Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 августа 2015 13 просмотров

Организация «А» в апреле 2015 года приобрело у организации «Б», являющегося банкротом, объект основных средств стоимостью 5 000 000 руб. При этом организация «Б» выставила счет-фактуру, акт приема-передачи с учетом НДС – 762 711,86 руб. В платежном поручении НДС также указан. Организация «А» при заполнении налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2015 года данную сумму включила в состав вычетов. Общая сумма к возмещению из бюджета составила 400 000 руб.Налоговый орган на данный момент отказывает в принятии к вычету НДС в размере 762 711,86 руб. по приобретенному имуществу должника и требует подачи уточненной налоговой декларации, ссылаясь на то, что «С 1 января 2015 г. не облагаются НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, п. 2 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ)».Вопрос:1) Правомерны ли действия налоговых органов? Ведь организация «А» заплатила организации «Б» также сумму НДС, отраженный в документах продавца. Отразила ли в налоговой декларации по НДС организация «Б» данную реализацию, заплатила ли организация «Б» в бюджет НДС или нет организация «А» не ведает.2) Если придется все-таки подать уточненную декларацию, каким образом поступить организации «А» для того, чтобы обратно получить денежные средства в размере излишне перечисленной суммы НДС от организации «Б». Или придется сумму НДС оприходовать в состав объекта ОС как не возмещаемый налог?

1. Этот вопрос является спорным в законодательстве.
Согласно подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ с 01.01.2015 операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должника, признанного в соответствии с законодательством несостоятельным (банкротом), не являются объектом налогообложения НДС. Одновременно утратил силу п. 4.1 ст. 161 НК РФ, которым была установлена обязанность покупателя имущества и (или) имущественных прав должника, признанного банкротом, уплатить налог в бюджет в качестве налогового агента.
Пленум ВАС РФ разъяснил, что в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет. (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). Представители контролирующих структур указывают, что покупателю по счету-фактуре, выставленному продавцом, не являющимся налогоплательщиком НДС, также могут отказать в вычете (Письма Минфина России от 16.05.2011 № 03-07-11/126, от 29.11.2010 № 03-07-11/456, ФНС России от 06.05.2008 N 03-1-03/1925, УФНС России по г. Москве от 05.04.2010№ 16-15/035198). Но это разъяснения для тех, кто принимает счет-фактуру от организации на спецрежиме.

В то же время Конституционный Суд РФ указал на возможность применения вычета в ситуации, когда поставщиком, применяющим льготу по статья 149 НК РФ, выставлен счете-фактуре (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П, Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1332-О-О). ФНС пришлось согласиться с судьями (письмо от 18 декабря 2014 г. № ГД-4-3/26274). Но вот в отношении операций по пункту 2 статьи 146 НК РФ официальных разъяснений нет. Поэтому велика вероятность того, что обществу могут отказать в вычете налога.
2. Если общество подаст уточненную декларацию, то:
– имущество будет учитываться по первоначальной стоимости. Эта величина средств, уплаченных продавцу в том числе неправомерно с выделенной суммой налога.
– общество может предъявить претензию поставщику и потребовать скорректировать цены на сумму переплаченного налога.

Обоснование

1. из письма Минфина России от 21 мая 2015 г. № 03-07-11/29287

Вопрос: О налогообложении НДС сдачи в аренду и реализации имущества организаций-банкротов.

Ответ:

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при сдаче в аренду имущества организациями, признанными банкротами, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса, вступившим в силу с 1 января 2015 года, операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.*

Согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В этой связи реализация имущества, в том числе изготовленного в ходе текущей производственной деятельности организаций-должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.

Что касается оказания услуг, в том числе по сдаче в аренду имущества, то указанным подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких операций не предусмотрено. В связи с этим данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

2. Из рекомендации В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС

Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не сдает отчетность в налоговую инспекцию

Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.

Налоговый вычет по счету-фактуре такого поставщика может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Следует отметить, что сам по себе факт представления контрагентом налоговой отчетности не является свидетельством его благонадежности. Отчетность может быть фальсифицированной, а убедиться в ее достоверности инспекция может только в ходе выездной налоговой проверки. Поэтому даже если из налоговой инспекции, в которой контрагент состоит на учете, пришло подтверждение, что он сдает отчетность, этого недостаточно для признания контрагента реально действующей организацией. Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности. Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:

  • получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
  • получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
  • оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.

Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 31 августа 2009 г. № ВАС-11260/09, от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, от 15 мая 2007 г. № 5121/07, постановления ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012ФАС, Московского округа от 8 октября 2012 г. № А40-7436/12-116-15, от 18 марта 2011 г. № КА-А40/1322-11 № А40-78928/10-35-395, Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2011 № А74-2352/2010, от 24 июня 2009 г. № А33-14722/08, Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А53-5188/2008-С5-34, от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Волго-Вятского округа от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008).

Однако существует и противоположная арбитражная практика. По мнению многих судей, в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают налоговую отчетность, и не устанавливает зависимости между действиями этих контрагентов и правом на вычет по НДС (см., например, определения ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. № ВАС-14953/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09, от 8 октября 2008 г. № 12676/08, от 21 сентября 2007 г. № 11613/07, от 8 мая 2007 г. № 3456/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июня 2012 г. № А32-18788/2011, Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А52-1477/2011, от 13 января 2009 г. № А52-980/2008, от 10 октября 2008 г. № А05-3166/2008, Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2008 г. № А33-13853/06-Ф02-4247/08, от 24 января 2007 г. № А19-17939/06-11-Ф02-7435/06-С1, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2008 г. № Ф04-5552/2008(11389-А46-25), от 15 сентября 2008 г. № Ф04-5535/2008(11352-А46-25), от 2 июля 2008 г. № Ф04-3948/2008(7399-А03-14), Поволжского округа от 26 сентября 2012 г. № А57-11982/2011, Центрального округа от 27 января 2010 г. № А35-3983/07-С21, Дальневосточного округа от 14 апреля 2008 г. № Ф03-А59/08-2/1032, Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/2115-11, от 23 октября 2008 г. № КА-А40/10035-08, Уральского округа от 16 февраля 2012 г. № Ф09-38/12 № А07-1810/11, от 15 декабря 2008 г. № Ф09-9265/08-С2).

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре с выделенной суммой налога. Счет-фактура выставлен организацией, применяющей специальный налоговый режим

Нет, нельзя.

Если организация применяет упрощенку или ЕНВД, она не признается плательщиком НДС. Поэтому выставлять счета-фактуры с выделенной суммой налога такая организация не вправе.

Исключение составляют:*

  • организации, применяющие упрощенку, которые реализуют товары (работы, услуги, имущественные права) по договорам простого товарищества (доверительного управления имуществом) и концессионным соглашениям. Это следует из положений пункта 4 статьи 346.26, пункта 2 статьи 346.11, пункта 2 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ;
  • посредники, реализующие или приобретающие товары (работы, услуги) от своего имени, но в интересах других лиц (п. 1 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 26 марта 2012 г. № 03-07-11/82).

В таких ситуациях сумму предъявленного НДС покупатели (заказчики) вправе принять к вычету в общеустановленном порядке.

В остальных случаях счета-фактуры с выделенной суммой НДС, выставленные плательщиками, которые применяют упрощенку или платят ЕНВД, считаются оформленными с нарушением установленного порядка. В частности, в счете-фактуре должны быть указаны реквизиты плательщика НДС (подп. 2 п. 5, подп. 2 п. 5.1, подп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ). Если счет-фактура выставлен организацией, не являющейся плательщиком НДС, данное требование не выполняется, а значит, счет-фактура заполнен неверно. Поэтому на основании такого счета-фактуры НДС к вычету не принимайте (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-07-11/126, от 29 ноября 2010 г. № 03-07-11/456 и ФНС России от 6 мая 2008 г. № 03-1-03/1925.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают такую позицию (см., например, определение ВАС РФ от 12 февраля 2009 г. № ВАС-1084/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2012 г. № А56-13884/2012, от 15 ноября 2011 г. № А56-57223/2010, Поволжского округа от 7 октября 2008 г. № А55-17484/2007).

Главбух советует: однако в суде можно отстоять и право на вычет. Большинство арбитражных судов признают, что право покупателя на вычет НДС не зависит от обязанности поставщика начислять налог. Если НДС предъявлен и уплачен поставщику (который, кстати, обязан перечислить его в бюджет), то у покупателя есть все основания для того, чтобы возместить налог из бюджета.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено оснований для отказа в вычете НДС, предъявленного поставщиками, которые не являются плательщиками этого налога. Поэтому при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) организация-покупатель не должна проверять, платит ли поставщик НДС. Тем более что реквизиты счета-фактуры, предусмотренные пунктами 5, 5.1 и 5.2 статьи 169 Налогового кодекса РФ, сделать это не позволяют.

Сумму НДС, неправомерно выделенную в счете-фактуре, поставщик обязан перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Следовательно, принимая к вычету НДС по счетам-фактурам поставщиков, которые не являются плательщиками этого налога, покупатели не наносят бюджету никакого ущерба. И даже если поставщик, нарушив требования закона, не перечислит в бюджет сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, покупателю все равно не могут отказать в вычете. Связано это с тем, что право на возмещение НДС не зависит от уплаты налога поставщиками (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 16 октября 2003 г. № 329-О, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2009 г. № А42-4215/2008, от 2 октября 2008 г. № А42-3155/2007).

Таким образом, организация может принять к вычету входной налог по счету-фактуре, выставленному поставщиком, который не должен платить НДС.

Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 г. № 10627/06, определения ВАС РФ от 6 июля 2012 г. № ВАС-7996/12, от 8 апреля 2009 г. № ВАС-3855/09, от 27 марта 2009 г. № ВАС-3617/09, от 20 февраля 2009 г. № ВАС-1490/09, от 13 февраля 2009 г. № ВАС-535/09, постановления ФАС Поволжского округа от 20 марта 2013 г. № А12-9812/2012, от 5 октября 2012 г. № А65-27098/2011, Московского округа от 25 сентября 2012 г. № А40-79771/11-90-347, от 30 декабря 2011 г. № А40-34300/11-91-149, от 15 апреля 2011 г. № КА-А40/2877-11, Северо-Западного округа от 30 мая 2011 г. № А56-32645/2010, Центрального округа от 17 июня 2010 г. № А64-7813/09, Волго-Вятского округа от 16 апреля 2010 г. № А29-6157/2009, от 30 декабря 2008 г. № А79-1993/2007, Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2009 г. № А22-945/2008/5-99, от 17 декабря 2008 г. № Ф08-7495/2008, Уральского от 13 августа 2013 г. № Ф09-7114/13.

Следует отметить, что в частных разъяснениях представители налоговой службы придерживаются такой же позиции (см., например, письмо ФНС России от 18 декабря 2014 г. № ГД-4-3/26274). А раньше аналогичные разъяснения давали и специалисты финансового ведомства (письмо от 11 июля 2005 г. № 03-04-11/149).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка