Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Нашли в 6-НДФЛ ошибки по зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
3 сентября 2015 781 просмотр

ООО на ОСНО, оказывает услуги иностранному контрагенту, с ним заключен договор на расчеты в долларах. Какие первичные документы должны быть оформлены. По какой ставке НДС облагается данная операция? Если по 0% ставке, то какой пакет документов мы должны собрать для подтверждения нулевой ставки. Заранее спасибо

По общему правилу, стоимость услуг облагается НДС, только если реализация произошла на территории России.

При реализации услуг за пределами России на территории иностранного государства НДС не начисляется.

Из формулировки вопроса, к сожалению, не представляется возможным сделать вывод о связи услуг, оказываемых организацией, с вывозом товаров из России или ввозом товаров в Россию, а также о возможности применения ставки НДС 0 процентов. Таким образом, в указанном случае услуги, оказанные на территории России иностранному контрагенту должны облагаться НДС по ставке 18 процентов, а услуги, оказанные на территории КНР, НДС не облагаются.

Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относится оказание услуг, связанных с вывозом товаров из России и ввозом товаров в Россию. Перечень таких услуг приведен в рекомендации.

Состав документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт за пределы Таможенного союза и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, зависит от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар, и от вида оказываемых работ (услуг). Основными документами, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, являются:

• контракт (копия контракта);

• таможенные декларации (их копии или реестры);

• копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками соответствующих таможенных органов.

Документами, подтверждающими место реализации услуг, являются:

• договор, заключенный с российской или иностранной организацией;

• документы, подтверждающие факт оказания услуг.

Конкретный перечень документов, подтверждающих место реализации работ (услуг), в Налоговом кодексе РФ не определен. Такими документами могут быть:

• акты приемки-передачи выполненных работ (акты об оказании услуг) или иные документы (аналогичные указанным актам), требование о составлении которых предусмотрено договором или законодательством;

• документы, подтверждающие командирование сотрудников за рубеж;

• копии документов, подтверждающих регистрацию иностранной организации за рубежом;

• копии таможенных и транспортных документов, свидетельствующих о перевозке (транспортировке) грузов за рубежом;

• документы, свидетельствующие о местонахождении движимого и недвижимого имущества за рубежом;

• прочие документы, не вызывающие сомнений, что местом реализации работ (услуг) является территория России или иностранного государства.

Организация – плательщик НДС на стоимость услуг, оказанных на территории РФ также должна выставить счет-фактуру.

Обоснование

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как определить место реализации товаров (работ, услуг)
При реализации товаров (работ, услуг) НДС нужно платить, только если реализация произошла на территории России. При реализации товаров (работ, услуг) за пределами России (на территории иностранного государства) налог не платите. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Правила определения места реализации приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ. В законодательстве установлен различный порядок определения места реализации товаров и места реализации работ (услуг).

Реализация работ или услуг

В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):

  • по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
  • по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
  • по месту деятельности покупателя работ (услуг);
  • по месту фактического оказания услуг.

При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.

По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):

  • российской организацией;
  • предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
  • представительством иностранной организации, находящимся в России.

Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).

Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России.

Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России.

Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:
– прописанный в учредительных документах;
– по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
– по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.

То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России.

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России.

Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.

Вспомогательные работы, услуги

В законодательстве установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных работ (услуг). Место реализации вспомогательных работ (услуг) определяйте по месту реализации основных работ (услуг). То есть если место реализации основных работ (услуг) – Россия, то и местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также Россия. Если же основные работы (услуги) были реализованы за рубежом, то местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также иностранное государство.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: когда работы (услуги) считаются вспомогательными в целях расчета НДС

Этот вопрос в каждом случае будет решаться в зависимости от ситуации. В законодательстве не установлены критерии отнесения работ (услуг) к основным или вспомогательным.

Вместе с тем, в своих разъяснениях Минфин России обобщил основные признаки вспомогательных работ (услуг). Работы (услуги) можно считать вспомогательными, если:

  • и основные, и вспомогательные работы (услуги) осуществляются одной и той же организацией;
  • заказчик (покупатель) и основных, и вспомогательных работ (услуг) один и тот же;
  • вспомогательные работы (услуги) выполняются по тому же договору, что и основные, и неотделимы от основных.

Такой подход подтверждается письмами Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-07-15/52, от 8 ноября 2011 г. № 03-07-08/308, от 17 сентября 2010 г. № 03-03-06/4/88, от 15 января 2008 г. № 03-07-08/07 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 декабря 2005 г. № А56-8906/2005, Московского округа от 2 марта 2006 г. № КА-А40/916-06 и от 17 октября 2006 г. № КА-А40/9952-06).

При сотрудничестве с иностранной организацией лучше в тексте договора обозначить, какие работы (услуги) имеют самостоятельный характер, а какие работы (услуги) являются вспомогательными по отношению к ним. Так вы внесете ясность по этому вопросу, что поможет избежать споров с проверяющими.

Документы, подтверждающие место реализации

Документами, подтверждающими правильность определения места реализации работ (услуг), являются:

  • договор, заключенный с российской или иностранной организацией;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: на основании каких документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг), организация может определить место их реализации для целей расчета НДС

Конкретный перечень документов, подтверждающих место реализации работ (услуг), в Налоговом кодексе РФ не определен.

К таким документам могут относиться:

  • акты приемки-передачи выполненных работ (акты об оказании услуг) или иные документы (аналогичные указанным актам), требование о составлении которых предусмотрено договором или законодательством;
  • документы, подтверждающие командирование сотрудников за рубеж;
  • копии документов, подтверждающих регистрацию иностранной организации за рубежом;
  • копии таможенных и транспортных документов, свидетельствующих о перевозке (транспортировке) грузов за рубежом;
  • документы, свидетельствующие о местонахождении движимого и недвижимого имущества за рубежом;
  • прочие документы, не вызывающие сомнений, что местом реализации работ (услуг) является территория России или иностранного государства.

Такой же позиции придерживается и Минфин России (письма Минфина России от 15 июля 2013 г. № 03-07-08/27466, от 9 февраля 2006 г. № 03-04-08/33, от 19 октября 2005 г. № 03-04-08/294 и от 11 февраля 2003 г. № 04-03-08/05).

<…>

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Когда применяется ставка НДС 0 процентов

Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг, связанных с вывозом товаров из России и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России (подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами России (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг по авиаперевозкам пассажиров из регионов России в Крым (Севастополь) или из Крыма (Севастополя) в другие регионы России (подп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Нулевую ставку НДС можно применять в отношении авиаперевозок, выполненных в период с 18 марта 2014 года по 31 декабря 2015 года включительно (п. 3, 4 ст. 2 Закона от 4 июня 2014 г. № 151-ФЗ).

Полный перечень операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, приведен в таблице.

Услуги, связанные с вывозом товаров

К услугам, связанным с вывозом товаров из России (в т. ч. на экспорт), относятся:

1. Услуги по международной перевозке товаров.

В данную категорию услуг включаются:

а) перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт назначения товаров расположен за пределами территории России (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

б) услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или аренды (в т. ч. лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления:

  • международных перевозок;
  • перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
  • перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза).

Это следует из подпунктов 2.1, 3.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

в) транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации:

  • международной перевозки;
  • перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
  • перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);

г) работы (услуги) по перевозке или транспортировке за границу углеводородного сырья, добытого либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря.

Это следует из подпунктов 2.1, 3.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

В данную категорию услуг не включаются услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, перечисленные в подпункте 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, которые также облагаются НДС по нулевой ставке.

2. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России (в т. ч. на территорию стран – участниц Таможенного союза), а также помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита (подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

3. Услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории России (в т. ч. помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита) (подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

4. Услуги по передаче электроэнергии из электрической системы России в электрические системы иностранных государств (подп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

5. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров (подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).

6. Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на территории России российскими организациями и предпринимателями при вывозе экспортируемых товаров или продуктов переработки (подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).

7. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории России (подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

8. Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию России до таможенного органа в месте убытия с территории России (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

9. Работы (услуги) по перевозке товаров, вывозимых из России морскими судами и судами смешанного (река-море) плавания, на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) (подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ).

10. Услуги по транспортировке экспортируемых за пределы России товаров, оказанные российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Услуги, связанные с ввозом товаров

К услугам, связанным с ввозом товаров в Россию, относятся:

1. Услуги по международной перевозке товаров.

В данную категорию услуг включаются:

  • перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления товаров расположен за пределами территории России (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию России (от портов или пограничных станций, расположенных на территории России) до станции назначения товаров, расположенной на территории России;услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или аренды (в т. ч. лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

2. Услуги по организации транспортировки (транспортировке) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию России для переработки (в т. ч. помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита) (подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

3. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров (подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).

4. Работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (подп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ). Применять нулевую ставку можно только в том случае, если работы (услуги) выполняет организация, имеющая разрешение на переработку от таможни. Если такого разрешения нет, НДС со стоимости переработки придется заплатить по ставке 18 процентов (письмо Минфина России от 18 июля 2014 г. № 03-07-08/35365).

5. Работы (услуги) по перевозке товаров, ввозимых в Россию морскими судами и судами смешанного (река-море) плавания, на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) (подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подтверждение права на применение нулевой налоговой ставки

Чтобы применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров на экспорт, а также при реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт или ввозом товаров в Россию, организация должна в установленный срок представить в налоговую инспекцию соответствующий пакет документов (подп. 1 п. 1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ). В противном случае налог придется начислить в общем порядке (по ставкам 18% или 10%) (п. 2, 3 ст. 164 НК РФ).

Подтверждать право на применение ставки НДС 0 процентов по внешнеторговым операциям в рамках Таможенного союза нужно в особом порядке (ст. 72 договора о Евразийском экономическом союзе, приложение 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

<…>

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров и реализации работ (услуг), связанных с экспортом (импортом)

Подтверждение права на применение нулевой ставки НДС

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, организация должна:

Подтверждать факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза нужно в особом порядке. Подробнее об этом см. Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза.

Состав документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт за пределы Таможенного союза и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, зависит от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар, и от вида оказываемых работ (услуг).

Основными документами, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, являются:

Организация может экспортировать товар из России в иностранное государство через другую страну – участника Таможенного союза. В этом случае для применения нулевой ставки какие-либо дополнительные документы, которые подтвердят факт вывоза товара за пределы этой страны – участника Таможенного союза, предоставлять не надо. А дата пересечения ее границы никак не повлияет на момент определения налоговой базы. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 июня 2015 г. № 03-07-08/37574.

Срок подачи подтверждающих документов

Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС, нужно представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, одновременно с налоговой декларацией (п. 9 и 10 ст. 165 НК РФ). При этом окончание 180-дневного срока связано не с периодом, в котором истекает срок подачи декларации, а с налоговым периодом, за который подается налоговая декларация.

При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт (ввозом товаров), порядок определения 180-дневного срока для подачи документов зависит от вида работ (услуг) и от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар.

Если по истечении 180 календарных дней организация не представит в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) облагается НДС по ставке 10 или 18 процентов. Подробнее об этом см. Что делать, если экспортный НДС не был подтвержден.

Контракт

Контракт (копия контракта) на поставку экспортируемых товаров или на выполнение работ (оказание услуг), связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), является обязательным документом, который сдается в налоговую инспекцию для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС.

При поставке товаров на экспорт организация обязана представить контракт, заключенный с иностранным контрагентом (подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ). Если этот документ у организации отсутствует, например, если за границу вывозятся товары, покупателем которых является российская организация, применять нулевую ставку НДС нельзя. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 8 мая 2013 г. № 03-07-08/16131, ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18594 (размещены на официальном сайте налогового ведомства в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами»).

Если товары реализуются через посредника, организация-экспортер представляет:

  • посреднический договор;
  • контракт между посредником и иностранным контрагентом, предусматривающий поставку товаров, принадлежащих организации-экспортеру.

Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

При реализации работ или услуг, связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), предоставляются:

  • контракты, заключенные с российскими контрагентами, – если заказчиками работ (услуг) являются российские организации;
  • контракты, заключенные с иностранными контрагентами, – если заказчиками работ (услуг) являются иностранные организации.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3.1, подпункта 1 пункта 3.2, подпункта 1 пункта 3.3, подпункта 1 пункта 3.4, подпункта 1 пункта 3.5, подпункта 1 пункта 3.6, подпункта 1 пункта 3.7, подпункта 1 пункта 3.8, подпункта 1 пункта 4, подпункта 1 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Таможенная декларация

Таможенные декларации (их копии) являются обязательными документами для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов:
1) при вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Особенности оформления и представления таможенных деклараций в налоговые инспекции представлены в таблице;
2) при реализации:

  • работ (услуг) по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России, трубопроводным транспортом (подп. 3 п. 3.2 ст. 165 НК РФ);
  • услуг по организации транспортировки природного газа, вывозимого за пределы России (ввозимого на территорию России), трубопроводным транспортом (если производится таможенное декларирование таких операций). Если таможенное декларирование не производится, вместо таможенных деклараций в налоговую инспекцию нужно представить документы, подтверждающие факт оказания соответствующих услуг (подп. 3 п. 3.3 ст. 165 НК РФ).

Для целей таможенного контроля таможенная декларация может быть оформлена в электронном виде (п. 2 ст. 99 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). Однако в налоговую инспекцию таможенную декларацию нужно подавать на бумажном носителе. Чтобы решить проблему, нужно обратиться на таможню и получить там распечатку электронной таможенной декларации со всеми необходимыми отметками. Такая бумажная копия тоже может служить подтверждением права на нулевую ставку НДС (письмо ФНС России от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5943).

При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта вместо самих таможенных деклараций организация может представить в налоговую инспекцию их реестры (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 21 мая 2010 г. № 48н). Реестры могут быть составлены на бумажных носителях в произвольной форме. При этом реестры таможенных деклараций должны содержать сведения о фактически вывезенных товарах, подтвержденные отметками российских пограничных таможен (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 21 мая 2010 г. № 48н, письмо Минфина России от 29 ноября 2010 г. № 03-07-08/335).

Транспортные и товаросопроводительные документы

Представление в налоговые инспекции копий транспортных, товаросопроводительных и (или) других документов для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов участниками экспортно-импортных операций является обязательным.

1. При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Документы должны подтверждать факт вывоза товаров за пределы России. Исключение составляет вывоз товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач – при таких вариантах экспорта копии транспортных и товаросопроводительных документов не представляются (подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

2. При реализации услуг по международной перевозке товаров.

При реализации услуг, связанных с вывозом товаров на экспорт, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).

При реализации услуг, связанных с ввозом товаров в Россию (в т. ч. через территорию стран – участниц Таможенного союза), документы должны быть оформлены с учетом следующих особенностей:

  • при ввозе товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)) в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт приема товаров к перевозке. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
  • при ввозе товаров воздушным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия грузовой накладной, где в качестве аэропорта погрузки (перегрузки) указан аэропорт, который находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
  • при ввозе товаров автомобильным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российской таможни, подтверждающей ввоз товаров в Россию.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

3. При реализации работ (услуг) в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу России. При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).

При реализации работ (услуг), связанных с ввозом товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)), в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт перевозки товаров. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами России, а сам документ должен содержать отметку таможни, действующей в пункте пропуска товаров.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.5 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

4. При реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки экспортируемых товаров по территории России в налоговую инспекцию представляются копии документов с отметками российских таможен, которые должны подтверждать, что перевозимые товары помещены под таможенную процедуру экспорта (подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ).

5. При реализации работ (услуг) по перевозке экспортируемых товаров по территории России организациями внутреннего водного транспорта в налоговую инспекцию представляются копии документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (подп. 3 п. 3.8 ст. 165 НК РФ).

<…>

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Как документально оформить отгрузку готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг)

Реализация результатов выполненных работ (оказанных услуг)

Факт выполнения работ (оказания услуг) должен быть документально подтвержден (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Ситуация: нужно ли оформлять акт по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг)

Составление акта об оказании услуг (выполнении работ) обязательно, только если такое требование предусмотрено гражданским законодательством или заключенным договором. Такого мнения придерживается Минфин России (письмо от 13 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/750). В свою очередь Гражданский кодекс РФ прямо предписывает составлять акт об оказании услуг (выполнении работ) лишь при выполнении работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). О составлении акта упоминается и в статье 720 Гражданского кодекса РФ, которая распространяется на все виды договора подряда. Однако в ней сказано, что наряду с актом стороны могут составить и другой документ, удостоверяющий приемку.

Акты по гражданско-правовому договору можно составить следующим образом:

В остальных случаях составлять акт не обязательно. Поэтому факт выполнения работ (оказания услуг) для целей бухучета и налогообложения может быть подтвержден иным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Например, для договора перевозки факт оказания услуг подтверждается третьим экземпляром товарно-транспортной накладной. Если перевозка груза на грузовом автомобиле оплачивается заказчиком по повременному тарифу, то документом, подтверждающим факт выполнения услуг по перевозке, помимо товарно-транспортной накладной, является отрывной талон к путевому листу. Факт оказания услуг по договору комиссии подтверждается отчетом комиссионера (ст. 999 ГК РФ). По агентскому договору – отчетом агента (ст. 1008 ГК РФ). По договорам поручения (если это предусмотрено самим договором) – отчетом поверенного (абз. 5 ст. 974 ГК РФ).

Вместе с тем, для признания расходов по договору при налогообложении акт может потребоваться и в случаях, не предусмотренных в гражданском законодательстве. В Налоговом кодексе РФ сказано, что акт нужен организациям, применяющим метод начисления, для признания материальных расходов по договорам на выполнение работ (оказание услуг) производственного характера (подп. п. п. 6 п. 1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 29 декабря 2009 г. № 3-2-09/279.

Главбух советует: в тех случаях, когда составление акта не является обязательным, работы (услуги, права) можно учесть в бухучете и при налогообложении на основании договора (либо иных документов, подтверждающих факт выполнения работы, оказания услуги, отчуждения права) (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Для этого, например, пропишите в договоре следующее условие. Если заказчик по факту оказания услуг, указанного в договоре, не предъявляет претензий к исполнителю, услуга считается оказанной (работы выполненными). При этом в качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг, могут, в частности, выступать:

  • договор;
  • счет на оплату;
  • платежные документы.

Подтверждает данный подход Минфин России в письмах от 4 мая 2012 г. № 03-03-06/1/226 и от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/778.

Вместе с тем, это не касается работ (услуг), по которым приемка в обязательном порядке должна оформляться отдельным документом. Например, по строительному подряду, по которому акт обязателен (п. 4 ст. 753 ГК РФ).

Если организация является плательщиком НДС, то, кроме документов, подтверждающих отгрузку готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг), она должна выставить организации-покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Подробнее об этом см. Как оформить счет-фактуру, выставляемый покупателю.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка