Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
24 августа 2015 27 просмотров

Как правильно и "безболезненно" выйти из следующей ситуации:Организация имеет юридический адрес по одному месту регистрации, указанный в учредительных документах (и следовательно, прикреплена к налоговой по месту нахождения). По договору аренды она находится по другому адресу (фактическое нахождение фирмы). Для получения корреспонденции по месту регистрации в почтовом отделении арендован абонентский ящик, из которого корреспонденция забирается. Представители организации по месту регистрации фирмы не находятся. Организация не открывало "обособленное подразделение".При перерегистрации по фактическому адресу организации может ли новая налоговая инспекция сразу назначить камеральную проверку и если будет проверять, то за какой период?

Если организация не хочет спорить с инспекцией, адрес ее фактического местонахождения следует зарегистрировать, лучше (безопаснее), если в качестве именно юридического адреса, поскольку в ином случае налоговая инспекция может привлечь организацию к ответственности.

Наиболее вероятным наказанием со стороны налоговых инспекторов за несовпадение фактического и юридического адреса станет штраф на имя руководителя организации в сумме 5000 руб. (пункт 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях), за то, что исполнительный орган общества не находится по месту регистрации организации.

Поэтому если регистрировать фактический адрес в качестве юридического не планируется, нужно хотя бы зарегистрировать его как обособленное подразделение. Проще всего зарегистрировать его как простое обособленное подразделение (без указания сведений о нем в уставе). Для этого необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Сообщение нужно подать в течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения. Таким моментом считается момент оборудования в подразделении стационарных рабочих мест.

Если организация решит зарегистрироваться по фактическому адресу, следует учесть, что с 1 сентября 2014 г. в уставе можно писать только населенный пункт (город, поселок и т. п.), а полностью адрес может быть указан только в ЕГРЮЛ. Соответственно, если организация планирует частую смену адреса, целесообразно внести изменения в устав, исключив из него сведения о полном адресе организации. И при заключении очередного договора аренды в налоговую инспекцию по местонахождению компании достаточно будет подать заявление по форме № Р14001 и договор покупки или аренды помещения (и не потребуется каждый раз проводить общее собрание учредителей и менять устав).

Если же адрес в уставе указан полностью, для его смены подается заявление по форме № Р13001 (если адрес указывается в уставе полностью). Заполняется страница 001, лист «Б» и последний лист – сведения о заявителе. К заявлению следует приложить решение (протокол) общего собрания участников ООО о внесении изменений; новый устав или изменения к старому (два экземпляра); квитанцию об уплате госпошлины (800 руб.).

Заполненное заявление подается в налоговую инспекцию, где числится ваша организация, в течение трех рабочих дней с того момента, как изменился адрес (с даты решения общего собрания или единственного участника).

При этом камеральную проверку при смене юридического адреса не назначат, она проводится только при подаче организацией налоговой отчетности в инспекцию. А вот выездную – могут, особенно если при смене юридического адреса организация будет регистрироваться в другой ИФНС (проверят деятельность организации за 3 последних года, предшествующих проверке).

Обоснование

Из рекомендации Пошаговая инструкция: как сменить юридический адрес организации

Начиная с 30 июля этого года инспекторы высылают всю официальную корреспонденцию строго на юридический адрес компании. А организацию, которая долгое время никак не реагирует на такие сообщения, контролеры вправе ликвидировать через суд. Не так давно с этим согласились и в Пленуме ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61. Подробнее о последствиях несовпадения юридического и фактического адреса читайте здесь.

Чтобы избежать неприятностей, советуем зарегистрировать организацию по ее действительному адресу. Быстро и грамотно это сделать вам поможет пошаговая инструкция. Чтобы получить бесплатный доступ ко всем материалам, которые мы собрали по этой теме, просто зайдите в Систему под своим логином и паролем. А если таковых у Вас еще нет, то зарегистрируйтесь.

Не нашли ответ на свой вопрос? Жмите кнопку «Помощник» в правом нижнем углу экрана. Наши эксперты в онлайн-режиме постараются помочь вам.

ШАГ 1. Оформите решение собственников и внесите изменения в устав

Для начала сведения о новом адресе нужно зафиксировать в учредительных документах, в частности, в уставе. Делают это на основании решения, принятого участниками на общем собрании. Когда учредитель один, решение он принимает единолично.

Рекомендации:

Как оформить решение общего собрания участников ООО;

Как внести изменения в устав ООО;

Что должен содержать устав.

Документы:

Протокол общего собрания участников ООО. Решение о внесении изменений в устав в связи со сменой юридического адреса общества;

Решение единственного участника ООО о внесении изменений в устав в связи со сменой юридического адреса общества;

Изменения устава, оформленные отдельным приложением к нему при смене юридического адреса.

Статьи из журналов:

Мы не уведомили участников ООО о предстоящем общем собрании. Что нам будет? («Главбух» № 4, 2011);

Если юридический адрес не совпадает с фактическим («Упрощенка» № 1, 2010);

Приводим в порядок учредительные документы («Учет в строительстве», № 7, 2009).

ШАГ 2. Заполните заявление по форме № Р13001

О том, что юридический адрес организации меняется, нужно сообщить в налоговую инспекцию. Для этого используйте заявление по форме № Р13001. В нем заполните только первую страницу, листы Б и М.

Документы:

Форма № Р13001. Заявление о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (применяется с 4 июля 2013 года);

Пример заполнения формы № Р13001 при изменении юридического адреса организации.

Статьи журналов:

Нужно ли заверять у нотариуса подпись руководителя организации в заявлении о перерегистрации ООО («Учет в торговле» № 4, 2010).

ШАГ 3. Сдайте пакет документов в налоговую инспекцию

Заполненное заявление подайте в налоговую инспекцию, где числится ваша организация. Либо в специальную регистрирующую ИФНС России, если таковая есть в вашей местности. К заявлению приложите такой набор документов:

  • новый устав или изменения к старому (в двух экземплярах);
  • решение общего собрания о внесении изменений в учредительные документы организации (или единоличное решение единственного участника);
  • документ об уплате госпошлины (800 руб.);
  • документ, подтверждающий новый юридический адрес (копию договора о покупке недвижимости или аренды).

Представить весь пакет документов нужно в течение трех рабочих дней с того момента, как изменился адрес. Отсчитывайте этот срок от даты решения общего собрания или единственного участника.

Рекомендации:

Кто должен подавать документы при регистрации ООО;

Как организации перечислить госпошлину в бюджет;

Как отразить госпошлину в бухучете;

Как учесть госпошлину при налогообложении.

Справочные материалы:

Размеры госпошлины за госрегистрацию и совершение прочих юридически значимых действий, перечисленных в статье 333.33 Налогового кодекса РФ.

Документы:

Пример платежного поручения на перечисление госпошлины за регистрацию изменений в учредительных документах.

ШАГ 4. Получите подтверждение о госрегистрации изменений

Получив от вас заявление, сотрудники ИФНС России зарегистрируют изменения в уставе в течение пяти рабочих дней. Через один рабочий день после этого вам выдадут лист записи ЕГРЮЛ. Свидетельство о регистрации изменений в ЕГРЮЛ, как это было раньше, не выдают.

В Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и Росстат подавать сведения о новом адресе не придется. За вас это сделают сотрудники ИФНС России – в течение пяти рабочих дней со дня регистрации.

Рекомендации:

Кто должен получать документы при регистрации ООО.

Документы:

Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007;

Пример доверенности на право представлять интересы организации при госрегистрации изменений в учредительных документах.

Из рекомендации Владислава Кузнецова, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр», Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидат юридических наук

Как внести изменения в учредительные документы


У каждой организации может возникнуть необходимость обновить устав. Чаще всего это связано с изменением:

  • наименования организации;
  • юридического адреса;*
  • размера уставного капитала;
  • состава участников и размера их долей;
  • состава филиалов (представительств), их наименований и т. д.;
  • видов экономической деятельности;
  • единоличного исполнительного органа, назначением нового руководителя.

Ситуация: нужно ли срочно вносить изменения в устав в связи с изменениями от 1 сентября 2014 года и что стоит учесть при обновлении устава

Закон не требует вносить изменения в срочном порядке. Но лучше с этим не затягивать.

Дело в том, что с 1 сентября действует правило, что в обязательном порядке нужно подтверждать у нотариуса принятие решения на общем собрании и состав присутствовавших участников (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Но внесение изменений в устав позволяет обойти это требование.

Вместе с этим можно внести и другие изменения, например:

  • указать, что общество является непубличным (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ) и корпоративным юридическим лицом (ст. 65.1 ГК РФ);
  • сократить юридический адрес в уставе до населенного пункта;
  • прописать порядок уведомления участников и общества о намерении обратиться с иском о возмещении убытков или об оспаривании сделки;
  • установить новые обязанности участников;
  • уточнить или изменить компетенцию органов управления. В частности, установить особый порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, принятия ими решений. Этот порядок может отличаться от того, что установлен законом.

Принятие решения о внесении таких изменений можно не удостоверять у нотариуса. Для этого нужно провести собрание с присутствием всех участников и на нем принять решения:

  • о внесении необходимых изменений в устав;
  • о подтверждении принятия этого решения и состава участников подписями всех участников на протоколе. Такое решение должно быть единогласным.

Закон не запрещает принимать необходимые решения без нотариуса и без внесения изменений в устав, но тогда участникам придется каждый раз собираться в полном составе.

Такие правила установлены в подпункте 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ.

Внимание: с 1 сентября 2014 года нужно обращаться к нотариусу, чтобы подтвердить принятие решения на общем собрании и состав присутствовавших участников. Но это требование можно обойти, если внести изменения в устав

Новое требование устанавливает подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ. Он же содержит исключение и позволяет участникам предусмотреть более простые правила подтверждения:

  • в уставе или
  • решении общего собрания участников, принятом единогласно.

Так, можно установить, что принятие решения и состав участников будут подтверждать:

  • подписи всех или отдельных участников на протоколе, либо
  • аудио-, видеозапись или использование других технических средств.

Можно предусмотреть и любой другой способ подтверждения, не противоречащий закону (при этом ограничения не установлены).

В целом требование о привлечении нотариуса направлено против фальсификации решений. Его присутствие затрудняет процесс подделки. При подмене протокола с применением печати нотариуса достаточно будет доказать, что нотариальное действие не значится в реестре нотариуса.

На общества, в которых решения принимает единственный участник, эти требования не распространяются, поскольку установлены только в отношении собраний.

Пример положения устава

Подтверждение подписями всех участников

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола всеми участниками, присутствовавшими на собрании.

Подтверждение подписями отдельных участников

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем собрания, которые должны быть участниками Общества.

Подтверждение с использованием технических средств

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются видеозаписью, сделанной во время собрания. Компакт-диск с видеозаписью прилагается к протоколу.

Подтверждение иным способом (подписями отдельных лиц)

4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем собрания.

Внимание: если юридический адрес ООО не совпадает с указанным в уставе и ЕГРЮЛ, это повлечет за собой целый ряд негативных последствий. Чтобы их избежать, зарегистрируйте изменение юридического адреса в уставе.

Ответственных лиц, в частности, руководителя организации, представители налоговой службы вправе оштрафовать на 5000 руб. и лишить права занимать руководящие посты до трех лет. А если в суде контролеры докажут, что при регистрации были предоставлены заведомо ложные сведения, то руководителю грозит лишение свободы на срок до двух лет. Это следует из положений подпункта «в»пункта 1 статьи 5 и статьи 25 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, абзаца 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, частей 3 и 4 статьи 14.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 170.1 Уголовного кодекса РФ.

Более того, организацию, у которой юридический и фактический адреса не совпадают, могут ликвидировать. Это произойдет, если до организации не будет доходить корреспонденция налоговой инспекции или судов, направленная по тому адресу, что значится в ЕГРЮЛ. Допустим, когда почта возвращает налоговикам отправленную корреспонденцию с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п. Возможность ликвидировать из-за этого организацию признали судьи в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61.

И наконец, не получая письма, которые налоговая инспекция направляет по юридическому адресу, организация попросту рискует не исполнить в установленные сроки требования контролеров. А это опять же приведет к наказанию. Тем более что с 1 сентября 2013 года вся отправленная корреспонденция из налоговой инспекции по умолчанию считается доставленной до адресата, даже если тот не получил ее лично в руки. Такой порядок установлен положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ.

Чтобы избежать всех этих проблем, лучше своевременно подготовить необходимые изменения в устав и зарегистрировать их.

Изменения устава нужно зарегистрировать в налоговой инспекции.

Принятие решения о внесении изменений

Изменять устав ООО можно только по решению общего собрания участников. Вопрос можно решить как на очередном, так и на внеочередном общем собрании участников. Главное, чтобы он был включен в повестку дня. Данное ограничение не имеет значения, если на собрании присутствуют все участники ООО. Это следует из положений пункта 4статьи 12, пункта 2 статьи 36, пункта 7 статьи 37 и статьи 38 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Законодательством установлено: за то, чтобы внести изменения в устав, по умолчанию должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа участников ООО. Однако в уставе можно предусмотреть и большее число голосов для принятия такого решения (п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ*).

По итогам собрания оформите протокол. В нем зафиксируйте решение собственников о соответствующих изменениях устава. Форма протокола общего собрания участников ООО и требования к ней в законодательстве не предусмотрены. Поэтому составить протокол можно в свободной форме, воспользовавшись, например, требованиями, установленными для протоколов общего собрания акционеров в пункте 2 статьи 63 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и пункте 4.29 Положения, утвержденногоприказом ФСФР России от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н. Форму протокола также утверждает общее собрание участников ООО (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Если же в обществе один учредитель, решение он принимает единолично (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Оформление изменений в устав

Изменения в устав оформите новой редакцией. Либо подготовьте отдельный документ, в котором укажите, как и какой конкретно пункт устава меняете. Оба варианта имеют равную юридическую силу. Правда, зачастую использовать единую действующую редакцию устава удобнее, нежели каждый раз согласовывать между собой несколько документов.

Госрегистрация изменений

Внесенные изменения нужно зарегистрировать. Для этого представьте государственному регистратору в налоговую инспекцию, по местонахождению организации необходимый пакет документов. Сделать это можно несколькими способами:

  • лично представить весь пакет документов;
  • отправить по почте письмом с объявленной ценностью;
  • направить в электронном виде через Интернет.

Это следует из положений пункта 1 статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Состав пакета документов зависит от порядка их представления. В общем случае он заявительный. Однако изменения, связанные с филиалами, оформляют в уведомительном порядке.

При заявительном порядке в налоговую инспекцию представьте следующие документы:

Это следует из положений пункта 1 статьи 17 и пункта 1 статьи 18 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, абзаца 2 пункта 4 статьи 12 и статьи 13 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Заявление о госрегистрации изменений по форме № Р13001 заполняйте с учетом Требований к оформлению, утвержденных приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25. Заявление состоит из страницы 001 и листов А–М. Страницу 001 и лист М нужно обязательно заполнить и подать в налоговую инспекцию независимо от причины, по которой вносятся изменения. А листы А–Л заявления заполняются лишь для соответствующего изменения. Например, при регистрации изменения юридического адреса необходимо оформить только страницу 001 и листы Б и М.*

За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, придется заплатить госпошлину в размере 20 процентов от величины госпошлины за регистрацию ООО при создании. Таким образом, платеж за внесение изменений в ЕГРЮЛ составляет 800 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Подтверждение уплаты госпошлины представлять не обязательно. Налоговая служба может сама запросить информацию об уплате пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Поэтому, если не представить документ об уплате пошлины, основанием для отказа в регистрации это не будет.

На это указывает Минфин России в пункте 46.1 Административного регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

В отдельных случаях регистратору необходимо представить дополнительные документы.

Так, при увеличении устава за счет дополнительных вкладов участников и третьих лиц нужно подать документы, подтверждающие внесение вкладов в полном объеме (абз. 2 п. 2.1 ст. 19 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

При смене юридического адреса подготовьте также:

  • если арендуете помещение – заверенную руководителем копию договора аренды помещения по новому адресу. При этом в договоре желательно отдельно указать, что арендодатель не возражает против регистрации арендатора по адресу помещения. Также нужно представить заверенную руководителем или арендодателем копию свидетельства о госрегистрации права собственности на помещение. Кроме того, можно представить гарантийное письмо от собственника, лишний раз подтверждающее согласие арендодателя на регистрацию фирмы по адресу помещения, а также акт приема-передачи;
  • если помещение находится в собственности организации – заверенные руководителем копию договора купли-продажи недвижимости по новому адресу и копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение.

Формально требовать эти документы регистратор не вправе (п. 4 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Однако если при изменении юридического адреса их не представить, то в регистрации могут отказать, сославшись на недостоверность сведений. Такое решение будет обосновано прямыми нормами подпункта «р» пункта 1 статьи 23 и подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

<…>

Регистрирующий орган в течение пяти дней вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации). Компания получает на руки (или по почте):

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • устав (изменения как отдельный документ) с отметкой налогового органа.

Заявителем при регистрации изменений в учредительные документы может выступить руководитель или другой представитель организации, которому уставом разрешено действовать без доверенности (подп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗп. 2 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

С 1 сентября 2014 года в компании может быть несколько директоров. Полномочия по подаче документов в налоговую инспекцию могут быть возложены на кого-то из них на основании устава или иного внутреннего документа общества.

Заявитель подписывает заявление (уведомление). Подлинность подписи нужно засвидетельствовать у нотариуса (п. 1.2 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Порядок государственной регистрации изменений подробно описан в статье 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ и Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

В законодательстве не закреплено, в какие сроки необходимо подать документы в налоговую инспекцию с того момента, как принято решение внести изменения в устав. Исключение – ситуация, когда меняется размер уставного капитала. Тут сроки следующие:

  • не более месяца – при его увеличении;
  • не более трех рабочих дней – при его уменьшении.

Это следует из положений пункта 5 статьи 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ истатей 17–23 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Однако в интересах организации зарегистрировать изменения как можно скорее. Ведь для третьих лиц новые положения будут действовать только с момента их госрегистрации.

Датой представления документов считается день их получения налоговой инспекцией (п. 2 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Если заявитель лично представляет документы, в этот же день ему выдают расписку об их получении.

Если документы направить по почте, то расписку так же вышлют на адрес организации письмом не позднее следующего дня после их получения.

Если документы представить в электронной форме, то расписку так же через Интернет отправят организации не позднее следующего дня после их получения.

Это следует из положений пункта 3 статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Решение о госрегистрации изменений или об отказе в регистрации налоговая инспекция должна принять в срок не более пяти рабочих дней с момента подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности (п. 3 ст. 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗписьмо ФНС России от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151).

<…>

Из рекомендации Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр», Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидат юридических наук

Как внести изменения в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Изменения в ЕГРЮЛ необходимо вносить в случае изменения содержащихся в нем сведений, внесенных ранее.

Обычно внесение изменений в ЕГРЮЛ связано со сменой единоличного исполнительного органа (далее – директор), изменением сведений об участниках (в т. ч. выход и смена участников), сменой видов экономической деятельности.

При этом самостоятельно вносить изменения в ЕГРЮЛ при изменении паспортных данных участников или директора не нужно. На налоговые органы возложена обязанность отслеживать изменения паспортных данных участников и руководителей организаций и вносить соответствующие изменения в реестр (абз. 5 п. 4 ст. 5 Закона о государственной регистрации). При этом лучше периодически проверять по выпискам из ЕГРЮЛ актуальность паспортных данных, содержащихся в реестре. Нельзя исключать, что сведения об изменении паспортных данных могут не поступить в налоговую инспекцию, например, по техническим причинам. Между тем если реестр будет содержать неактуальные данные, это может вызвать сложности при открытии банковского счета или в работе с контрагентами.

Ситуация: какие сведения об ООО содержатся в ЕГРЮЛ*

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения об ООО (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)).

1. Наименование.

2. Организационно-правовая форма («общество с ограниченной ответственностью»).

3. Юридический адрес ООО. При наличии управляющего (управляющей организации) указывается также местожительство управляющего (местонахождение управляющей организации).*

4. Способ образования ООО (создание или реорганизация).

5. Размер уставного капитала.

6. Сведения о филиалах и представительствах ООО.

7. Сведения об учредителях (участниках) ООО, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

8. Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО (т. е. директора), а также паспортные данные и ИНН такого лица.

9. Коды видов экономической деятельности.

10. ИНН, КПП и дата постановки ООО на учет в налоговом органе.

11. Номер и дата регистрации ООО в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ.

12. Дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО.

13. Сведения о лицензиях, полученных ООО.

14. Способ прекращения ООО (указывается в определенных случаях в соответствии сподп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

15. Сведения о правопреемстве ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

16. Сведения о том, что ООО находится в процессе ликвидации или реорганизации.

Кроме того, в реестре хранятся подлинники учредительных документов общества.

Сведения, указанные в пунктах 1–5, содержатся также в учредительных документах ООО. Изменение таких сведений нужно проводить в порядке внесения изменений в учредительные документы.

Представление документов на регистрацию

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, необходимо подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

Подпись заявителя на заявлении нужно заверить у нотариуса.

Порядок представления заявления в регистрирующий орган такой же, как при внесении изменений в учредительные документы и при первичной регистрации ООО.*

Ситуация: кто должен подписать заявление о внесении изменений в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Во всех случаях внесения изменений в ЕГРЮЛ заявителем является директор ООО. Исключение составляют случаи, когда изменения вносятся в связи с продажей доли с использованием преимущественного права или отчуждением доли по сделке, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению. В таких случаях заявителем является продавец доли либо (в отдельных случаях) нотариус.

При смене генерального директора стоит приложить к заявлению, подаваемому на регистрацию, решение единственного участника ООО (протокол общего собрания участников ООО), которым оформлена смена директора. Представлять данный документ на регистрацию не обязательно, но это уменьшит вероятность отказа.

При внесении изменений в ЕГРЮЛ без внесения изменений в учредительные документы госпошлину платить не нужно.

Процедура проведения государственной регистрации детально описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Внимание: документы в налоговую инспекцию необходимо представить в установленный срок.

В течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

За неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности (а также сообщение недостоверных сведений) на генерального директора может быть наложен штраф в размере 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

<…>

Из статьи журнала «Главбух» № 17, Сентябрь 2014

Что предпринять, если у инспектора появились претензии к юридическому адресу вашей компании

<…>

Осторожно!

Если вы работаете по адресу регистрации, но писем инспекции не получаете, налоговики могут решить, что связь с вами потеряна, и попытаться ликвидировать компанию через суд.

Скажите, фактический адрес вашей компании совпадает с юридическим? Если да, то беспокоиться не о чем — по крайней мере в этой части у налоговиков претензий точно не будет. Если же адреса различаются, то эта статья как раз для вас. Недавно ФНС выпустила подробные разъяснения о том, что должны делать инспекторы с компаниями, которые не находятся по своему официальному адресу. Главная установка — ликвидировать их (письмо от 25 июня 2014 г. № СА-4-14/12088). Насколько серьезны такие планы налоговиков и откуда они узнают о несовпадении адресов, вам станет известно из этой статьи.

Как налоговики узнают о несовпадении адресов

У налоговиков есть несколько источников, из которых они с достоверностью могут узнать, что компания по своему юридическому адресу не работает. Причем риски попасть под любой из возможных вариантов примерно одинаковы. Инспекторы могут использовать все способы одновременно.

Из почтовой корреспонденции. Налоговики отправляют запросы и требования только по юридическому адресу компании. Эти документы налоговики обязаны направлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Письмо считается полученным организацией спустя шесть рабочих дней, и не важно, было ли оно по факту вручено представителю компании (п. 4 ст. 31 НК РФ). Если по юридическому адресу компания деятельность не ведет и корреспонденцию не забирает, то почта укажет это в уведомлении и отошлет письмо обратно в ИФНС. Когда инспекторы получают обратно письма с отметками «организация выбыла», это для них первая ласточка — компания подозрительная.

В ходе рейдов. Сейчас на местах среди инспекторов стали популярны личные визиты в офисы по юридическому адресу. Как правило, такие походы устраиваются не во все подряд компании, а в те, от которых возвращаются письма. А также у которых резко меняются поступления по налогам. Например, когда компания платила налоги, платила, а потом резко прекратила, в результате поступления несколько месяцев остаются нулевыми.

Инспекторы приглашают совершать визиты и представителей банка, в котором у компании открыт счет. И если окажется, что ее нет по юридическому адресу, то налоговики будут настаивать на расторжении договора банковского счета. Банкиры, как правило, не отказываются от рейдов. Выявлять клиентов с сомнительной репутацией от них требует Центробанк.

На проверках. Обнаружить несоответствие адресов налоговики могут в ходе выездной проверки, когда отправятся по адресу регистрации компании и не найдут никого из ее представителей.

Из документов контрагентов, Интернета и т. д. Узнать о несовпадении фактического и юридического адресов налоговики могут при проверке контрагента. Например, увидев в договоре реквизиты компании, где названы оба адреса. Или в счете-фактуре, где в строках  поставщики указали оба адреса. Могут запросить данные у собственника помещения о том, заключен ли договор аренды.

Также двойной адрес или фактический вместо юридического иногда бывает на упаковках продукции, в объявлениях, на сайте самой компании.

Что сделают налоговики, когда обнаружат несовпадение адресов

Обнаружив, что по адресу государственной регистрации компания свою деятельность не ведет, инспекторы должны ликвидировать компанию. Но это конечная цель, чтобы до нее добраться, инспекторам нужно провести еще ряд мероприятий (см. также схему ниже). И тут мы должны сказать, что на практике у налоговиков почти никогда не получается ликвидировать организации по причине несовпадения юридического и фактического адресов. Это признает в своих документах и ФНС. Причина в некачественной подготовке доказательств, поэтому руководство намерено лично проверять подготовку к суду.*

Как будут действовать налоговики

Ликвидировать по суду можно только действующую компанию. То есть ту, которая за последние 12 месяцев отчитывалась в ИФНС и проводила через расчетный счет операции. Иначе налоговики могут самостоятельно исключить компанию из ЕГРЮЛ в административном порядке как недействующую.

Итак, что инспекторы обязаны сделать перед судом. Во-первых, собрать доказательства, что связь с компанией по юридическому адресу невозможна, то есть отправленные письма возвращаются. С этим налоговики вполне справляются. А вот дальше у них начинаются сложности. Они обязаны направить уведомление в адрес компании, что ее ликвидируют, если она не изменит свой адрес на достоверный. Причем опять же по юридическому адресу. Понятно, что письмо снова вернется, поэтому для подстраховки ФНС рекомендует инспекторам одновременно отправлять уведомления домой учредителям и директору.

Кроме того, инспекторы будут искать доказательства того, что компания действующая. А увидеть это они смогут по банковским выпискам и отчетности.

И вот если с компанией так и не удастся связаться или заставить внести изменения в ЕГРЮЛ, то инспекторы будут подавать иски о ликвидации организации. Пленум ВАС РФ подтвердил право инспекторов подавать в суд заявления о ликвидации компаний с недостоверным адресом (постановление от 30 июля 2013 г. № 61). Но отсутствие компании по юридическому адресу — это устранимое нарушение и не безусловное основание для ликвидации (постановление ФАС Центрального округа от 27 марта 2014 г. № А64-2674/2013). Между тем помешать компании спокойно работать могут и другие последствия. О них расскажем в следующем разделе статьи.

Чем еще грозит недостоверный адрес

Ликвидация через суд — дело сложное, поэтому налоговики будут пытаться другими способами вынуждать компанию унифицировать фактический адрес с юридическим. А это повлечет за собой неприятные последствия. Во-первых, закрытие расчетного счета. У инспекции есть данные всех банковских счетов компании. И в течение 10 календарных дней после того, как они обнаружат отсутствие офиса компании по юридическому адресу, сообщат об этом в банк. А он в свою очередь может расторгнуть договор, если клиент не сообщает свой настоящий адрес. Такое право подтверждает и Президиум ВАС РФ (постановление от 27 апреля 2010 г. № 1307/10).

Осторожно!

Банк вправе через суд закрыть счет компании, если она не сообщает достоверный адрес.

Во-вторых, неисполнение требований инспекции, так как их все равно налоговая будет отправлять на юридический адрес, даже если будет знать, что компании фактически там нет. В результате, например, за непредставление каждого документа будет штраф — 200 руб. (ст. 126 НК РФ). Сумма может оказаться существенной, если объем затребованных по почте документов был велик.

В-третьих, отказ в вычете НДС. В счете-фактуре должен быть отражен адрес покупателя из учредительных документов (подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ,п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Из-за наличия двух адресов поставщик может по ошибке привести в счете-фактуре фактический, а не юридический адрес покупателя. Тогда есть риск, что инспекция на проверке откажет ему в вычете НДС.

В-четвертых, всеобщая огласка. Сразу после выявления факта недостоверности юридического адреса инспекция вносит эти сведения в специальную открытую базу на своем сайте nalog.ru. Путь к данному сервису: Электронные сервисы > Проверь себя и контрагента > Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Попав в такую базу, у компании возникает риск, что потенциальный контрагент посчитает ее недобросовестной и откажется от сотрудничества.*

Какие возможны штрафы

По закону у организации есть три рабочих дня на то, чтобы уведомить налоговиков о переезде в другой офис (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Поэтому, обнаружив нестыковку в адресах, налоговики оштрафуют директора на 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Основание — непредставление сведений о юридическом лице в регистрирующую инспекцию.

Кроме того, если компания ведет деятельность по адресу, отличному от юридического, налоговики могут оштрафовать ее на 200 руб. за несвоевременную сдачу в ИФНС сообщения о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1 (п. 1 ст. 126 НК РФписьмо ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404). Ведь факт пребывания по другому адресу они расценивают как работу в дополнительном офисе. А обособленное подразделение надо ставить на учет в инспекции в течение месяца с даты его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23п. 4 ст. 83 НК РФ). Одновременно руководителю компании могут назначить штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).*

Важная деталь

О создании обособленного подразделения компания должна сообщить в инспекцию в течение одного месяца со дня его создания.

Не исключено, что вместо штрафа в сумме 200 руб. контролеры попытаются наказать компанию на 10 000 руб. (ч. 1 ст. 116 НК РФ). Но обжаловать этот штраф можно в УФНС, поскольку он связан с непредставлением в инспекцию заявления о постановке на учет обособленного подразделения. Но сейчас вместо заявления налоговикам достаточно выслать сообщение об открытии подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Поэтому можно сделать вывод, что такой штраф в отношении допофиса неправомерен. Однако за ведение деятельности через незарегистрированное подразделение инспекторы могут оштрафовать компанию на 10 процентов от полученных доходов (но не менее 40 000 руб.). По этому же поводу директору могут назначить штраф в сумме 3000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).*

Что делать компании, если адреса не совпадают

У организации есть четыре варианта. Первый вариант — перерегистрироваться по адресу своего фактического местонахождения. Для компании это самое безопасное решение проблемы, так как оно соответствует требованиям налоговиков.

Второй — ничего не менять с адресами, а на почте заказать переадресацию почтовой корреспонденции. Стоит эта услуга в год примерно 600 руб. Можно использовать такой способ, чтобы обеспечить получение писем из налоговой по фактическому местонахождению. Но это не стопроцентная гарантия, так как в любой момент налоговики могут лично пойти в офис по юридическому адресу.

Третий вариант — сделать юридическим адресом компании домашний адрес директора. Ведь тогда будет соблюдено главное требование закона о том, что по юрадресу должен находиться исполнительный орган компании, коим директор тоже является (ст. 54 ГК РФ). У инспекторов претензий не будет, ведь тогда у них не теряется связь с компанией.

Четвертый вариант — зарегистрировать по месту фактического расположения компании обособленное подразделение. Но тогда в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ по юридическому адресу обязательно должен находиться представитель организации.*

Как изменить юридический адрес

Сейчас для этого требуется провести общее собрание участников или акционеров общества, внести изменения в устав.

А с 1 сентября изменения в устав можно будет не вносить. Ведь у компании появится право указывать в нем не полный адрес, а лишь название населенного пункта (город, поселок и т. п.). Такие изменения будут прописаны в пунктах 23 статьи 54 Гражданского кодекса РФ.

Важная деталь

С 1 сентября точный адрес компании обязателен для отражения в ЕГРЮЛ, а в уставе можно писать только населенный пункт (город, поселок и т. п.).

Тем не менее налоговики будут требовать полный адрес, потому что он по-прежнему будет обязательным в ЕГРЮЛ. Поэтому для изменения адреса представьте в налоговую инспекцию по местонахождению компании следующие документы:

— заявление о госрегистрации изменений. Если будете писать полный адрес в уставе, то по форме № Р13001, а если не будете, то по форме № Р14001 ;

— решение (протокол) общего собрания участников ООО о внесении изменений;

— новый устав или изменения к старому (два экземпляра);

— договор покупки или аренды офиса;

— квитанция об уплате госпошлины (800 руб.) — если вносите изменения в устав.

Если у компании ничего не меняется, кроме адреса, то в заявлении по форме № Р13001 надо заполнить титульный лист, листы Б и М, а по форме № Р14001 — титульный лист, листы Б и Р. Основные изменения нужно показать в листе Б. Он в обеих формах заполняется одинаково. Пример есть ниже.*

Распечатать образец >>

Скачать бланк в формате Excel >>

Как зарегистрировать обособленное подразделение

Надо подать в инспекцию по местонахождению специальное сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362, а также уведомление о выборе налоговой инспекции (утв.приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488). При этом срок, который отведен на регистрацию подразделения, — один месяц с момента создания обособленного подразделения. Уведомление о выборе инспекции нужно заполнять, только если дополнительный и головной офисы находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях разных инспекций. Если так, вы вправе сами выбрать одну из двух налоговых для регистрации подразделения (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).*

Главное, о чем важно помнить

1При несовпадении адресов налоговики будут стараться ликвидировать компанию через суд. Но это очень сложно.

2У компании есть месяц, чтобы превратить фактический адрес в юридический после того, как налоговики обнаружат несовпадение.

3Чтобы избежать претензий проверяющих, можно либо перерегистрироваться по фактическому адресу, либо открыть там обособленное подразделение.

Дополнительно про смену адреса

Статья: «Как сменить юридический адрес компании, не упустив из виду ни одной мелочи» («Главбух» № 17, 2012).

Документы: письмо ФНС России от 25 июня 2014 г. № СА-4014/12088;постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61.

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 16, 21–27 апреля 2015

За несовпадение фактического и юридического адреса штрафов нет

Налоговая инспекция не имеет права штрафовать компанию за ведение деятельности без регистрации, если у нее юридический адрес не совпадает с фактическим. К такому выводу недавно пришел суд. Инспекторы обнаружили, что компания работала по одному адресу, а в ЕГРЮЛ был записан другой. Ревизоры пришли к выводу, что компания работала в незарегистрированном подразделении, и оштрафовали ее на 10 процентов от доходов (п. 2 ст. 116 НК РФ). Получилось 2,6 млн рублей. Но судьи заявили, что у инспекции нет оснований для штрафа. Ведь контролеры не доказали, что компания вела бизнес по адресу из ЕГРЮЛ. Значит, реально компания работала только по одному адресу и деятельности без регистрации не было, поэтому судьи отменили штраф.*

Источник: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.03.15№ Ф09-1044/15

<…>

Из статьи журнала «Главбух», №22, ноябрь 2011

Чем опасно, когда компания работает не там, где зарегистрирована, и как при этом снизить риски

Чем поможет эта статья:
Вы определите для себя, как лучше действовать, если юридический адрес вашей компании отличается от фактического.

От чего убережет:
От штрафов со стороны налоговых инспекторов и неприятностей с банками.

Чем поможет эта статья:
Вы определите для себя, как лучше действовать, если юридический адрес вашей компании отличается от фактического.

От чего убережет:
От штрафов со стороны налоговых инспекторов и неприятностей с банками.

Чем несовпадение адресов грозит сегодня

Довольно типичная ситуация. Учредители зарегистрировали компанию по одному адресу, а деятельность на самом деле ведут совсем по другому. Вот и получается, что у организации два адреса: один на бумаге – юридический, второй – фактический.

Тут оговоримся, что в законодательстве нет таких понятий, как «юридический» или «фактический» адрес. Есть только «адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа». Тот, по которому зарегистрирована компания. И именно эти данные значатся в уставе, а потом попадают и в ЕГРЮЛ. Таковы правила пунктов 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ.*

Что же страшного, если компания работает по адресу, отличному от прописанного в учредительных документах? О возможных последствиях мы скажем прямо сейчас. А о том, как избежать всех неприятностей и что учесть в работе, – в следующем разделе.

Штраф за недостоверные сведения

На сегодняшний день в ситуации, когда реальный адрес компании не совпадает с юридическим, наиболее вероятным наказанием со стороны налоговых инспекторов станет штраф на имя руководителя организации в сумме 5000 руб. Основание тут – пункт 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правда, с такой санкцией в ФНС России согласились лишь в прошлом году – в письме от 5 мая 2010 г. № МН-20-6/622. До этого же налоговики долгое время предъявляли претензии к самой компании. Более того, не найдя компанию по его «законному» местонахождению, многие ревизоры сразу обращались в суд. Они были убеждены, что предприятие нарушило закон, заявив при регистрации фиктивный адрес. Поэтому его можно ликвидировать (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).*

К счастью, судьи подобные иски не удовлетворяли. Ведь непременное условие для ликвидации – это неустранимый характер нарушения. А расхождение в адресах можно легко исправить, если внести изменения в устав (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2010 г. по делу № А56-25535/2009).

Санкции за то, что не сообщили в ИФНС о создании подразделения

Порой инспекторы рассуждают и так. Если организация ведет деятельность по адресу, не указанному в учредительных документах, значит, там, по сути, работает ее обособленное подразделение. А известить о создании такового вы обязаны в течение месяца, как того требует подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Уведомления не поступило? Получайте штрафы на организацию. Во-первых, по статье 126 Налогового кодекса РФ – 200 руб. И во-вторых, по статье 116 того же кодекса в размере как минимум 10 000 руб. Это за то, что компания ведет деятельность через обособленное подразделение, не поставленное на учет в налоговой инспекции.

Руководителя же или другого ответственного сотрудника организации накажут уже в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. В данном случае основаниями для штрафов могут быть пункт 1 статьи 15.6 либо статья 15.3. Но поскольку наказать за одно и то же нарушение дважды ревизоры не вправе, они применят наиболее суровую меру из двух. То есть последнюю – в размере от 2000 до 3000 руб.*

Хорошо если фактический адрес организации подведомствен той же инспекции, в которой числится сама организация. Тогда ставить на учет обособленное подразделение закон не требует. А потому и вышеперечисленных штрафов можно не бояться.

Отказ банка обслуживать организацию

А вот еще неприятная вещь. Банк вправе перестать обслуживать счет компании, если ее фактический и юридический адреса не совпадают. И тут даже судьи не помогут. Об этом свидетельствуют, к примеру, постановления Президиума ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 1307/10ФАС Дальневосточного округа от 24 января 2011 г. № Ф03-9534/2010.

В общем-то, все по закону. Банк может отказаться заключать с компанией договор, если та не находится по адресу, зарегистрированному по уставу. Так поступить прямо разрешает пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...».

Несвоевременная доставка или утеря важной корреспонденции

По общим правилам налоговики направляют все письма по тому адресу, по которому зарегистрирована компания. Даже если это квартира одного из учредителей. Недавно об этом предупредили представители ФНС России в письме от 23 сентября 2011 г. № ПА-21-6/293. Объясняется все довольно просто. Ревизоры пользуются сведениями, занесенными в ЕГРЮЛ. А именно туда и попадает адрес учредителя, если таковой заявили в качестве юридического (п. 2 ст. 8п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Представьте, если инспекторы направят по юридическому адресу письмо с требованием погасить задолженность по налогам. А вы его вовремя не увидите. В результате инспекторы могут заблокировать ваш счет, а впоследствии предъявить еще и штраф.

Кроме того, не забывайте, что важная корреспонденция может быть не только из налоговой, но и из внебюджетных фондов или от контрагентов.

<…>

Что предпринять в идеале, чтобы совсем уйти от споров

Понятно, что хочется вообще избежать всяческих неблагоприятных последствий, связанных с расхождением юридического и фактического адресов. И тут есть два варианта действий.

Первый вариант – перерегистрируйте компанию на фактический адрес

Конечно, лучше всего сделать так, чтобы фактический и юридический адреса организации совпадали. Во всяком случае это самый надежный способ. И правильный с точки зрения гражданского законодательства. Он подойдет для того случая, когда по юридическому адресу вообще никакой деятельности нет.

Итак, в свою налоговую инспекцию либо в ту, что занимается регистрацией юрлиц (если таковая есть в вашем городе), необходимо подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Для этого есть форма № Р13001, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. Но лучше используйте бланк в том виде, в котором его рекомендовала ФНС России в письме от 25 июня 2009 г. № МН-22-6/511@. Просто утвержденная форма не отвечает требованиям сегодняшнего законодательства, поэтому налоговики ее слегка дополнили и разместили на сайте www.nalog.ru.

К заявлению приложите решение о внесении изменений в устав, сам устав в новой редакции либо отдельный документ «Изменения к уставу». А также платежное поручение об уплате госпошлины. Такой набор бумаг предусмотрен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

В общем-то, все не так уж и трудно. Единственное, что может осложнить ситуацию: новый адрес подведомствен другой налоговой инспекции. Тут вам придется набраться терпения, поскольку предстоит снимать компанию с учета в старой ИФНС и ставить на учет в новой. А на это может уйти месяц, и не один.

Второй вариант – закрепите по второму адресу обособленное подразделение

Допустим, ваше руководство не желает менять адрес, прописанный в уставе. Или просто по юридическому адресу, также как и по фактическому, все же есть какой-то бизнес. В таком случае вам достаточно встать на учет в инспекцию по реальному местонахождению, заявив об обособленном подразделении. И заметьте, вы не обязаны прописывать его в уставе компании, если это не филиал и не представительство.

Здесь ваши действия будут следующими. Во-первых, письменно сообщите о создании обособленного подразделения в ИФНС по месту учета самой компании (подп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Для этого используйте специальную форму № С-09-3-1. Обратите внимание: это новый бланк, недавно утвержденный приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@. Тут от вас даже не требуется прикладывать какие-либо документы о создании подразделения.

И во-вторых. Если по юридическому адресу деятельности никакой нет, советуем направить в инспекцию, где значится ваша компания, письмо. В нем попросить всю корреспонденцию, предназначенную для организации, отсылать по адресу подразделения (см. образец).

Как безопасно действовать, если официально менять ничего не хочется

Как быть, если нет возможности ни перерегистрировать адреса компании, ни поставить на учет обособленное подразделение? Что же, в таком случае вам надо постараться хотя бы не акцентировать внимание ревизоров на различии в адресах.

Следите за адресами в «первичке» для контрагентов

Само собой, своим партнерам вы легко можете сообщить реальное местонахождение по телефону. Но вот в документах, которые вы для них оформляете, безопаснее писать тот адрес, который значится в вашем уставе.

В том, что в счете-фактуре необходимо указывать строго юридический адрес, давно убеждены чиновники. Если их требования проигнорировать, у вашего контрагента могут возникнуть проблемы с вычетом НДС (подробнее об этом читайте комментарий ниже).

А вот в первичных документах (накладные, акты, квитанции) закон вообще не обязывает писать адрес организации. Такие сведения вы не найдете в числе обязательных реквизитов, если заглянете в статью 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Само собой, когда речь идет об унифицированной форме, заполнять необходимо все ее реквизиты. А там уже адрес не исключен. Взять хотя бы товарную накладную по форме № ТОРГ-12. Правила не уточняют, какой именно адрес обозначать в ней: юридический или фактический. Но чтобы он не отличался от того, который вы указываете в счетах-фактурах, безопаснее везде использовать адрес по уставу.

Организуйте доставку почты

Как мы говорили, различие в адресах может обернуться тем, что вы рискуете пропустить важное письмо от контролеров. А вместе с этим и строго установленные сроки, нарушение которых грозит штрафами. Чтобы обеспечить бесперебойную связь с инспекцией, договоритесь с почтой, что будете забирать корреспонденцию сами. То есть попросите, чтобы почтальон не разносил письма по юридическому адресу.

По «уставному» адресу находится какая-то другая организация? Договоритесь с ее сотрудниками, что они будут сообщать вам о полученных для вас письмах. Или можете оформить на такую компанию доверенность, по которой ее представители смогут забирать вашу корреспонденцию.

Ваша компания ведет деятельность по тому же адресу, где и зарегистрирована?

Частые вопросы, которые возникают в отношении адреса компании

Если продавец указал в счете-фактуре фактический адрес, вы рискуете получить отказ в вычете НДС

Главное, о чем важно помнить

С. Амплеева

ведущий эксперт журнала «Главбух»

По вопросу создания обособленного подразделения

Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина

эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

Какое обособленное подразделение создать: выбор между филиалом, представительством и иным подразделением

Зачастую организация сталкивается с необходимостью вести деятельность не по месту своего нахождения, а по иному адресу (например, оказывать услуги в другом городе, производить продукцию в соседней области, хранить товар на специально оборудованном складе и т. д.). Перед тем как приступить к осуществлению такой деятельности, необходимо проверить, требуется для этого создать обособленное подразделение или нет. Если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ, а организация эту обязанность не исполнит, то юридическое лицо могут привлечь к налоговой ответственности, а на его руководителя может быть наложен административный штраф.

Если руководство организации решает (планирует) открыть обособленное подразделение, юристу могут поручить описать преимущества и недостатки каждого вида подразделений. Задача юриста – пояснить руководству, какое подразделение лучше создать в той или иной ситуации – филиал, представительство или иное подразделение.

В каких случаях необходимо создать обособленное подразделение

Признаки обособленного подразделения приведены в абзаце 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. Так, организация должна создать обособленное подразделение (и надлежащим образом оформить факт его создания), если одновременно выполняются два условия.

Условие 1. Организация планирует вести деятельность по адресу, отличному от адреса ее госрегистрации (места нахождения).

Обоснование

Признак обособленного подразделения – территориальная обособленность. Считается, что если адрес подразделения (офиса, склада и т. д.), ведущего деятельность от имени организации, не совпадает с юридическим адресом головной организации, то подразделение является территориально обособленным.*

<…>

Условие 2. По месту нахождения подразделения будет оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место. Стационарным считается рабочее место, созданное на срок более одного месяца.

Обоснование

В законе приведен термин «стационарные рабочие места» (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ). То есть при буквальном толковании можно сделать вывод о необходимости создания в обособленном подразделении нескольких стационарных рабочих мест. Если же оборудовано всего лишь одно рабочее место, подразделение обособленным не считается.

Такой вывод неверен. Признаком обособленного подразделения является наличие даже одного стационарного рабочего места (письма Минфина России от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73от 2 июня 2005 г. № 03-02-07/1-132МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302@). Такого мнения придерживаются и суды при вынесении решений (постановления ФАС Поволжского округа от 22 февраля 2007 г. по делу № А49-2663/06-166А/22ФАС Центрального округа от 26 июля 2004 г. № А62-1493/04).

<…>

Как решить, через какое обособленное подразделение лучше работать

Прежде чем открыть обособленное подразделение, необходимо определить цель его создания. А именно понять, какой результат организация хочет получить. В зависимости от этого будет решаться вопрос о выборе между филиалом, представительством и иным обособленным подразделением (простым подразделением).

Первый критерий выбора – ведение деятельности или представление интересов

На основании этого критерия делают выбор между филиалом и представительством.

Так, обособленное подразделение можно создать:

  • либо с целью вести через это подразделение любую хозяйственную деятельность организации (например, производить продукцию, оказывать услуги и т. д.);
  • либо с целью совершать только действия по представлению интересов организации, то есть действия, направленные на достижение правового, а не фактического результата (заключение сделок от лица организации, представление интересов юридического лица в суде и т. д.).

Если организация намерена осуществлять через подразделение все свои функции, включая функции представительства (или часть своих функций), то нужно создать филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Если подразделение необходимо только для того, чтобы представлять и защищать интересы юридического лица, то имеет смысл открыть представительство (п. 1 ст. 55 ГК РФ)*. Однако при этом нужно понимать, что по закону организация не вправе совершать какие-либо фактические действия через такое подразделение (например, оказывать по месту нахождения представительства медицинские услуги, изготавливать мебель для ее дальнейшей реализации и т. д.). Впрочем, никаких санкций за нарушение такого запрета закон не устанавливает. Поэтому на практике организации нередко ведут производственную деятельность не только через филиалы, но и через представительства. Однако юристу все же имеет смысл сообщить своему руководству о предусмотренных в законе различиях между филиалом и представительством и посоветовать выбрать представительство только тогда, когда организация не намерена осуществлять через подразделение производственную деятельность.

Второй критерий выбора – внесение изменений в учредительные документы или упрощенная процедура создания

На основании этого критерия делают выбор между филиалом (представительством) и простым обособленным подразделением.

Создание филиала и открытие представительства – достаточно сложные процедуры, требующие, в частности, внесения изменений в учредительные документы организации и регистрации этих изменений в налоговой инспекции (п. 3 ст. 55 ГК РФп. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации). Создать иное обособленное подразделение (т. е. подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством) значительно проще. Для этого не нужно вносить изменения в учредительные документы, достаточно лишь письменно оформить решение о создании подразделения и встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения.*

<…>

При этом закон не запрещает наделять простое подразделение такими же функциями, которые организация планирует предусмотреть для филиала или представительства. Следовательно, на первый взгляд кажется, что предпочтение имеет смысл отдать простому подразделению. Однако такой вывод верен не всегда.

Именно филиал (представительство) необходимо создать в случае, если планируется, что обособленное подразделение будет иметь собственный расчетный счет.*

Обоснование

Законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»).

Целесообразно создать филиал (представительство) и тогда, когда обособленное подразделение будет:

  • иметь отдельный баланс;
  • самостоятельно начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников;
  • иметь достаточно сложную организационную структуру и большое число сотрудников;
  • находиться на большом расстоянии от организации.*


Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина

эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

Как создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством

Чтобы создать обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:

  • принять и оформить решение о создании обособленного подразделения;
  • подготовить подразделение к работе;
  • встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения;
  • уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.

Как принять и оформить решение о создании обособленного подразделения

Закон не устанавливает, к компетенции какого органа юридического лица относится вопрос о принятии решения о создании простого обособленного подразделения. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации. Вместе с тем, учредительные документы организации могут устанавливать, что вопрос о создании простого обособленного подразделения относится к компетенции иного органа управления (если это не запрещено законом). Например, устав ООО может предусматривать, что решение о создании подразделения принимает общее собрание участников, а устав акционерного общества может относить этот вопрос к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

В решении (приказе) о создании обособленного подразделения имеет смысл указать:

  • наименование (вид) и место нахождения подразделения (например, «Орловский офис общества с ограниченной ответственностью "Альфа"», расположенный по адресу: 125008, г. Орел, ул. Михалковская, д. 20);
  • цель создания подразделения и его функции (к примеру, реализация продукции ООО «Альфа» на территории города Орла);
  • сведения об организационно-штатной структуре подразделения, в частности, о его руководителе;
  • момент открытия подразделения. Указание на такой момент обезопасит организацию от возможных споров с налоговой инспекцией, связанных с нарушением срока уведомления о создании подразделения. Так, в решение имеет смысл включить следующее уточнение: «Обособленное подразделение считается открытым с момента оборудования по месту его нахождения стационарных рабочих мест и издания приказа об открытии подразделения».

Можно поступить и иначе: подробную информацию об обособленном подразделении отразить в отдельном внутреннем документе организации (например, в Положении об офисе, утвержденном общим собранием участников ООО или общим собранием акционеров акционерного общества), а в текст решения (приказа) о создании подразделения включить лишь основные сведения (название подразделения и его адрес). При этом в решении обязательно понадобится указать, какой именно документ (положение) регулирует деятельность подразделения.

Совет

В текст любого решения (приказа) о создании обособленного подразделения имеет смысл включить указание на то, что подразделение не является филиалом или представительством юридического лица. Такое уточнение позволит избежать возможных споров и недопонимания с контрагентами и государственными органами.

<…>

Как встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения

Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения – обязанность юридического лица (п. 14ст. 83 НК РФ). Для ее исполнения необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.

Сообщение нужно подать в течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения. Таким моментом считается момент оборудования в подразделении стационарных рабочих мест.*

Обоснование

Закон прямо не устанавливает, с какого дня простое обособленное подразделение считается созданным. В настоящее время позиция судов сводится к тому, что подразделение создается с момента, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Наступление такого момента можно подтвердить, например, приказом об открытии обособленного подразделения, актом окончания работ по техническому оборудованию рабочего места и т. д.

Зачастую суды обращают внимание также на то, ведет организация фактическую деятельность через обособленное подразделение или нет (постановление ФАС Уральского округа от 27 октября 2008 г. № Ф09-7766/08-С3 по делу № А60-2706/08). Если юридическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, ведет иную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, считается, что рабочие места оборудованы, а подразделение создано (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2004 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).

Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена ответственность

Если юридическое лицо представит сообщение о создании обособленного подразделения позднее одного месяца с момента создания такого подразделения (например, через 45 дней), то налоговая инспекция может посчитать, что организация совершила одно из следующих правонарушений.

1. Нарушила срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 116 НК РФ). Санкция за совершение такого правонарушения – штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, руководителя организации могут привлечь к административной ответственности и назначить один из двух видов наказания: предупреждение либо штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

2. Нарушила срок подачи документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). За совершение этого правонарушения инспекция может взыскать с организации штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. На руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Какое именно решение примет инспекция, точно сказать затруднительно. Дело в том, что в настоящее время нет официальных разъяснений по вопросу о последствиях нарушения срока, за который необходимо подать сообщение о создании обособленного подразделения. До вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, внесшего изменения в пункт 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, организации были обязаны представлять в инспекцию не сообщение, а заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Следовательно, за нарушение срока подачи этого заявления наступала ответственность только на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ. Должны ли организации нести такую ответственность в настоящее время, однозначно ответить сложно. Ведь в законе прямо не указано, что сообщение о создании обособленного подразделения считается заявлением о постановке на учет. Выходит, взыскать штраф в размере 10 тыс. руб. инспекция не вправе. Однако налоговые органы продолжают привлекать организации, не подавшие вовремя сообщение о создании подразделения, к ответственности по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Судебная практика по рассматриваемому вопросу еще не сложилась.

Важно обратить внимание и на следующее. Если юридическое лицо не только не уведомит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, но и будет вести через него деятельность (например, оказывать маркетинговые, аудиторские, иные услуги в новом офисе), инспекция может посчитать, что организация не исполнила обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). За неисполнение такой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение времени, за которое организация вела деятельность через подразделение. В любом случае размер штрафа не может быть менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Помимо этого руководителя могут привлечь к административной ответственности, оштрафовав на сумму в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

<…>

Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов

Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).

Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):

  • Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
  • ФСС России и его территориальные органы.

Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о создании обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня создания подразделения (т. е. со дня оборудования стационарных рабочих мест). При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о создании обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату открытия подразделения (т. е. дату окончания оборудования стационарных рабочих мест), а также место нахождения подразделения.*

Должна ли организация встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения простого обособленного подразделения

Нет, не должна.

Зарегистрироваться в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения обособленного подразделения необходимо лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:

  • подразделение имеет отдельный баланс;
  • подразделение имеет отдельный расчетный счет;
  • подразделение самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Обоснование

Такие правила установлены:

Подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не обладают всеми тремя перечисленными признаками. В частности, законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»). Следовательно, вставать на учет в органах внебюджетных фондов по месту нахождения такого подразделения не нужно.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка