Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
27 августа 2015 326 просмотров

Интересует порядок налогообложения и отражения в бухгалтерском учете государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Фармация"полученной на основании постановления Правительства Республики Мордовия субсидии в целях предупреждения банкротства (собственником предприятия является Правительство Республики Мордовия в лице комитета по управлению имуществом).

В целях налогового учета получение субсидий от собственника государственного муниципального предприятия не учитывается в доходах по налогу на прибыль при условии, что эти средства получены не в качестве оплаты стоимости реализованных товаров, оказанных услуг, выполненных работ (пп.26 п.1 ст. 251 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-03-06/4/104).

В целях бухгалтерского учета такие субсидии учитываются на счетах соответствующих видов активов в корреспонденции со счетом 83 «Добавочный капитал», такие разъяснения дает Минфин РФ в письме от 08.07.2015 № 07-01-06/39246, к примеру, поступление денежной субсидии отражается:

Дт.75 Кт.83 – получено решение собственника о предоставлении субсидии.

Дт.51 Кт. 75 – поступили средства субсидии.

Использование счета 86 «Целевое финансирование» в подобных ситуациях (ПБУ 13/2000) для ГУПов не является корректным, т.к. применение этого ПБУ бюджетными учреждениями, в частности ГУПами не предусмотрено (п.1 ПБУ 13/2000).

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

Государственная помощь

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

<…>

Бухучет

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

<…>

Из рекомендации

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете получение унитарным предприятием основного средства сверх суммы уставного фонда

Минфин России рекомендует отражать стоимость активов, полученных унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение сверх уставного фонда, в добавочном капитале на счете 83.

Вообще действующим законодательством по бухучету порядок отражения имущества, полученного унитарным предприятием сверх суммы уставного фонда, прямо не урегулирован. То есть его необходимо разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике для целей бухучета. Воспользоваться для этого можно и рекомендациями Минфина России.

Так, специалисты финансового ведомства указывают, что поступление имущества в хозяйственное ведение сверх уставного фонда не может рассматриваться в качестве доходов унитарного предприятия. В том числе и доходов будущих периодов. При этом на основании решения учредителя о передаче унитарному предприятию имущества сверх уставного капитала сделайте такую запись:

Дебет 75 субсчет «Расчеты с учредителем» Кредит 83
– отражена задолженность учредителя на стоимость имущества сверх уставного капитала.

<…>

Из Письма Минфина России от 08.07.2015 № 07-01-06/39246

Об отражении в бухгалтерском учете оприходования государственными унитарными и муниципальными предприятиями имущества, получаемого от собственника сверх размера уставного фонда, а также изъятия собственником указанного имущества

В связи с обращением Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.Вместе с тем обращаем внимание, что исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - Инструкция), оприходование государственными унитарными и муниципальными предприятиями имущества, получаемого от собственника сверх размера уставного фонда, отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала.

Что касается отражения в бухгалтерском учете изъятия собственником указанного имущества, то исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, на остаточную стоимость этого имущества делаются записи по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" субсчет "Расчеты по выделенному имуществу" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" с одновременным списанием остаточной стоимости имущества по дебету счета 83 "Добавочный капитал" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Одновременно стоимость полученных в хозяйственное ведение объектов основных средств, отраженная при их принятии к бухгалтерскому учету на счете учета добавочного капитала, за минусом остаточной стоимости этого имущества переносится со счета учета добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли.

Из Письма Минфина России от 18.10.2012 № 03-03-06/4/104

Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов на ремонт основных средств и субсидий, полученных на возмещение расходов

  • Пункт 1
    • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
    • текущих расходов.
    • ограничение приобретения определенных видов активов;
    • конкретное местонахождение приобретаемых активов;
    • установленные сроки приобретения и владения активами.
    • государственного регулирования цен и тарифов;
    • применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
    • полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).
    • денежных средств;
    • другого имущества (например, основных средств, материалов).
  • Пункт 2
  • Пункт 3
  • Пункт 4


Вопрос: 1. Признание расходов на ремонт основных средств в качестве прочих расходов без создания резервов под предстоящие ремонты основных средств.

Пунктом 1 статьи 260 НК РФ предусмотрено, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Согласно пункту 3 статьи 260 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК РФ.

Однако положения нормы пункта 3 статьи 260 НК РФ регламентируют только лишь исключительно право налогоплательщика создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств. Следовательно, только лишь исключительно в случае, если данный налогоплательщик воспользовался указанным правом, закрепленным пунктом 3 статьи 260 НК РФ, то в этой ситуации федеральный законодатель указывает на порядок, установленный статьей 324 НК РФ.

Иными словами, пункт 1 статьи 260 НК РФ не может корреспондироваться с требованиями статьи 324 НК РФ, так как законодатель не предусмотрел указанную взаимную (корреспондирующую) связь.

Следовательно, расходы на ремонт основных средств ФГУП может рассматривать как прочие расходы и признавать для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были реально осуществлены, в размере фактических затрат.

Различные способы формирования резервов, создание которых прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 260 НК РФ, предлагают, что отчисления в резерв по долгосрочным и дорогостоящим видам ремонта имеют строго целевой характер, определяются в отношении конкретных объектов основных средств и на основании стоимости конкретных работ, определяемых налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет принять налогоплательщику в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, любые обоснованные и документально подтвержденные затраты на ремонт основных средств. При этом закон не ограничивает такие расходы для целей налогообложения суммой созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.

Позиция налогоплательщика по данному вопросу подтверждается правоприменительной практикой, сформированной в постановлении ФАС Поволжского округа от 7 февраля 2012 года по делу № А65-6806/2011 - "довод налогового органа о том, что заявитель расходы по текущему ремонту основных средств должен был производить исключительно только за счет созданного резерва, правомерно отклонен судами. Указанный резерв в части накопления средств для проведения особо сложных и дорогих видов капительного ремонта основных средств был создан под ремонт конкретных объектов и его средства не могут быть использованы для ремонта других объектов".С учетом изложенного ФГУП просит Минфин России разъяснить, вправе ли налогоплательщик в порядке требований пункта 1 статьи 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств рассматривать как прочие расходы и признавать для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были реально осуществлены, в размере фактических затрат, без обязательного создания резерва под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК РФ?

2. Полученные целевым образом субсидии на возмещение расходов по приобретению племенного молодняка крупного рогатого скота мясных пород (шаролезская) считаются целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п.2 ст.251 НК РФ, и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств может выступать орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем, в статье 78 Бюджетного кодекса Российской предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2008 № 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Следовательно, предоставление бюджетных средств юридическим лицам может осуществляться не только в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, но и в целях компенсации ранее понесенных расходов на приобретение каких-либо товаров (работ, услуг). Если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, то целевой характер выплат также проявляется в полном или частичном возмещении реально понесенных расходов.

Таким образом, субсидия, полученная предприятием на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясных пород (шаролезская), носит целевой характер и не должна учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль за соответствующий период.

С учетом изложенного ФГУП просит Минфин России разъяснить, вправе ли налогоплательщик в случае получения целевым образом субсидии на возмещение расходов по приобретению племенного молодняка крупного рогатого скота мясных пород (шаролезская) считать (отождествлять) целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п.2 ст.251 НК РФ и не учитывать их при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов в том же периоде, когда и были получены указанные субсидии, при условии, что приобретение указанного скота не ставится под сомнение и произведено было до получения субсидии?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на ремонт основных средств и субсидий, полученных на возмещение расходов, и сообщает следующее.1. Порядок учета расходов на ремонт основных средств установлен статьей 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Согласно пункту 1 указанной статьи расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

В соответствии с пунктом 3 статьи 260 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК РФ. Следовательно, возможность создания резервов под предстоящие ремонты основных средств - это не обязанность, а право организации. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике способ учета в целях налогообложения прибыли расходов на ремонт основных средств.

2. Основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) (статьи 214, 294 и 295 ГК РФ) и в Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".Из положений указанных актов законодательства следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество федерального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).Пунктом 1 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти (пункт 2 статьи 78 БК РФ). Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в статье 251 НК РФ.В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. При этом положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае, если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию, например, в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации. В соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). Как следует из запроса, субсидии государственному унитарному предприятию были выделены в целях возмещения затрат, в связи с приобретением основных средств (племенного молодняка), а не в оплату стоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, доходы в виде указанных субсидий, полученные государственным унитарным предприятием от собственника предприятия или уполномоченного им органа, по мнению Департамента, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Одновременно сообщаем, что положения пункта 2 статьи 251 НК РФ подлежат применению только в отношении доходов некоммерческих организаций.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка