Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в кадровых вопросах

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
31 августа 2015 94 просмотра

При экспорте товара (услуг) в Казахстан, если справка о резидентстве без апостиля, у Казахской организации возникает право удержания с нашей организации Корпоративного налога на доходы. Как нашей организации избежать двойного налогообложения?

Данный вопрос в настоящее время не урегулирован.

С одной стороны имеется письмо Минфина России от 18.09.2014 № 03-08-05/46684 согласно которому для применения норм Конвенции апостиль на справке обязателен.

С другой стороны согласно последнему письму Минфина России от 6 августа 2015 г. № 03-08-05/45365 в настоящее время между компетентными органами Российской Федерации в лице МИДа России и Минюста России и компетентными органами Республики Казахстан осуществляется процедура взаимного согласования о принятии на территории обоих государств справок, подтверждающих резидентство, без проставления апостиля, путем обмена соответствующими нотами.

При этом согласно последним разъяснениям в случае удержания подоходного налога с юридических лиц у источника выплаты в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не зачитывается.

Налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции.

То есть вопрос о том является ли удержание налога в РК в данной ситуации правомерным в соответствии с Конвенцией или нет, остается открытым и порядок зачета (возврата) данного налога не понятен.

То есть получается, что организации нужно обращаться за возвратом налога в налоговый орган Республики Казахстан, но они могут посчитать, что налог удержан правомерно и Конвенция без справки вообще не применяется. Зачесть налог в РФ на основании пункта 3 статьи 311 НК РФ в данной ситуации проблематично.

Таким образом, остается единственный вариант – направить официальный запрос в Минфин России относительно того – как быть организации, которая предоставила справку без апостиля своему казахстанскому контрагенту, с налогом, удержанным казахстанской стороной, сославшись на приведенные в ответе письма.

Мы, к сожалению, помочь в решении Вашего вопроса не сможем.

Обоснование

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.09.2014 № 03-08-05/46684

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о необходимости легализации справки о подтверждении резидентства в Российской Федерации (далее - Справка), выданной МИ ФНС России по ЦОД, сообщает следующее.В соответствии с приказом Минюста России от 03.07.2012 № 130 "Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу" (далее - Приказ) обязанность по проставлению апостиля на такие документы возложена на Минюст России и его территориальные органы.

В пункте 19 Приказа указано, что Минюст России проставляет апостиль на официальных документах, исходящих от федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, когда они сами наделены полномочиями по проставлению апостиля.

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.96 (далее - Конвенция) не содержит положений о возможности принятия Справки без проставления апостиля.

До сентября 2013 года налоговые органы Российской Федерации и Республики Казахстан принимали Справки без проставления апостиля.

Однако в настоящее время в адрес Минфина России поступают многочисленные запросы от налогоплательщиков о правомерности отказа налоговых органов Республики Казахстан принимать Справки без проставления апостиля.

Сообщаем, что Минфин России не располагает информацией о том, что ФНС России, являясь уполномоченным представителем Минфина России в области обмена информацией согласно статье 3 Конвенции, на взаимной основе согласовала с компетентными органами Республики Казахстан процедуру принятия Справок без апостилирования и легализации.

В связи с этим Поручением Правительства Российской Федерации от 19.06.2014 № СП-П2-4552 Минюсту России и МИДу России поручено заключить с компетентными органами Республики Казахстан соглашение о сфере применения статьи 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93.

Согласно проекту указанного соглашения документы (в том числе Справки), выданные уполномоченным органом одной Стороны и скрепленные его гербовой печатью, принимаются на территории другой Стороны без какого-либо специального удостоверения, в том числе апостилирования или консульской легализации.

Следует отметить, что до вступления в силу указанного соглашения Справки необходимо представлять с проставленным апостилем.»

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 06.08.2015 № 03-08-05/45365

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики (далее - Департамент) в связи с вопросом об апостилировании сертификата о резидентстве в Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с приказом Минюста России от 03.07.2012 г. № 130 "Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу" (далее - Приказ) обязанность по проставлению апостиля на такие документы возложена на Минюст России и его территориальные органы.

При этом в настоящее время между компетентными органами Российской Федерации в лице МИДа России и Минюста России и компетентными органами Республики Казахстан осуществляется процедура взаимного согласования о принятии на территории обоих государств справок, подтверждающих резидентство, без проставления апостиля, путем обмена соответствующими нотами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Статьей 7 Кодекса установлен приоритет норм международного договора Российской Федерации, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, над правилами и нормами, содержащимися в российском налоговом законодательстве.

Согласно пункту 2 статьи 23 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с положениями настоящей Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.

Согласно статье 7 Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение.

Таким образом, если предпринимательская деятельность российской организации не привела к образованию постоянного представительства на территории Республики Казахстан, то прибыль от такой деятельности не подлежит налогообложению на территории Республики Казахстан, а облагается налогом на прибыль организаций на территории Российской Федерации в соответствии с положениями Кодекса.

В случае удержания подоходного налога с юридических лиц у источника выплаты в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не зачитывается.

Налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какой код вы указали в поле 101 январской платежки по взносам?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка