Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Заключать ли с 1 января вместо обычных трудовых договоров типовые

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
18 августа 2015 32 просмотра

Пришло требование от Межрайонной ИФНС по Челябинской области в ЕвроСтандарт по НДС за 2 кв. 2015г. для проведения камеральной налоговой проверки документы. Копию прилагаю на эл. адрес Колосова Наталья Андреевна<...>Наша организация подала НДС за 2 кв. 2015г. в разделе 7 декларации по НДС за те налоговые периоды, в которых организация-заимодавец начисляла проценты по займу, указала:• в графе 1? код операции 1010292;• в графе 2? сумму процентов по займу, начисленных (причитающихся к получению) за налоговый период в сумме 166238;У меня вопрос первый: есть ли нарушения в моих действиях?Я учла во втором квартале в бухгалтерском и налоговом учете начисленные проценты по выданному процентному займу за первый квартал (забыла начислить, а увидела только во втором квартале). Как правильно поступить подать уточненную декларацию по НДС и Прибыли за первый квартал и соответственно за второй или можно оставить как есть?Второй вопрос: как правильно ответить на требование и какие документы представить?

1. Вы должны были отразить начисление процентов, относящихся к первому кварталу, в декларациях за 1 квартал.
Что касается налога на прибыль, то Вы обязаны подать уточненную декларацию, так как Вы занизили налоговую базу, перед подачей уточненной декларации Вы должны погасить недоимку и уплатить пени.

Что касается декларации по НДС, то незаполнение раздела 7 не привело к занижению налога, однако отражать проценты 1 квартала во втором квартале неправомерно. То есть у Вас неправильные суммы указаны в разделе 7. Правила, установленные статьями 54 и 81 НК РФ не распространяются на НДС и отражать в текущей декларации операции прошлых периодов неверно. То есть по НДС у Вас фактически сдана искаженная декларация за 1 и за 2 квартал. В связи с тем, что Вам нужно подать уточненную декларацию по прибыли, рекомендуем Вам подать уточненные декларации по НДС за 1 и 2 квартал, чтобы не было расхождений между декларациями и поводов требовать дополнительные пояснения у налоговой.

По поводу самого заполнения раздела 7, то графу 1 Вы заполнили верно, в графе 2 нужно указать проценты соответствующего квартала. Также может наступить необходимость заполнение граф 3 и 4, если у Вас есть товары (работы, услуги), приобретенные для операций по выдаче займа – это прямые расходы (например, услуги банка за платежное поручение, если у Вас они взымаются и если Вы перечисляли безналом) и косвенные, если доля расходов на займы более 5% общих расходов. При этом учитывая тот факт, что доля расходов по общехозяйственным обычно распределяется по выручке, необходимость определения НДС по ОХР, который не подлежит вычету и подлежит отражению в разделе 7 могла настать только если сумма процентов больше 5% от суммы выручки

2. Что касается требования, то следует отметить следующее. Если по декларации у Вас не заявлена сумма НДС к возмещению, то Вы не обязаны исполнять данное требование и что-либо предоставлять, это связано с тем, что операции по выдаче займа не являются льготой согласно разъяснениям Минфина России и Пленума ВАС.

Соответственно, Вы вправе подать все указанные документы или не исполнять данное требование отправив ответ, что в связи с тем, что в декларации по НДС не заявлена сумма НДС к возмещению, а отраженные операции в разделе 7 по предоставлению займов не являются льготируемыми по НДС согласно пункту 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и письму Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906, документы согласно требованию №…от… предоставлены не будут, так как организация обязана предоставлять документы при камеральной проверке по НДС только, если заявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ) или если применяется льгота (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Обоснование

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен. Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки. Об этом сказано в пункте 6 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Например, уточненныйналоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям, нужно подавать лишь по тем налогоплательщикам, чьи данные в первоначальном расчете были искажены.

<…>

2. Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

<…>


Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

  • если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
  • если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
  • если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребоватьпервичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
  • если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);
  • если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы поНДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросу использования той или иной льготы.

Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.

Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.

Поясним. В пункте 2 статьи 146 и статье 149 Налогового кодекса РФ приведен обширный перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако признаки льгот есть далеко не у каждой из них. Например, льготой считается освобождение, которым могут воспользоваться медицинские (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), образовательные (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) или религиозные (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ) организации. В отношении этих операций налоговые инспекции могут требовать подтверждающие документы. А вот операции по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализации жилых помещений (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) или монет из драгоценных металлов (подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ) льготными не признаются. При совершении этих операций НДС могут не платить любые организации. Следовательно, истребование каких-либо документов, подтверждающих право на освобождение в подобных операциях, не допускается.

Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и письмом Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Будет ли ваша компания платить дивиденды за 2016 год?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка