Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
27 августа 2015 387 просмотров

У нас микропредприятие ООО на ОСНО, основной вид деятельности производство и торговля химпродукцией. Вопрос по регистрам для налогового учета. Как их делать, какие они должны быть, что в учетной политике прописать, как можно их минимизировать, в каком виде надо их хранить, что проверяют налоговики?

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ микропредприятиям разрешено применять упрощенные методы ведения бухучета (без двойной записи, кассовым методом, а не методом начисления, и т.д.). Но в вашем случае, так как вы применяете общую, а не упрощенную систему налогообложения, упрощать до такой степени бухучет нецелесообразно. Наоборот, нужно составить такую учетную политику, чтобы минимизировать различия между бухгалтерским и налоговым учетом, и таким образом вести налоговый учет на основе бухгалтерских регистров.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как вести регистры налогового учета

Основания для формирования регистров

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
аналитических регистров налогового учета;
– расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 47, Декабрь 2010

Какие именно документы ваш инспектор посчитает регистрами налогового учета

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ

Инспекторы относят к регистрам налогового учета почти все документы
Безопаснее утвердить перечень налоговых регистров

Со 2 сентября инспекторы получили возможность штрафовать компанию за отсутствие регистров налогового учета или ошибки в них (ст. 120 НК РФ). Однако в кодексе нет четкого понятия налогового регистра. Как мы выяснили, налоговики на местах причисляют к ним все без исключения документы, а вот ФНС и Минфин занимают более сдержанную позицию.

Позиция инспекторов на местах

Понятие налоговых регистров в статье 11 Налогового кодекса не раскрыто. Косвенно, что это за документы, сказано в статье 314 НК РФ. В ней дано определение аналитических регистров налогового учета. Это любые сводные формы, предназначенные для систематизации и накопления информации, необходимой для расчета налоговой базы. Другими словами, документы, в которых компания обобщает данные, которые потом использует при расчете налога. По сути, такие регистры являются неким переходным звеном между «первичкой» и отчетностью.

Однако в ряде опрошенных нами региональных налоговых управлений и инспекций придерживаются иной позиции. Налоговики, в частности, уверены, что к налоговым регистрам относятся и первичные документы, и журналы учета входящих и исходящих документов, акты, формы для расчета амортизации и другие документы. В общем, все бумаги, которые компания использует при заполнении налоговых деклараций.

«Первичка» к регистрам не относится

Мы считаем, что позиция налоговиков спорна. По нашему мнению, к налоговым регистрам относятся именно аналитические реестры, таблицы, книги учета. Условно их можно разделить на две группы. В первую входят те, что утверждены официально. Во вторую те, которые компания разрабатывает сама.

В числе официально утвержденных налоговых регистров можно назвать книги покупок и продаж при расчетах по НДС, налоговую карточку по НДФЛ, Книгу учета доходов и расходов по «упрощенке». Обязанность заполнять такие формы налогового учета прямо закреплена в кодексе (п. 3 ст. 169, п. 1 ст. 230, ст. 346.24 НК РФ).

Несмотря на то что кодекс такие документы прямо налоговыми регистрами не называет, по своей природе они этому определению отвечают. Ведь компания в них обобщает и систематизирует сведения, на основе которых потом заполняет налоговую отчетность и рассчитывает платежи в бюджет.

Списка неофициальных регистров учета нет. Когда имеющихся регистров налогового учета компании не хватает, компания вправе разработать собственные (ст. 313, 314 НК РФ). В том числе доработать имеющиеся регистры бухгалтерского учета. Причем такая необходимость может возникнуть в целях расчета не только налога на прибыль, но и других налогов. Формы своих налоговых регистров необходимо утвердить вместе с учетной политикой. Несмотря на то что решение вести регистр компания приняла сама, если при проверке выяснится, что компания его не ведет или ведет с ошибками, это также чревато штрафом по статье 120 НК РФ.

С нашей позицией согласились специалисты Минфина и ФНС России. Но, учитывая неопределенность, мы направили в Минфин официальный запрос, чтобы окончательно прояснить ситуацию.

Что прописать в учетной политике

Пока официальной позиции нет, безопаснее утверждать в учетной политике только те налоговые регистры, которые компания будет вести наверняка. Чтобы снизить риски в учетной политике, можно прописать, что компания не использует в качестве налоговых регистров первичные документы.

Если данных бухучета достаточно для того, чтобы рассчитать налог, компания может закрепить, что в качестве налоговых регистров использует сводные бухгалтерские формы (оборотные ведомости, карточки и т. д.).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка