Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 августа 2015 5 просмотров

Автомобили доставляют товар, грузоподъемность автомобиля 25 тн.Но на нем умудряются перевозить 37-45 тн.В путевых листах перегрузы.Прошла информация (слух), что налоговая при проверке убирает данные расходы из прибыли, если это так, приведите нормативные документы, ссылки на них чтобы можно было объяснить руководству, что есть риски и последствия - отгружать товар с перегрузом и подтверждением транспортных расходов и ГСМ

В данной ситуации претензии налоговиков возможны, и наличие судебных разбирательств доказывает, что такие расходы инспекторы снимают. В суде представители ИФНС приводят доводы о том, что указанные грузы физически невозможно провозить на машинах с меньшей грузоподъемности, а значит, сделка фиктивна.

Обоснование

Из статьи Газеты «Учет. Налоги. Право», № 41, ноябрь 2011


«…Инспекторы нам доказывали, что столько груза не могло уместиться в машину…»

Татьяна Озерова, эксперт «УНП»

«…Налоговики на выездной проверке запросили документы на перевозку товара. У нас поставки идут по нескольку раз в день. Продавец загружает товар в свою «Газель» небольшими партиями. Но чтобы не оформлять кучу товарно-транспортных накладных, выписывает одну на все рейсы за день. Но инспекторы сняли расходы. Они стали нам доказывать, что столько груза, как в одной накладной, не могло уместиться в машину. Грузоподъемность «Газели» всего 2 тонны, а по накладной выходит, что мы возили от 5 до 10 тонн. Как мы их не переубеждали, не смогли разъяснить, что водитель ездил несколько раз. Вывод такой: документы недостоверны, сделка фиктивна. Есть ли шанс их переубедить?..»*

Из письма главного бухгалтера Алины Сатовой, г. Брянск

Алина, ваши инспекторы выполняют установку ФНС: все документы сопоставлять с реальностью. Это касается не только машин, но и площади складов, наличия персонала и т. д. Как только налоговики видят, что цифры на бумаге противоречат реальным фактам, сразу признают операции фиктивными.* Но у вас все же есть способ защитить расходы.

Налоговики: расходы не подтверждены

Екатерина Воробцева, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, считает, что претензии проверяющих обоснованны:

– Такой вариант, что отгружен товар по одной накладной, но в несколько заездов, допустим. Об этом сказано в Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.83. Но при этом надо записать общее количество выполненных поездок. Если записей нет, получается, что вес товара превышает грузоподъемность автомобиля. А значит, инспекторы вправе снять расходы на перевозку. Так что проверяющие совершенно правы.*

Независимые эксперты: исправить «первичку» и собрать доказательства

Мария Волкова, руководитель корпоративной практики Московского адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры», считает, что снять расходы налоговики не вправе:

– Самый простой вариант, на мой взгляд, внести исправления в «первичку» о количестве и времени поездок. Это можно сделать непосредственно во время проверки, а потом представить вместе с возражениями на акт. Кроме того, компания может доработать унифицированную форму товарно-транспортной накладной и учесть несколько перевозок одним документом.

Екатерина Пелевина, эксперт по организационному и налоговому проектированию Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH, уверена, что инспекцию можно переубедить:

– В ТТН надо записать количество рейсов. Между тем несоблюдение формального требования не означает отказа в признании затрат. Во внимание при оценке реальности сделки надо принимать и другие доказательства. К примеру, показания свидетелей – водителей и кладовщиков, факт использования товара в производстве или его дальнейшую реализацию. Кроме того, маршрут движения транспорта отражен в путевых листах. Обычно их оформляют на каждый день использования автомобиля. Эти документы можно запросить у перевозчика. Если там нет сведений о количестве выездов, то договориться с ним о внесении корректив.*

Наше мнение: скорректировать накладные

Чтобы избежать доначислений, стоит как можно быстрее скорректировать все накладные и внести данные о количестве рейсов. Будет не лишним подтвердить реальность перевозки иными документами. В частности, журналом въезда-выезда транспортных средств, пропусками на въезд транспорта на территорию компании. Сделать пометки на накладных. Еще можно взять объяснения с водителя или письмо от поставщика, где он опишет порядок доставки. Эти документы помогут защитить позицию компании.

А вот ссылаться исключительно на то, что оформлена одна накладная на несколько поездок, слишком рискованно. За последнее время судьи рассмотрели несколько подобных споров и признали правоту инспекторов (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского округа от 05.09.11 № А32-6422/2010, Восточно-Сибирского округа от 15.06.11 № А33-12076/2010).*

<…>

Из статьи Газеты «Учет. Налоги. Право», № 9, март 2014

«...Покупатель просит переделать ТОРГ-12 строго под грузоподъемность машин...»

Из письма главного бухгалтера Ольги Стратичук, г. Байконур

«…Мы торгуем стройматериалами. Обычно один контрагент забирает в день несколько партий. В конце дня мы оформляем одну ТОРГ-12 на все отгруженные партии. Но недавно один покупатель попросил переделать несколько десятков накладных за полгода. Он хочет, чтобы мы разбили количество товаров из одного документа на несколько. Причем поделили строго под грузоподъемность автомобиля, на котором перевозился товар. Иначе, по словам контрагента, у него будут проблемы с расходами. Действительно ли есть риски и стоит ли выполнить просьбу?..»

<…>

Елена Мелконян, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса:

Налоговики

— Компания не обязана переделывать первичку. А покупателя можно убедить в том, что рисков для него нет. Товарная накладная необходима для того, чтобы оформить продажу товара, а не транспортировку. Поэтому при ее заполнении отсутствует обязанность делить количество отпущенного товара на число приехавших за ним машин. За это отвечает транспортная накладная. Вот этот документ действительно необходимо оформлять на каждый рейс. И безопаснее, если объем товара по накладной не будет превышать грузоподъемность машины, на которой перевозили продукцию.*

<…>

Михаил Мухин, президент ООО «Центр налоговых экспертиз и аудита»:

— Требование покупателя необоснованно. Скорее всего покупатель попросил переделать накладные из-за опасений, что инспекторы поставят под сомнение факт отгрузки и снимут расходы. Претензии возможны, если в транспортных накладных объем груза не совпадает с грузоподъемностью автомобиля. При совокупности доказательств фиктивности поставки судьи поддерживают налоговиков. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.09.11 № А32-6422/2010.*

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка