Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
20 августа 2015 66 просмотров

Подскажите пожалуйста, возможно ли приостановить срок начисления пеней и штрафов на период обжалования решения налогового органа об отказе вычете НДС.

Нет, это не предусмотрено законом, и во время обжалования решения налогового органа пени и штрафы организации продолжают начисляться в обычном порядке.

При этом если решение инспекции удастся обжаловать, излишне взысканая сумма налога, пеней или штрафа будет возвращена. Правда если у организации есть недоимка по налогам и сборам, то сначала инспекция направит излишне взысканные суммы на погашение недоимки. А оставшуюся сумму вернет организации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.

Обоснование

Из рекомендации Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС

Организация не имеет права на вычет входного НДС:

  • если она не является плательщиком НДС (применяет специальный налоговый режим) (п. 1 ст. 171 НК РФ);
  • если она использует освобождение от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ. В этом случае суммы входного НДС включайте в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Ограничения в праве на вычет

Плательщики НДС, которые не используют освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ, лишаются права на вычет:

  • если входной налог не предъявлен поставщиком (исполнителем);
  • если имущество (работы, услуги, имущественные права), по которым предъявлен входной НДС, приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
  • если имущество (работы, услуги, имущественные права), по которым предъявлен входной НДС, не приняты к учету;
  • если у организации отсутствует правильно оформленный счет-фактура с выделенной суммой входного НДС. При этом ошибки, которые не мешают однозначно идентифицировать продавца, покупателя, наименование и стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также ставку и сумму налога, не лишают организацию права на вычет.

Это следует из положений статьи 171 и абзаца 2 пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация – учредитель доверительного управления принять к вычету НДС с вознаграждения, выплаченного доверительному управляющему. Доверительный управляющий выставляет счета-фактуры с выделенным НДС

Да, может, если услуги доверительного управляющего приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС.

По общему правилу вычету подлежит входной НДС по товарам (работам, услугам), которые приобретаются для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). Объектом обложения НДС, в частности, признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Предоставление услуг доверительного управления активами считается самостоятельным видом экономической деятельности (финансовое посредничество). Вознаграждение доверительного управляющего признается его доходом от реализации услуг по доверительному управлению переданным ему имуществом (п. 2 ст. 276 НК РФ) и является самостоятельным объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Для учредителя доверительного управления выплаченное вознаграждение – это оплата услуг доверительного управляющего. Поэтому, если услуги доверительного управляющего приобретаются для осуществления операций, облагаемых НДС, входной налог со стоимости этих услуг можно принять к вычету.

Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. № 2809/10.

Следует отметить, что названным постановлением Президиум ВАС РФ отменил решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, в которых содержался противоположный вывод. В этих решениях суды признали неправомерными действия учредителя доверительного управления, который принимал к вычету НДС, предъявленный доверительным управляющим с суммы своего вознаграждения. Основным аргументом для принятия таких решений были положения пункта 1 статьи 1012 Гражданского кодекса РФ, согласно которым при заключении договора доверительного управления не происходит передачи права собственности на имущество. По мнению судей, с учетом этой нормы учредитель доверительного управления не вправе принять к вычету НДС, предъявленный доверительным управляющим, так как его услуги не связаны с осуществлением операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Отменяя решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанции, Президиум ВАС РФ подчеркнул: предметом договора являются услуги доверительного управляющего, следовательно, отсутствие передачи права собственности на переданное в доверительное управление имущество не препятствует признанию реализации услуг по доверительному управлению имуществом объектом обложения НДС. Таким образом, учредитель доверительного управления имеет право на вычет НДС со стоимости услуг доверительного управляющего на общих основаниях.

Если услуги доверительного управляющего не используются в деятельности, облагаемой НДС, входной налог к вычету не принимается, а включается в стоимость этих услуг в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

В некоторых случаях право на вычет входного НДС появляется у организации только после фактической уплаты налога. Например, при импорте товаров (п. 2 ст. 171 НК РФ). Подробнее о том, когда все условия для вычета считаются выполненными, см. Когда «входной» НДС можно принять к вычету.

Ответственность за неправомерное применение вычета

Внимание: если организация воспользуется вычетом с нарушением хотя бы одного из установленных условий, то при проверке налоговая инспекция может лишить ее права на вычет и аннулировать ранее принятый к вычету входной налог. Как следствие, у организации возникнет недоимка по НДС, на которую начислят пени и штрафы (ст. 75и 122 НК РФ). Кроме того, аннулированные суммы налога организация не сможет включить в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 170п. 19 ст. 270 НК РФ).

При проведении проверок правомерности применения вычетов по НДС налоговые инспекции контролируют не только формальное соблюдение требований статей 171и 172 Налогового кодекса РФ. На практике проверяющие оценивают реальность и экономическую обоснованность сделок, в результате которых организации предъявляют НДС к вычету, могут отследить полноту и правильность уплаты НДС контрагентами организации. Особое внимание уделяется сделкам, совершенным с участием взаимозависимых и вновь созданных организаций. Некоторые признаки хозяйственной деятельности, при наличии которых организация может лишиться права на налоговый вычет, приведены в письмах ФНС России от 12 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5728от 8 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5585.

<…>

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как взыскивается недоимка по налогам

Если у организации есть недоимка по налогам (штрафам, пеням), налоговая инспекция может взыскать ее:
– самостоятельно в принудительном порядке (п. 110 ст. 46 НК РФ). До этого инспекция должна направить организации требование об уплате налога и выполнить ряд предварительных условий;
– в судебном порядке в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Требование об уплате

По общему правилу требование об уплате налога (штрафа, пеней) инспекция направляет организации (предпринимателю) в течение трех месяцев с того момента, как обнаружит недоимку (п. 1 ст. 70 НК РФ). Исключение из этого правила составляют требования об уплате налога. Когда сумма недоимки, а также пеней и штрафов, относящихся к ней, меньше 500 руб., требование могут выставить в течение одного года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование же по результатам налоговой проверки инспекторы вправе выставить и вовсе в течение 20 рабочих дней с того момента, как вступило в силу решение по итогам такой проверки (п. 2 ст. 70п. 6 ст. 6.1 НК РФ). А данные решения начинают действовать через месяц после того, как их вручили представителю организации. Если же передать решение представителю организации невозможно, его направят по почте заказным письмом. В этом случае решение считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки (п. 9 ст. 101п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть вручено одним из следующих способов:

  • передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку;
  • направлено по почте заказным письмом;
  • передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Это установлено в пункте 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ.

Требование об уплате налога, направленное по почте, доставляется по адресу местонахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31 НК РФ). По общему правилу оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки заказного письма (п. 6 ст. 69 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Однако факт получения требования в этот срок можно оспорить в суде, в том числе по иску налоговой инспекции о взыскании недоимки по налогу (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О).

Порядок направления требования по телекоммуникационным каналам связи, а также электронные формы и форматы сопроводительных документов утверждены приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700. Если требование направлено в виде электронного документа, оно считается полученным с момента отправления организацией электронной квитанции о приеме. В этом случае требование на бумажном носителе налоговая инспекция не направляет. Если инспекция не получит квитанцию о приеме, то требование на бумажном носителе будет отправлено в общем порядке.

Это следует из пунктов 512 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700.

Ситуация: когда требование об уплате налога считается выставленным с нарушением срока. Налоговая проверка в организации не проводилась

Срок направления требования об уплате налога отсчитывается с того момента, когда налоговая инспекция обнаружила недоимку (п. 1 ст. 70 НК РФ). Этот момент должен быть зафиксирован в справке о выявлении недоимки, форма которой утвержденаприказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Однако о наличии этого документа и о том, когда он был составлен, организация может и не узнать. Налоговая инспекция не обязана направлять эту справку налогоплательщику и не ограничена в сроках ее подготовки (письмо Минфина России от 21 января 2009 г. № 03-02-07/1-25).

На практике такой документ может быть составлен как через несколько дней, так и через несколько месяцев после даты, установленной для уплаты налога законодательством. Арбитражная практика по этой проблеме пока не сложилась, но доказать нарушение срока направления требования об уплате налога будет очень трудно.

Исполнение требования

Организация обязана исполнить требование об уплате налога (штрафа, пеней) в течение восьми рабочих дней после того, как оно было получено. Налоговая инспекция вправе установить более продолжительный срок для погашения недоимки (он должен быть указан непосредственно в требовании). Это следует из абзаца 4пункта 4 статьи 69 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: обязана ли организация исполнять требование об уплате налога, если оно неправильно оформлено

Нет, не обязана.

Порядок оформления требований об уплате налога предусмотрен в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ. В требовании как минимум должны быть указаны:

  • сумма задолженности по налогу;
  • сумма пеней, начисленная к моменту выставления требования;
  • срок уплаты налога, по которому возникла недоимка;
  • меры, которые будут приняты налоговой инспекцией, если организация не погасит недоимку;
  • основания, по которым взимается налог, и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если требование об уплате налога не содержит каких-либо данных из приведенного перечня, оно признается составленным с нарушениями. Исполнять такое требование организации необязательно. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ впостановлении от 22 июля 2003 г. № 2100/03.

Постановлением от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ подтвердил правомерность данного вывода. При этом в пункте 52 постановления судьи пояснили, что требование об уплате налога может быть признано оформленным правильно, даже если непосредственно в нем отсутствуют какие-либо обязательные сведения. Однако это допустимо только в том случае, если в требовании есть ссылка на конкретный документ налоговой инспекции, в котором эти сведения содержатся. Например, на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, где указаны основания для взимания налога, начисления пеней, штрафа и т. п. Если подобной ссылки нет, а в само требование необходимые данные не включены, такой документ считается составленным с нарушениями.

Решение о взыскании налога

Если в установленный срок недоимка не погашена, инспекция выносит решение о взыскании налога (штрафа, пеней) во внесудебном порядке. Форма решения утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. На его подготовку инспекции дается два месяца со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога. Если двухмесячный срок пропущен, инспекция может взыскать недоимку только через суд. Срок, отпущенный законодательством для подачи искового заявления, составляет шесть месяцев со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога (штрафа, пеней). Однако суд может продлить этот срок, если налоговая инспекция пропустила его по уважительной причине. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Решение о взыскании недоимки должно быть доведено до организации в течение шести дней после его принятия. Если решение направлено по почте, оно считается полученным через шесть дней после отправки заказного письма. Это следует изабзаца 2 пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если недоимка, размер которой соответствует критериям «крупный» или «особо крупный», не была уплачена в полном объеме, налоговая инспекция обязана сообщить об этом в органы внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела (п. 3 ст. 32 НК РФ). О том, что материалы будут переданы в органы внутренних дел (в случае непогашения недоимки в срок), инспекция должна предупредить организацию в направляемом ей требовании (абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Крупной считается недоимка по налогам (сборам), которая превышает:

  • либо 2 000 000 руб. в течение трех лет подряд, если доля недоимки превышает 10 процентов от суммы налогов (сборов), подлежащих уплате;
  • либо 6 000 000 руб. без других дополнительных условий.

Особо крупной считается недоимка по налогам (сборам), которая превышает:

  • либо 10 000 000 руб. в течение трех лет подряд, если доля недоимки превышает 20 процентов от суммы налогов (сборов), подлежащих уплате;
  • либо 30 000 000 руб. без других дополнительных условий.

Такие критерии приведены в примечании 1 к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

Исполнение решения о взыскании

Решение о принудительном взыскании недоимки исполняется через банк, в котором у организации открыт счет. Инспекция должна направить в этот банк поручение на перечисление налога (штрафа, пеней) в бюджет (п. 24 ст. 46 НК РФ). Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего операционного дня. Если для полного погашения недоимки денег на счете организации недостаточно, поручение будет помещено в картотеку неоплаченных расчетных документов. В этом случае недоимка будет погашаться постепенно, по мере поступления денег на счет организации. Остаток средств для погашения недоимки банк определит в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством. Такие правила установлены пунктом 6 статьи 46 Налогового кодекса РФ и пунктом 2статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

При нехватке денег на рублевом банковском счете и наличии у организации валютного счета недоимка может быть взыскана за счет валютных средств. Для этого налоговая инспекция должна дать банку поручение на продажу валюты. Сумма недоимки, которая погашается за счет валютных средств, определяется по курсу Банка России на дату продажи валюты. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса РФ. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Их можно учесть и при расчете налога на прибыль (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ), и при расчете единого налога с разницы между доходами и расходами при упрощенке (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Взыскивать недоимку за счет средств, размещенных на депозитном счете организации, до окончания срока депозитного договора налоговым инспекциям запрещено (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Если денежных средств на рублевых и валютных банковских счетах недостаточно, инспекция вправе обратить взыскание на электронные денежные средства организации. Для этого она направит в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручение на их перевод на счет налогоплательщика в банке. По аналогии со средствами на банковских счетах вначале взыскиваются электронные денежные средства в рублях, а в случае их нехватки – в иностранной валюте. Причем валютные денежные средства банк должен перевести на валютный счет организации, указанный в поручении инспекции. Если в поручении указан только рублевый счет, руководитель инспекции одновременно с поручением на перевод электронных денежных средств должен направить в банк поручение на продажу не позднее следующего дня валюты организации. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Банк должен исполнить поручение по электронным денежным средствам в рублях не позднее одного операционного дня со дня получения поручения, а по средствам в валюте – не позднее двух операционных дней. Если электронных денежных средств для полного погашения недоимки все-таки недостаточно, банк будет исполнять поручение по мере получения электронных денежных средств организации-должника.

Такой порядок предусмотрен в пункте 6.1 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

При отсутствии денег на банковских счетах инспекция имеет право взыскать недоимку с лицевых счетов организации – получателя бюджетных средств (п. 3.1 ст. 46 НК РФст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ). Без решения суда инспекция может взыскать денежные средства с лицевого счета, если сумма задолженности не превышает 5 млн руб. Если задолженность больше, для ее взыскания потребуетсясудебное решение (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Приостановление и отзыв решения о взыскании

Приостановить исполнение решения о взыскании недоимки могут в трех случаях. Первый: инспекция предоставила рассрочку или отсрочку по уплате налога. Второй: суд (судебный пристав) наложил арест на денежные средства налогоплательщика в банках. И третий случай: решение приостановить взыскание недоимки вынес вышестоящий налоговый орган.

Инспекция должна отозвать решение о взыскании в следующих случаях:
– срок уплаты налогов, сборов, пеней, штрафов изменился в соответствии с главой 9 Налогового кодекса РФ;
– недоимка погашена (в т. ч. зачетом излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки);
– недоимка признана безнадежной к взысканию и списана;
– налогоплательщик подал уточненную декларацию, по данным которой он должен уплатить меньшую сумму налога;
– банк отправил инспекции информацию об остатках денежных средств на других счетах налогоплательщика, которые могут быть использованы для уплаты недоимки.

Об этом сказано в пункте 4.1 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

<…>


Ситуация: что делать, чтобы налоговая инспекция не взыскала во внесудебном порядке сумму недоимки по налогам

Обратитесь в суд.

Организация вправе обжаловать требование об уплате налога (штрафа, пеней) в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ). Одновременно с подачей искового заявления организация может обратиться в суд с просьбой принять обеспечительные меры в отношении спорных сумм (ст. 9091199 АПК РФ). Если суд согласится с этой просьбой, то до окончания судебного разбирательства налоговая инспекция не сможет взыскать недоимку (п. 4 и5 ст. 96 АПК РФ).

Период, в течение которого действует определение суда о принятии обеспечительных мер, не включается в предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ двухмесячный срок, отпущенный инспекции на взыскание недоимки во внесудебном порядке. То есть, если требование инспекции об уплате налога (штрафа, пеней) будет признано правомерным, решение о взыскании недоимки инспекция сможет вынести в течение двух месяцев с момента отмены судом обеспечительных мер. Такие разъяснения содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 12 мая 2009 г. № 17533/08.

Если размер недоимки позволяет заподозрить организацию в совершении налогового преступления, то на основании пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ инспекция обязана направить материалы проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Эту обязанность налоговая инспекция должна исполнить даже в том случае, если исполнение решения инспекции по результатам проверки приостановлено судом. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 октября 2011 г. № АС-4-2/16795.

<…>

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как вернуть или зачесть излишне уплаченные (взысканные) суммы – налоги, пени, штрафы

Возвращать суммы из бюджета нужно в зависимости от того, по какой причине у организации образовалась переплата и каким способом вы планируете ее вернуть. Возможны три варианта:

Обнаружить переплату может как сама организация, так и налоговая инспекция. Если первыми это сделали инспекторы, то в течение следующих 10 рабочих дней они должны письменно сообщить об этом организации (п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Зачет в счет недоимки

Если у организации есть недоимка по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то в первую очередь сумма переплаты направляется на ее погашение. Инспекция может самостоятельно решить, в счет какой недоимки засчитать переплату, и сообщить об этом организации.

Причем зачесть переплату коммерческой организации инспекция вправе без помощи суда.

Также организация вправе подать в инспекцию заявление о зачете с указанием, в счет какого налога (сбора, пеней, штрафа) зачесть переплату. Инспекция может пойти навстречу и предварительно назначить сверку расчетов с бюджетом.

В любом случае инспекция принимает решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;
  • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку);
  • с момента вступления в силу решения суда (в т. ч. если организация добилась зачета через суд).

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Зачет в счет предстоящих платежей

Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. Такое решение налоговая инспекция принимает позаявлению организации. Предварительно могут назначить сверку расчетов с бюджетом.

Как заявить о зачете

Заявления о зачете подайте по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

В заявлении есть строка для указания суммы, направляемой в счет погашения недоимки. Однако на момент подачи такого заявления вы можете и не знать точную сумму недоимки, в счет которой предполагается зачет. Например, если подаете заявление до составления налоговой декларации.

Если сумму долга перед бюджетом не знаете, то сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату, в заявлении можете не указывать (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). После того как размер недоимки станет известен, инспекция направит всю сумму имеющейся переплаты на ее погашение.

В какую налоговую инспекцию обращаться

Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. № ЯК-37-8/15939).

Какими способами можно подать заявление

Заявление можно подать:

  • на бумажном носителе. Заявление должен подписать руководитель или представитель организации;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Об этом сказано в пункте 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

В течение какого срока можно заявить

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплатыизлишней суммы налога. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Главбух советует: если планируете зачесть переплату в счет текущих платежей по другому налогу, то заявление о зачете лучше подать заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до срока уплаты налога, в счет которого хотите зачесть переплату. В противном случае инспекция может начислить пени.

Налог считается уплаченным со дня вынесения инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). В свою очередь инспекция принимает решение в течение 10 рабочих дней со дня, когда получит от организации заявление о зачете (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если подать заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), то проверяющие могут не успеть с зачетом. И тогда у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45п. 3 ст. 75 НК РФ).

И что обидно, если инспекция примет решение о зачете своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), то оспорить пени не удастся. Ведь действия контролеров соответствуют действующему законодательству. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-02-07/1-273от 12 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-62

<…>

Ситуация: должны ли налоговые инспекторы начислить проценты, если зачитывают в счет недоимки по другому налогу излишне взысканные суммы налога (сбора, пеней)

Да, должны.

На сумму излишне взысканного налога (сбора, пеней) начисляются проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ). Организация имеет право получить проценты и в том случае, когда она попросила зачесть излишне взысканный налог (сбор, пени) в счет недоимки по другому налогу (п. 9 ст. 79 НК РФ). Объясняется это тем, что проценты – это компенсация материальных потерь организации, которые были вызваны излишним взысканием сумм налога. И не важно, в какой форме деньги возвращаются организации – перечислением на банковский счет или зачетом в счет недоимки по другому налогу.

Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 21 сентября 2011 г. № СА-4-7/15431.

Согласны с таким подходом и судьи (см., например, определение ВАС РФ от 24 ноября 2008 г. № 15129/08, постановления ФАС Московского округа от 5 мая 2011 г. № КА-А40/3771-11-Пот 20 августа 2009 г. № КА-А41/8136-09Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2008 г. № А19-18067/07-33-Ф02-3291/08).

<…>


Излишне взысканные налоги

Если у организации была излишне взыскана сумма налога, пеней или штрафа, то ее можно вернуть. Правда если у организации есть недоимка по налогам и сборам, то сначала инспекция направит излишне взысканные суммы на погашение недоимки. А оставшуюся сумму вернет организации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.

Для возврата сумм нужно подать в инспекцию заявление.

Заявление можно направить:

Срок подачи заявления – в течение одного месяца со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании. Если этот срок пропущен, то взыскать переплату можно только через суд. Обратиться в суд с исковым заявлением организация может в течение трех лет. Такие правила установлены пунктами 2 и 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ.

Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, то в течение 10 дней она обязана известить об этом организацию (п. 4 ст. 79 НК РФ).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка