Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
17 августа 2015 12 просмотров

Вопросы:1. Какие документы являются ключевыми для подтверждения расходов по управленческим услугам?2. Необходимо ли составлять полный ежемесячный отчет по проделанной работе Управляющей компании, и в какой форме он может быть представлен?3. Что обязательно должно быть прописано в отчете, если таковой необходим, если в договоре оговорен размер вознаграждения, но он является не фиксированным?4. Если в каком-либо периоде было снижение показателей прибыли Общества, может ли налоговая признать расходы по управлению экономически необоснованными?5. Если управляющая и управляемая компании аффилированные, чем это может быть чревато?

Общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему (п. 1 ст. 42 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
При заключении данного договора можно было раньше руководствоваться рекомендациями, приведенными в п. 2.1.10 гл. 4 Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к применению Распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 N 421/р, поскольку стандарты данного Кодекса применимы к хозяйственным обществам всех видов. Там сказано, что договором между обществом и управляющей организацией (управляющим), помимо размера вознаграждения, должны быть предусмотрены объем и содержание информации и отчетов, которые управляющая организация (управляющий) обязана представлять совету директоров и акционерам в отношении своей работы и показателей деятельности общества, периодичность, с которой должны представляться такие отчеты.

Однако, в настоящее время этот документ утратил силу, а новый рекомендованный кодекс управления никаких требований по этому поводу не содержит.

О том, как подтвердить расходы на управление см. информацию файла ответа.

Сумма вознаграждения управляющей компании (без учета НДС) - стоимость оказанных управляющей компанией услуг по осуществлению полномочий исполнительного органа может быть учтена организацией для целей налогообложения прибыли в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ, Письмо Минфина России от 09.07.2009 № 03-03-06/1/455).
Учесть данные расходы можно даже если деятелеьность управляемой организации будет убыточной. Суды приходят к выводу, что это не является препятствием для признания в налоговом учете расходов на оплату услуг по управлению (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 12.12.2011 № А53-1945/2011 и от 26.01.2011 № А53-22275/2009, Восточно-Сибирского от 28.03.2011 № А78-5740/2010, Западно-Сибирского от 05.07.2006 № Ф04-4281/2006(24270-А27-26) и от 15.03.2006 № Ф04-1847/2006(20709-А67-40) округов).

Аргументируя свою точку зрения, суды указывают, что любая организация, даже убыточная, нуждается в управлении. Значит, она в любом случае может учесть расходы на оплату услуг управляющего. При этом оценивать эффективность деятельности управляющего вправе только общее собрание участников или акционеров организации. Оно же может досрочно прекратить его полномочия (Постановление ФАС Уральского округа от 19.11.2009 № Ф09-8426/09-С3).
Если УК и управляемое общество аффилированные лица, то налоговый орган может проверить соответствие рыночных расценок по вознаграждению. Ведь на практике некоторые организации часто пользуются выводом денежных средств через управляющую организацию (ИП) на спецрежиме, например. Такие схемы не новы, поэтому налоговики часто проверяют экономическую обоснованность произведенных расходов по рыночным составляющим.
Вместе с тем, действующим законодательством сделки между аффициарованными лицами не запрещены.

Обоснование

1. Из статей 32 и 42 Закона от 08.02.1998 № 14-Ф «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Статья 32. Органы общества

1. Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.

2.1. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:

2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

«Статья 42. Передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему

1. Общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.

2. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.

3. Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.»
2. Из письма Минфина России от 9 июля 2009 г. № 03-03-06/1/455

Вопрос: ООО передало полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющей компании (ЗАО) по договору оказания услуг. В каком порядке следует представлять налоговую декларацию и уплачивать налог на прибыль - по месту нахождения ООО или ЗАО? На основании каких документов учитываются при исчислении налога на прибыль расходы ООО по указанному договору?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о представлении декларации по налогу на прибыль и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено Кодексом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей.

Статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Уплата налога организацией, не имеющей обособленных подразделений, производится по месту ее нахождения.

Таким образом, представление деклараций и уплата налога на прибыль производятся по месту нахождения организации, а не по месту нахождения управляющей компании. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к исключительной компетенции общего собрания участников общества относятся образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним.

В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 264 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями. Основанием для признания данных расходов служат договор, отчет об оказании услуг (акт выполненных работ) и документы, предусмотренные законодательством об обществах с ограниченной ответственностью.

3. Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», 2014, № 5

КОМПАНИИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТ ПРЕДВЗЯТОЕ ОТНОШЕНИЕ НАЛОГОВИКОВ

К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РАСХОДАМ

Налоговики нередко требуют расчет трудозатрат управляющего, но суды отклоняют это требование. Примерный перечень документов, с помощью которых управляемая организация может подтвердить расходы на оплату услуг управляющего, приведен в Письмах Минфина России от 09.07.2009 № 03-03-06/1/455 и от 16.04.2009 № 03-03-06/1/251. В него включены:

- документы, свидетельствующие о принятии собственниками организации решения передать полномочия по руководству управляющему (протокол общего собрания участников или акционеров, протокол заседания совета директоров или наблюдательного совета, решение единственного участника или акционера);

- договор с управляющей компанией или управляющим;

- акты об оказании услуг;

- отчеты управляющего (их можно объединить с актами об оказании услуг);

- платежные поручения.

Поэтому налоговики требуют, чтобы компания представила расчет затрат рабочего времени управляющего и объяснила, как формировалась фактическая стоимость услуг.

Суды чаще всего отклоняют такие требования (Постановления ФАС Центрального от 18.11.2013 N А54-5233/2012, Уральского от 19.11.2009 N Ф09-8426/09-С3, Северо-Кавказского от 30.09.2009 N А53-16334/08 и Московского от 23.11.2007 N КА-А40/12012-07 округов). При этом они отмечают следующее (Постановление ФАС Центрального округа от 18.11.2013 N А54-5233/2012):

Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих составлять акты с указанием детального характера услуг, включая расчет затрат рабочего времени сотрудников, их выполнявших".

чтобы избежать споров с налоговиками, при значительной стоимости услуг управляющего безопаснее получить от него любой документ, который бы обосновывал эту стоимость (например, калькуляцию, смету или подробный отчет либо акт о проделанной работе). Если управляющий не смог представить такой документ, организация вправе сослаться на то, что вознаграждение выплачивается за руководство всей текущей деятельностью, без разделения на отдельные этапы и без определения стоимости каждого из них. Отсутствие методики расчета стоимости услуг по управлению не может свидетельствовать о необоснованности таких затрат (Постановление ФАС Уральского округа от 19.11.2009 N Ф09-8426/09-С3).

4. Из рекомендации Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами

Да, может.

Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:

О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.

Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.

Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка