавать (ч. 2 ст. 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Задолженность перед бюджетом фонда в этом случае не возникнет, а возврата или зачета переплаты организация требовать не обязана. Но если переплата существенна и компания все-таки подаст уточненный расчет, будьте готовы к камеральной проверке. Просто так ни ПФР, ни ФСС России переплату не вернут.

Представление уточненных расчетов

Подавать уточненные расчеты нужно по мере выявления ошибок в расчете. Календарные сроки для их представления законодательно не установлены.

Внимание: пенсионный фонд РФ рекомендует своим территориальным подразделениям принимать уточненные расчеты по форме РСВ-1 ПФР не позднее двух месяцев после окончания отчетного периода, в котором была допущена ошибка.

Об этом сказано в письме Пенсионного фонда РФ от 25 июня 2014 г. № НП-30-26/7951.

Но как же тогда поступить, если ошибка будет выявлена по истечении указанного срока? Ошибку отразите в расчете того квартала, в котором она была обнаружена:

  1. в разделе 4:
  2. по строке 120 раздела 1:

Данные указывайте нарастающим итогом с начала года.

Вот что еще нужно будет учесть.

При заполнении строки 120 раздела 1:

  • значение графы 3 должно равняться значению, указанному в строке «Итого доначислено» графы 6 раздела 4;
  • значение графы 4 должно равняться значению, указанному в строке «Итого доначислено» графы 8 раздела 4;
  • значение графы 5 должно равняться значению, указанному в строке «Итого доначислено» графы 10 раздела 4.

Сведения в графах 4 и 5 раздела 4 о периоде, за который выявлены и доначислены взносы, нужно будет указывать и во всех последующих расчетах до конца года.

Такой порядок установлен в пунктах 7.3 и 24 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16 января 2014 г. № 2п. На это же указано и в письме Пенсионного фонда РФ от 25 июня 2014 г. № НП-30-26/7951.

Уточненный расчет подают, если в первичном расчете обнаружено:

  • что допущены ошибки (как приводящие к занижению суммы страховых взносов, так и не приводящие);
  • что какие-либо сведения не отражены или отражены не в полном объеме;
  • что расчет содержит недостоверную информацию.

Однако не во всех этих случаях подача уточненного расчета является обязанностью организации. Организация обязана подать уточненный расчет только в случае, когда произошло занижение сумм страховых взносов к уплате. Во всех остальных случаях подача уточненного расчета является правом, а не обязанностью организации.

Это следует из частей 1–2 статьи 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: нужно ли уточнять расчеты по страховым взносам, если в текущем отчетном периоде организация производит перерасчет выплат работникам за предыдущие отчетные периоды

Нет, не нужно.

Дата осуществления выплат в пользу работника определяется как день их начисления. При этом сумма выплат, включаемых в облагаемую базу, определяется на последний день месяца.

Таким образом, рассматриваемая ситуация не является обнаружением ошибок, поскольку база для начисления страховых взносов за прошлые отчетные периоды исчислялась исходя из начисленных в тот период сумм. Следовательно, подавать уточненные расчеты не надо. А суммы, полученные в результате перерасчета, включите в базу текущего отчетного периода.

Такой вывод следует из части 1 статьи 11, части 3 статьи 15, частей 1 и 2 статьи 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Аналогичная позиция изложена в письме Минздравсоцразвития России от 28 мая 2010 г. № 1376-19.

Перерасчет взносов и пени

Если уточненный расчет подается по причине занижения облагаемой базы и сумм страховых взносов к уплате, то организации также необходимо:

  • перечислить сумму недоплаты страховых взносов;
  • уплатить пени.

Пени нужно рассчитать исходя из 1/300 ставки рефинансирования, действующей за каждый день просрочки (ч. 6 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Однако есть общие правила, при соблюдении которых ответственности можно избежать. Это зависит от срока подачи уточненного расчета.

Организация освобождается от ответственности:

  • если она самостоятельно выявила ошибку, которая не привела к занижению облагаемой базы и отражению недостоверной информации. В этом случае считается, что расчет подан в срок;
  • если она самостоятельно выявила ошибку, которая привела к занижению облагаемой базы, и перечислила сумму недоимки и пени до подачи уточненного расчета. Это правило действует только в случае, если организация выявила ошибку до того, как узнала, что это обнаружили проверяющие или что назначена выездная проверка;
  • если расчет подается по результатам выездной проверки и в нем не обнаружено занижение облагаемой базы и неотражение (неполное отражение) сведений.

Если уточненный расчет подается до истечения срока, установленного для подачи расчета, то организацию не привлекут к ответственности независимо от причин подачи расчета.

Такой порядок предусмотрен частями 2–4 статьи 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Форма расчета и порядок заполнения

Подавайте уточненный расчет по форме, которая действовала в том расчетном периоде, за который производится перерасчет страховых взносов. Об этом сказано в части 5 статьи 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

На титульном листе формы 4-ФСС предусмотрено специальное поле «Номер корректировки». В этом поле проставляется порядковый номер изменяющего расчета (например, 001, 002... 010 и т. д.) за соответствующий отчетный период. Об этом сказано в пункте 5.3 Порядка, утвержденного приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59.

В аналогичном порядке заполняйте соответствующее поле в форме РСВ-1 ПФР. При этом в уточненном расчете за периоды начиная с I квартала 2014 года дополнительно требуется указать тип корректировки. В поле «Причина уточнения» укажите код причины представления уточненного расчета:
– «1» – уточнение расчета в части уплаты страховых взносов (в т. ч. по дополнительным тарифам);
– «2» – уточнение расчета в связи с корректировкой сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в т. ч. по дополнительным тарифам);
– «3» – уточнение расчета в связи с корректировкой сумм начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование или других показателей, не затрагивающих сведения индивидуального учета по застрахованным лицам.

Это следует из пункта 5.1 раздела II Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16 января 2014 г. № 2п.

Пример заполнения титульного листа уточненного расчета по форме-4 ФСС

В марте 2015 года бухгалтер обнаружил ошибку в расчете по форме-4 ФСС за 2014 год. До этого времени уточненные расчеты за 2014 год организация не подавала.

Уточненный расчет бухгалтер составил по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н. На титульном листе уточненного расчета бухгалтер указал:

  • в поле «Номер корректировки» – 001;
  • в поле «Отчетный период» – 12/--;
  • в поле «Календарный год» – 2014.

Число 001 означает, что за 2014 год уточненный расчет подается впервые.

В остальном титульный лист в уточненном расчете бухгалтер оформил так же, как и в первичном.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка