Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
3 сентября 2015 28 просмотров

Наша организация занимается розн. и оптовой продажей авто. запчастей. Имеем ли мы право приходовать товар по общей сумме накладной и единой группе - автозапчасти? При расчете себестоимости использовать метод "продажной цены минус торговая наценка"? Нас интересуют налоговые риски при подтверждении себестоимости проданного товара?

1. Если складской учет ведется партионным способом и партия запчастей является однородной группой товара в целях Вашего складского учета, то Вы имеете право приходовать товар таким способом (п.240 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Такой метод отражения поступления товара нужно зафиксировать в учетной политике. Если же партия запчастей не является однородной, то приходовать товар на склад нужно сортовым способом, т.е. в разрезе номенклатурных единиц товара, объединять которые можно только по их характеристикам, к примеру, размер и др.

2. Учет товаров с торговой наценкой разрешен только для розничной торговли п. 13 ПБУ 5/01. Для списания товаров и в налоговом и в бухгалтерском учете существуют 3 метода расчета себестоимости товара: ФИФО, по средней, по себестоимости единицы товара. Выбранный метод нужно закрепить в учетной политике.

3. Подтвердить себестоимость товара можно первичными документами, полученными от поставщиков.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

В каком порядке оприходовать товары

  • Пункт 1

<…>

Приемка товаров на склад

Приемку товаров на склад должна осуществлять комиссия, назначенная приказом руководителя. После завершения приемки комиссия составляет акт, например, по форме № ТОРГ-1.

Если в течение дня от одного и того же поставщика поступает несколько партий однородных грузов, то можно составить один акт о приемке товаров за день. В этом случае, принимая каждую отдельную партию, материально ответственное лицо фиксирует необходимые данные на оборотной стороне акта. В конце дня определяется общий итог, который переносится в акт о приемке. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 пункта 49 и пунктом 224 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Для сокращения документооборота акт приемки можно не оформлять, если отсутствуют расхождения по количеству и качеству товаров. Его может заменить штамп, поставленный на документе поставщика (например, на накладной). Штамп должен содержать те же реквизиты, что и форма № ТОРГ-1. Об этом сказано в пунктах 49 и 224 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

<…>

Организация складского учета

Складской учет товаров организация может организовать двумя способами:

  • сортовым – в этом случае каждый сорт (вид) поступившего товара учитывается отдельно;
  • партионным – учет товаров ведется в разрезе поступивших партий.

Партия товаров – это группа однородных товаров, поступивших по одному товаросопроводительному документу. Допускается считать одной партией:
– товары, поступившие одним видом транспорта (в одной автоколонне, железнодорожном вагоне, судне, барже), независимо от количества товаросопроводительных документов (железнодорожных, водных накладных, коносаментов и т. д.);
– товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким товаросопроводительным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству.

Такое определение приведено в указаниях, утвержденных постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.

Такой порядок предусмотрен пунктом 250 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

При сортовом методе учета поступление товаров отражается в карточке количественно-стоимостного учета, например, по форме № ТОРГ-28. На каждое наименование (сорт) товара заводите отдельную карточку. Для сокращения документооборота допускается учет нескольких однородных товаров с одинаковой ценой в одной карточке. Такие правила установлены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Если организация учитывает товар партионным способом, поступление товаров отражается в партионной карте, например, по форме № МХ-10. Партионная карта заводится на каждую полученную партию товаров и оформляется в двух экземплярах. Один из них остается на складе, второй – передается в бухгалтерию. Складской экземпляр заполняет ответственный сотрудник по мере отпуска товара. После того как он будет заполнен, его тоже передают в бухгалтерию. Такие правила установлены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 № 66.

Руководитель организации должен установить периодичность передачи приходных документов со склада в бухгалтерию. Оформить решение руководителя можно графиком документооборота, отдельным приказом или Положением о складском учете. В зависимости от условий работы организации интервалы между передачей накопленных документов могут составлять от 1 до 10 дней. При передаче документов составляйте сопроводительные реестры, например, по форме № ТОРГ-31. Такие реестры готовьте в двух экземплярах. Один из них остается у материально ответственного лица на складе, а второй передается с документами в бухгалтерию. Обычно реестры сдаются одновременно с товарными отчетами, например, по форме № ТОРГ-29. Такие правила установлены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 и пунктом 2.2.8 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Как отразить в бухучете приобретение товаров

<…>

Способы отражения себестоимости товаров

В бухучете товары отражаются по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Организация может делать это двумя способами:
– фактическая себестоимость полностью учитывается на счете 41 «Товары»;
– фактическая себестоимость складывается из двух составляющих – учетных цен и отклонений от них.

При использовании первого способа поступление товаров отражайте проводкой:

Дебет 41 Кредит 60 (76...)
– оприходован товар по фактической себестоимости.

Если организация использует второй способ, полученные товары приходуйте на счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Учетная цена этих товаров отражается на счете 41, а отклонения от нее – на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Фактическая себестоимость товаров в этом случае определяется как сумма оборотов по обоим счетам.

В качестве учетных цен организация может применять:
– планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
– договорную цену;
– фактическую себестоимость аналогичных товаров, сложившуюся за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
– среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть.

Такой порядок следует из положений Инструкции к плану счетов и пункта 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если организация использует учетные цены, при поступлении товаров сделайте следующие проводки:

Дебет 15 Кредит 60 (76...)
– отражено поступление товара в фактической оценке;

Дебет 41 Кредит 15
– списан товар по учетной стоимости.

Отклонения фактической цены от учетной спишите со счета 15 одной из проводок:

Дебет 16 Кредит 15
– списано превышение фактической цены над учетной

или

Дебет 15 Кредит 16
– списано превышение учетной цены над фактической.

В конце месяца, после того как определен объем списанных товаров (в учетных ценах), спишите относящиеся к ним отклонения (Инструкции к плану счетов). Порядок расчета суммы списываемых отклонений аналогичен порядку, используемому при списании отклонений (ТЗР) по материалам. Спишите отклонения на те же счета, на которые были списаны товары:

Дебет 90-2 (91-2) Кредит 16
– списано превышение фактической цены над учетной по товарам, реализованным за месяц (отчетный период);

Дебет 16 Кредит 90 (91)
– списано превышение учетной цены над фактической по товарам, реализованным за месяц (отчетный период).

Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов (счета 41, 15, 16).

Способы учета торговой наценки

Товары, приобретенные для розничной торговли, можно учитывать как с торговой наценкой (по продажной цене), так и без нее (по покупной цене) (п. 13 ПБУ 5/01).

Если организация приняла решение учитывать товары для розницы по продажной цене, то при поступлении товаров сделайте следующие проводки:

Дебет 41 (15) Кредит 60
– оприходованы товары;

Дебет 41 Кредит 42
– отражена торговая наценка по товарам, приобретенным для розничной торговли.

Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов.

Сумму наценки (порядок ее расчета) установите приказом руководителя.

<…>

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

К какой ответственности может быть привлечена организация (ее должностные лица) по результатам налоговой проверки

По результатам налоговой проверки инспекция может применить к организации и ее должностным лицам налоговую или административную ответственность. В некоторых случаях материалы проверки инспекция может передать в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.

Размеры санкций могут меняться в зависимости от обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину плательщика, допустившего нарушения.

Налоговая ответственность

По результатам налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Исключениями из этого правила являются обстоятельства, при которых организации освобождаются от налоговой ответственности. К таким обстоятельствам относятся:
истечение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение;
отсутствие вины организации в совершении налогового правонарушения.

Об этом говорится в статье 109 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ситуация: может ли инспекция одновременно привлечь организацию к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также за неуплату налога. Организация недоплатила налог из-за грубого нарушения правил учета доходов и расходов

Нет, не может.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и неуплата (неполная уплата) налога – это разные налоговые правонарушения. Ответственность за них предусмотрена разными статьями Налогового кодекса РФ: статьей 120 и статьей 122. При этом налоговое законодательство запрещает привлекать организацию к ответственности по разным основаниям за одно и то же правонарушение (п. 2 ст. 108 НК РФ).

На практике грубое нарушение правил учета доходов и расходов очень часто является причиной неуплаты (неполной уплаты) налога. Однако при выборе наказания налоговая инспекция должна исходить из состава конкретного правонарушения. Если причиной неуплаты (неполной уплаты) налога стало занижение налоговой базы в результате грубого нарушения правил учета, инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Если же занижение налоговой базы произошло по иным причинам, и в результате налог также оказался неуплаченным, организацию оштрафуют по статье 122 Налогового кодекса РФ. Одновременное применение ответственности по статьям 120 и 122 Налогового кодекса РФ неправомерно. Такой вывод следует из определения Конституционного суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О. Представители налоговой службы разделяют эту точку зрения (письмо МНС России от 23 июля 2002 г. № ШС-6-14/1060).

Пример применения статей 120 и 122 Налогового кодекса РФ при привлечении организации к налоговой ответственности

В организации прошла налоговая проверка, в ходе которой налоговая инспекция выявила два правонарушения.

1. При расчете налога на прибыль организация учла расходы на аренду, не подтвержденные первичными документами. В результате налоговая база была занижена, из-за чего налог в бюджет был уплачен не полностью. Поскольку отсутствие первичных документов признается грубым нарушением правил учета, инспекция привлекла организацию к ответственности по статье 120 Налогового кодекса РФ.

2. При расчете НДС входной налог по представительским расходам организация приняла к вычету в размере, превышающем максимально возможную сумму. Причиной стала арифметическая ошибка при определении норматива. В результате сумма вычета была завышена, из-за чего налог в бюджет был уплачен не полностью. Поскольку арифметическую ошибку нельзя квалифицировать как грубое нарушение правил учета, инспекция привлекла организацию к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция по итогам проверки привлечь организацию к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату налога

Нет, не может.

Ответственность по статье 122 Налогового кодекса РФ возникает только в том случае, если налог не был перечислен в бюджет из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий плательщика. Состав правонарушения заключается в том, что плательщик некорректно определил сумму налога (занизил свои обязательства) и перечислил в бюджет меньше, чем должен был заплатить при правильном расчете. Перечисление налога с опозданием является основанием для начисления пеней, но не может быть основанием для привлечения к ответственности. Правомерность такого вывода подтверждается письмом ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 мая 2007 г. № 15162/06, ФАС Московского округа от 17 мая 2011 г. № КА-А40/4149-11, Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2009 г. № Ф04-5866/2009(20394-А45-49), от 29 июля 2009 г. № Ф04-3773/2009(9432-А45-15), Уральского округа от 8 июня 2009 г. № Ф09-3652/09-С2).

Ситуация: может ли инспекция по итогам проверки привлечь организацию к ответственности за неуплату налога. На момент образования недоимки за организацией числится переплата по другому налогу того же вида, превышающая недоимку

Сложившаяся арбитражная практика позволяет сделать однозначный вывод о том, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога при одновременном выполнении двух условий:

Такой вывод содержится, например, в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15 июня 2009 г. № Ф04-3487/2009(8708-А75-40), Московского округа от 27 апреля 2009 г. № КА-А40/3229-09-2, Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А19-475/07-51-04АП-1146/07(5)-Ф02-446/09, Северо-Западного округа от 5 июня 2008 г. № А21-7514/2006.

В то же время в арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога и в том случае, если у нее имелась переплата по другому налогу того же вида в размере, превышающем (равном) сумму недоимки. Принимая такие решения, судьи исходят из того, что начиная с 1 января 2008 года налоговое законодательство позволяет делать зачет между разными налогами одного вида (федеральными, региональными, местными) (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Поэтому при наличии переплаты по одному налогу и недоимки по другому налогу того же вида фактической задолженности (по налогам этого вида) у организации не возникает. А значит, основания для привлечения ее к ответственности за неуплату налога отсутствуют. Такая позиция нашла отражение в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 7 августа 2009 г. № А56-45665/2008, от 7 августа 2009 г. № А56-15151/2006, от 21 мая 2008 г. № А42-6421/2007 и Западно-Сибирского округа от 14 января 2009 г. № Ф04-10/2009(19087-А03-34). Не исключено, что следование второй позиции повлечет за собой спор с налоговой инспекцией, который придется разрешать в судебном порядке.

Ситуация: должна ли инспекция при расчете штрафа за неуплату налога учесть переплату по тому же налогу. Переплата по налогу возникла до образования недоимки, но сумма переплаты меньше доначисленного налога

Да, должна.

При привлечении организации к ответственности налоговая инспекция должна принимать во внимание следующие моменты. Во-первых, штраф за неуплату налога рассчитывается исходя из величины фактической недоимки (ст. 122 НК РФ). Во-вторых, организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога, если фактической задолженности перед бюджетом нет.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что при определении меры ответственности за неуплату налога инспекция должна учитывать имеющуюся в организации переплату по этому же налогу или по другому налогу того же вида (федеральному, региональному или местному). Иными словами, штраф должен быть рассчитан исходя из суммы недоимки, уменьшенной на сумму имеющейся в организации переплаты. Официальная точка зрения по этому вопросу контролирующими ведомствами не высказывалась, но в арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 июля 2009 г. № А05-11363/2008, от 24 февраля 2009 г. № А56-14045/2008, Московского округа от 5 марта 2009 г. № КА-А40/959-09-П, Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2009 г. № Ф04-882/2009(569-А46-14), Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2008 г. № А33-9418/07-Ф02-2020/08).

Непредставление документов

Ситуация: может ли инспекция по итогам проверки привлечь организацию к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ. Организация не представила запрошенные инспекцией документы, поскольку истек срок их хранения и документы были уничтожены

Нет, не может.

Предельные сроки хранения бухгалтерских документов и документов, необходимых для налогового контроля, установлены подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ и статьей 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Если срок хранения документов истек, то организация вправе их уничтожить.

В рассматриваемой ситуации организация не сможет исполнить требование инспекции и представить ей уничтоженные документы. Однако вины организации в этом нет, ведь срок хранения документов истек. Поэтому привлечь ее к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление документов невозможно. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 17 ноября 2009 г. № Ф09-8891/09-С3, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А05-8773/2008).

<…>

Административная ответственность

Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной и уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Если в ходе налоговой проверки инспекция обнаружит подведомственные ей административные правонарушения, будет составлен протокол, который поступит на рассмотрение руководителю инспекции или в суд, в зависимости от вида нарушения. Окончательное решение о привлечении должностных лиц организации к административной ответственности принимает руководитель инспекции (судья). Это следует из положений пункта 5 части 2 и части 1 статьи 28.3, статей 23.1, 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если должностное лицо совершит два и более административных правонарушения, то его накажут за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ). В то же время привлекать к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение законодательство не разрешает (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, бухгалтера нельзя дважды привлечь к административной ответственности за несвоевременную сдачу одной и той же декларации, если это нарушение будет выявлено инспекцией сначала в ходе одной проверки, а затем в ходе другой. При назначении административного наказания будут учтены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства (п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам налоговой проверки инспекция не может. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом должны быть переданы в органы внутренних дел. На основе этих данных представители органов внутренних дел будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности. Об этом говорится в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Подробнее о составе налоговых преступлений и мерах ответственности за них см. таблицу.

<…>

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Как оценить стоимость реализуемых покупных товаров в налоговом учете

В налоговом учете есть три метода оценки стоимости реализуемых покупных товаров:
ФИФО;
по средней себестоимости;
по себестоимости единицы.

Организация должна выбрать любой удобный для себя метод. Выбранный метод должен быть зафиксирован в учетной политике для целей налогового учета. Такие правила предусмотрены подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли в налоговом учете при списании покупных товаров одновременно использовать разные методы оценки их стоимости. Организация реализует товары, характеристики и объемы реализации которых несопоставимы

Да, можно.

Глава 25 Налогового кодекса не содержит запрета на применение различных методов оценки для разных групп товаров. При этом каждый из методов, по которому списывается тот или иной товар, должен быть зафиксирован в учетной политике для целей налогового учета.

Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 1 августа 2006 г. № 03-03-04/1/616.

<…>

Из ПБУ Минфина России от 09.06.2001 №№ 44н, ПБУ5/01

Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01

  • Пункт 2
  • Пункт 3
    • если на момент возникновения задолженности у нее имелась переплата по тому же налогу в части, зачисляемой в бюджет того же уровня;
    • если размер этой переплаты превышал или был равен сумме недоимки.
  • Пункт 5
  • Пункт 6

<…>

III. Отпуск материально-производственных запасов

16. При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

Абзац исключен с 1 января 2008 года приказом Минфина России от 26 марта 2007 года № 26н - см. предыдущую редакцию.

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка