Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
9 сентября 2015 70 просмотров

Наша организация планирует взять на работу граждан Узбекистана, имеющих патент. Подскажите какие документы нам должны предоставить, как правильно оформить их трудоустройство и какие налоги и в какие фонды нам придется платить?

Документальное оформление. Иностранец, который уже временно пребывает в России, должен получить патент. Работодатель, в свою очередь, должен заключить с ним трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.

Так, если заключили трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, то в миграционную службу подайте уведомление по форме, утвержденной приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Также в миграционную службу нужно сообщать и о расторжении таких договоров с безвизовыми иностранцами (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147). Документы заполняйте в соответствии с Порядком, приведенным в приложении № 21 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомления надо подать в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора.

Иностранец по прибытии в Россию должен встать на миграционный учет. Для этого он при въезде через границу получает и заполняет миграционную карту. В миграционной карте фиксируются дата выдачи и срок пребывания мигранта в России. Копию миграционной карты иностранец должен передать работодателю.

Также при трудоустройстве у иностранца должен быть документ, удостоверяющий личность (паспорт либо другой документ, который может подтвердить личность, согласно законодательству или подписанным международным соглашениям России).

Подробнее о принятии на работу иностранца смотрите Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего

НДФЛ. При приобретении патента на трудовую деятельность в России иностранец самостоятельно перечисляет в бюджет фиксированный авансовый платеж по НДФЛ. Общая сумма платежа зависит от срока действия патента и определяется исходя из фиксированной величины 1200 руб. в месяц. После трудоустройства иностранца НДФЛ с его доходов рассчитывает и удерживает работодатель – налоговый агент. Налоговая ставка составляет 13 процентов независимо от того, является ли иностранец резидентом (абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом суммы НДФЛ, ранее перечисленные иностранцем в качестве фиксированного авансового платежа, налоговый агент обязан засчитывать в счет уплаты НДФЛ с доходов, которые он выплачивает иностранцу после приема на работу.

Чтобы уменьшить НДФЛ на сумму авансовых платежей, налоговому агенту потребуются следующие документы:

– заявление сотрудника с просьбой уменьшить НДФЛ на сумму фиксированного авансового платежа по налогу;
– документы, подтверждающие уплату фиксированного платежа по НДФЛ (квитанции об уплате фиксированного платежа);
– уведомление от налоговой инспекции о правомерности уменьшения НДФЛ на сумму фиксированного платежа. Чтобы получить такое уведомление, налоговый агент должен обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением. Составлять заявление ФНС России рекомендует по форме, приведенной в приложении № 1 к письму от 19 февраля 2015 г. № БС-4-11/2622Уведомление на каждого конкретного иностранца выдается один раз и действует в рамках одного налогового периода (п. 6 ст. 227.1 НК РФинформация ФНС России от 26 декабря 2014 г.).

Сумма НДФЛ, удержанная из реальных доходов иностранца, может быть меньше уплаченных им фиксированных авансовых платежей. Разница между этими суммами не признается излишне уплаченным налогом, поэтому возвращать ее сотруднику налоговый агент не вправе.

Это следует из положений пункта 2 статьи 226, статьи 227.1 Налогового кодекса РФ, статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 16 марта 2015 г. № ЗН-4-11/4105.

Как удержать НДФЛ у иностранца, работающего на основании патента

Страховые взносы.

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан. Единственное отличие – тариф страховых взносов в ФСС России. В отличие от тарифа, установленного для выплат российским гражданам (2,9%), на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, страховые взносы начисляйте по тарифу 1,8 процента.

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, не начисляйте – застрахованными лицами они не признаются.

Это следует из положений частей 12 статьи 12, статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Выплаты и вознаграждения, начисленные сотрудникам-иностранцам в рамках трудовых отношений, облагаются взносами на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. В данном случае статус сотрудника (резидент, нерезидентпостоянно или временно проживающий (пребывающий) в России) значения не имеет. Страховые взносы начисляйте в том же порядке, что и с выплат в пользу российских граждан. Такой вывод следует из пункта 2 статьи 5, пункта 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Обоснование

1. Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

Иностранцы – граждане других государств, а также лица без гражданства могут свободно выбирать, чем им заниматься и по какой профессии работать в России. Однако нанять их можно только с учетом существующих ограничений и требований. Кроме того, иностранцы не могут работать или служить на определенных выборных, общественно значимых и некоторых других должностях. Например, депутатом Государственной думы РФ или судьей может быть только гражданин России.

Это следует из положений статей 212 и пункта 1 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Нанимать на работу иностранцев могут работодатели, заказчики работ и услуг. В этой роли могут выступать:

  • российские организации всех организационно-правовых форм;
  • граждане России, в том числе и зарегистрированные как индивидуальные предприниматели;
  • иностранные организации;
  • иностранные граждане, только если они зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.

Нанять иностранца можно, заключив с ним трудовой или гражданско-правовой договор. Кроме того, может понадобиться соблюсти целый ряд формальностей.

Такой порядок установлен положениями пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Для того чтобы правильно оформить прием на работу иностранца, прежде всего определитесь с его статусом (основаниями, на которых он находится в России). Именно от этого во многом зависит, какие документы необходимо оформить и придется ли уведомлять контролирующие ведомства о таком новом сотруднике.

Статус иностранца: какой бывает и чем подтвердить

В России иностранцы могут находиться как:

Временно пребывать в России иностранцы могут, получив визу или находясь на ее территории в безвизовом порядке.

Кроме того, иностранец может быть высококвалифицированным специалистом. Для приема на работу таких лиц предусмотрен особый порядок.

Это следует из положений статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Подтвердить свой статус иностранец должен определенными документами.

Так, доказательством статуса временно пребывающего в России иностранца будет миграционная карта. У такого иностранца она должна быть обязательно. В миграционной карте фиксируются дата выдачи и срок пребывания мигранта в России. По окончании указанного срока иностранец может его продлить. Кроме того, он может получить разрешение на временное проживание или даже вид на жительство.

Получив разрешение на временное проживание, иностранец может в течение трех лет трудиться и жить в России. Разрешение оформляется в виде отметки в документе (штампа), удостоверяющем личность, а при его отсутствии – отдельным документом.

Иностранец, проживший в России год, может подать заявление о выдаче вида на жительство. Он выдается на пять лет и может неограниченное количество раз продлеваться. Вид на жительство, полученный лицом без гражданства, одновременно будет для него и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство также позволяет иностранцу свободно въезжать в Россию и выезжать с ее территории.

Кроме того, у любого иностранца должны быть документы, удостоверяющие его личность. Так, у иностранца должен быть паспорт либо другой документ, который может подтвердить личность, согласно законодательству или подписанным международным соглашениям России. Человек без гражданства также может подтвердить личность, как указано выше, разрешением на временное пребывание (когда оно оформлено отдельным документом) или видом на жительство.

Это следует из положений статей 255.166.1810 и 10.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Подробнее о том, как принять на работу иностранца с учетом его статуса, см.:

<…>

Работодатель должен уведомить территориальный орган ФМС России о заключении или прекращении трудового договора с сотрудником-иностранцем. При этом каких-либо исключений в зависимости от статуса иностранца нет. Поэтому работодатель должен уведомить миграционную службу о приеме на работу любого иностранца, в том числе со статусом беженца. Такой вывод следует из положений пункта 8статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

<…>

Ограничение по месту работы

Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих в России иностранцев, учитывайте установленные для них ограничения. Так, иностранцы могут работать:

  • либо только в том регионе, где им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ);
  • либо только в том регионе, где им выдано разрешение на работу или патент, и только по той профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая указана в разрешении на работу или патенте, – если они временно пребывают в России (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Из этого правила есть исключения. Временно проживающий в России иностранец может работать в другом регионе, если одновременно выполняются два условия:

  • профессия или должность иностранца есть в списке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней, когда работа иностранца носит разъездной характер и это прописано в его трудовом договоре. И 40 календарных дней, если иностранец находится в служебной командировке.

Для временно пребывающих в России визовых иностранцев для работы вне региона также должны одновременно выполняться два условия:

  • профессия или должность иностранца есть в списке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.

Безвизовые иностранцы, временно пребывающие в РФ, для работы на территории другого региона могут оформить отдельный патент.

В отношении высококвалифицированных иностранцев установлены особые условия, соблюдение которых также позволяет таким специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу(разрешено временное проживание).

Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13, пункта 16 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Иностранцев нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, им запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.

Замещать главного бухгалтера или другого сотрудника, который ведет бухучет, могут только иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в России. Соответственно, временно пребывающего в России иностранца принять на эти должности нельзя. Таковы требования пункта 3 статьи 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Внимание: если контролеры узнают о том, что в организации нелегально работают иностранцы, то они могут назначить выездную или документарную проверку и по другим вопросам. Порядок проведения контрольных мероприятий установлен Административным регламентом, который утвержден приказом ФМС России и МВД России от 30 апреля 2009 г. № 338/97. В результате руководителя организации или другого ответственного сотрудника могут привлечь к административной ответственности.

<…>

Также обратите внимание, что иностранцы, временно пребывающие в безвизовом порядке, получают взамен разрешения на работу патент. При этом для граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз, действуют особые правила – патенты им не нужны.

Иностранцев, имеющих статус постоянно проживающих в России, принимают на работу без специальных разрешений. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Такие же правила действуют и в отношении граждан Республики Беларусь при наличии регистрации в России (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4).

<…>

Ответственность

Внимание: организацию, в которой трудятся иностранные граждане без разрешения на работу (патента), оштрафуют на крупную сумму. Причем наказание грозит за каждого такого сотрудника.

Ответственность установлена частью 1 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штрафы предусмотрены в следующих размерах:

  • на организации – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Прием на работу

После того как оформите все необходимые разрешительные документы, заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор.

Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, оформите трудовую книжку (ч. 4 ст. 65ст. 66 ТК РФ).

Ситуация: нужно ли заново оформлять трудовую книжку сотруднику-иностранцу из ближнего зарубежья или продолжать вести ту, которую он предъявил при приеме на работу

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда и где выдана трудовая книжка сотруднику-иностранцу. Если ее завели еще в СССР, то нужно продолжать ее заполнять. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов. Серии трудовых книжек, которые выпускались в России (СССР) в этот период, приведены в таблице.

Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно. Аналогичная точка зрения приведена в письме Роструда от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

<…>

Пенсионное страхование

Ситуация: нужно ли оформлять пенсионное свидетельство сотруднику-иностранцу при приеме его на работу по трудовому договору

Да, нужно, если сотрудники-иностранцы:

На выплаты таким сотрудникам нужно начислять пенсионные взносы. Соответствующий порядок установлен в пункте 1 статьи 7, пункте 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Таким образом, следует обеспечить свидетельствами иностранцев, временно или постоянно проживающих, а также временно пребывающих в России.

Высококвалифицированные иностранные специалисты, которые временно пребывают на территории России, не подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Следовательно, таким сотрудникам пенсионное свидетельство не положено.

Медицинское страхование

Ситуация: нужно ли оформить полис обязательного медицинского страхования сотруднику-иностранцу при приеме его на работу

Нет, не нужно.

Иностранцы, находящиеся на территории России, могут иметь статус:

Иностранные граждане, постоянно и временно проживающие на территории России (за исключением высококвалифицированных специалистов), являются застрахованными лицами (ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). На выплаты таким сотрудникам организация начисляет страховые взносы на обязательное медицинское страхование. А значит, в отношении них организация является страхователем. Однако полисы обязательного медицинского страхования сотрудники получают самостоятельно. Для получения полиса иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию (при ее отсутствии – в территориальный фонд) заявление о выборе страховой медицинской организации (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Выдача полисов происходит в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При этом иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, полис выдают без ограничения срока действия (п. 31 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Временно проживающим на территории России иностранным гражданам полис выдают на срок действия разрешения на временное проживание (п. 33 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Иностранцы, временно пребывающие в России, а также высококвалифицированные иностранные специалисты (независимо от их статуса) не подлежат обязательному медицинскому страхованию. В отношении них организация не является страхователем. Соответственно, полисы обязательного медицинского страхования оформлять не нужно (ни организации, ни самим сотрудникам). Такой вывод позволяют сделать статьи 10 и 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Таким образом, независимо от статуса сотрудника-иностранца организация не должна оформлять ему полис обязательного медицинского страхования.

Особые правила действуют в отношении граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз. Таким сотрудникам полисы медицинского страхования полагаются независимо от статуса. Ведь эти государства являются членами договора о Евразийском экономическом союзе. Социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся происходит на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. А обязательное медицинское страхование как раз и является разновидностью социального обеспечения. Это следует из пункта 5 статьи 96, пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., Договора о присоединении Республики Армении и Договора о присоединении Кыргызской Республики. Соответственно, начислять медицинские взносы и выдавать полисы ОМС нужно по тем же правилам, что и для граждан России.

Постановка на учет в налоговую инспекцию

Сотрудники-иностранцы должны состоять на налоговом учете в российской налоговой инспекции. Но подавать для этого заявления в налоговую вам как работодателю не придется. Миграционная служба сама известит налоговую инспекцию о факте учета (регистрации) такого иностранца. И инспекторы автоматически поставят мигранта на учет.

Для всех категорий иностранцев предусмотрен единый порядок. На адрес проживания иностранца, то есть по которому его зарегистрировали в ФМС и налоговой, вышлют уведомление о постановке на учет в налоговой инспекции с присвоенным ИНН.

Датой постановки на учет в налоговой инспекции будет дата регистрации по местожительству (учета по месту пребывания) иностранца. Ее можно посмотреть в свидетельстве о регистрации.

Такой порядок предусмотрен разделом II приложения к приказу Минфина России от 21 октября 2010 г. № 129н.

Кроме того, факт постановки иностранца на учет в налоговой инспекции проверяет миграционная служба после принятия к рассмотрению документов на оформление разрешения на работу или патента. При отсутствии таких сведений в государственной информационной системе миграционного учета миграционная служба направляет в налоговую сведения о постановке иностранца на миграционный учет. Далее инспекция ставит иностранца на налоговый учет и направляет сведения об этом в миграционную службу не позднее дня, следующего за днем постановки иностранца на учет. Об этом сказано в пункте 7статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

<…>


2. Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего

Кто может приезжать в Россию без визы

Есть конкретный перечень стран, где для граждан каждого иностранного государства обозначен режим въезда в Россию. Такой перечень вы найдете в письме МИД России от 27 апреля 2012 г. № 19261/кд.

Так, без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья. В частности, из Азербайджана, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. А также граждане из стран дальнего зарубежья, например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония.

Кроме того, въезжать в Россию без виз могут лица без гражданства, которые живут в Латвии и Эстонии и ранее имели гражданство СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977).

Для трудоустройства граждан таких государств (лиц без гражданства), если они не находятся на территории России, сначала придется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:

Как оформить на работу безвизового иностранца

Принимать на работу безвизового иностранца нужно в зависимости от того, гражданином какого государства он является. Так, для граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз, действуют особые правила приема на работу. Для граждан других государств важно еще учитывать, находится уже иностранец в России или нет.

Иностранец, который уже временно пребывает в России, должен получить патент. Работодатель, в свою очередь, должен заключить с ним трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.

Для иностранца, который пребывает в своем государстве, но может въехать в Россию в безвизовом порядке, порядок действий такой:
1) работодатель оформляет приглашение на въезд (при необходимости);
2) когда иностранец приедет, работодатель ставит его на миграционный учет;
3) иностранец получает патент с целью ведения трудовой деятельности у работодателя;
4) стороны заключают трудовой (гражданско-правовой договор) и работодатель уведомляет об этом миграционную службу.

Заметьте: получать разрешение на привлечение и использование иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, работодатель не обязан (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Ситуация: нужно ли обращаться в службу занятости с заявкой о потребности в тех или иных специалистах, прежде чем принять на работу безвизовых иностранцев, имеющих патент

Нет, не нужно.

Дело в том, что обращаться в службу занятости и получать квоты нужно только для того, чтобы в дальнейшем получить разрешение на привлечение и использование труда иностранцев, прибывающих в Россию в визовом порядке.

Что же касается безвизовых иностранных сотрудников, то разрешение на их привлечение и использование получать не требуется (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

А раз так, то нет и необходимости обращаться в службу занятости.

<…>

Внимание: за привлечение к работе иностранного гражданина без патента либо вне пределов того региона, где ему выдан патент, предусмотрена административная ответственность.

К ответственности работодателя привлекут и в том случае, если он в нарушение законодательства привлечет иностранца к работе вообще без оформления документов (трудового договора, разрешительной документации и т. п.). Также будут санкции, если привлечь к работе иностранного гражданина или лицо без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте, если патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности). Об этом сказано в части 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, постановление Московского городского суда от 5 августа 2013 г. № 4а-1253/13). Если впоследствии органы ФМС России примут решение об административном выдворении нелегально работающего иностранца, то бюджетные средства, затраченные на его выезд, взыщут в судебном порядке с организации-работодателя (п. 5 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Переоформление патента

Переоформление патента поможет иностранцу продолжать работать по патенту без выезда из России. Но переоформить патент иностранец сможет только в случае, если в этом заинтересован работодатель, так как представление ходатайства от работодателя обязательно.

<…>

Гарантии иностранному сотруднику

Работодатель как приглашающая сторона обязан:

  • начислять иностранцу зарплату не ниже МРОТ;
  • обеспечить иностранца страховым медицинским полисом либо предоставлять ему при необходимости денежные средства для получения медицинской помощи;
  • предоставить иностранцу жилье в соответствии с социальной нормой площади, установленной в регионе.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 16 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167.

Внимание: организации грозят штрафы, если она не предоставит иностранцу жилье, медицинский страховой полис или денежные средства для медпомощи, зарплату не ниже МРОТ.

Ответственность установлена частью 5 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:

  • для должностных лиц – штраф в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.;
  • для организаций – штраф в размере от 400 000 руб. до 500 000 руб.

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, в отношении которого допущены нарушения (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).

Постановка на миграционный учет

Иностранец по прибытии в Россию должен встать на миграционный учет. Для этого он при въезде через границу получает и заполняет миграционную карту. Копию миграционной карты иностранец должен передать работодателю.

А работодатель должен направить уведомление об этом в миграционную службу. Сделать это нужно не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания. К уведомлению приложите копию документа, удостоверяющего его личность (паспорт), и копию его миграционной карты.

Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 13 и 4.1статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, пунктом 31 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

Уведомление организация может направить тремя способами:

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Соглашениями между Россией и другими странами могут быть предусмотрены иные сроки постановки на миграционный учет, отличные от общеустановленных. Граждане этих стран могут находиться на территории России без постановки на миграционный учет более продолжительное время по сравнению с гражданами других государств. Такие соглашения действуют в отношении следующих стран:

Государство Срок, в течение которого гражданин освобождается от постановки на миграционный учет Документ
Республика Таджикистан В течение 15 календарных дней с даты въезда в Россию п. 1 и 3 ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан от 8 февраля 2013 г.
Республика Беларусь В течение 30 суток с даты въезда в Россию ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, ратифицированного Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ
Республика Казахстан В течение 30 суток с даты въезда в Россию ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ
Республика Армения В течение 30 дней с даты въезда в Россию ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армении от 11 июля 2014 г.
Кыргызская Республика В течение 30 дней с даты въезда в Россию ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой от 19 июня 2015 г.

Срок пребывания иностранца

Общий порядок

Иностранный гражданин, временно пребывающий на территории России в безвизовом порядке, может находиться в стране не больше 90 суток (суммарно) в течение каждого 180-дневного периода. Однако этот срок считают продленным, если ему выдали патентпродлили срок действия патента или переоформили его. Такой порядок следует из положений пунктов 1–2 и абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

По истечении срока пребывания безвизовый иностранный гражданин обязан выехать из России, за исключением некоторых случаев. К таким относятся:

  • продление действия визы или срока временного пребывания,
  • выдача разрешения на временное проживание,
  • выдача вида на жительство,
  • принятие заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание,
  • принятие заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка,
  • принятие заявления о выдаче вида на жительство и др.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Особый порядок для граждан стран, входящих в ЕАЭС

Срок временного пребывания граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз, определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Такой порядок установлен пунктами 5–6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

После того как трудовой договор будет расторгнут, гражданам государств, входящих в Евразийский экономический союз, отводится 15 дней на заключение нового, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в пункте 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

Внимание: принимающей стороне грозит административная ответственность, если она не исполнит обязанности по миграционному учету.

Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает штрафы:

  • для организации (принимающей стороны) – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • для должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом если требования нарушили в отношении двух и более иностранцев, то наказание грозит за каждого.

Оформление на работу

В целом принимать на работу иностранных граждан нужно в общем порядке. То есть необходимо издать приказ, заключить договор и сделать запись в трудовой книжке. Подробнее см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.

Кроме этого, о трудоустройстве иностранцев нужно уведомлять миграционную службу.

Так, если заключили трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, то в миграционную службу подайте уведомление по форме, утвержденной приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Также в миграционную службу нужно сообщать и о расторжении таких договоров с безвизовыми иностранцами (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147). Документы заполняйте в соответствии с Порядком, приведенным в приложении № 21 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Уведомления надо подать в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора. Уведомления можно подать как на бумаге (лично или по почте), так и в электронной форме, в том числе через портал госуслуг. Если уведомление о заключении (расторжении) договора подано непосредственно в территориальный орган ФМС России, выдается справка о приеме уведомления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктами 6–8приложения № 21 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Внимание: в настоящее время подать уведомление через портал госуслуг нельзя. Действительно, данная возможность предусмотрена в законодательстве с 1 января 2015 года. Однако ФМС России до сих пор не реализовала соответствующий механизм.

Добавим, что уведомлять службу занятости и налоговую инспекцию работодателю не нужно. Подразделения ФМС России сами обмениваются со службами занятости и налоговыми органами сведениями о привлечении сотрудников-иностранцев. Это предусмотрено в пункте 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Ответственность за неуведомление ФМС России

Внимание: организацию могут оштрафовать, если она не сообщила в миграционную службу о том, что заключила или расторгла трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем.

Штраф составит:

  • для организации (принимающей стороны) – от 400 000 до 800 000 руб. Либо организации могут запретить вести деятельность на срок от 14 до 90 суток);
  • для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 35 000 до 50 000 руб.

Такая ответственность установлена частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер штрафа увеличен:

  • для организации (принимающей стороны) – штраф от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц организации (например, руководителя) – в размере от 35 000 до 70 000 руб.

Об этом сказано в части 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление миграционной службы, но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления.

<…>

3. Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как удержать НДФЛ у иностранца, работающего на основании патента

При приобретении патента на трудовую деятельность в России иностранец самостоятельно перечисляет в бюджет фиксированный авансовый платеж по НДФЛ. Общая сумма платежа зависит от срока действия патента и определяется исходя из фиксированной величины 1200 руб. в месяц. Эта величина ежегодно индексируется с учетом:

После трудоустройства иностранца НДФЛ с его доходов рассчитывает и удерживает работодатель – налоговый агент. Налоговая ставка составляет 13 процентов независимо от того, является ли иностранец резидентом (абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом суммы НДФЛ, ранее перечисленные иностранцем в качестве фиксированного авансового платежа, налоговый агент обязан засчитывать в счет уплаты НДФЛ с доходов, которые он выплачивает иностранцу после приема на работу.

Чтобы уменьшить НДФЛ на сумму авансовых платежей, налоговому агенту потребуются следующие документы:

– заявление сотрудника с просьбой уменьшить НДФЛ на сумму фиксированного авансового платежа по налогу;
– документы, подтверждающие уплату фиксированного платежа по НДФЛ (квитанции об уплате фиксированного платежа);
– уведомление от налоговой инспекции о правомерности уменьшения НДФЛ на сумму фиксированного платежа. Чтобы получить такое уведомление, налоговый агент должен обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением. Составлять заявление ФНС России рекомендует по форме, приведенной в приложении № 1 к письму от 19 февраля 2015 г. № БС-4-11/2622Уведомление на каждого конкретного иностранца выдается один раз и действует в рамках одного налогового периода (п. 6 ст. 227.1 НК РФинформация ФНС России от 26 декабря 2014 г.).

Сумма НДФЛ, удержанная из реальных доходов иностранца, может быть меньше уплаченных им фиксированных авансовых платежей. Разница между этими суммами не признается излишне уплаченным налогом, поэтому возвращать ее сотруднику налоговый агент не вправе.

Это следует из положений пункта 2 статьи 226, статьи 227.1 Налогового кодекса РФ, статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 16 марта 2015 г. № ЗН-4-11/4105.

Пример удержания НДФЛ с доходов сотрудника-иностранца, имеющего патент на трудовую деятельность в России

Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев в январе 2015 года оплатил патент (г. Москва) на ведение трудовой деятельности в России в течение трех месяцев. Размер фиксированного платежа составил 12 000 руб. (4000 руб. ? 3 мес.).

15 января 2015 года Кондратьев устроился на работу по трудовому договору в ООО «Альфа». Его оклад – 35 000 руб.

В день трудоустройства Кондратьев написал заявление об уменьшении НДФЛ на сумму уплаченного фиксированного платежа. Кроме того, он представил квитанцию, подтверждающую уплату налога.

15 января 2015 года «Альфа» направила в налоговую инспекцию заявление о представлении уведомления о подтверждении права на уменьшение налога.

20 января «Альфа» получила от налоговой инспекции уведомление.

Начиная с доходов за январь бухгалтер «Альфы» уменьшает НДФЛ на сумму уплаченного Кондратьевым фиксированного платежа. С учетом уменьшения сумма НДФЛ к удержанию за январь и февраль отсутствует.

Месяц Доход Начислен НДФЛ с зарплаты за месяц НДФЛ к удержанию (с учетом уплаченного фиксированного платежа)
Январь 28 000 руб. 3640 руб. (28 000 руб. ? 13%) 0 руб. (3640 руб. – 12 000 руб.)
Февраль 35 000 руб. 4550 руб. (35 000 руб. ? 13%) 0 руб. (4550 руб. – (12 000 руб. – 3640 руб.))
Март 35 000 руб. 4550 руб. (35 000 руб. ? 13%) 740 руб. (4550 руб. – (12 000 руб. – 3640 руб. – 4550 руб.))

В учете бухгалтер сделал проводки.

Январь:

Дебет 20 Кредит 70
– 28 000 руб. – начислена зарплата за январь;

Дебет 70 Кредит 51
– 28 000 руб. – выплачена зарплата Кондратьеву.

Февраль:

Дебет 20 Кредит 70
– 35 000 руб. – начислена зарплата за февраль;

Дебет 70 Кредит 51
– 35 000 руб. – выплачена зарплата Кондратьеву.

Март:

Дебет 20 Кредит 70
– 35 000 руб. – начислена зарплата за март;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– 740 руб. – удержан НДФЛ с зарплаты за март (разница между суммой уплаченного фиксированного платежа и суммой НДФЛ, начисленного за январь, февраль и март);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51
– 740 руб. – перечислен НДФЛ в бюджет;

Дебет 70 Кредит 51
– 34 260 руб. (35 000 руб. – 740 руб.) – выплачена зарплата Кондратьеву.

Из рекомендации «Как удержать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца»

<…>


4. Из рекомендации
Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу

Статус иностранца

Сотрудник-иностранец может находиться в России в статусе:

Пенсионные взносы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянновременно проживающих или временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов).

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Взносы на социальное страхование

Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянновременно проживающих или временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов). Исключение – выплаты в рамках гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг. Эти суммы не облагаются страховыми взносами в ФСС.

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 и пункта 2 части 3 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 7 апреля 2015 г. № 17-3/В-172.

Взносы на медицинское страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам(кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающиевременно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

<…>

Порядок начисления взносов

На выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим и временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2.1 ст. 22,ч. 1 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 958.2ч. 2 ст. 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан. Единственное отличие – тариф страховых взносов в ФСС России. В отличие от тарифа, установленного для выплат российским гражданам (2,9%), на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, страховые взносы начисляйте по тарифу 1,8 процента.

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, не начисляйте – застрахованными лицами они не признаются.

Это следует из положений частей 12 статьи 12, статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка