Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 августа 2015 34 просмотра

Организация получила процентный займ от генерального директора в размере 1 500 000 рублей, организация приобретает вексель строительной компании сумма номинала 1 550 000 рублей и передает его в счет погашения займа генеральному директору (как физическому лицу), впоследствии этот вексель был продан физическим лицом по цене ниже номинала (1 500 000 рублей).Вопрос:Какие риски несет Организация и физическое лицоКакие налоги должны быть оплачены физическим лицом и организациейКакими документами должна быть оформлена передача векселя в счет покрытия займа генеральному директору

По сделке о предоставлении отступного в виде векселя у организации возникают последствия по налогу на прибыль, а именно:

- доход в размере погашаемого обязательства по договору займа – 1 500 000 руб.

- расход в размере покупной стоимости векселя – 1 550 000 руб.

У физического лица возникают последствия по НДФЛ:

– при получении векселя - налогооблагаемый доход в размере 50 000 руб. в виде превышения номинала векселя над суммой погашаемой задолженности по займу. Сумма займа не является ни доходом, ни расходом;

- при продаже векселя – доход в виде выручки от его продажи, уменьшенный на сумму, с которой уже уплачен НДФЛ – 50 000 руб.

Сделка по предоставлению отступного в виде векселя является для организации убыточной, поэтому у налоговой инспекции могут возникнуть вопросы о причинах, побудивших организацию заключить соглашение об отступном и об обоснованности включения в расходы стоимости приобретения векселя строительной компании. В итоге налоговики могут снять эти расходы.

Обратите внимание: разъяснений официальных органов по аналогичным ситуациям нам найти не удалось, поэтому рекомендуем вам обратиться с запросами в свою налоговую инспекцию, а также в Минфин России, и действовать согласно полученным разъяснениям.

Обоснование

1. Из рекомендации
Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»

Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга

Как получить налоговый вычет по НДФЛ при продаже ценных бумаг

Если человек продает ценные бумаги напрямую, без посредников, все действия по расчету с бюджетом он должен провести самостоятельно:

  • рассчитать свой доход от продажи ценных бумаг;
  • уменьшить его на сумму документально подтвержденных расходов;
  • рассчитать и заплатить НДФЛ;
  • представить в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ.

Такой порядок основан на положениях статьи 214.1, пункта 2 статьи 226 и подпункта 2 пункта 1, пунктов 2–4 статьи 228 Налогового кодекса 

Доходы от продажи ценных бумаг можно уменьшить на расходы по их приобретению, реализации и хранению (п. 12 ст. 214.1 НК РФ).

Кроме того, в качестве расходов на приобретение ценных бумаг можно учесть суммы, с которых владельцы или налоговые агенты уже рассчитали и заплатили НДФЛ (абз. 8 п. 13 ст. 214.1 НК РФ). Например, это может быть материальная выгода от приобретения ценных бумаг по цене ниже рыночной (расчетной) плюс сумма НДФЛ с нее. Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 29 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7914.

Размер расходов, на которые можно уменьшить доходы от продажи ценных бумаг, не ограничен (за исключением процентов по заемным средствам). Их можно учесть полностью в той сумме, которую человек заплатил за приобретение, реализацию, погашение и хранение ценных бумаг. Такой вывод можно сделать из пункта 10 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ. При этом если ценные бумаги были приобретены до 1 января 1998 года, сумму расходов на их приобретение определяйте с учетом деноминации, то есть в соотношении 1000 руб. старого образца на 1 руб. нового образца (письмо ФНС России от 10 января 2013 г. № ЕД-4-3/28).

Расходы на приобретение, хранение и реализацию ценных бумаг должны быть документально подтверждены (п. 10 ст. 214.1 НК РФ).

Подтверждающими документами могут быть:

  • любые платежные документы (в т. ч. квитанции к приходному кассовому ордеру, квитанции банка, расписки покупателя о получении денег, выписки с банковского счета и т. д.);
  • другие надлежащим образом оформленные документы (например, справка из бухгалтерии об удержании стоимости акций организации из зарплаты сотрудника).

Об этом сказано в письмах письме Минфина России от 12 декабря 2007 г. № 03-04-05-01/403. Несмотря на то, что оно было выпущено в период действия старой редакции статьи 214.1 Налогового кодекса РФ, его можно учитывать и сейчас. Так как требование документального подтверждения расходов действовало и прежде.

Платить НДФЛ с доходов от реализации ценных бумаг нужно не позднее 15 июля года, следующего за годом, в котором ценные бумаги были проданы (п. 4 ст. 228 НК РФ). Датой получения дохода является:

  • день его выплаты, в том числе день перечисления дохода на счет продавца ценных бумаг или на счет третьих лиц;
  • день передачи дохода в натуральной форме.

При этом не важно, перешло право собственности на ценные бумаги к покупателю или нет.

Это следует из пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 25 декабря 2013 г. № БС-4-3/23409.

Доходы от реализации ценных бумаг и расходы на их приобретение нужно задекларировать.

Для этого в налоговую инспекцию по местожительству подайте налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Сделать это необходимо до 30 апреля года, следующего за годом, в котором ценные бумаги были проданы.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 228 и пункте 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ.

Вместе с декларацией по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию нужно представить документы, подтверждающие расходы по приобретению, хранению и реализации ценных бумаг (п. 10 ст. 214.1 НК РФ).

Задекларированную сумму НДФЛ продавец должен уплатить в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за годом, в котором он продал ценные бумаги (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Ценные бумаги – это имущество человека (подп. 2 ст. 130 ГК РФ, абз. 1 п. 1 ст. 11 НК РФ). Однако, если человек продает ценные бумаги, он не имеет права на имущественный налоговый вычет по продаже своей собственности. Такой вывод следует из взаимосвязи статей 214.1 и 220 Налогового кодекса РФ.

2. Из рекомендации
Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»

Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга

Нужно ли представить в налоговую инспекцию заявление на уменьшение доходов от продажи ценных бумаг на расходы по их приобретению. Документы, подтверждающие расходы, – в наличии

Нет, не нужно.

В статье 214.1 Налогового кодекса РФ нет требования представить в налоговую инспекцию заявление на уменьшение доходов от реализации ценных бумаг на расходы по их приобретению. Поэтому заявление оформлять необязательно. Вместе с декларацией по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию нужно представить только документы, подтверждающие расходы.

3. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов

Обратиться в налоговую инспекцию можно:

  • устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
  • по электронной почте через Интернет;
  • по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
  • письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.

Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444

4. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) за разъяснениями по налоговому законодательству

Обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно (п. 1, 2 ст. 34.2 и подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. В справочной службе Минфина России разъясняют, что запрос можно направить в произвольной форме. Единственное обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу, – это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации (ее законный представитель). Все остальные (уполномоченные представители) должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 декабря 2007 г. № 03-03-07/24.

Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете.

Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка