Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О подвохах в пособиях и компенсациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
25 августа 2015 68 просмотров

Подскажите, пожалуйста, является ли российская организация налоговым агентом по НДС в случае, когда она заключила договор, согласно которому организация (исполнитель), находящаяся в Казахстане (не зарегистрированная на территории РФ) оказывает российской организации услуги по предоставлению выставочной площади и оборудования для проведения выставки в целях рекламирования продукции на территории Казахстана?Если российская организация в данном случае является налоговым агентом, то с какой суммы 1000 евро или 1120 евро она должна исчислить и уплатить НДС на территории РФ, как налоговый агент, если в договоре указана отдельно стоимость услуги без НДС (1000 евро), и НДС уплачиваемый исполнителем на территории Казахстана (120 евро)?Заранее благодарим.

Ответ на Ваш вопрос неоднозначен. Согласно позиции Минфина России такие услуги следует рассматривать, как рекламные, следовательно, местом реализации будет территория России, и Вы должны удержать НДС, как налоговый агент. При этом удержание 18% НДС, исходя из условий Вашего вопроса, договором не предусмотрено, то есть Вы должны уплатить его за счет собственных средств.

Согласно позиции ФНС России предоставление выставочных площадей следует рассматривать как операции с недвижимостью и местом реализации признается место нахождения недвижимости – то есть Казахстан, соответственно, обязанностей налогового агента не возникает, видимо, поэтому Ваш контрагент выделил НДС. Аналогично можно рассматривать вопрос о предоставлении движимого имущества – оборудования.

Таким образом, Вам нужно самостоятельно решить какой позиции следовать, следование позиции ФНС рискованно.

Если Вы следуете позиции Минфина России, то НДС уплатите за счет собственных средств.

Поскольку договором не предусмотрено удержание НДС, налоговую базу определите в особом порядке. Сначала возьмите контрактную стоимость работ (услуг) и увеличьте ее на 18 процентов. После того как налоговая база определена, начислите налог по расчетной ставке (18/118) (п. 1 ст. 161 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276

При этом нормативными документами не определено как рассчитывать договорную стоимость, когда продавец выделил НДС по законодательству своей страны. То есть считать договорную стоимость с учетом НДС или без. По российскому законодательству начисление НДС на НДС неправомерно, однако в данной ситуации речь идет об НДС иностранного государства. В такой ситуации решение о контрактной стоимости Вам придется принять самостоятельно. Более безопасно определить исходя из полной стоимости – 1120 евро.

Рекомендуем Вам уплатить НДС за счет собственных средств исходя из стоимости 1120 евро и направить официальный запрос в Минфин России или ФНС по Вашей ситуации касательно определения налоговой базы в Вашем случае и если они подтвердят, что нужно было брать 1000, то подать уточненную декларацию.

Обоснование

1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.05.2015 № 03-07-08/28428

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении услуг по предоставлению выставочной площади, оказываемых казахстанской организацией российской организации, и сообщает.

Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Пунктом 2 Протокола определено, что к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и признанной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства.

Таким образом, местом реализации услуг по предоставлению выставочной площади для проведения выставки в целях рекламирования продукции, оказываемых казахстанской организацией российской организации, признается территория Российской Федерации, и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджетную систему Российский Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российская организация, приобретающая оказываемые казахстанской организацией услуги по предоставлению выставочной площади для проведения выставки в целях рекламирования продукции, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по таким операциям. При этом российская организация имеет право на вычет указанных сумм налога в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению выставочной площади в целях, отличных от рекламных, оказываемых казахстанской организацией российской организации, то на основании подпункта 1 пункта 29 Протокола местом их реализации территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги в Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются.

Следует отметить, что вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных российской организации при приобретении у иностранной организации, в том числе казахстанской организации, услуг, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, нормами Кодекса не предусмотрен.Что касается учета в целях налогообложения прибыли организаций сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных на территории иностранных государств, в том числе государств - членов ЕАЭС, при приобретении российской организацией услуг, то в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса предусмотрено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.В статье 270 Кодекса, устанавливающей закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, не содержится нормы, согласно которой налоги, уплаченные на территории иностранного государства, в качестве расходов не учитываются.

Учитывая изложенное, указанные затраты могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса. Такой порядок следует применять в отношении иностранных налогов, по которым российская организация в соответствии с законодательством иностранного государства является плательщиком.

В отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных российской организации при приобретении у иностранной организации услуг, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, сообщаем, что сумма налога на добавленную стоимость в данном случае формирует цену услуги. Поэтому сумму налога на добавленную стоимость в рассматриваемом случае следует учитывать в цене услуги, а не выделять ее отдельно и учитывать в расходах на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

2. ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 27.02.2015 № ГД-4-3/3106

«Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу о порядке взимания налога на добавленную стоимость при аренде выставочных площадей и сообщает следующее.С 1 января 2015 года взимание косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) производится в порядке, установленном пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор), а также Приложением № 18 к Договору (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол)).

Согласно пункту 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена ЕАЭС, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена.

Положения подпункта 1 пункта 29 Протокола применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества.

Согласно пункту 2 Протокола недвижимое имущество - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты.

В связи с этим местом реализации услуг по предоставлению в аренду площадей недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации, и такие услуги в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

Учитывая изложенное, услуги по предоставлению в аренду выставочных площадей на территории Российской Федерации, оказываемые российской организацией для белорусского заказчика, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.»

3. Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС


Ситуация: как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу

Если приобретены работы (услуги), которые по российскому законодательству не освобождены от налогообложения, НДС нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств.

При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).

Поскольку договором не предусмотрено удержание НДС, налоговую базу определите в особом порядке. Сначала возьмите контрактную стоимость работ (услуг) и увеличьте ее на 18 процентов. После того как налоговая база определена, начислите налог по расчетной ставке (18/118) (п. 1 ст. 161 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276.

При расчетах с исполнителями учитывайте, что банк не примет платежное поручение на перевод оплаты иностранной компании, если одновременно с ним заказчик не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФписьмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33).

Исключение составляют сделки, в которых российская организация не является налоговым агентом. Например, если территория России не признается местом реализации работ (услуг) или если работы, выполненные иностранной компанией, в России освобождены от налогообложения. При расчетах по таким сделкам банк переведет деньги иностранному исполнителю без платежного поручения на перечисление НДС в бюджет. Но вместо этой платежки в банк следует представить письменное уведомление об отсутствии у российской организации обязанности по удержанию НДС. Контролировать достоверность подобных уведомлений банки не уполномочены. Аналогичные разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 14 августа 2014 г. № 03-07-08/40724.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка